Значительную роль в фольклорно-мифологическом сознании играет соотнесение представителей других этносов с персонажами народной демонологии. Столь устойчивая ассоциация обусловлена представлением, что у инородцев (иноверцев) нет души, и потому все они причисляются к разряду «не-людей», выступая как возможные воплощения нечистой силы.
Еще раз о происхождении «чужих». Народная этиология появление «чужих» этносов ставит в прямую зависимость с деятельностью черта. Украинцы, например, считали гуцулов потомками девушки и щезника (черта); черт причастен к сотворению поляков: согласно украинской поговорке, «на один копил дiдько всiх ляхiв строiв. Представление о «родстве» нечистой силы и евреев отражает другая украинская поговорка — «Що чорт, що жид, то рiдниi брати». Представлениями о родстве инородцев и иноверцев с нечистой силой обусловлены и курьезные свидетельства об особенностях крещения представителей других этносов. Поскольку цыгане произошли от черта и девушки-египтянки, их и крестят только по пояс, ведь они только наполовину люди: «христийанин з горы, а з долу так йак шчез-бы дытко [сверху христианин, а снизу черт]».
Нечистая сила в облике «чужого». В силу родства с иноземцами, черт (а иногда и леший, и водяной) охотно принимает облик «чужого.Нечистая сила появляется в виде «хлопця такого, як орап» (укр); «Чорт мог появитца в виде жыда. Нос у него крючком. Был в шапочке» (Хоробичи Городнянского р-на Черниговской обл., ПА 1980, зап. А. Б.Ключевский). Иногда в облике нечистой силы сочетаются черты внешности различных этнических и «социальных» соседей: так, в одной полесской быличке черт, якобы «побратавшийся» с панами и немцами, является в «панском фраке с хвостом», красном «капелюше» и длинных чулках, «как у еврея».
Черт принимает вид еврея, чтобы похитить у крестьянина чудесный цветок папоротника: «У одного мужика пропали волы в день Купайла, мужик пошел их отыскивать; проходил до ночи и волов не отыскал. Уставши, он лег отдохнуть и не заметил того, что лег около папоротника. В полночь цвет папоротника упал мужику в «постоли». Проснувшись, мужик узнал, благодаря этому цвету, где его волы, пришел прямо к ним и погнал их домой. Дорогой встречается с ним старый жид. Жид стал просить мужика продать ему «постоли», указывая на свои окровавленные босые ноги. Мужик, не зная, что в постолах папоротник, согласился продать их за целую «камзу» денег, снял «постоли» и отдал. Вслед за тем жид захохотал и исчез, «постоли» остались у мужика, а вместо денег оказались черепки. Черт, приняв вид еврея по имени Нухим, пугает проезжающих мимо людей, а потом рассыпается огненными искрами.
По поверьям из Галиции, домовой («домовик») являлся в виде маленького бородатого еврея.
В Польше встречаются представления о водяном в облике еврея: однажды рыбак выловил из р. Нарев «маленького еврея в ермолке и халате, который что-то бормотал по-еврейски». Водяной разорвал сеть и выскочил в воду, оставив после себя запах серы. В определенных обстоятельствах инородцы сами могли превращаться в нечистую силу. Согласно украинской быличке, еврей велел зашить себя в шкуру, чтобы напугать парубков, воровавших у него картошку с огорода. Чудесным образом шкура приросла к еврею, «I зробив сьи з жида дiтко [черт. — О. Б.]».
Иногда характерные признаки демонологических персонажей могли описываться через признаки «чужих». Так, в Полесье о косматом черте и лохматых русалках говорили, что они «пейсатые»: «Русауки пейсатые, кажуть <...> А у йих груди такие, як у нас, тольки не мьяккие. Шо воны могуть дажэ захопить чоловэка...» (Симоничи Лельчицкого р-на Гомельской обл., ПА 1986, зап. О. В. Санникова); «[Русалка] пэйсата вёльми [распущенные волосы], худая, вся в шэрсте» (А. С. Дегтярик, 1936г.р., Гортоль Ивацевичского р-на Брестской обл., ПА 1987, зап. И.П.Потапова); «Чорт голый, грудина и ноги брослые, пейсатый» (Малые Автюки Калинковичского р-на Гомельской обл., ПА1983, зап. Л.Г.Александрова). Черт, одетый в «халатик» и «капелюш», явился днем косарю (А.Г.Пищик, 1906 г. р., Лисовичи Столинского р-на Брестской обл., ПА 1976, зап. Р. А. Агеева).
