Во второй половине I-го тысяечлетия н.э. славянский мир пережил период расцвета языческой культуры. В это время начинаются процессы объедения славянских земель и в Европе на смену отдельным славянским племенам начинают приходить национальные государства. В тоже время начинается процесс разрушения старинных родовых отношений, им на смену приходят новые — интенсивно развивается институт племенного княжения, начинается переход от большесемейной к соседской общине.
Новое возникает и в системе языческой религии — как отображение процессов интеграции появляются крупные языческие центры, включающие в себя как отдельные капища так и большие городища-святилища. Связанно их возникновение с тем, что в условиях роста населения, развитием контактов между отдельными группами и вообще стремлением к централизации: небольшие культовые сооружения обслуживающие религиозные потребности отдельных общин, не могли отвечать потребностям массы народа с большой округи, стекавшиеся на них во время общих праздников. Кроме того, в появлении больших культовых центров нашло свое выражение стремление уже довольно многочисленного славянского жречества выделится из родовых общин в отдельное сословие.
Общие крупные культовые центры существовали, по-видимому, у каждого славянского племенного союза. В известные археологам входили по несколько святилищ со сложной планировкой разделенные на несколько, различных по значению, частей. Характерны для них и культовые укрепления от злых сил — насыпи, валы и рвы, на дне и вершинах которых горели очистительные огни. Зачатую рядом находился родник — непременный атрибут славянского языческого культа. Иногда вокруг культовых центров имелись могильники — курганные погребения наиболее уважаемых членов общества и героев. Располагались они, как правило, в глухих местах. В отличие от рядовых святилищ здесь встречаются многочисленные остатки жертвоприношений животных — свидетельство общенародной значимости этих центров.
Пожалуй, наиболее известным славянским культовым центром является городище Аркона на острове Руяне (современный остров Рюген, Германия) — он же, вероятно, известный по русским сказкам и заговорам, остров Буян. Центральным местом святилища был храм бога Святовита известный по описанию Саксона Грамматика: "город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь на которой возвышается деревянный храм".
Святилище располагалось на вершине мыса, главная площадь была защищена со стороны моря крутыми обрывами, а со стороны острова двойным полукольцом системы рвов и валов (вообще характерных для славянских святилищ). Общей размер капища был приблизительно 300-350 метров. В настоящее время мысовая часть острова, где и находился храм Святовита, размыта морем (общая длинна городища на данный момент составляет 160 метров).
На самом городище имелся источник, почитаемый во время языческих празднеств, а недалеко — крупный курганный могильник. На самом святилище выявлены остатки культовых предметов — прежде всего разнообразного оружия (свидетельство о воинском культе) и жертвенных животных — в основном молодых особей, принесенных в жертву во время осенних праздников урожая (не случайно почитание Святовита связанно с осенним равноденствием).
Аркона — языческий центр поморского племени руян (ругов). Именно благодаря общеславянскому святилищу и оракулу, куда стекались дары со всех славянских земель, этот народ обеспечил себе могущество и славу. Кроме того, руяне были отчаянными пиратами, долгое время удерживавшими под своим контролем Балтику. Военную мощь племени олицетворяла дружина при храме Святовита — триста отборных воинов, почитавших священного белого коня четырехликого бога.
Святилище не сразу стало общеизвестным. Руяне выступают на первый план лишь в середине XI века, хотя само святилище, судя по данным археологии, возникло в начале IX века.
С начала XII века натиск на Восточную Европу германских племен и государств, несших с собой христианство, резко усилился. Славяне отчаянно сопротивлялись, но силы были неравны. Несмотря на многочисленность славян, в их политических образованьях не было единства. После долгих и кровопролитных сражений датчане в 1168 году взяли и разрушил святилище, сожгли статую Святовита, и покорил руян.
Среди лесов и болот нынешней Восточной Германии затерялся языческий город-святилище мощного племенного союза лютичей — Ретра. Этот священный центр находился в земле ратарей — доминирующего племени союза, князь которых был главой и над другими племенами. По сообщению Титмара Мерзенбургского, а позднее Адама Бременского и Гельмольда, в Ретре находился деревянный храм бога Радегоста Сварожича. Первоначально он был, по-видимому, богом огня (именно с такими функциями он вошел в русские источники), а с течением истории приобрел функции бога войны и воинов. При храме существовал знаменитый оракул, в котором, как и в Арконе, имелся священный белый конь. Славянам Лабы (Эльбы) и Одры (Одера) в течении долгих веков приходилось сдерживать натиск германцев, что отразилось на их характере.
