КРУГ ПЕРВЫЙ

1.

Огонья призываю, смертный,

ВолхваБогов и Бога жертвы,

Стоящегонад всем творимым.

Огоньзовем, он с нами будет,

Нас— поколения, мы — люди,

ВедиБогов за этим гимном!

Огонь,богатство ты приносишь,

Ицвет, и славу, — эта ноша

Волхвукак раз придется впору.

Огонь,и жертву, и обряды

Охватишьты, когда ты рядом,

Оник Богам уйдут, и скоро

Огонь,вещун, на все ты вправе,

Ты,истинный, грядешь во славе,

Ида приидет Бог с Богами!

Когдаты возжелаешь людям

Творитьдобро — всем тем, кто любит, —

Стобою истина, о Пламя!

Ктебе, Огонь, и дни и ночи,

О,тьму гонящий, свет упрочив,

Смолитвой мы приходим часто.

Творецобряда и закона,

Огонь,в своем растущий доме,

Небудь к нам зол и безучастен!

Будьс нами, как отец с сынами,

Огонь,будь с нами, о будь с нами,

Сопровождайнас ради счастья!

2.

ОВетер, владыка, ты зримый для глаз,

Отведайвино молодое у нас,

Услышьэтот гимн, что был сложен давно.

ОВетер, к молитве готовы теперь

Поющиегимны во славу тебе.

Вурочное время отжато вино.

ОВетер, твой голос бескрайний звучит

Летик тем, кто любит восхода лучи,

Отведай— вино молодое стоит.

ОВетер и Гром, вам готово вино,

Вырады, идите на встречу со мной,

Винотак и брызжет и ждет вас двоих.

ОВетер и Гром, благоденствует дом,

Вызнаете толк и в вине молодом,

Выбыстро придете на зов и на крик.

ОВетер и Гром, к виноделу прийти —

Вусловленном месте найдете пути,

Явитесьвы оба в единственный миг.

Огоньпризываю, что Воду хранит,

Взаботе о нас проводящую дни,

Обоих,обильной молитве помочь.

Законом,Огонь и Вода, высоко

Хранящиеистину, дух и закон,

Выприобрели силу духа и мощь.

ЯВоду с Огнем, прозорливцев двоих —

Инебо им домом, и сила у них —

Намв помощь зову и зову день и ночь.

3.

Сумеркивечера, сумерки утра, вы здесь, и

Вжертву вино вам готово, обряд и молитва.

Радуйтесь,дивные, все вам красоты подвластны.

Сумеркивечера, сумерки утра, чудесны,

Вдар голоса наши, вам в пониманье излиты.

Вжертву наш гимн принимайте и наше богатство.

Вамзабродило вино в ледниках и сосудах

Увинодела, готового к жертве, о Зори,

ТропамиСолнца придите вы обе навстречу!

Гром,снизойди, твои стрелы видны и отсюда.

Этовино так и брызжет, пшеница и солод

Тонкимипальцами быстро отжаты под вечер.

Гром,снизойди, ты охвачен сейчас нашей мыслью,

О,ты теперь песнопевцами гимнов разбужен.

Молятсятак виноделы, готовые к жертве.

Гром,снизойди, поспешая к молитве, не скисло

Нашевино, нам твое одобрение нужно,

О,ты хозяин буланых коней, громовержец.

Боги,хранители жизней людских, вот вы здесь, и

О,снизойдите, помощники, в нашу обитель

Будьтедобры вы к вину — к этой жертвенной крови.

Боги,пристанище вод и земных и небесных —

Пересекающиеэту твердь, снизойдите

Быстрок вину как на утренний выпас коровы.

Боги,желанны вы и в тишине беспорочны,

Вы,благосклонные, зла и не жаждете вовсе.

Вынасладитесь — напиток вам жертвенный лаком.

Чистаяжаждет Молитва — священные речи,

Всеприносящие блага, богатство приносят, —

Ждетнашей жертвы, из мысли творящая благо.

Кновым дарам побуждая богатым и многим,

Сноватворить вы настроены благодеянья,

Выпринимаете жертву, священные речи.

Речькак река освещается быстрым потоком.

ПриметМолитву потока великого знамя —

Этацарит надо всеми молитвами вечно.

4.

Тебявсегда на помощь призываем

Какхорошо доимую корову

Надойку под спокойный мирный кров.

Тык виноделу снизойди безмолвно,

Испейвина, готового для жертвы,

Тызахмелеешь и подаришь нам коров.

Тогда,принявший превосходный облик,

Всемилости свои на нас низвергнешь,

Непрогляди нас, о прекрасный из Богов.