Вредоносная деятельность «чужих». Инородцев и нечистую силу объединяет и пристрастие ко всякого рода деятельности по созданию «нечистых» объектов.
«Чужие» выступают как изобретатели и создатели всякого рода «неправильных» предметов и обычаев, разрушающих традиционные устои или вредящие людям. Крестьяне во Владимирской губ. считали грехом печь хлеб в глиняной или жестяной посуде — «это немец выдумал жестянки-то, а уж что немец выдумает, то воистину грех»; носить бумажное белье — «его принес француз, носить же следует льняное».
Часто в паре с чертом в качестве изобретателя и распространителя спиртного выступает инородец — еврей (шинкарство — традиционное занятие евреев в черте оседлости на территории Российской империи). Об этом — легенда о св. Николае, черте и еврее из Смоленской губ.: «Микола пайшоу, видить, што чорт гонить из жалуда и умести и з жидом, и жида и он приняу таргувать воткыю».
Подобно тому как черту приписывается изобретение вина, табака и прочих «нечистых» вещей, считается, что «карты выдуманы жидами» и именно из-за карточного долга Иуда предал Христа (харьков.). Вариант этой легенды был записан О.Воропаем в 1946 г. в Германии от перемещенного лица, уроженки Харьковской обл.: «Юда зрадив Христа тому, що любив грати в карти. Одного разу iде Юда пiзно ввечорi по вуливд, бачить крiзь вiкно: жиди сидять у хатi i грають у карти. Юда зупинився, став та и дивиться, а тi почали сперечатися, кричати, лаятись... Помитивши строннього чоловiка пiд вiкном, вибiгли з хати, схопили його i почали допитувати: хто вiн такий и чому дивиться у вiкно. А вiн i каже iм, що вiн Юда — ученик Христа, и зупинився подивитися тому, що и сам любить грати в карти. Жиди почули вiд Юди, що вiн любить карти, то й догадалися, що вy любить i грошi, запропонували йому трицять серебраникiв, щоб видав iм Iсуса Христа. Юда згодився, бо ж перед тим програв усi грошi i думав вiдiгратися тими серебраниками». Ср. поверье из Мазовше: евреям всегда везет в игре в карты, у них к этой игре «жилка».
О совместной вредоносной деятельности евреев и черта говорится и в легенде из Могилевской губ.: когда Христос ходил по земле с апостолами, евреи спрятали под корыто дьявола и предложили Христу угадать, кто там спрятан. Христос ответил, что под корытом гад. Открыли корыто, а там змей. Михаил-архангел разрубил его на двенадцать кусков, и они расползлись по свету. Так произошли змеи (с. Хотьславичи Мстиславского у.).
Нечистая сила чаще всего выступает на стороне врага-иноверца на войне. Когда «турки брали Царьград, черти помогали стрелять — залезет чертенок в пушку и толкнет ядро: огонь чертей не жжет, они привыкли к адскому пламени». Однако на Русском Севере считали, что «леший за Русь идет, хто на Русь нападе, все леший за Русь встане <...> он в войну пули откидывал».
«Чужие» и «нечистики» в ряде случаев ведут себя совершенно одинаково, и их действия приводят к одинаковым результатам. Украинцы рассказывали, что, когда евреи моют руки и стряхивают воду, из брызг появляются черти. Существует аналогичное поверье о черте: «Черт выдумал себе такой способ: умывал руки и тряс ими позад себя: от этого народилось множество чертей».
По карпатским поверьям, от связи с евреем у женщины может родиться черт (осина). Девушка, родившая ребенка вне брака, вторично забеременела от еврея. Плод носила больше года, а когда пошла в церковь, у нее начало «дергать в чреве». Когда она родила, «осина» сразу же убежал под печь.
В Витебской губ. полагали, что волчьи ягоды — чарцйные слезы низвергнутого с неба «дьябла» — усиливают свои зловредные свойства при каждом прикосновении к ним «нёкствы» — евреев или татар.
Во власти черта. Благополучие иноверцев зависит от нечистой силы: «У татар главный черт, он им все делает», — говорили в Западной Белоруссии (волковысск.). Вмешательством нечистой силы объясняли украинцы материальное благополучие евреев. По поверьям жителей Покутья, евреи могут строиться на «плохих» местах, отмеченных присутствием нечистой силы, и на болоте, и на камнях, и на сухой, скалистой земле; там, куда «люди» бросают битое стекло, камни и черепки, еврею везет даже больше, чем «человеку» на самом лучшем месте, он богатеет; причина проста — «bo wny (zydy) gitczy» [чертовы, дьявольские].
