Имя Бориса Александровича Рыбакова вельми известно на Святой Руси, и в первую очередь своими трудами по Древнем Вере Славян. Он, верно, первый из отечественных ученых, кто смог представить мир Язычества во всей его красе, кто столь эпически передал его мощь. Его книги о Язычестве — не сухое изложение и препарирование, они, скорее, живописание. Борис Александрович был романтиком от науки, нередко позволявшим себе полет фантазии, допуская то, о чем не известно, а где-то смело полагая. Он был творцом, а творцу позволительны и выдумка, и вольность в обращении с материалом...
С его книг начинали свой Духовный поиск многие из тех, кто нынче блюдет Языческую Веру. В ето книгах черпали сведения и догадки, на них ссылались в спорах...
Бытие земное ученого истекло, круг жизни совершился, и теперь душа его воспрянет в тот Ирий, который он описывал в своих монографиях. Прежде Ирий был для него лишь древним образом, теперь же станет явью. Душа встанет на твердь пути Млечного — «дорожке умерших, идущих на вечное житье» (1, 25), и пойдет, как поется в колядках:
«Чэраз поле шырокае,
Чэраз море глыбокае» (2, 155),
как плачется в причети:
«За темные леса за дремучи,
За высокий горы за толкучии,
Ко зари... да ко восточной» (1, 21).
И распахнутся пред ним врата Ирийские, выйдут на встречу родные и други его, проведут с почетом во чертоги. Там узрит он Богов наших Святых, и поклоны земные Им сотворит. После, усадит его
За столы белодубовые,
За яства за сахарные.
За питья за медвяные.
И почнётся тут почестной пир-угощеньице.
Те прочие, кто о заметах Предков позабыли, дюже удивятся тому, что на том Свете все не так, как учили их. Борис Александрович же, узря Ирий воочию во всей красе его, молвит, должно быть: «А я и не сомневался...»
Был ли Борис Александрович Язычником? О том думайте сами. Я же скажу так: коли помним мы хоть толику древних обычаев и примет, коли воспитывались на русских сказках, то есть в нас тогда Языческое начало, малое семя, кое можно взрастить и пожать урожай добрый. Его урожай — в его трудах дюжих...
Нынче мы прощаемся с Борисом Александровичем, обещая помнить его творения, обещая поминать во дни положенные, обещая не забывать как человека. И все мы говорим ему в путь-дорогу: «Лети быстрым соколом безо всяких преград, по Небу чистому, в светел Ирий-град...»
Слава Роду!
Речено сие волхвом Богумилом Муриным –
Верховодой Обнинской Славянской Языческой
Общины «ТРИГЛАВ»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Велецкая Н.Н. «Языческая символика в славянских архаических ритуалах», Москва, 1978.
2. Виноградова Л.Н. «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян», Москва, 1982.