Аты иди, спроси у самых мудрых,

ЧтоГром неодолимый быстроходный

Твойлучший друг всегда, от века всех веков.

Инаши пусть завистники клевещут

Иговорят: «Вы много потеряли,

Извсех Богов лишь почитая только Гром».

И Богачии нищие пусть знают,

Пустьназовут счастливыми нас люди:

ЛишьГром защитник нам средь шумных крон.

Подайвина ты быстроходу-Грому

Вина,что красит жертву, опьяняет,

Ирадует теплом по телу каждый злак.

Испивего, о Гром тысячесильный,

Тыодолел врагов в великой битве,

Иты помог в бою за благо ждущим благ.

Ижаждущего благ в бою за благо,

Тебяк добыче благ мы подгоняем,

ОГром, всех благ, тысячесильный, нам с тобой!

Потокбогатств могучий и великий,

Тынас на берег тот переправляешь.

О,славу Грому, мудрый винодел, воспой!

5.

Придитеже! Сядьте! Готово вино!

ПрекрасномуГрому воспойте хвалу,

Поющиегимны друзья, я и ты!

Измногих — великого, славьте его —

Владыкубогатств, изобилия, благ,

ЛишьГрому вся слава с вином молодым!

Ввоенных походах поможет он нам,

В богатствеи в славе поможет он нам,

С богатствомпридет только к нам, не к другим!

Чьюпару буланых коней не сдержать

Привстрече с врагами в жестоком бою —

МыГрому со славой поем этот гимн!

Отжатои бродит вино в бурдюках,

Винос молоком чище вязкой смолы,

Ктовыпьет его, к тем стремится оно.

Нидетства не знавший, ни юности, ты,

ОГром, твоя зрелость лишь Богу под стать,

Рожденныйиспить молодое вино.

Ибыстро напиток вольется в тебя,

Дабудет на благо тебе, о мудрец,

Виномолодое, что есть на земле!

Сильнееот нашей хвалы будь, о Гром,

Сильнееот песен моих будь, о Гром,

Сославою гимна, о Гром, будь сильней!

ОГром, беспрестанная помощь твоя

Теперьне иссякнет, отведай вино,

Имужества дай нам все силы найти!

Исмертные наши не тронут тела,

ОГром, да не будет вреда нам в бою,

Оружиесмерти от нас отврати!

6.

Седыеволхвы одиночество ночью хранят,

Аутром волхвы запрягают гнедого коня,

Коньвскачь понесется, и раннее Солнце — за ним.

Аутром в заре просыпается Гром и молчит

Икони его — быстроходного Солнца лучи,

Бесстрашныекони, живого рассвета огни.

Ив свет принимая того, кто от света отвык,

Исветом творя очертанья тому, кто безлик,

Рождаетсяв сумерках Солнце из утренней мглы.

Волхвовнезапамятных, древних времен голоса

Просили— о Солнце, всегда воскресай в небесах,

Икаждому новое имя они нарекли.

Ав давнее время и гимны звучали сильней,

Просили— о Гром, отыщи нам коров на земле,

Отбед и напастей добро наше спрячь и укрой.

Ктебе мы стремимся, тебе этот гимн мы поем

ОГром, помогай нам во всем этим пасмурным днем,

Владыкабогатства, великий и пламенный Гром!

Ктебе мы стремимся, тебе мы поем эту песнь,

ОСолнце, явись вместе с Громом сегодня и здесь,

Выоба равны, вас зовет тот, кто весел и сыт.

Ав те времена помудрее нас были волхвы,

Ивторил им Гром, и в излучинах мокрой травы

Искрилисьсозвездия солнечных капель росы.

ОСолнце, явись вместе с Громом, зовем мы как встарь,

Развейв чистом небе зловещую серость и хмарь,

Мывторим сединам времен, нам в ознобе темно.

ОГром, мы взываем о благе и ночью и днем,

Облаге земли и о благе небес мы поем,

Нездешнеми здешнем, о жизни земной и иной.

7.

МогучемуГрому призывные песни звучат,

Премудростьволхвов счет ведет заунывным ночам,

Иголосом громким мы Грому поем этот гимн.

ОГром, луч рассвета твой конь, и послушен, и тих.

Зовеммы восход, и коней запрягаем твоих,

ОГром, ты всегда на свои возвращайся круги.

Иты поднимаешь рассветное Солнце во мгле,

Иты нам находишь коров на пустынной земле,

Идолго сияет восход при рождении дня.

ОГром, помоги нам в борьбе за юдоль бытия,

Пустьбудет добыча стократна и слава твоя,

Пришлиподкрепление нам, от напасти храня.

