Здесь коротко опишем наше видение смысла Отшельничества как одного из видов Духовной Практики[1].
Предпосылки
А) Природа ума
Природа ума – структурирование, описание. Ум стремится объяснить все вещи и явления, сделать понятным непонятное, измерить Безмерное. И здесь важно понять, что природа ума конечна (хотя и имеет тенденцию к расширению), в то время как любое явление неограниченно по своим характеристикам. Потому ум выхватывает то, что может в себя вместить, остальное же структурирует методом подобия (проводит параллели между явлениями, кажущимися подобными благодаря сходным характеристикам). Всё это приводит к морочности мировосприятия, когда ограниченность и субъективность ума искажает Подлинную Природу вещей,
Б) Умственные обусловленности и Чистое Осознание
1. В Духовном смысле ум – единственный барьер, отделяющий нас от Безмерного[2]. Единственная причина обусловленности, ограниченности. Ум непрестанно описывает и структурирует видимое и ощущаемое, благодаря чему мы осознаём не столько сам объект, сколько его преломление через наш собственный ум.
Заставь ум замолчать хотя бы на миг – и увидишь Подлинную Реальность…
2.Чистое Осознание – это растворение ума в Сущем, это абсолютная незамутнённость, помогающая не преломлять познаваемое, это искусство объективного осознавания, свободного от оценок и морализирования, это тотальное растворение твоего эго в Безмерном Океане Всебога.
3. В том же и состоит различие между обыденным умом и Осознающим: обыденный ум, глядя в Водную Гладь Реальности видит там своё собственное отражение. Осознающий видит саму Воду и ничего более. Это и есть Чистое Восприятие…
Теория
А) Направленность ума
1. Для большей наглядности скажем, что ум человека подобен желудку — он работает постоянно, даже когда мы спим. Все внешние впечатления любого характера — зрительные, чувственные и т.д., любое мелькание «картинки» перед глазами – всё это то, чем питается наш ум, всё это «пища для ума». Когда в желудок не попадает пища, когда желудок пуст — он начинает переваривать сам себя. Когда ум не получает новых впечатлений, новой «пищи», он начинает реализовывать то, что в нём есть – застарелые мысли и идеи, многочисленные пласты подсознания и т.д. Иными словами, как и желудок, «переваривать» сам себя. Именно поэтому неподготовленному человеку нахождение в отрезанном от внешнего мира ограниченном пространстве «наедине с собой» чревато многочисленными нервными расстройствами, вплоть до умопомешательства – это бунтует ум, требуя «пищи». Главнейшей причиной этого бунта является то, что ум большинства людей направлен вовне. Иначе говоря, ум большинства людей склонен искать себе «пищу» во внешнем окружении (поэтому, кстати говоря, психологи зачастую советуют своим пациентам «смену обстановки» как одно из средств профилактики нервных расстройств – в привычном окружении «пища» уже не удовлетворяет ум, посему он требует новой «картинки», нового вида «пищи»). Соответственно, ум большинства людей обусловлен внешним, он нуждается во внешнем, нуждается в "пище", в объекте осмысления. Осознание — это не-зависимость от любых объектов, выход за рамки объективного мира, за рамки как осмысливающего, так и объекта осмысления. И направленный вовне ум является единственной "цепью", связывающей нас с объективным миром, единственной причиной ощущения "разделённости", единственной (но очень крепкой и высокой) "стеной", отделяющей понятия "Я" и "Бог"...
2. Поэтому единственной целью Отшельничества является осознание различных уловок ума и обретение подлинного контроля над ним. Всё остальное – будь то «Прозревание Бога» или обычное благодушествование на Природе (с чем принято ассоциировать Отшельничество) не более чем стереотипы и, опять же, очередные уловки ума.
Уединение, пребывание в одиночестве, целенаправленное отрешение от мелькания «картинки», аскетизм, то есть окружённость минимальным количеством вещей, умеренность в пище — всё это является инструментом данной Практики, направленным на лишение ума его внешней «пищи»[3] и, соответственно, сменой направленности извне — вовнутрь. Фактически, это Практика без цели, т.к. в процессе её выполнения ты не обретёшь никаких новых навыков…
Практика
А) Обращённость вовнутрь. Движение к Центру
Простейший и один из наиболее надёжных способов самоуглубления – разотождествление. Просто осознавайте вашу не-тождественность с вашими же внешними и внутренними составляющими, постепенно приближаясь к не-осознаваемому Центру. Схема здесь достаточно проста, так как Подлинное Осознание изначально присуще любому человеку. Скажем более – практически все люди неосознанно чувствуют эти вещи, находящие отображение во многих гранях обыденной жизнедеятельности, вплоть до языка. Задумайтесь, мы говорим: «Моя рука», «Моё тело», «Моя голова». Построение этих фраз и есть пища для Осознания. «Моя рука», «Моё тело», «Моя голова» — всё это хотя и принадлежит тебе, но гораздо важнее осознать, что всё это – не ты. На этой схеме и основана данная Практика. Двигаясь извне – вовнутрь осознаём: «Мой желудок», «Мои лёгкие» и т.д. Всё это лишь принадлежит тебе, но всё это – не ты. И далее: «Мой ум», «Мой Дух»… Ключевой момент: мы можем сказать и говорим — «МОЙ ум». Но ведь принято считать, что ум – это осознающая сущность. Так кто же осознаёт сам ум? Ты – ВИДЯЩИЙ. Видящий свой ум, но не видимый. Ты – тот, кто видит, но не тот, кого видят.
