Гой Трояну Батюшке!
Книга «О поклонении троийским горам» была некогда свершена, ныне же она считается утраченной. Сия книга другая, но с тем же именованием. Сия книга другая, но о том же…
…
Ладны и прекрасны горы Трояна Батюшки, иже рекутся горы троийские.
И всех из них превыше три верха – Триглав, Триглава и Триглавец мал.
Горы те троийские прежде святы, ибо с них свет белый начал порождать Род Великий.
И паче гор тех троийских нигде же несть.
Трое они окружают и подпирают плечьми гору Святую и очам не зримую, на коей весь свет белый зиждется, на чьих кореньях земля занялась, на чьей вершине небо осело.
И то поклонения достойно!
А без гор тех троийских рухнуло бы все во прахи.
Только безмерно мудрые, а с ними и истиной живущие, гору Святую и очам не зримую, углядеть в силах, а углядев – и обрести ее. Но когда всяк, и не мудрый вовсе и истиной брезгающий, гору ту углядети и обрести сможет – куда все денется?
На горах тех троийских Солнце и Месяц вослед друг другу почивают и с ложа встают, дабы свет белый озарять сияньями своими.
И то поклонения достойно!
А без Солнца с Месяцем сгинул бы свет белый во темнотах!
А ложа их по разные стороны гор тех троийских. Но когда ложа те во едином месте окажутся – куда все денется?
И горы те троийские – суть костьё Рода Единого, что заложил его во основание свету нашему.
И то поклонения достойно!
А без подпоры костья того, не стоять бы свету вовсе.
Между гор тех троийских огонь горит неугасный. И сам собою горит вельми, без единого древа. И со огня того неугасного почерпаема искра всякому разуму чистому, искра всякому сердцу живому и искра всякой душе чувствующей.
И то поклонения достойно!
Но когда огонь золой осыплется и остынет – куда все денется?
Крепче же гор тех троийских несть во земле. Но когда они поизносятся во крошево – куда все денется?
От вершин гор тех троийских истекают три реки благословенных. От Триглава течет на полночь река вода пречистой. От Триглавы течет на восход река молока сытного. От Триглавца мала течет на полдень река меда хмельного. А на запад же ничего не течет. И река воды творит всему очищение, а река молока творит всему питание, а река меду творит свету веселие.
И то поклонение достойно!
И река воды – моря все полнит, река молочная – сосцы все полнит, река меда – чары все полнит. Но когда вода иссякнет, молоко скиснет, а мед ядом обернется и на запад потечет – куда все денется?
И горы те троийские свет белый всем насыщают, ибо Триглав хлебом исполнен, Триглава – мясом исполнена, а Триглавец мал – сыром исполнен.
И то поклонения достойно!
И сколько от пищи той по нужде изымут, столь и восполнится внове и тотчас же неиссякаемо. Но когда всю пищу приедят, а что не приедят, то червь1 источит – куда все денется!
От гор тех троийских до Ирия небесного преблизко. Славления оттоле слышны многожды лучше, чем с мест инших. И по сему благости здесь прежде, чем где ещё.
И то поклонения достойно!
Но если здесь станет, как и в местах инших – куда все денется?
Богам Великим горы те троийские, ровно чертоги. Сварог Батюшка за горами теми поприглядывает. Перун Святый дозором горы те троийские обходит на дню многожды. Сам Велес Благий за горами теми, ровно за садом чудным ухаживает. Тем лишь покой гор охраняем есть.
И то поклонения достойно!
Когда же оставят Боги пределы те, ибо приступят к делу последнему – куда все денется?
Надлежит тому всему воздавать поклонение должное, всем чудесам и знамениям гор тех троийских.
…
И самим горам творити поклонение со обрядами.
Славити Трояна с сердцем верным двенадцатью славлениями о двенадцати раз.
Его рождение и все три же подвига Его воославляют и в действах изображают, будто подвиги те творимы въяве, по нову и тем часом.
И венки благоверия на горы те возлагати.
И хлеба добра ко их подножию ставити.
Молоко истины и меда чести на склоны их уливати.
Иного же не надобно, ибо то есть наилучшее поклонение горам троийским.
…
А во кореньях гор тех троийских созиждились от веков святыни многокрепкие. Под горой Триглав возлежит днесь череп великой Рода Всеродителя. Под Триглавой горой сума лежит своекожанная. Несть в ней ничего, а всякую суть вынути можно. Под Триглавцем малым лежит меч-самосек, самого Перуна Батюшки. Когда мир-свет бел станет рушиться, вынется тот меч и начнется сеча великая.
…
А гора каждая цвета разного. Триглав гора зеленым цветом лучит. Триглава гора красным цветом лучит. Триглавец мал – белым цветом сияет. Ибо Триглав разнотравьем порос, а Триглава огнями полыхает, а Триглавец мал весь во снегах белых.
Травие то целит, огнище очищает, а воды снеговые живят.
И на горах тех троийских здрава слагается миру всему.
…
И всякий из трех верхов гор тех троийских сокрыт в другом верхе. И, абы хоть един узреть, надобно сначала другой отыскать.
…
Рекут, что горы те троийские утверждены бысть на краю сета белого. И иначе рекут, что есть они во Ирии небесном. И то верно, и иное. Но того вернее, что горы те троийские громозятся во незримой средине мира. И не иначе.
А довлеет над горами оными изволение Богов наших. И, яко о месте горам возжелают Они, там горы и воздвигнутся сами.
И где воздвигнутся они – там середина мира и есть.
…
Раз о горах тех троийских спознав верно, более о них незабудешь никогда же. Во уме и пред очами – они будут. В сердце и в душе – лишь к горам тем тяга будет.
На горы те троийские всяк возойти пожелать сможет, абы Богам ближее стать. Но не всяк тому пути достоин.
И всяк, кто до гор тех троийских идти вздумает, то пусть возьмет во провожатые себе – доброе напутствие, крепость духа и чару путника, для утоления жажды пути.
Аще возьми с собой суму познания, обопрись на посох веры родной, облачись в рубище прозрения да одень сапоги мерности. И тогда в путь на горы иди.
Не единожды покажется, что достиг вершин тех, и что сведал все о Божественном. Но не верь тому, ибо то лишь морок самомнения. А в путь надлежит идти далее, не останавливаясь.
Кто восхочет остановиться, тот, сколько бы ни прошел, вновь во начале пути окажется. Кто повернуть вспять пожелает, в кривую сторону своротит и заплутает вовсе.
Не ищи в горах тех троийских того, чего нет в них нисколько и небыло никогда. Не ищи корысти, не ищи обладания, не ищи нечестивого.
А кто за оным подастся во путь, сколь бы ни прошел, не приблизится ни на шаг, а лишь удалится от гор тех троийских.
Кто же до вершин гор возойдет въяве, тот узнает лишь все. А более ничего.
На горах тех троийских человек душою ликует велико, ибо зрит он воочию Богов своих и предков своих. Разве не стоит того сей путь многотруден.
На горах тех троийских челолвек сердцем возрадуется, ибо благости здесь неисчисленно, а худости нисколько нет, тем, кто оному не надлежим. Разве не стоит того сей путь многотруден.
На горах тех троийских человек умом утишается, ибо до края пути своего дошел и обещанное обрел. Разве не стоит того сей путь многотруден.
Ходяху до гор тех троийских Орей Древний. Славил он Триглав Божий и Трояну поченсти возносил. На то Троян Батюшка простер на него благость свою — облекся Орей Древний Властию княжеской и почал правити.
Аще ходяху до гор тех троийских князь Словен Единый и славами многими и требами он во горах Богов величал. И на то даровали Они ему волю Свою – град велик основати.
Аще же ходяху до гор тех троийских князь Кий Великий. Славил он Богов и требами и славами. Со всего того ниспосылали Боги ему немалые благости. И со братами своими двумя народу и Родной стороне послужил он усердно.
…
Теперь же о святых горах троийских изречено все, что могло изречено быть. Слов истрачено не много, ибо пустословие – обман есть и воровство. Разве надо больше слов, дабы описать то, что описать возможность малая? Разве надо больше слов, дабы описать то, что не здесь и не сейчас? Разве надо больше слов, дабы описать то, куда можно пойти самому и что можно увидить глазами своими…
Речено Богумилом Муриным
Пред Колядою Светлой, года
4410 от осн. Словенска Великого
1. Червьё то – сомненья и огрехи.