Люди называли это место двором — но явно для красного словца. Не опаханный, не огороженный оберегами хотя бы раз, с точки зрения криксы и всех ее сородичей этот двор, как и большая часть того пространства, которое люди называли город, был обычной пустошью. Где-то по оврагам еще доживали свое старые, слепые и запаршивленные лешие и водяные. Немели в железобетонной броне ичетики впадающих в городской пруд родников. Исходили неумолкающим воплем боли древяницы ежегодно четвертуемых искалеченных тополей вдоль дорог.
Кое-где по запечкам не снесенного частного сектора голодали позабытые домовые, тщетно пытаясь докричаться до оглохших душ праправнуков их прежних питомцев. Взирали по ночам с высоты колокольные маны — это племя даже прибавляться начало, когда люди вздумали поиграть в христианство и церковное возрождение. Но в основном пир правила пустошь и ее законные насельники — голодные твари Нави.
Люди поставили на пустоши коробку из железобетона и назвали ее домом. Плоская кровля дома не переглядывалась с небесами резными солнышками и звездами причелин и полотенец, солнечным скакуном князька. Его подпол, в который вместо еды и прочих припасов были спиханы уродливые железные потроха, по которым люди сливали свои нечистоты, был врыт в неоткупленную землю без жертвы и договора. Его стены не породнились со сторонами света, материал, пошедший на них, был взят у прежних Хозяев без спроса. Отнорок, в который притащили ее добычу, был столь же открыт ветрам пустоши, как и остальные. Ни одного оберега, разве что подкова над дверью — так это для тех, кто имеет дурацкую привычку входить через дверь.
Одним прыжком крикса оказалась на колыбели, ухватилась за свешивающийся край одеяла. Лапы оберегов пламенем не обожгло. Переступая с клюва диснеевских утят на уши дебильно улыбающихся мышей, она устремилась вверх.
Е. Трошкова "Крикса"
В моём рассказе «Крикса» чаще замечают только одну тему – тему абортов.
Между тем я пытался сказать в ней несколько слов и по совсем другой теме. О том, для чего нужны очищения и обереги. О мире вокруг нас, кишащем многочисленными, и зачастую, особенно в наши времена, недружелюбными силами.
Каждый, называющий себя язычником, любит поговорить об одухотворённости мира вокруг, о «душе» местности, предметов, явлений, о том, что природа – это-де живой организм. Зачастую этим сентиментальным лепетом дело и ограничивается. Мало кто желает воспринимать всё это, как факт. Совершенно реальный факт.
Мы не одни в мире. Мир полнится духами. И умиляться тут повода нет. Даже просто природные духи могут быть опасны – как опасна сама Природа, как опасны её стихии, как опасны могут быть звери в лесу – без малейшего «злого» умысла, просто по своей сущности, от голода, или оттого, что человек нарушил, с умыслом или без, строгий звериный этикет.
Не все духи благорасположены к человеку. Даже в сравнительно неиспоганенной природе. Предки знали это. Вышивки на рубахах, резные и писаные узоры на домах, на посуде, на прочей утвари – всё это было украшением только во вторую очередь. В первую – оберегом. Защитой. От случайного или намеренного вредоносного влияния тех, кто невидимо окружал их носителей. Входя в лес, в баню, даже в побывшую закрытой комнату собственного дома, следовало «напроситься» — предупредить о своём появлении, оказывая уважение Соседям нашим и Хозяевам построек или местности. Тем паче требовалось обставлять обрядами постройку нового жилья или вселение в него.
Современный человек, особенно горожанин, к каковым, чего таить, относится и большинство современных язычников, находится по сравнению с пращуром в сугубо и трегубо невыгодном положении. Задумайтесь на мгновение – если всё живое имеет душу, какие чувства должны испытывать к Вам обрубки тополей, торчащие вдоль бульваров, по которым Вы гуляете? Сколько жизней, больших и малых, было погублено, дабы возвести Ваш дом? И с кого они, неприкаянные, будут стараться взыскать – не с Вас ли?
Опасность, угрожающая современному человеку, гораздо больше, нежели та, что грозила пращуру. А защищён он от неё много хуже. Ибо многочисленных оберегов, пронизывавших всю жизнь его предка, не знает. Там, где для того достаточно было следования обычаю – по принципу – «все так делают» или «отцы наши делали, и мы также будем» — нашему современнику требуется сознательное усилие. Поэтому очень важно знать, изучать, восстанавливать, возвращать в быт тысячи малых обычаев и обрядов, ограждающих и очищающих, помогающих держать на расстоянии духов опасных и поддерживать отношения с духами, чья помощь может понадобиться (и с теми, кого попросту ни к чему обижать).
Разумеется, если Вы действительно верите в то, что читаете и повторяете – про живую Природу, про полный духов мир. А не снимаете всё «язычество» вместе с рубашкой, возвращаясь с очередной Купалы.