ОГром, помоги нам в сраженье великом с врагом,

Ив малом сраженье, о Гром, не забудь ни о ком,

Тыкрепкая наша опора во всякой войне.

Котлыизобилия, сочные пастбища, кров,

ОГром, ты, дающий сполна, нам при жизни открой,

Тебенет преграды, тебе и противников нет.

О,как мы поем этот гимн беспощадной любви!

Ипервые отзвуки Грома мой слух уловил —

Любовьбеспредельна, до самого Солнца дошла.

ОГром, золотой небосвод ранним Солнцем залит.

Могучимбыком гонишь стадо народов земли,

Тыкрепкая наша опора во всяких делах.

Тывластен один над людьми и стадами, о Гром!

Тывластен один над богатством земных закромов.

Одинты над миром людей, сытных пастбищ и стен.

Такпрочь уходи от народов чужих, басурман,

Тыс нами развей над землею зловещий туман,

Лишьс нами, лишь с нами, о Гром, будь всегда и везде.

8.

ОГром, подари нам в поддержку сердечный огонь,

Мужейи сынов, побеждающих в битве с врагом,

Осиле твоей беспримерной я песню пою.

Тысилу свою перед битвой мужам передай,

Чтобзнамя победы не дрогнуло в стройных рядах

Ив конной войне, и в любом рукопашном бою.

Наподвиги боя бесстрашно сподвигнуты мы,

Возьмеммы дубины и копья как молнии тьмы

Ис песнями в битве жестокой врагов разнесём.

Отлучников наших спасения армиям нет,

ОГром, мы с тобою врагов одолеем в войне,

Тыверный союзник и страж наших мельниц и сёл.

ВеликомуГрому несется с победой мой крик,

Инам не постичь, как он в жизни высок и велик,

Всенебо покрыла его распростертая мощь.

Мужчины,что утром вернулись с победой в бою,

Иженщины, что родили их в зеленом краю,

Волхвы,что без устали смотрят в огонь день и ночь —

Готовьтевино, завершилась недоля — война,

ВеликомуГрому нужны океаны вина,

Широкиеводы вина — лишь ему одному.

Поистине,милость его в изобилии лет,

Ондаст нам коров на цветущей и сочной земле,

Онветвь изобилия тем, кто приходит к нему.

Поистине,помощь бесценна твоя для меня,

ОГром, я, в порыве высоком желанье храня,

Тебелишь пою этот гимн, где и память, и злость.

Поистине,песня моя победителю битв,

Занашим костром никогда ты не будешь забыт,

Таквыпей вина, чтобы в мире нам вместе жилось.

9.

ОГром, приди с небес и опьянись напитком

Водни высоких винных возлияний наших,

Великийи могучий Гром — ты знаешь нас давно.

Тебе,о Гром, вино искристое налито.

Волхвы,вино на землю лейте больше, дальше!

Грозойвесенней льется, брызжет раннее вино!

Такпей вино своими тонкими губами,

Ты,Гром, ты, грозный покровитель всех народов —

Холодноевино, что первозданнее росы.

Ипесни гимнов наших, спетые на память

Ктебе помчались теплым стадом как коровы.

Какгрозный бык ты оплодотвори их и насыть.

О,дай нам благ, когда на листья льется брага.

Желанныхблаг, о Гром, добра, любви и света,

Пустьизобилие твое не покидает нас.

Наставьлюдей на верный путь, ведущий к благу,

Нетерпеливымы, о Гром, как летний ветер,

Достойныбудем мы твоей любви еще не раз.

ОГром, паси стада коров в густой осоке,

Иподари нам всяких благ за труд тяжелый,

Чтобнам хватило тех богатств на весь наш долгий век.

Ивечной славой облеки нас, Гром высокий,

Сияньемблеска твоего иссиня-желтым.

Ты,Гром, сверкаешь в небе, как блестит роса в траве.

Имы в высоком исступленье беспредельном

Поемтебе седую песнь в тиши укромной,

Ты,Гром, всегда на зов приходишь, чтобы нам помочь.

Ис летней радостью хмельного винодела

Всуровой тьме доходит наша песнь до Грома,

Иискрами созвездий тихо гаснет в небе ночь.

10.

Тебявосхваляют волхвы — не напрасны старанья.

Тебепеснопевцы призывные песни поют.

Всиянии Солнца, могучий, предутренней ранью

Волхвамты укажешь на север, восток и на юг.

Когдавинодел собирал виноград на вершинах

Ипонял, как много вина надо выжать к утру,

Заметилего старый Гром между светом и жизнью,

Ив помощь призвал всех Богов на вечернем ветру.

Теперьзапрягай ранний свет, что играет на крышах.

Конейзапрягай — да развеется утренний дым!

Ипесню хвалебную нашу с рассветом услышать

Тык нам приезжай, старый Гром, за вином молодым.

Тык нам приходи, сильный Гром, и на темную воду

Пролейсвою каплю, где искорка Солнца видна.

Ис нами пропой эту песню, о Гром-верховода,

Скреписвоей силой молитву и жертву вина.

Исполнитепесню для Грома, волхвы и баяны[2]!

Онаему силы придаст и, стараниям рад,

Онс нами присядет к костру, где стекает по кадке

Винодля него с урожая в высоких горах.

Кнему обращаемся мы, чтобы дружба окрепла,

Кнему обращаемся мы за удачей в войне,

Ион обнимает тяжелой ладонью и греет

Сердцанаши в сумерках жизни, и платит вдвойне.

Коровнаших стадо потеряно в огненных скалах,

ОГром, только ты соберешь их на пастбище трав,

Найдиих, спаси их, как добрый бы пастырь искал их,

Хозяиндавильных камней, ты во всем будешь прав.

Когдаразойдешься, ни небо, ни твердь не помогут

Намсправится с гневом твоим, но настанет покой.

ОГром, завоюй для посевов небесные воды,

Тыдоишь горячие тучи могучей рукой.

Услышьнашу просьбу, о Гром, и пойди нам навстречу,

Примиэту песню, как добрый обильный улов,

Примиее сердцем, и сделайся другом навечно,

Иближе, чем друга прими заклинания слов.

Тысмелый, ты ярый, ты бык на полях сенокоса,

Ктебе потянулось все стадо людей на земле,

Тебямы зовем, громовержец, услышь нас, мы просим —

Вединас на пастбище мирных и сочных полей!

Такпей же вино, сильный Гром, и прославь винодела,

Слагателягимнов и песен, что слышатся здесь,

Продлинаши жизни, дай силу уставшему телу.

Изпесен, что славят тебя, это лучшая песнь.

Охватятповсюду тебя наши песни, владыка,

Тыждешь наших песен, ты слышишь их ночью и днем,

Такпусть придадут тебе сил наши песни, великий,

Могучий,всесильный, высокий и солнечный Гром!

[Поэтическая обработка Дениса Карасева,2007]

Приложение

Из переписки влх. Велеслава и ДенисаКарасёва

I

Здрав буди, Денис!

Отвечаю на твои вопросы.

1. Вероятно, речь идёт именно о жертвоприношении Сомы. Хотя Ведизм знает и другие видыжертвоприношений, основными в эпоху Ригведывсё-таки являлись приношения Сомы итоплёного масла (гхи). Масло и отварыиз волховских трав мы и сейчас льём в огонь во время своих обрядов.

2. Гимны Ригведы— это одновременно заклинания, молитвы и песнопения. Сам язык (Ведический санскрит) — это, преждевсего, язык обрядов, в которых песенное благозвучие и складность сочетаются сзаклинательной мощью и жаром молитвы («молви до Богов»). Поэтому и в наше времяпереводы этих гимнов должны, по возможности, передавать их Духовный заряд,создавать ощущение действительного Богообщения, экстаз и «восхищенность Духа»жреца, если мы хотим использовать их на практике. Этот гимн (I.13) не лирика, а призывание Духовной Силы и МощиОгнебога (Агни).

3. Жрец, совершающий жертвоприношение, тем самымотверзает врата меж Явью и Навью, меж этим миром и тем, соединяя Столпом Силымир людей с мирами святых душ предков и Богов. Не случайно жертвенный костёр мыраскладываем в форме четырёхугольной (реже — восьмиугольной) Крады — «ОгненныхВрат», или «Лона Огня». Крада сама по себе — это не только жертвенный, но ещё ипогребальный костёр, воплощение Лона не Живы, но Мары — Лона не рождающего, нозабирающего обратно, возвращающего всё живое к его Источнику. Явь и Навьуравновешиваются Правью — Космическим Законом, поддерживающим Лад Всемирья. (Вузком смысле Правь — это Обитель Богов, то есть тех Духовных Сил, Которыеуправляют Мирозданием.) В Ведизме индоариев Космический Закон назывался «Рита».

4. Махи(буквально: «Великая») — одно из имён Великой Богини в Ведах. В эпоху Ригведы Махипочиталась как самостоятельное Божество («Ида,Сарасвати, Махи, три Богини, приносящие радость, пусть сядут на жертвеннуюсолому, не ошибающиеся» (I.13.9)), а вболее позднее время Её Имя стало использоваться как одно из Имён Деви.