Сам термин "лютичи" происходит от корня "лютъ" — жестокий. Отсюда же происходят и древнерусское личное имя Лют, и название месяца — лютень (февраль), и известный по фольклору Лютый Зверь (волк, либо, по другим данным, рысь). Вся история лютичей связанна с борьбой с германскими племенами (например, саксами) и отражением наступления германской ("Священной Римской") империи. Известен этот племенной союз и под другим названием — велеты (венеды). Вероятно, оно так же связанно с лесным зверем — волком (например "вельцы" упомянутое в источниках как синоним слова велеты означало волков). От велетов происходит и слово "волоты" — могучие великаны известные по русскому фольклору.
Проведение военной реформы при Генрихе I и разгром в X веке венгров позволил императорам Священной Римской империи перебросить силы для экспансии на восток. Храм в Ретре был уничтожен еще в 1068 году епископом Бурхардом Гальберштадским; славяне его пытались возродить, но в 1127 году город-святилище был окончательно сожжен войсками Лотаря.
Языческий центр земли лужицких сербов, проживавших между Эльбой и Одером южнее лютичей, находился на северных отрогах Судетских гор, в Силезии. Здесь на вершине горы Шлонжа археологами обнаружена система каменных валов. На них обнаружены остатки кострищ и средневековая керамика и вещи — следы жертвоприношений. На самой площадке окруженной валами культурный слой отсутствует, что характерно для славянских святилищ. Зато на вершине и на склонах горы стоят многочисленные каменные изваяния и выбитые на камнях знаки. Каменные фигуры напоминают различных животных: медведей, кабанов, рыб и антропоморфные фигуры.
О Шлонже писал Титмар Мерзенбургский, указывая на то, что гора эта почиталась из-за своей величины и что на ней совершались жертвоприношения животных. В целом это святилище напоминает другие известные горные языческие комплексы славян, хотя появилось оно еще во времена жизни в этих местах кельтов. Христианство добралось в эти глухие места только в XIII веке, тогда же на месте святилища (как это часто случалось) была построена церковь.
Целый комплекс подобных Шлонже горных святилищ имеется в Свентокжицких горах в верховьях Вислы. Центральное место здесь занимает капище на Лысой Горе. Площадка его окружена каменным валом, местами прерывающемуся и не имеющим прямого оборонительного значения: как и на других славянских культовых объектах, вал и ров играли роль защиты от злых сил. Как и на Шлонже, здесь выявлены следы ритуальных костров на валу и остатки жертвоприношений. По находкам керамики и синхронным славянским поселениям у подножья горы, время существования святилища относят к IX-XI векам. В 1166 году на Лысой Горе построена церковь Святой Троицы. Но и в позднейшие времена здесь продолжали устраивать языческие праздники, а само место почитаемо в народе и по сей день. Изначально капище, вероятно, было посвящено Триглаву (языческая троица, составляемая из наиболее почитаемых в данном племени трех богов) — этот культ был особенно распространен у западных славян. Об этом может свидетельствовать освящение построенной на руинах церкви в честь Троицы.
Лысая Гора, а так же синхронные ей Добжешувское городище и святилища на горах Гродовой, Столовой и Синевке принадлежат предкам современных поляков.
Где-то на рубеже X-XI веков возник крупный культовый комплекс на берегу реки Збруч в Галиции (современная Украина). Время появления этого центра не случайно — здесь на глухом лесном урочище Медоборы в землях волынян и белых хорватов, нашли свою "сукраину" язычники, бежавшие из Киева и других городов и селений во время христианизации Руси князем Владимиром и его последователями. Как сообщают нам летописи, христианизация шла "огнем и мечем".
На достаточно небольшом промежутке правобережья реки Збруч (около 10 км в длину) были сосредоточены три городища-святилища (одно из которых — Звенигород — имело три капища), пять курганных могильников и несколько синхронных поселений. Все святилища располагались на вершинах холмов и возвышались над рекой. Имели они валообразные насыпи, перекрытые, например, на городище Говда каменными вымостками. Наиболее известным из них является городище Богит — именно там по предположению ученых стоял когда-то знаменитый Збручский идол.
В 1848 году местными жителями была извлечена со дна реки Збруча каменная статуя, имевшая четыре грани, на каждой из которых было выбито изображение лика. Идол был разделен на три части олицетворявшие небесный, земной и подземный миры. Лики богов и их атрибуты находились в верхней части под общей шапкой. Хоровод людей был изображен в средней. В нижнем мире помещалось на коленях некая антропоморфная фигура поддерживающая два верхних яруса. По академику Б.А.Рыбакову идол олицетворял собой божество Вселенной — Рода.
Культовый комплекс на Збруче прекратил свое существование во времена монголо-татарского нашествия в XIII веке. Каменные изваяния (их в этой округе нашли несколько, но до нас дошло лишь одно) перед надвигающейся опасностью были спрятаны (либо похоронены) в реке.
Центры славянского язычества известные на территории всей восточной Европы долгое время с конца VIII по XIII вв. притягивали на праздники тысячи свободных общинников и паломников из других земель. Память о них в народе сохранилась и по сей день.