В этом и заключается суть Практики движения вовнутрь — осознавание Того, Что Осознаёт и Того, Что Вне Осознания. Движение мысли Туда, Где Заканчиваются Мысли. Да, всё это твоё – руки, ноги, голова, ум и Дух, но всё это не ты, ибо ты способен осознавать всё это со стороны. Потому ты – выше («глубже», «больше», слова здесь не так уж важны) всего этого. Это и есть твой Подлинный Центр, эти и есть Дверь в Безмерное, это и есть ТЫ, лишённый обыденных личин…
Б) Внешнее окружение
1. Место для твоего пребывания в Отшельничестве должно обладать минимальным количеством вещей. Собственно, это может быть твоё личное Место Силы, равно как и любое другое место, где тебе точно никто не помешает.
2. Пребывай наедине с собой, отсеки всякое мелькание «картинки». Исключи возможность попадания в твой ум новых впечатлений. Иными словами, исключи «пищу для ума». Чем более «голоден» и «обессилен» ум – тем легче его перенаправить[4]. Кстати говоря, именно поэтому Отшельничество требует более или менее продолжительного времени – бунт ума пересиливается далеко не сразу и зависит также от степени расшатанности эго в Духовном смысле – эго среднего обывателя расшатано в гораздо меньшей, эго Ищущего – в гораздо большей степени.
Бунт ума чреват различными неприятными чувствами – тебя время от времени будет охватывать ощущение «брошенности», «покинутости», «одиночества», а также, возможно, «бессмысленности», «тщетности» твоей Практики. Не борись с этими чувствами (иначе они начнут обретать всё большую силу), лишь осознавай их присутствие внутри тебя. Так ты «проживёшь», реализуешь их.
3. Одной из важных граней Отшельничества как Духовной Практики является смена направленности ума извне – вовнутрь. Для сего можно выполнять Практику разотождествления (см. выше). Повторим, по нашему убеждению победа над умом[5] является единственной подлинной целью Отшельничества (иначе зачем вообще уходить из обыденности?), потому эта Практика должна быть основной в течении всего времени твоей удалённости.
4. Помимо этого следует разработать свою схему выполнения различных Практик во время твоего Отшельничества. В этом отношении ограничимся лишь общими рекомендациями. Всякий день хорошо начинать с исполнения Практик в предрассветное время, кои должны заканчиваться Встречей Солнца («Солнце всходит внутри тебя»). Дневное время годно для выполнения Практик Смотрения в Небо, Дыхательных Практик и т.д., заход Солнца также необходимо практиковать[6]. Тёмное время суток годно для взаимодействия с Огнём и, собственно, с Тьмой.
5. Питаться следует так, чтобы не испытывать чувство голода (оттягивающее твоё внимание на желудок). Пища должна быть простой и нетяжёлой, а также не требующей особых сложностей в приготовлении. Тем, кто регулярно практикует пост, должно исполнять его и во время Отшельничества. Важно лишь, повторим, чтобы Сознание не направлялось на урчащий желудок, тем самым сбивая подобающий настрой.
Довершение
Отшельничество — лишь один из возможных методов движения к Осознанию. Как и любая другая Практика он может сгодится не всем, ибо каждый человек глубоко индивидуален. Потому не стоит всегда слепо следовать чужим методам — вполне возможно, что именно тебе они принесут гораздо больше вреда, нежели чем пользы. Важно лишь помнить, что любая Практика – инструмент Пути. Отвлечённое умствование на Духовные темы подобно поверхностному созерцанию глади Океана Всебога. И лишь практику доступно осознание Его немыслимых Глубин…
Слава Роду!
Родомир
Писано в Священные Дни Солнцеворота 23 – 25 кресеня (июня) 4415 от О.С.В. (2006)
[1] На волне пробуждения в определённых кругах интереса к Отшельничеству, или, пользуясь новомодной терминологией, «Ретриту» (от англ. to retreat – «уединяться», «удаляться») мы посчитали нужным выразить свой взгляд на данный вопрос. Естественно, настоящий труд не претендует на абсолютную полноту освещения всех граней данной Практики, являясь не более чем введением в тему.
[2] Не стоит понимать это изречение превратно. Речь не идёт о сумасшедших, ибо сумасшедшего от Осознающего отличает то, что у первого ум работает, но работает не так как нужно; у второго же – ум растворён в Безмерном…
[3] Необходимо заметить, что неподготовленному человеку подобный режим пойдёт скорее во вред, нежели чем на пользу. И нередкое умопомешательство заключённых в одиночных камерах – наглядное тому подтверждение. Поэтому здесь важно понять различие между отшельником и обычным человеком, вынужденно пребывающим в изоляции. Отшельник сознательно идёт на описанные ограничения, ежесекундно осознавая процесс и сосредоточиваясь на внутреннем
[4] Хотя здесь возможны некоторые нежелательные эффекты, кои, однако, нивелируются твоей устремлённостью и твёрдостью первичного намерения.
[5] Если смотреть в суть вещей, придётся признать что большинство людей не властны над собственным умом. Он навязывает нам собственные стереотипы, ограничивает «возможностью» или «не-возможностью» достижения чего-либо, исходя из собственных рамок и т.д.
[6] Практика Захода Солнца описана у Хлада в труде «Единение с Природой»