Нечистая сила полноправно распоряжается инородцами. По польскому поверью, еврея в любой момент мог похитить дьявол, поэтому евреи ложились спать все вместе на одной кровати, при этом тела спящих должны были образовывать «звезду», касаясь головами друг друга; таким образом, никто не лежал с краю и потому черт не мог никого схватить. Выкрестов и людей, родившихся от смешанных браков, после смерти черт забирает себе. По украинской легенде, выкрест (укр. шишимит) после смерти пошел сначала к св. Петру, потом к Моисею, но они, не зная, что с ним делать, отдали его черту, и он до сих пор у черта возит воду и дрова «до пекла». Сходная судьба ожидала перевертня — человека, родившегося в смешанном браке: из-за него поспорили св. Николай (покровитель «москалей») и св. Юрий (патрон украинцев) и в конце концов решили отдать его чертям.
Несмотря на прочные представления об особой близости инородцев к демонологическим персонажам, славяне верят, что нечистая сила в общем-то досаждает одинаково всем: и «своим», и «чужим». Черт в виде барана является едущему по дороге путнику — им может быть и мужик, и еврей, и пан. В белорусской быличке колоритно описывается, как «черт, или домовой татарский», который всегда прилетает на кладбище, когда там происходят похороны татарина, не пощадил проезжавшего мимо еврея, задушив его. По рассказу из Западной Галиции, еврей ночью в лесу встретил polnocnic (лесных демонов), которые хотели напасть на него и «окрестить».
Полесская быличка повествует о явлении женщине-баптистке во сне черта. Нечистая сила предстает в виде черного «пана» с конскими копытами: «[Приснился одной женщине сон, что пришел] пан, черный, разодетый. «Всё меня забавлее, шоб я нэ убралася до цэркви. А я не могу идти — как он пришел, нигде не могу найти хустки. Тогда я перекрестилася и его перекрестила. Он отчэпился». Вин пойшов до мастера (вона баптысткой была), сел ей на колени, став крывить ей, дразнить, обнеу её, зубы вытрышчыв и сьмэецца. [А как он выглядел?] Як пан. Трэба на копыты дывытысь конськые [у него конские копыта на обеих ногах]» (П.И.Олешчук, Олтуш Малоритского р-на Брестской обл.). Избавиться от домогательств «нечистого» баптистке удается только после того как она осеняет себя и черта крестным знамением. По белорусскому поверью, чтобы избавить еврея от домогательств черта, нужно было осенить его крестом.
Общая судьба ожидала, согласно поверьям полешуков, людей, умерших не своей смертью — независимо от их конфессиональной принадлежности: они становились ходячими покойниками. Правда, в отличие от «своих», ходячий покойник-еврей, на которого при жизни наводила порчу его жена, предпочитал являться в полдень на Ивана Купалу: «Переведены хто, то фее ходуць и мучаца. Як я была на Иуана Купального у день, и сонцэ светило. Иду я до дому, стречаю Сохарку (то еурейчик быу у нас, так его так ласкоуо звали). Идэ уон з дорогою, а я ш забыла, што уон умер. Пришла до дому и думала: хто ш гэто, Сохор чи хто? Так и другие казали, што бачили його, а уон фсё днём ходил. Говорят, што жэна его и перевила» (П.Т.Дранец, 1911г.р., Хоромск Столинского р-на Брестской обл.).
Особым образом следовало обращаться с предметами, бывшими в соприкосновении с потусторонними силами. Вот как поступали в Полесье с полотном, закрученным вихрем (ср. широко распространенное поверье, что в вихре скрывается черт): «Як вихор полотно закрутиць, у церкви его вешали и на хфигуры вешали, што на росходних дорогах, хфартуки из них шили, чи так вешали. Казали шче, старцам [странникам, нищим] даць, чи жиду продаць, чи цыгану. Такё шче бывало, што и закопвали, але не зжигали — лучше старцу тому оддаць. Кажуць, тбе полотно черты крутили» (Боровое Рокитновского р-на Ро-венской обл.), — полотно следовало вывесить на придорожный крест, отдать нищему, продать еврею или цыгану.
/Приводится по изданию: Белова О.В. «Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции». М., «Индрик», 2005./