Слово напутное
Книга сия является изборником статей разных лет. Автор сознательно отказался от дополнительной правки большей части из них, дабы не скрывая показать сородичам некоторые этапы личного Духовного Поиска.
Да станет начертанное здесь Богам Родным да Предкам Святым — во Славу, а всем сородичам, по Прави живущим — во Добро да во разуменье!
…
Цикл «Стезя» состоит из ряда статей, связанных одной общей темой – это рассмотрение человеческого естества, его места во Всемирьи, в Природе, среди сородичей своих. Это попытка заглянуть ВНУТРЬ СЕБЯ, это попытка поиска и раскрытия в себе того, что изначально нам присуще, это попытка обретения, осознания того, что и так УЖЕ в нас есть.
Особо следует сказать, что грамота сия ни в коем разе не должна восприниматься как некая «инструкция по пользованию своим естеством», бо цикл «Стезя» является даже не результатом поиска, но самим Поиском автора. Потому возможно не всё здесь чисто да гладко начертано… Опираясь на ряд Традиционных (Родноверческих) представлений и взглядов на наше с Вами бытие во Всемирьи, я попытался составить и изложить здесь более или менее понятную картину, отображающую некоторые грани поиска Стези своей (своего места, своего Пути) на Белом Свете с точки зрения Русско-Славянского Родноверия. Как сие у меня получилось и получилось ли вообще – судить не мне.
Возможно, кому-то моё писание поможет пересмотреть или даже изменить свои взгляды на Мир, на Жизнь и Судьбу, возможно, кто-то сделает ПЕРВЫЙ и, поистине, самый трудный шаг от Себя одного к Себе другому, шаг к осознанию ИСТИННОГО Себя. Возможно наоборот, кому-то написанное здесь помешает, подобно тому, как мёртвая догма книжная, закаменелые строки всевозможных «священных писаний» подменяют собой ЖИВОЕ ПОЗНАНИЕ, заменяя непосредственно ТВОЁ Духовное Восхождение, ТВОЙ собственный поиск на приобщение («причастие») к Пути некоего «святого великомученика» или «мудреца», жившего, зачастую, тысячи лет назад (пусть даже и по-настоящему Мудрого).
Посему необходимо заметить, что книга сия есть, прежде всего, МОЙ ЛИЧНЫЙ взгляд на оные вопросы, хотя и, как уже говорилось, во многом основанный на Традиционных (Родноверческих) представлениях. Поэтому естественно, что кто-то, возможно, придерживается другого мнения по тому или иному вопросу. И в этом, в сущности, нет ничего плохого. Бо подходов к осмыслению самой Сути Родной Веры в целом, и к постижению затрагиваемых в данной книге многоразличных Граней её — множество. И в этом, поистине, наша Сила. Русско-Славянское Родноверие не предполагает универсальный подход к личному Духовному развитию, не предлагает никакой трафаретной «истины», коя одинаково подходила бы всем; напротив – оное развитие всегда сугубо индивидуально. Потому и говорим мы, что Стезей – много, но ТВОЯ Стезя всегда ОДНА, единственна и неповторима. Вне зависимости от того, прозрел ты её, или нет…
К этому добавлю цитату Карла Густава Юнга, выдающегося швейцарского психолога, основателя «аналитической психологии»: «…чем больше теория претендует на свою универсальную истинность, тем меньше она способна служить основанием для правильной оценки отдельных конкретных фактов. Любая основанная на житейском опыте теория неизбежно является статистической: она выводит идеальную среднюю величину и отвергает все исключения по обеим краям шкалы, заменяя их абстрактным смыслом. Эта теория может быть вполне истинной, только в жизни дела часто идут не в соответствии с ней»
К. Г. Юнг; «Нераскрытая Самость (настоящее и будущее)».
И, наконец, самое главное: нет большего худа, чем мнить о самом себе, будто ты обрёл «Абсолютную Истину». Завсегда помнить надобно, что то, что мы именуем или мним «истиной» для нас самих, вовсе может не быть таковой для других людей. Наши земные, человеческие «истины», вне зависимости от того, в какую бы красивую «обёртку» они не помещались, насколько бы «священными» и «боговдохновенными» они не именовались, являются не более чем искажённым, преломлённым через наше ЛИЧНОСТНОЕ восприятие, либо восприятие первооткрывателя той или иной «истины» Лучом, берущим своё начало в Том Самом, при попытке размышления о Чём молкнет разум, поражённый Великой Всеобъёмностью, невыразимой Всеохватностью Предвечного...
ТАКО ВЕДАЮ!
(Ставр. Родная Земля, 4411 — 4413 от О.С.В., 2002 — 2004 A.D.)
О Явном и Сокрытом
Поистине, многое зрим мы во Всемирьи, но ещё большее НЕ зрим, многое ведаем, но ещё большее НЕ ведаем…
Многое явно для нас, но ещё большее СОКРЫТО…
Иные, рассуждая о Явном и Сокрытом, бездумно отождествляют Явное с ПРОЯВЛЕННЫМ, а Сокрытое с НЕПРОЯВЛЕННЫМ по отношению к Роду Все-Богу, мыслимому в качестве Истока Всего во Всемирьи. Инако сказать, по мнению оных – Явное это то, что Род уже проявил, а Сокрытое – то, что ещё не проявил.
