Сравнительно недавно мы уже говорили об одном человеке, который ещё в начале XIX в. имел смелость открыто называть себя язычником.

Сегодня мы продолжим эту тему, упомянув ещё одного — незаслуженно забытого — предшественника современного родноверческого движения, развернувшегося в наши дни по всему славянскому миру.

Одним из первых, кто стал использовать термины «природная вера» и «вера народная» применительно к славянскому язычеству, был русский филолог и педагог, этнограф и переводчик, доктор философии, профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета Михаил Иванович Касторский (1809—1866), который в своём «Начертании словянской мифологии» (1841), помимо прочего, писал буквально следующее:

«мы <...> имѣемъ описанiя нашего народа, отъ того времени, когда оно еще имѣло, такъ сказать, нравы первозданные и еще, какъ будто, образовало свою Религiю, — сказанiя драгоцѣнныя для всѣхъ коренныхъ жителей Европы. Эти первозданные нравы и жизнь Словянъ, проникнутые самою чисто природою, и даже ею опредѣленные, суть не что иное, какъ торжество ПРИРОДНОЙ ВѢРЫ, которая и составляетъ существо Религiи нашихъ предков <...>.

И такъ намъ остается, положивъ въ основанiе коренныя черты характера и жизни Словянъ, утвердить ихъ потомъ, какъ было въ дѣйствительности, печатiю ВѢРЫ НАРОДНОЙ» [Касторский 1841. С. 100‒101]

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие