СЛАВИХОМЪ СЕ РОДА
ВСЕМЪ ОТЦЕМЪ ОТЦА
А ВСЯКУ РОДУ НАЧАЛО
БОЖЕСКИМЪ ЛЮДЕНСКИМЪА ИНЫХЪ
А ВСЯКУ ЖИВУ ЖИВЕДАВША
А БУДИ СЪ НАМИ ЧИСТАСИЛА
А ЧЕСТНА СЛАВА
ЯКО ИЗЪ РОДА ВЫШЕДЪ
ВЪ РОДЕ ЖЕ ВОВЕКЪ ДАПРЕБУДЕМЪ
ГОЙ!
...А сие писал Дайбогов внук Радуга ко Велеславу вответ:
Общее по книге:
Мудрость об обряде и Лета Вращении, что в Уряде Обрядном с [1] по [6], хороша будетв начале как высокое осмысление действа как оно есть — во всех его частях. Тотем хорошо, что в мудрости говорится о времени и места избрании, кои всемудейству предстоят.
Ещё будет и тем хорошо, что после вещей обыденных, чтов Уряде Потворном описаны, мудростьне так сильна, а напротив — заставляет настрой менять с делового на вдохновенныйи сим похищает внимание. Вообще, в одном писании чередовать большими частямивозвышенное и обыденное — что рубаху во хлеб запечь, хотя и то, и иное отдельноблаго. Лучшая же последовательность будет: Мудрость(аки предисловие) — Потвора — Обряд — Братчина.
Коли Вещий даст написать всю книгу таким напевнымслогом, каким она поначалу местами, а от [23]во Обряде и во всю Братчину — сплошняком писана, так будетне книга, а золото. Хотя строгие места в начале: «Да не взойдёт на ТребищеБогово!» — и таким слогом сильны.
Поразмыслим тако: а не лучше ли все заклинания вприложение вынести?
Теперь — по сути. Об Уряде Потворном более и не скажешь — всё по делу и в меру кратко,чтобы запомнилось. Коли что забыли, потом вставим.
Ко самому Обрядуприбавим более:
На [1]:
Обряд как таковой — между нами и Богами. Он творится всвященном Пространстве, и пока мы не осознаем той священности, не можетначаться и обряд. На месте обряда всё творить — и ходить, и говорить, идвигаться — только по законам сего Богова Пространства-Времени. Расходовать присём внимание на «людей» — преступно и перед самими людьми. Долг устроителейобряда — войти полностью самим и ввести всех, кто сам не войдёт, в этосвященное Пространство, откуда приходит Сила. Сие хорошо видно в писании Богумиловом«О Капище», где во устройстве Капища (и в ходе обряда по нему) ознаменованы исвященная Картина Мира, и ход всего Мироустроения. О сём едином и надлежитпомнить.
То, что творится для людей, называется «спектакль»,делается особливыми умельцами и происходит в другом месте. Потому на обрядемогут быть только те, кто его творит. Творить можно по-разному — на Капищежертву принося, на Требище стоя, на гульбище плясая или играя мистерию.Обрядовый бой или устроение брашна — тем паче, сие сам по себе обрядсильнейший. На обряде Мир творится. Но только теми, кто пришёл к Богам. Люди,если при том очутились, должны быть несказанно рады, что им позволили при сёмприсутствовать. И таковых за раз — не более двух. Иначе желанные гости, каждыйиз которых по-своему дорог, превращаются в безыменный «народ», который нужно«держать». А сим уже занимаются не жрецы, а «массовики-затейники».
На [7], [8] и [10]:
Освящение места водой, призывание духов, воздвижениеСтолпа Силы — сие всё есть восставление священного Пространства-Времени. Онопроисходит ещё до начала обряда, то есть до того мига, когда на Требище взойдёт«внешний круг». Они должны уже прийти в освящённое место.
Жрецы, потворники и иные нарочитые люди, ведущиеобряд, с самого начала находятся на Капище и возжигают там Огонь. Уряд средилюдей — уже не их забота, но нарочитого человека, старейшины или урядника. А ихсовместная забота была до того, на предшествующем совете — призвать на действатех людей и в таком числе, чтобы Уряд можно было вправду соблюсти.
Все да стоят ко Богам лицом. Только завершив почтениеКапей, могут повернуться лицом к громаде[2], а кБогам спиною — люди вещие[3], ибоони от Богов пришли.
Освящение места — акт важнейший, им Мир творится.Капище старое и намоленное — уже свято, но вновь на него приидя, Священный Ряднадобно восстановить — и для себя, и для Сил. В сей час Вещие люди, что обрядзатеяли, обретают полное согласие, как меж собой — совместным славлением,пением или слушанием Мудростей — так и с Силами, кои не преминут послать знак.Потому дело сие может продлиться не один час, и не должно быть ограниченовременем или сторонним желанием.
Жрецы, мужи с посохами, освящают Капище, наводятВертикаль, восставляют Столп Силы. Девы с чарой-колом замыкают Реку — очищают иосвящают Требище, ещё безлюдное. Сие творится для Богов. Люди могут видеть.Когда там всё готово, тогда с Капища приходит тот, кто будет по сути вестиобряд, находясь на средоточии между Богами и Громадой — един из жрецов,старейшина, волхов-урядник. Или же некто из сведущих людей уже загодя готовитнарод ко обряду — кощуной, круговой чарой или испытаниями. Он и приглашаетнарод на Требище, по знаку с Капища, где наблюдают надлежащий час. Каким будетсей знак — рог, удар в бубен, первое слово, в полный голос произнесенное —условимся.
На [11] и [12]:
На Капище на Луговой[4] — наКапище общем, то есть посвящённом многим Богам, обряд добро будет открытьпочтением Каждого. У каждой Капи един из сведущих людей да почтит Избравшегоего кратким и сильным словом и небольшою, но драгоценной и загодя со всеминадобными действиями приготовленной жертвою. Для сего не волховов, такпотворников достанет, но готовиться им, как и волхвам, задолго. Перуну-товсегда будет, кому послужить. Вот для службы Матери достаточно восхищенная женасреди нас редко сыщется. Но где, как не у Матери, девам-обавницам своючародейную воду готовить? То и будет Ей слава.
А ещё краше будет, коли на них будет и одеяние разныхцветов. Ко Роду же воззовут все вместе, как и Боги в Роде соединяются. А принароде ли, или ещё до сего сотворить сие, то по месту смотря.
И по тому, кто Кому предстоял, по тому и строится длякаждого урок во священнодействии: от Велеса пришедший пиво святит, от Сварога —с посохом зачин правит, и тако.
Во времена богумилово-калужские[5] добропридумали, что вещие люди стоят при Богах, а един из них — средоточит токи межБогами и громадой. Сей обязательно имеет посох, и не иначе как по его знакугласит хоровая — Слава! — и иное. А чему на средоточии быть — общему ли Огню,кой от хранимого Огня с Капища зажигается, или символу праздника — шесту сошкурами, Купаленке, колесу, связке оружия — то рассудим.
На [15], [16] и [17]:
Ещё рассудим, каждый ли раз требу собирать и на Огнежертвовать. Иным действам и иные способы гожи[6].
А коли хлебом обнесли, так на Капище сущие да положатруки последними. Сим согласным движением треба и освятится. В сих Богамивдохновенных людях желание одно и воля одна — Богова.
На [19] и [20]:
Троекратная братина на Капище — только навнутриобщинных, немногочисленных обрядах. Когда гостей много, то и один кругзатянется. Братина гожа либо до обряда, перед выходом на Капище, когда кощуныили сказы говорятся, и ею создается обрядовое единство — либо после него, набратчине.
На [22]:
Хоровод заводить на Требище — сто́ит ли[7]? Аколи сто́ит, так не забудем, чтобы кто с музыкой, те на особицу стояли —у них и руки, и дыхание заняты, коло им всё равно не склепать.
О братчинной части скажем едино — у братчинного места дабудет также Чур[8] али некое Свято[9],коему — требу малую с большого котла положить. На пировище, кстати, лучшееместо для хоругви, коя единит общину и гостей её духом, а стол — брюхом. Подхоругвью место старейшине, старшей чете или уряднику — пира князю. А людямвещим место со стороны, к Капищу обращённой, чтобы и здесь никто кроме них коБогам спиной не сидел. Сии последние у стола чередуются, возвращаясь к святынями храня священный Огонь.
А засим, напоследок, сие прочитав, забудь. Како Богиоткроют, тако на своем месте и поставишь. А место само подскажет, где и какладно сотворить. Что меж местом и хранителем его происходит, тайна есть, едвали кому иному открытая...
А ПО ТИ ВОЗНОШУ ТРЕБУ
ЛАДЕ А ЛАДУ
ДИДУ А МАТЕРЕ
ЯКО ЩУРЫ НАША ЕСТЕ
ДА СНИДИТЕ ВО ДОМЫНАША
А ДА БУДЕТЕ СЪ НАМИВОВЕКИ
ДОКОЛЕ МИРУ СТОЯТИ
ДОКОЛЕ И НАМЪ НЕПРЕЙТИ
ГОЙ!
Слава Роду!
[2001]
[1] Влх. Добромира. — Здесьи далее прим. влх. Велеслава.
[2]Громада — община.
[3] Волхвы, жрецы.
[4]Капище общины «Родолюбие» с лета 1999 от н.х.л. и вплоть до времени написаниясего.
[5] Речь идёт о 1994-1998 гг.
[6] Например, отдавать воде,зарывать в землю и иначе как-либо приносить, смотря по тому, к кому из РодныхБогов особливо обращение ведётся.
[7] Сей хоровод, как в Уряде Обрядном сказано было, не игровой,но обрядный. Творить его до́лжно не пустого развлечения для, но дабы СилуБожскую во коло принять. Потому и заводится он не на стороне от Капища, какигровой, но на самом Требище — пред Божскими Ликами. — Пояснение влх. Велеслава.
[8] Чур — священное изваяниеОбраза Богова, высеченное из камня либо вырезанное из древа.
[9] Свято — священноеизображение Образа Богова, вышитое либо вымалеванное.