Мы же мыслим тако: и Явное и Сокрытое во Всемирьи относится к ПРОЯВЛЕННОМУ. Ибо даже если говорить о Мире Навьем, коий является Сокрытым (по отношению к нам, живущим в Яви, на Белом Свете) или НЕПРОЯВЛЕННЫМ (по мнению иных), то по отношению ко Роду Все-Богу — Навь суть також ПРОЯВЛЕННАЯ. Истинно же не ПРОЯВЛЕННОЕ — для нас НЕМЫСЛИМО, ибо молкнет пред оным Разум человеческий (рассуждая более приземленно — невозможно осмыслить то, чего нет) Но НЕПРОЯВЛЕННОЕ для нас — не есть таковое же для Рода. Ибо, помыслим тако: Мудрословие (философия) Русско-Славянского Родноверия учит, что Миры, порождаемые Родом Все-Богом имеют, каждый по отдельности, како Начало свое, також и конец. Но само Действо Порождения Миров Родом — Бесконечно. Бытие же Рода как Самого есть Вечность. Посему Время, кое також порождено Родом справедливо (имеет власть) лишь для всего Проявленного, но не для Рода как Самого. Посему ежели Бытие Рода – Бесконечность в Пространстве и Вечность во Времени, а Само Время порождено Родом, то ВСЕ Миры, кои были (относительно нашего Всемирья) проявлены Родом в Прошлом, проявлены сейчас (в Настоящем), либо будут проявлены в Будущем, по отношению ко Роду уже проявлены все сразу и одновременно. Бо Род НАД (либо ВНЕ) Временем, а не ВО Времени. И слова обозначающие побуждение (предпосылку) к Действию и само Действие для Него значит одно и то же. Ведь ежли мы, живя ВНУТРИ Времени, различаем ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ, между коими находится ВРЕМЯ, то Род, Бытие Коего ВНЕ Времени, сего не ведает. И сами слова сии «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее» вообще не применимы по отношению к Роду, т.е. Той Сути, Коя не ведает ВРЕМЕНИ…
Из сего же следуя, поразмыслим тако: ежели жители Яви считают сокрытым Миром Навь (либо любые т.н. «иные миры») то (условно) жители «иных миров» вполне могут считать «сокрытым» наш Мир (и любые другие Миры, ибо истинное число их — БЕСКОНЕЧНО) догадываясь о их существовании не посредством Разума, но лишь ЧУВСТВАМИ (како и мы в Нашем Мире ощущаем Навь – Иной Мир).
Тако мыслим: и Явные и Сокрытые Миры, и Явные и Сокрытые Сути во Всемирьи (не исключая Внешнюю и Внутреннюю Суть человека), поистине, ПРОЯВЛЕННЫ. Несмотря на то, что мы не можем Разумом осознать их существование. (Инако говоря: ежли ты не видишь чего-либо, то это вовсе не значит, что сего не видят другие, а паче того, что этого и вовсе НЕТ)
О Явном и Сокрытом, о Внешнем и Внутреннем, о Человеческом и Боговом, о выборе Стези своей, о Прави Стезе, о Путях людских и Путях Боговых, о Ладе Всемирья и Ладе каждого конкретного человека засим начнём рассказ свой. Не суесловия пустого ради, но Богам Родным во Славу, а Добрым Людям пользы для.
«Хотя они и хвастаются постоянно, что «укротители силы природы»; но в тоже время даже не способны предложить, что за этими силами, рассматриваемыми исключительно в их телесном аспекте, могут скрываться сущности совершенно иного порядка, а сами «силы природы» являются лишь внешне видимыми проводниками определенных воздействий со стороны этих сущностей, вполне способных однажды повернуться против тех, кто их недооценивает”
(Рене Генон. «Очерки о традиции и метафизике»)
Старый Покон учит, что Родные Боги наши имеют на Белом Свете како Внешние (Явные), також и Внутренние (Сокрытые) проявления Воли Своей. Скажем о том подробнее.
АЗ) ЯВНЫЕ проявления Воли Боговой ведомы да зримы всяким, живущим во Яви. Это и Солнце Красное – Щит Даждьбогов и Ветры Буйные – Стрибога Внуки и Молоньи да Громы
Перуновы. Також это и Огнь Сварожич и Луна Хладная – Ночное Солнце Мары и само Небо Ясное – Чертог Богов Светлых и Ночь Тёмная – Чернобогов Плащ и, поистине, много ещё чего, что враз и не перечислишь, с чем мы сталкиваемся каждый год, каждый день, каждую минуту жизни своей. Да и не токмо сталкиваемся, но и ЖИВЁМ в этом. Бо как Велико Всебожье Родово, тако и всемноги во Яви проявления его.
БОГОВ) СОКРЫТАЯ – же Воля Богов Родных (коя, поистине, не сокрыта для ведающих) уже не в Природе Родной, не в том, что нас окружает, но в НАС САМИХ проявляется. Бо мы – наследники Богов наших. Кровь, в нас текущая, единит нас с Предками, во Нави а Сварге Трисветлой сущими, а через них – с Предками Предков – Богами Родными. Дух наш – есть Часть Бессмертного Духа Родова, возрастом превышающего Всемирье…
Поистине, постигая Стези Богов Родных, мы постигаем Себя. От рождения в каждом человеке заложены всемногие качества, таланты да умения. Они УЖЕ есть в нас. Задача лишь в том, чтобы найти и раскрыть их в себе. И, поистине, на поиск сей иногда уходит вся жизнь. Но с другой стороны, живя в обществе, в силу разного рода причин, человек играет различные «общественные роли». Кои, вживаясь во внутренний мир человека, становятся, подчас, неотличимыми от ИСТИННО своих качеств, положенных Родными Богами от рождения. Потому и рекут ныне: «Привычка – вторая натура». Посему другая задача человека в том, что бы осознать, какие Сути – ИСТИННО твои, в чём ты сможешь добиться успеха, себя прославишь да сородичам поможешь. А чего не сможешь, даже если на то всю жизнь свою положишь. Ибо Стезей Боговых да Стезей других людей — много, но ТВОЯ Стезя, поистине, ОДНА. Она неповторима, как и ты сам. И никто не пройдёт её за тебя, како и ты не постигнешь Стези другого. Рекли иные во времена прошедшие, что, де «Каждому – своё!». И слова те мудрые, безумием иных опороченные, остались верны и поныне. Поистине, каждому – своё! Тако учит Древняя Мудрость.
Скажут нам на это иные, Мудрость Предков в толщину мошны своей да брюха обратить желающие, что де, мы також речём, что человек САМ волен выбирать, кем быть ему – оратаем или гриднем княжьим, сапожником иль звездознатцем, плотником иль волхвом прозорливым. Ответим таковым любопытствующим: Поистине, так это! Бо человеку Богами Родными от веку завещано СВОБОДНЫМ быть. Путь свой торить по разуменью своему, ни на Богов Родных, ни на других людей не кивая. Но, во черед свой, можно сказать и так: Каждый СВОБОДЕН назвать себя хоть «Великим Князем Всея-Светным», но НАЗВАТЬ себя кем-то и истинно БЫТЬ им — то разные вещи есть.
А и как стяжатель таковой Стезю свою прозреет, коли не о своем радеет? Коли не свои блага, како Духовные, також и Телесные обрести да преумножить желает, но ко чужим богатствам, кои больше кажутся, ко чужой жене, коя краше видится, зависть свою питает?
Потому скажем еще раз: у каждого — СВОЯ Стезя. Своя, но не чужая, ежли даже и кажется Стезя рядом идущего слаще да приятней. Ведь вот, к примеру, ежели кто рассудком слаб, а сам в мудрецы али на княжий престол метит, иль у кого ни слуха, ни голоса зычного, а он, в безумии наследником Бояна – Певца Вещего сам себя нарекает… Таковой человек, завистью ослепленный, и свои ИСТИННЫЕ уменья да таланты не раскроет, и Предков Славных, и себя самого опозорит, да и сородичам навредит. Оттого и называют БЕСПУТНЫМИ по сию пору на Руси всех, своего Пути не осознавших, Стези не прозревших (и оттого мятущихся от одного к другому).
Что бы не случилось такого, что бы жил человек в ладу с собою, с Богами Родными да Предками своими и со всем Светом Белым, Русско-Славянское Родноверие учит, прежде других премудростей, раскрытию, прозрению СВОЕЙ Стези, своего Пути во Яви.
Но прежде постижения Стези своей нужно постичь подлинного Себя (Аз Есмь). Сознать — ЧТО есть истинно ТВОЁ во тебе самом, а что – лишь «маска», личина ….
Бо как Стезю свою прозреешь, СЕБЯ не зная?
…
Здесь скажем, что Боги Родные наши не занимались и не занимаются разновсяческими нравоучениями, изливающимися из уст всевозможных «пророков», не оставляют никаких «святых заповедей» через них же. Но Они показывают нам ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР своими деяниями. Память о коих сохранена и передана нам по Вервям Родов Земных Славными Предками нашими, волхвами мудрыми, певцами хранильниками Мудрости Древней. Подлинно Ведающий же скажет, что Великие Деяния Богов Родных происходили не КОГДА-ЛИБО, но происходят СЕЙЧАС, открываясь нам во многих процессах, происходящих во Всемирье. Постигая деяния Богов Родных, мы постигаем Волю их и Характер и, поистине, постигает Себя. «Так делали Боги, так теперь делают люди» — гласит Древняя Мудрость.
Ведая Характеры Богов Родных, имеющие воплощения на Белом Свете в потомках Их — людях, легче можно постичь — от кого и каких качеств в тебе больше — от Перуна ли, Сварога ли, или от какого еще Лика Всебожья Родова.
Вот взять, к примеру, Перунов характер и Волю: у человека, в коем больше других воплощена Воля Перунова — характер бойца. У него, чаще всего, неспокойный нрав, постоянная потребность в противнике. Мирные решения любой проблемы ему неведомы. Он по сути своей не может быть «миротворцем». Ибо все вопросы, в его понимании, решаются одним способом — силой. Видя драку на улице, таковой человек обязательно в нее ввяжется, ибо он по жизни руководствуется наполеоновским принципом: «главное – вступить в бой, а дальше посмотрим!». Люди с таким характером, как правило, становятся неплохими воинами либо спортсменами в «боевых» видах спорта (борьба, бокс и т. д.). Однако, наряду с «принципом кулака» (сила есть — ума не надо) Перун, как рекут о том Древние Сказы, передал людям понятие о воинской чести и доблести, воплощением коих во Яви Он и является. Чего так мало в нынешних людях и подтверждением чему — наши Славные Предки — древние славяне. «Уже нам не камо ся дети, волею и неволею стати противу, да не посрамим Земли Русьскыя, но ляжем костьми ту: мертвыи бо cрама не имуть. Аще ли побегнем, срам имам. Не имам убежати, но станем крепко ту; Яз же пред вами пойду. Аще моя глава ляжеть, то промышляйте о собе» И реша вои: «Идиже глава твоя, ту и мы своя главы сложим» Се есть слова Великого Князя Святослава Игоревича (Святослав Хоробрый (942-972 г.г.) последний языческий князь Руси) и ответ ему дружины его пред лицом противника, имеющего многократный численный перевес. Речь сия есть прекрасная иллюстрация мировоззрения людей, наследующих Перуну, с коих многим ныне живущим не худо бы пример брать.
Или вот другой Лик Всебожья Родова — Ярило (Яровит), сын Велеса. Ярило как Сам имеет два Лика: Ярило Младой — в образе юноши с колосьями в одной руке (символ Жизни) и человеческим черепом в другой (символ Смерти), одетый в белую рубаху и верхом на белом коне. Ярило Старый же изображается в образе седобородого старца, подобного Отцу Своему – Велесу.
Древние Сказы гласят, что в образе юноши Ярило приходит весною, прогоняя с Земли Марену -Царевну Зимы, и возрождая (или – пробуждая) Природу. В Беларуси до сего времени сохранились приговорки, связанные с приходом Ярилы во Явь: «А гдзе ж joн нагою, там жыто каппою, а гдзе ж joн ни зырне, там колас зацьвице» (А где он нагою – там жыто густое, а где он не взглянет – там колос цветёт). В образе Старца же Ярило уходит осенью вместе с другими Светлыми Богами во Сваргу Небесную, освобождая место для прихода Зимних (Темных) Богов.
Существует и другая трактовка сего образа:
Ярило в образе юноши является Молодым Велесом, а Ярило в образе старца — истинный Лик Велеса. Однако эти трактовки не противоречат одна другой, ибо Ярило в любом случае есть продолжение движения Воли Велесовой во Всемирьи.
Ярило Младой – Бог жизненной Силы (Яри). Огня Жизни, или Воли к Жизни, коя присутствует в любом живом человеке. Что и видно из самого его имени — и санскритский корень «ar», и славянский «Яр» имеют одно и тоже значение: пылкость, страсть, ЯРость, животная сила. Отсюда одно из фундаментальных понятий Родноверия – Ярь, то бишь – Жизненная Сила, Воля к Жизни. Ярь жизненная заставляет семена посеянные сквозь толщу Земли–Матери к Солнцу Красному пробиваться. Ярь жизненная заставляет ежегодно Природу Родную возрождаться. Ярь жизненная вспомогает нам Жизнью нашей во Яви наслаждаться.
Ярило же в образе Яровита-Воина есть воплощение Воинской Ярости, «Священной Ярости Берсерков», как именуют ее скандинавы, соседи наши. Ярило с принятием христианства на Земле Родной стал почитаться под именем Егория Храброго (Георгия Победоносца), коий изображен ныне на гербе града Москвы.
Человек, являющийся, больше других, Ярилы наследником каждый день проживает так, будто это последний день в его жизни. «Жить нужно Яро!» — девиз его. Ежели он пьет — то да упаду, ежели любит – то до «смерти». В общем «все или ничего». Такой человек склонен к риску, к разновсяческим авантюрам. Он оптимист, весельчак и жизнелюб. В соответствии с оными качествами и жизнь его протекает.
Однако скажем, что во Яви, как правило, не рождаются люди, являющиеся всецело воплощением одного лишь Перуна либо Ярилы иль кого еще из Богов Родных. Ибо мы — потомки Всебожья Родова, а не одного любого из Ликов Его. Однако это не мешает одним из нас называть себя Даждьбожьим внуками, другим – внуками Велеса, но в этом случае, по сути, речь идет о ПРЕОБЛАДАНИИ одних качеств над другими в нас.
Ведомо Мудрым, что одного лишь бездумного «наследования» качеств Родных Богов також недостаточно для жизни С-Правной на Белом Свете. Бо воплощения Боговы облекаются в самую различную форму в человеке. Воля одного и того же Бога в разных людях и в Высоких, и в самых низких чертах характера может проявляться. И наиглавнейшая цель в этом случае – облечь Богово (Небесное) в достойную форму (в Человечье, Земное), соединить в СЕБЕ качества, от Богов Родных унаследованные с жизнью Правой – всё по Покону Старому, по Ряду Русскому...
…
Ещё о том же:
Высшее воплощение Воли Перуновой в человеке – Воинская Доблесть, Честь, Крепь, Стойкость.
Низшее воплощение Воли Перуновой в человеке – задиристость, неуживчивость, излишняя прямолинейность, часто ведущая за собой необдуманность действий и поступков, излишняя жестокость.
Высшее воплощение Воли Велесовой в человеке – Мудрость, Любознатство, Рассудительность, стремление к Само- и Миропознанию, хозяйственность.
Низшее воплощение Воли Велесовой в человеке – обман, хитрость, вороватость, скупость.
Высшее воплощение Воли Стрибога в человеке – Стремительность, способность к принятию быстрых решений.
Низшее воплощение Воли Стрибога в человеке – ветреность, несосредоточенность на одном деле.
И далее – тако же.
…
Како многообразно Всебожье Родово, також и всемноги во Яви проявления Его. Описать подробно, каковы Воля да Сила Богов Родных во человеке враз вряд ли удастся, да и не нужно, бо здесь важно понять сам ПРИНЦИП, самую Суть. Бо ФОРМЫ проявления Воли Родовой, иже есть Формы проявления Воли да Силы Богов Родных всевременно меняются во Всемирьи, ибо они не раз и навсегда застывшие есть, но движущиеся, взаимопроникающие и взаимозаменяющиеся (бо ЖИВЫЕ они). Во черед свой заметим, что при изменчивости Форм, Суть сама – Неизменна и Едина, ибо основа Всему — Род Всеотец – недвижимый Центр движущегося Коловрата Всемирья.
Взыскующий же Мудрости да Силы Богоданной, коли Сердцем своим да Разумом ко Всебожью да Всемирью открыт, и сам постигнуть сможет — от Кого да чего в нем более: от Даждьбога ли Трисветлого, от Велеса ли Всемудрого иль от Самого Сварога, Дида Божия. И поистине задача наша (дабы С-Правно (по Прави) Стезю свою во Яви торить, Себя истинного (Аз Есмь) осознав, свое от чужого отличать умея, Мудрость Вышнюю постигая, себя да Предков деяниями прославляя) в том, чтобы одни качества в нас, унаследованные от одного из Богов Родных не мешали другим. Чтоб «Перун» В НАС не противостоял «Велесу», чтоб Душа не противостояла Духу, а Тело — и тому и другому. Бо Лад Всемирья начинается c Лада (Веси – равновесия — гармонии) в каждом конкретном человеке.
А без Лада, без Веси и Стезя не правится и дело не спорится.
ТАКО ВЕДАЮ!
Писано Ставром в месяц Стужень 14-го дня
Лета 4411 от
Основания Словенска Великого (2002 А.D)
На Родной Земле.
Собь
Всемного сил да времени отнимает у человека прозрение, поиск Стези своей. Не меньше сил надобно и тому, кто уже обрёл-прозрел Стезю свою. Сил для того, чтобы достойно да справно идти по ней. Но всего сложней, поистине, найти Подлинного Себя (Аз Есмь), обрести Гармонию, Лад в себе самом. Бо это то, что предшествует обретению Стези, и сопутствует её осмыслению и постижению. Нашедший Подлинного Себя (Аз Есмь), почитай, уже нашел и Стезю свою. Себя же самого не нашедший, в себе Лада не обретший, Гласу Безмолвному Богов Родных не внемлющий, Духа Родова в себе самом не ощущающий и Стези своей вовек не прозреет. И не помогут таковому писания многомудрые да всеразличные. Рекут иные, что якобы лишь отрекшись от земного да телесного можно обрести «блаженство вечное». Что страсти Мира сего затмевают Душу Праведную, к погибели черной – безвозвратной в Бездне Адовой ее ведут. Что де, Тело человеческое вторично по отношению к Душе его. Что лишь Душа — единственно от Бога и лишь о душевном радеть надобно, а Тело — токмо источник страданий да соблазнов мирских. Оставим таковых с их измышлениями. Бо у каждого – своя Стезя…
От себя же скажем, что рассуждает тако лишь тот, кто от Лада Всемирья безумием своим отчужден, кто истого ЕДИНСТВА Соби человеческой — Духа, Души и Тела, не сознал. Кто слаб для того, что бы достойно да С-Правно Стезю свою на Белом Свете торить, полнотою жизни наслаждаться, и в Земном Небесное увидеть умея, да от Даров всемногих, Богами Родными дажденых, в безумии не отрекаться. Таковому и жизнь на Свете Белом, Богами Родными завещанная, не радостью, но пыткою тяжкой оборачивается. Таковой и бежит от страстей телесных, от Даров Земных, от Света Белого да от Солнца Красного всё одно как от нежити какой…
Старый Покон же, Богами Родными нам от Веку положенный, Предками нашими по Вервям Родов Земных нам переданный, нами, потомками их, сохраненный да приумноженный учит, что все Сущее и Не-Сущее во Всемирьи Исток Един имеет. Бо все есть проявление Всемногих Сторон Действия Воли Родовой. Потому и спор, так любимый иными о том, что «главнее», что первичнее – Внутреннее либо Внешнее, Душа либо Тело – сродни спору о том, «что появилось раньше — курица или яйцо». Рекут о сем Мудрые, что Всему Исток — Род Един. Како Телесному, також и Духовному во человеке. Скажем более — человека собственно, и делает Человеком именно НЕРАЗДЕЛЬНОСТЬ трех Сутей его — Духа, Души и Тела, составляющих Собь, то бишь НАС САМИХ. Собь человеческая являет собой Всемирье Малое, кое есть Суть и часть Всемирья Большого, Родова и точное подобие Его. И поистине слова сии не суесловие пустое, от маяты Духа измышленное, но истая Мудрость Древняя, Предками нашими зримая-сознаваемая.
«…пойду я (…) из дома в дверь, из двора в ворота, во чисто поле, в зеленыя луга, на перекресь четырёх дорог, под красно солнышко, под светлой месяц, под часты звёзды, под тихи воды, под утренние росы. Утренней порой умоюся, небом чистым утруся, всем четырём сторонам поклонюся, светлым месяцем опояшуся, частыми звёздами отычуся, красным солнышком покроюся…» — се есть фрагмент из древнего заговора, наглядно отображающий сходство Человека и Всемирья, его окружающего, иже было ведомо нашим Предкам. Сходство и истое ЕДИНСТВО, неразрывная связь внука Даждьбожьего со своими Вышними Родителями – Родными Богами, осмысливаемыми в оном случае как Силы Все-Живой Природы, как Силы Всемирья. Всемирье же Родово являет собой взаимосвязанность и Единство (при кажущейся Разделенности) трёх Миров его. Оное же представление является ныне одним из так называемых «спорных вопросов» в Родноверии: «Ныне в Мудрословии Родноверия существуют, по меньшей мере, три различных взгляда на Тремирье. Первый рассматривает оное как Связку Ступеней Духовного Восхождения от плоти к Духу, располагая Миры в следующей последовательности: Явь (Мир плотных Форм) — Навь (Мир Тонких Форм или Мир души) — Правь (Мир Духа – исток Всемирья). Второй взгляд, следуя шаманистскому видению Мира, выстраивает Миры в несколько иной последовательности: Навь (Нижний Мир — Обитель Темных Богов, опорочивших себя Предков и злых духов) — Явь (Срединный Мир – Обитель человека) Правь (Верхний мир-Обитель Светлых Богов, Славных Предков, благих духов). Третий взгляд по сути, представляет Связку Миров в виде Двумирья: Явь (Мир Зримый — Обитель всякого живота) — Навь (Мир Незримый — Обитель Богов, Предков и духов), кои уравновешиваются Правью – Силой, хранящей Лад Всемирья»
Влх. Велеслав. «Спорные вопросы современного Родноверия».
Мы же о сем мыслим тако: по сути, первый и третий из вышеперечисленных взглядов на Всемирье представляет собой одно и тоже мнение, но рассмотренное с разных сторон. В первом случае — со стороны индивидуальной духовной практики человека (В Соби человеческой, о чем далее сказано будет, Дух соответствует Прави, Душа – Нави, а Тело — Яви). В третьем же случае Всемирье рассмотрено со стороны метафизической (объективной, в отличии от индивидуальной — субъективной), со стороны фундаментальных принципов. Ибо, объективно, НИКАКИЕ Боги во Яви невидимы (не Явны) – ни Светлые ни Темные, како и Предки наши, на «Тот Свет» ушедшие. И духи, не зависимо от того «добрые» они или «злые». Присутствие Силы и Воли Богов Родных и Предков наших определяется внешними проявлениями (Явления Природы и т.д.) и воплощением в различных людских качествах, како и было о том уже сказано в слове «О Явном и Сокрытом». Идее же Тремирья, трехчастного деления Вселенной, коя является общей для всей Арийской Традиции (к примеру: Асгард – Мидгард – Хель у скандинавов; Гвинвид – Абред – Аннун у кельтов и т.д.) в Славянском Родноверии соответствует, скорее, связка Сварга (Ирий, Верхний Мир) – Белый Свет (Средний Мир) – Кощное Царство (Вельи Луга, Пекло, Окощное, Онное Живленьице, Нижний Мир).
Тако мыслим:
АЗ) Явь: То, Что Явно. То, Что Видимо, то, что УЖЕ есть, Является чем либо. Это — Наш Мир, Земля, Природа. Явь образована посредством единения и взаимодействия стихий. Белый Свет, Средний, Дольний Мир.
БОГОВ) Навь: То, Что Невидимо, Неявно, Непроявленно (относительно нас, относительно Яви). Самое многообразное и всеобъемлющее понятие, о коем враз и не скажешь. То, Что Было и То, Что Будет. Прошлое и Будущее (наглядное отображение сего – в выражениях «ТЬМА веков», «ПРОШЛОЕ во мраке», «БУДУЩЕЕ в тумане» и т. д.). Мир Богов, Предков и Духов. «Тот Свет». В Нави, како рекут о том Древние Сказы, находится Сварга (букв. — Небо) — Чертог Светлых Богов. Ирий — обитель Предков Славных. Сварга и Ирий – то, что называют Светлым Царством. Верхний (Горний) Мир.
Другая «сторона» Нави – Велесовы Пастбища (Вельи Луга) где бестелесные Сущности (Души, либо Духи) людей ожидают воплощения в Яви. И Кощное Царство-Чертог Древнейших Богов, Чертоги Незнаемые, владения Ящера, Кощея и Марены. Вельи Луга и Кощное Царство — то, что называют Нижним (Подземным) Миром.
ВЕДАЮ) Правь: То, Что связывает. Отображение связи Всего Духом Родовым, Единство Яви и Нави (Если Явь и Навь – Множество, то Правь — Единство). То, Что уравновешивает и, следовательно, управляет. Возможно, Сам Дух Родов, Лад Всемирья. Объективные Законы Вселенной (Законы Прави). Воля, не дающая Нави поглотить Явь и наоборот. Возможно, некий «Разум Всемирья» (условно).
Такоже и сущность человека образована подобно Всемирью Родову, тремя взаимосвязанными частями своими.
АЗ) Тело: Воплощение Яви. То, что видимо и ощущаемо. Тело человека, подобно всему Явному Миру, состоит из Стихий и является ЧАСТЬЮ Природы.
БОГОВ) Душа: Воплощение Нави. Невидимая, непроявленная суть (рекут в народе – «Чужая душа – потёмки». А для иных – и своя…). Чувства, Инстинкты. То, Что не МЫСЛИТСЯ, но ЧУВСТВУЕТСЯ. То, Что необъяснимо словами. Бессознательная, невыразимая Суть. Подобно Нави — Прошлое и Будущее: у некоторых людей хранит необъяснимые и неосознанные воспоминания о «прошлой жизни», является источником интуиции – бессознательного (неосмысливаемого) предвидения (чутья). Душа является истоком неосознанной тяги к чему или кому-либо, что может, в различных жизненных ситуациях, принести како худо, також и добро человеку в целом. И в этом смысле душа является воплощением таких сторон Нави как Сварга (в случае добра) и Кощное Царство (в случае худа). Душа такожде может быть названа «Чертогом Незнаемым», ибо многие люди подчас удивляются не токмо чужим, но и своим собственным «душевным порывам», идущим откуда то «изнутри».
ВЕДАЮ) Дух: Воплощение Прави. Бо Дух наш – Часть от Духа Родова, Всемирье Собой единящего. «...телесно мы все отдельны друг от друга, на уровне души — мы все взаимосвязаны (именно благодаря этому и возможно то, что мы именуем обычно «волшбой» — то есть вне-телесное воздействие на вещи, находящиеся вне нас); на уровне же Духа — мы все поистине ЕДИНЫ» (Влх. Велеслав. «Родноверческий Искон»)
Дух есть То, Что единит собою Душу и Тело (особо заметим, что не «является проводником» между Душой и Телом, но именно ЕДИНИТ) Дух — то, что не дозволяет чувствам, инстинктам (образно — Нави) возобладать над Собью (Человеком в целом) либо над телом (Явью) и уподобить его скоту бессловесному, что токмо лишь инстинктами и живёт. Сознательное мышление, Разум, Воля, осознание Себя. Дух — то, что наипаче других Сутей делает человека – Человеком.
Особо скажем, что како Всемирье (Явь, Навь, Правь), тако и Собь человека, состоящая из Тела, Души и Духа, не находится в раз и навсегда зафиксированном, незыблемом состоянии. Ибо Гармония всего — в движении. Сути Всемирья непрерывно взаимодействуют друг с другом, творя Коловращение. К примеру, в Послесмертии Духи людей, отделившись от Тела, переходят из Яви в Навь. Из Нави же во Явь при Рождении воплощаются (рождаются в Теле) новые Духи людей. Також Сила и Воля Богов Родных имеет своё воплощение в Яви, бо всё во Всемирьи взаимосвязано. Или же, к примеру, Дух (Разум), коий, како речено было, есть Сознательная Суть — ведет нас, когда мы деем что-либо ОСМЫСЛЕННО. Но, ежели например какое-либо действо содеять многажды, оно уже перейдет в Суть бессознательного, инстинктивного, иже есть уже Душа. Но такожде можно содеять и обратное – обрести контроль над подсознательными «порывами души», помыслив – а нужно ли делать то или это, или можно без сего обойтись. Прежде думай, а после делай, ибо Разум наипаче других Сутей Соби нашей отличает нас от иного живота бессловесного, на Белом Свете сущего. Однако ж скажем, что существуют во Всемирьи такие Вещи, ощущение коих неподвластно Разуму нашему, Вещи, перед коими молкнет Разум человеческий. Бо их можно именно ПОЧУВСТВОВАТЬ, а не осмыслить. Потому и даждены человеку Богами Родными и Разум, и Чувства, как способы постижения Себя и Всемирья. И намеренный отказ от ЛЮБОГО из этих способов являет собой, по сути, прямое свидетельство слабости человека, тако деящего. Одни отказываются от Разума, не умея пользоваться оным и сосредотачивая всё внимание своё лишь на Чувствах, другие страшатся Чувств и страстей, лишая себя тем самым ПОЛНОТЫ и многогранности ощущений Жизни.
«Но вырывать страсти с корнем значит вырывать с корнем самую жизнь, поэтому такая деятельность и враждебна жизни…». «Люди вырождаются, слабовольные в борьбе со своими желаниями инстинктивно прибегают к способу самооскопления и искоренения страсти. Для таких людей, ищущих, говоря иносказательно (а также и без всякого иносказания), убежища в траппизме, необходимо открыто заявить свою вражду страстям, вырыть бездну между ними и собой. Радикальные средства необходимы только для людей, на которых лежит печать вырождения; слабость воли или, говоря точнее, неспособность реагировать на возбуждения (…) «Самые ядовитые нападки на чувства исходят не от сильных людей…»
Фридрих Ницше. «Сумерки кумиров, или как философствовать молотом»
Тако ведаю!
Писано Ставром в месяц стужень
Лета 4411 от Основания Словенска Великого (2002 А.D)
Добрым людям на пользу,
Богам Родным во Славу!
ЛАД
Ведающие ведают, что сущность человека, являя собой Всемирье Малое, многими Сутями наполнено. Древние сказы рекут о том, что Предки наши мыслили себя, вместе с животом всяким, на Белом Свете сущим, детьми Неба и Земли, о чём в одной из летописей сказано так: «Паки же и землю глаголють материю. Да аще им есть земля мати, то отець им есть небо…» Пояснить следует, что и Предки наши ведали, и мы ныне ведаем тако: Небо — Суть Духовная, Земля – Телесная.
Перва Мать еси-
Лада-Матушка,
Еси Мать втора-
Мать Сыра Земля,
Третья Мать еси
Та, что родила ….
В стихе сём Лада-Матушка мыслится Небом (сиречь — Духом), Тело здесь воплощено Матерью — Сырой Землей. Третья мать — «та, что родила» есть, во-первых, условно говоря, «место» где небо (Дух) и Земля (Тело) сливаются воедино, творя новую Жизнь, и во вторых, наряду с Отцом — ПРИЧИНА сего действа. Она же непосредственно отождествлена с Землей, ибо Мужское Начало — Отец, как рекут о сем Древние Сказы, соотносится с Небом. Во черед свой, и Отец и Мать також есть Дети Земли и Неба. И в сем поистине отображено Единство Большого и Малого, неразрывность Всемирья, где Все есть во Всем, а также процесс Коловорота Сил в оном. Всё подобно Всему. Лад Всемирья начинается с Лада в каждом конкретном человеке. Потому подобно Всемирью Родову, кое находится в беспрестанном движении, человеческое естество, являя собой Всемирье Малое, также постоянно движется (Ибо: «что не двигается — то мертво»). Это видно и на примере движения крови по венам, это и ритм сердца, и нервные импульсы и движение (развитие) мыслей. Да и вся жизнь человека во всех смыслах есть непрерывное движение. Из сего следуя, особо надобно сказать, что Лад (Гармония) это не СОСТОЯНИЕ человека, но ПРОЦЕСС. Бо СОСТОЯНИЕ подразумевает бездвиженье, СТАТИКУ. ПРОЦЕСС же являет собой движение, сиречь ДИНАМИКУ. В каком-либо СОСТОЯНИИ можно находится хотя и долго, но не всю жизнь (жизнь – бытие человека конкретно в этом Мире, на Белом Свете). В ПОЦЕССЕ же (чего-либо) человек пребывает именно что всю жизнь. Бо и сама Жизнь есть движение, ПРОЦЕСС. Посему можно сказать, что Лад есть процесс, при коем все Сути человека непрерывно двигаясь, не мешают, но помогают свом движением друг другу. Не противостоя, но уравновешивая и дополняя одно другое. Лад — это також и процесс, при коем человек обретает лад с самим собой, с сородичами своими, с Родными Богами и Всемирьем в целом. В процессе Лада находясь и Стезю свою правя, человек не мешает своим развитием — развитию других во Яви.
ОБОБЩЕННО: Лад — это Динамическая Гармония.
Поистине, даже потеря Лада даже одним человеком может нанести вред Всемирью в целом (Ибо Все во Всем). Посему ведающие — ведают, что Лад Всемирья начинается с Лада в каждом отдельном человеке. Помыслим — что может вызвать препятствие обретению Лада, либо привести к ее потере. Ведаем, что сущность человека есть взаимосвязанность трёх частей — Тела (Явь), Души (Навь) и Духа (Правь). Посему противоречия, возникающие между оными – наипервейшая причина потери человеком Лада. Нарекается сие – РАЗЛАД.
Разлад между оными частями может привести к разладу непосредственно внутри отдельно взятой части. К примеру, разлад меж Внутренним и Внешним, меж Духовным и Телесным может вызвать, во черед свой, разлад собственно телесный. Что будет выражаться во всяческих недугах и болезнях организма. Но может быть и наоборот — и тогда разлад во Теле приведет к разладу во Духе. По иному и быть не может, ибо все во Всемирьи Родовом взаимосвязано.
Дух (т.е. Разум) управляя прочими сутями во человеке (Душой, Телом), уравновешивая оные, творит Личность (опять таки совместно с оными), то есть то, что мы называем Аз Есмь. Аз Есмь же человека можно разделить (условно) на две большие части (стороны). Оные суть:
Сторона ВНУТРЕННЯЯ (сокрытая) — философия, мировоззрение, теория.
Сторона ВНЕШНЯЯ (явная) — жизнедеятельность, образ жизни, профессия, практика.
Снова нужно заменить, что у человека, находящегося в Ладу с собой самим, с сородичами своими, с окружающим Миром да с Богами Родными и Предками Святыми эти две стороны не противоречат, но взаимодействуют, дополняют и СЛЕДУЮТ одна из другой.
Тако мыслим:
АЗ): ФИЛОСОФИЯ человека. Се есть индивидуальная система ценностей Личности. Формируется (в зависимости от человека как самого) по большему счету посредством восприятия идей из внешнего мира. Человек, осмысливая эти идеи, выбирает то, что наипаче иного интересно и близко ему лично.
Суть при сем: 1) Осмысливать, почему те или иные идеи кажутся тебе близкими.
2) Уметь прислушиваться к «Гласу Сердца» бо способом оным с тобой говорят Боги. А також следить за тем, чтобы одни ценности твоей личной философии не противоречили другим. Бо все в человеке должно быть ГАРМОНИЧНО, противоречия же в рамках личной философии могут отразится на других частях (Все во Всем). Особо сказать следует, что не стоит следовать никаким «модным философиям» необдуманно. Бо, как правило, это приводит к плачевным результатам. К примеру, в эпоху «развитого социализма» было «модно» называть себя атеистом. При этом тот факт, что саму сущность атеизма понимало, в лучшем случае, два процента общества, мало кого волновал. Скажем еще и вот о чем: у нас в стране ныне часто бывает так, что человек, будучи ребенком и начиная осознавать Себя и окружающую действительность, с удивлением обнаруживает, что уже является, помимо своего желания, к примеру, христианином. «И заслуга» в этом его родителей, приведших свое чадо к «таинству крещения», не спрося — насколько ребенку это близко, и нужно ли вообще. И деяния таковые вызваны, главным образом, действующими в обществе установками типа «так принято!» и «ты должен!» (либо – «мы должны!»)
«Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? «ты должен» называется великий дракон (….) Чешуйчатый зверь «ты должен», искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестит, как золото, «ты должен!»
Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»
И выходит тако: крестив чадо свое, ибо «так принято», родители неявно (и часто неосмысленно) манипулируют его собственным мировоззрением, что часто приводит к разладу в личности человека. Ибо (конкретно в случае с христианством) ежели ты христианин, то ТЫ ДОЛЖЕН: исполнять заповеди, посещать церковь, (причащаться и т.д.) не грешить (каятся и т.д., ибо «грехов», по Библии, великое множество, и не «грешить» нормальному человеку просто невозможно) и так далее. Очевидно, что не все, что ДОЛЖЕН в этом случае делать человек, подходит ему как Личности. Потому в случае с ребенком целесообразно ему самому предоставить право выбора философии (религии и т.д.) В общем же також не следует пытаться решить чужие проблемы, ежели о том не просят. Ребёнок вырастет и САМ решит, что ему по Сердцу. Ибо Богами Родными нам завещано быть свободными (прежде всего — внутренне).
Вывод, относительно внутренней философии, как одной из сторон Аз Есмь:
1) Осмысленно и критично относись ко всем идеям внешнего мира.
2) Умей слушать Глас Родных Богов, иже суть Глас Сердца твоего.
3) Не следуй «моде».
4) Не поддавайся чужому влиянию, СВОИМ разумением живи, СВОЕЙ Стезей иди.
5) Пытайся выработать СВОЮ ЛИЧНУЮ Философию, своё личное отношение к Миру, основанное на ТВОИХ ощущениях и переживаниях.
6)Не принимай никакую идею токмо лишь на основе ее «истинности» и «божественности», декларируемой кем-то. Помни, что Духовный опыт даже самого Великого Мудреца НИКОГДА не заменит тебе твоего ЛИЧНОГО Духовного опыта (хотя и может быть интересен и даже полезен тебе).
7)Не навязывай никому и ничего силой, помни, что сие есть наипервейший признак Духовной слабости.
8) Старайся не пользоваться установками плана: «Ты должен!» и «Так Принято!» Определяй САМ — ЧТО ты «должен» и КАК для тебя «принято».
9) И, поистине, нужно всегда помнить, что: «Вода отражает Небо — когда спокойна, Сердце – когда чисто» (Велеслав; Русская Национальная Идея/Родноверческий Искон)
БОГОВ): ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека, коя может с некоторыми оговорками быть отождествлена с собственно Стезей.
Человек, сообразно своему мироощущению и целеустремлениям выбирает, чем ему заниматься во Яви. Разлад в случае сем происходит, главным образом, тогда, когда:
1) Человек еще не решил, кем ему быть.
2) Человек хочет быть кем — либо, но не может им стать в силу своих личных возможностей.
Сие же происходит тогда, когда человек, не сумев найти Истинного Себя, играет (осознанно либо несознательно) некую «роль», навязанную ему обществом, близкими, обстоятельствами жизни и т.д. (опять же, срабатывают императивы: «ты должен» и «так принято!») И «роль» сия — есть уже не САМ человек, не Личность, но ЛИЧИНА, коя не свою Стезю торит, но к чужой приспособится силится. Личина же сия далее часто «прирастает» к человеку, мешая тому разобраться не то, что в жизни, а зачастую и в СЕБЕ САМОМ… Оттого же и происходит худа да неурядиц всемного, что зачастую у человека его ложное (и не всегда действительно ЛИЧНОЕ, но воистину почти всегда «ЛИЧИННОЕ») представление о чём-либо (не исключая и самого себя) зело расходится с РЕАЛЬНЫМ положением вещей. Расхождение оное же, по сути, возникает не тогда, когда человек в суждениях своих о чём/ком либо опирается на непосредственное ЛИЧНОЕ Со-Переживание с этим Миром, но тогда лишь, когда ЛИЧНОЕ подменяется «общепринятым», уравнительно-шаблонным суждением о чём либо, кое «вживается» в человека через одну из его приобретённых (навязанных извне) «личин»... Неверно выбранная жизнедеятельность приводит к тому, что человек (в большинстве случаев) начинает буквально ненавидеть свою работу, себя самого (считая, что он достоин «лучшей доли») и саму свою жизнь, коя оборачивается для него наихудшей пыткою.
Трудно дать в случае сем какой-то однозначный совет. Ибо человек индивидуален во всех отношениях. Но в любом случае, прежде чем заниматься чем либо, нужно осознать — на что ты способен в данный момент, чего ты потенциально сможешь добиться в будущем. Також стоит внимательно присмотреться к прошлому, ибо именно прошлое (кое есть ОПЫТ) часто диктует ответы на многие вопросы, связанные с будущим. Особо скажем, что прошлое понимается в сем случае Всеобъемлюще. Се и лично твое прошлое, и прошлое твоих родителей, знакомых и т.д. Это прошлое твоей Родной Земли, твоих Славных Предков и, наконец, древнейшее прошлое — деяния Старших в Роду нашем — Родных Богов, кои показывают нам личный пример. Також нужно следить за тем, чтоб не тратить силы попусту для достижения таких целей, кои силы сей не оправдывают.
Заметим, во черед свой, что все вышесказанное отнюдь не значит, что не надо пытаться достичь чего-либо вопреки (как говорят «назло») всему. Ибо Гармония — в движении. А движение, сиречь — развитие редко когда проходит гладко. Но деять сие нужно опять же, осмысленно и всевременно осознавая САМОГО СЕБЯ. Також следи за тем, чтоб твое мировоззрение находилось в ладу с жизнедеятельностью (сиречь: чтоб слова твои не расходились с делами).
Наипаче же иного важно помнить, что деяниями своими, коли худы они у тебя, ты не токмо себя самого позоришь и не токмо сородичей своих, во Яви вместе с тобой живущих, но и на Предков своих и на Богов Родных хулу сим возводишь! А посему всегда будь достоин и словом и делом Cлавы Предков твоих а Богов Родных! Ибо како твоя Сила — в Них, також и Их Сила, поистине, в ТЕБЕ. Како Они тебе помогают Стезю твою во Яви править, такожде и ты словами да делами своими помогаешь Им. Всё во Всемирьи взаимосвязано: и Всё в Тебе и Ты во Всём!
Тако ведаю!
Писано Ставром в лето 4412 от
Основания Словенска Великого
(2003 А. D.)
Добрым людям во пользу,
Родным Богам во Славу!