_Коллеги, сразу предупрежу: исследовательницу порой сильно заносит;)) Впрочем, перевод её труда на русский язык — ещё чудовищнее;)) Хуже перевода Гимбутас Капицей, пожалуй, только перевод некой госпожой Ковальковой "Религии славян" Ловмяньского;)))_

Американский археолог и культуролог литовского происхождения Мария Гимбутас (Гимбутас — фамилия мужа, правильно — Гимбутéне; 1921—1994) в книге «Славяне» (1971) соотносила Велеса с ведийским Варуной:

«Вместе с Перуном (Perun) в договорах 945-го и 971 гг. упоминался Велес (Veles), который считался богом домашних животных. Этнолингвистические исследования Р. Якобсона показали, что Велес является древним славянским богом, входившим в общий индоевропейский пантеон. Видимо, в то время он считался божеством нижнего, подземного мира.

Следы подобных верований видны в латышских дайнах, где Велес соединяет функции бога подземного царства и охранителя скота. В литовском и латышском языках слово „velinas“ („velns“) означает „черт“, а также одержимого им или просто больного [в оригинале: „and vėlė ‘shade of the deceased’ (т.е. ‘тень умершего’)“. — Прим. В.].

Тацит упоминает о кельтской пророчице Веледе (Veleda), в то время как древнеирландское слово „felmas“ (из хроники от 880 г.) означает „обладающий музыкально-поэтической силой“, т.е. музыкант и поэт. В русском эпосе „Слово о полку Игореве“ певец и поэт Баян также назван „Велесовым внуком“.

Этимологически возможно провести параллель между славянским Велесом и ведическим тысячеглазым богом-волшебником Варуной (Varuṇa), который поддерживает космический порядок и колдовством ослепляет своих противников. В „Ригведе“ он носит двойное наименование Варуны Асуры (Varuṇa Asura). Славянский Велес также имеет двусложное имя — Вел-ес. Вторая часть соотносится с Асурой [это грубейшая этимологическая ошибка, — прим. В.], равно как со старым кельтским богом Есусом (Esus), изображаемым с бычьей головой, и со старонорвежским Асиром [в оригинале: ásir, т.е. Асы (Æsir) — „род Божеств в скандинавской мифологии“. — Прим. В.].

Центрами культа Волоса/Велеса были Новгород и Ростов. Там его имя носят храмы и урочища (Волотово поле). После принятия христианства Волос/Велес (Volos/Veles) контаминировал с византийским святым Власием (Блажеем, или Влахом [в оригинале: „Vlas or Vlah in Slavic“. — Прим. В.]), который продолжал считаться охранителем домашнего скота» [Гимбутас 2005. С. 205‒206; ср. в оригинале: Gimbutas 1971. S. 167‒168].

Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна / Пер. с англ. Ф.С. Капицы. М.: Центрполиграф, 2005 (непрофессиональный перевод со множеством неточностей; со ссылкой на изд.: Marija Gimbutas. The Slavs. London: Thames and Hudson Ltd., 1971).

1971_Gimbutas M. The Slavs.pdf

2007_Гимбутас М._Славяне сыны Перуна.pdf

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие