Слово первое: Небывальщина
Сказывают, будто давным-давно, во времена незапамятные, егда Сварог с Родными Богами только-только обустроил Белый Свет, егда Он только-только отковал в Своей Кузне Небесную Твердь, навесил Он её настоль низко над Землёю, что всяк человек при желании мог, ухватившись дланями за неё, взойти во Ирий Небесный ещё до Срока. А содеяно было се для того, чтобы Богам было сподручнее в Явный Мир спускаться. И, сказывают, Родные Боги часто сходили к людям, бывшим ещё совсем неумелыми да неразумными, обучая их многоразличным ремёслам да наукам, умениям да разумениям, мудростям да премудростям. Люди же во всём внимали Родным Богам, и была Правда на Белом Свете, и был Лад. Долго ли так было, коротко ли – токмо Боги и ведают.
Но сказывают, будто однажды гончар-умелец, помыв руки и поленившись утереть их рушником, взял да и вытер их о Небесную Твердь. В другой раз жена, стирая бельё, такоже вытерла руки о Небо.
Тогда Боги, узрев се, взяли да и чуть приподняли Небо. Так, что рукою до него достать стало невозможно.
И стала Правда на Белом Свете, и стал Лад. Долго ли так было, коротко ли – токмо Боги и ведают.
Но однажды некий огнищанин, убирая скошенную траву в копны, взял да по неосторожности пропорол Небесную Твердь вилами.
Тогда Боги ещё на чуть приподняли Небо, дабы и вилами его достать было нельзя.
И стала Правда на Белом Свете, и стал Лад. Долго ли так было, коротко ли – токмо Боги и ведают.
А через некоторое время случилось другое худо: научившись у Богов всемногому, люди мало-помалу ленится начали что-либо своим разумением да умением вершить. Вот, скажем, не выходит у кузнеца вещицу какую отковать с первого разу – он возьмёт да и начнёт в Небесную Твердь камушки кидать: «Выходи, де, Свароже, вспоможи!» Оратай какой, не разумея поле вспахать, тотчас хватает хворостину, да и Небо ею скребёт: «Сойди, мол, Велесе, пособи!» Или, положим, не удаётся у добра молодца мечем справно вертеть – берёт о копье, и ну давай в Небесную Твердь оным тыкать: «Перуне, мол, вразуми!»
По первости Боги и вспоможествовали, и пособляли и вразумляли потомков Своих. Но се до того дошло, что уж и мелочь всякую люди своим разуменьем сотворить не могли, всё Богов в помощь воззывали.
Тогда Боги, видя леность и безволие людей, видя, что ежли так и далее будет – станут люди вконец неумелыми да неразумными, порешили окончательно разделить Небо и Землю – дабы люди своим разумением жить учились, Стези свои сами торили, на Них не кивая, да по мелочи всякой вспоможения не спрошая. И с тех пор Боги, проявляя Волю Свою во Все-Живой Природе, являют Истый Свой Облик токмо зрящим да ведающим, сильным да по Правде дела вершащим…
И с тех пор самые прозорливые да умелые из людей, памятуя о том Волшебном Времени, стремятся собственными Правыми деяниями вновь ПРИБЛИЗИТЬ Небо, вновь жить в Единстве с Родными Богами. Но беда в том, что чем больший срок проходит с тех Времён, тем всё менее становится таковых людей…
И с тех пор одни люди, кои ПОМНЯТ и ВЕДАЮТ о том, почему Небо от Земи столь отдалилось Стези свои торят с честью трудности да испытанья преодолевая, тем Родным Богам честь воздавая, да себя и род свой прославляя, другие же, кои ЗАБЫЛИ о сём – при самой малой невзгоде на Богов кивают, всех на Свете кроме себя самих в невзгодах да трудностях обвиняют...
…
Такоже рекут, что в те же времена, егда разделили Родные Боги Небо и Земь, Сварог в помощь людям сбросил с Неба Дары Священные – Плуг, Секиру, Клещи и Чашу, а сим – наказы заповедал для жития достойного на Белом Свете. Но о том в другом месте сказано…
Слово второе: Толковник
Сказ сей – большею частью именно небывальщина, а для кого-то и вовсе скоморошина шутейная. Но недаром рекут: суть скоморошины зачастую такова, что за внешне потешной формой в ней нередко можно узреть глубокий смысл, вещающий о самом Сокровенном. В том суть небывальщин. Невежда зрит в них только лишь внешнее, потешаясь над рассказанным, над тем что, по его мнению, и быть-то никогда не могло. Ведающие же зрят Суть, памятуя о речённом в народе: «Сказка ложь, да в ней намёк…».
Также и в нашей притче о Небе – за небывальщиной Суть сокрыта, предание о Золотом Веке, облечённое в шутейную форму. Память об Истом Единстве Неба и Земи, Богов и Людей, об изначальном Единстве Всемирья. О Священном Времени Первоначал, когда всякий человек мог зреть воочию Богов, говорить с Ними и внимать Им. Также небывальщина сия – о причине разделения (но не отделения, бо всё во Всемирьи связано!) Неба и Земи. Также небывальщина сия – о несовершенстве людей и о даровании Роду Людскому стремления к Совершенству, о научении людей самостоятельности. Оттого ведающие и рекут поныне: не докучай Родным Богам просьбами о тех делах, кои вполне можешь содеять сам.
Ищущему достаточно.
Тако ведаю!
Записано Ставром на Родной Земле в лето 4414 от
Основания Словенска Великого
(2005 A.D.)
Слава Роду!