Ида — «восхваление, величание» — обрядовый возглас;Богиня, персонифицирующая жертвенное возлияние и сопровождающую его молитву;«слово, льющееся из Сердца и несущее Истину»; обычно призывается и упоминаетсявместе с Сарасвати и Бхарати. Также: «левая ноздря»,энергетический «Лунный» канал в теле человека, проводник потока праны. В Ригведе Ида первоначально — пища, прохладительное, возлияние измолока, а затем излияние благоговейной хвалы, олицетворённое в виде особойБогини. Она является вдохновительницей Ману,и Ей приписывается установление первых правил жертвенного ритуала. Она такженачальствует над землёй. Ида возниклаиз жертвы, принесённой Ману послепотопа с целью получения потомства. Хотя Митраи Варуна звали Её к себе, Онаосталась у Ману, Который сочетался сНей и в аскезе и молитве положил начало своему роду.

5. Сваха(буквально: «на благо!») — возглас при жертвоприношении Богам. Свадха — возглас при жертвоприношениипредкам. Вашат — возглас,произносимый при огненном жертвоприношении, обращённый к Риши. В современном Русско-славянском Родноверии используютсясвященные слоги — обрядовые возгласы, наипервейшие из которых суть: «ГОЙ» —обращение к Творческой Мощи Самого Всебога Рода (в узком смысле: гой — фаллос,гойная сила — мужская сила); «СВА» — призывание Огненной Мощи Отца Сварога,обращение к Духовной Силе Сварги Златой (Обители Светлых Богов-Сварожичей) —этот возглас очень близок по смыслу и по звучанию возгласу «СВАХА»; «МА» — возглас, используемый приобращении к Богиням.

[2007-07-06]

II

В Ригведеможно найти около ста упоминаний Вишну(обычно Его Имя толкуется как «Всепроникающий», «Всеобъемлющий»: от санскр.корня «виш» — «входить»,«проникать»), но непосредственно к Нему в ней обращено только шесть гимнов(один из них обращён одновременно к Вишнуи к Индре), в которых Вишну предстаёт как второстепенноеБожество, связанное с Солнцем и его животворящей силой, а также как младшийсоратник Индры в Его борьбе с асурами (демонами).

В Ригведе Вишну восхваляется главным образом заодин Свой великий подвиг: Он в три шага проходит землю, небо и разделяющее ихвоздушное пространство, что, по мнению некоторых толкователей, являетсяиносказательным описанием пути Солнца по небосклону, начиная с восхода и дозаката. Особенно прославляется в гимнах Ригведы высшая точка этого пути —зенит. (Согласно другим толкованиям смысла «трёх шагов Вишну», речь здесь идёт о трёх этапах Творения.)

Начиная с Атхарваведы,образ Вишну начинает всё больше ибольше связываться с жертвоприношением, что получает дальнейшее развитие в брахманах, где Вишну отождествляется с жертвой в её космогоническом аспекте. Вболее позднем древнеиндийском эпосе (Махабхаратеи Рамаяне) и пуранах Вишну — Поддерживатель Мироздания, второй Лик Тримурти (индуистского Триглава: Брахма-Вишну-Шива), где Брахма — Бог-Создатель, ТворецМироздания; Вишну — Охранитель Мира,поддерживающий его бытие; а Шива —Бог-Разрушитель, одновременно ведущий Мир к обновлению. При этом нужнозаметить, что, творя и поддерживая Мироздание, Брахма и Вишну такимобразом творят и поддерживают Майю —Вселенскую Иллюзию, сковывающую души живых существ цепями авидьи (неведения — незнания своей истинной природы), а Шива, разрушая и обновляя Мир, такжеразрушает и неведение, за что почитается мудрыми как Махешвара — Великий Владыка.

В Русско-славянском Родноверии индуистскому Тримурти соответствует Великий СварожийТриглав: Сварог-Перун-Велес, где Сварог — Отец-Небо, Бог-Творец, НебесныйКоваль, выковавший всё Мироздание в Священном Огне Своей Кузни, а также СтаршийБог Рода Божского, Отец трёх Огней-Сварожичей (Солнцеликого Даждьбога —Бога-Покровителя Огня Небесного, Перуна-Громовита, соединяющего огнём Своихперунов-молний небо и землю, и Огнебога — Бога-Покровителя земного огня); Перун— Ратай (Воин) Небесный, охраняющий Явь от Нави; а Велес — Навий Владыка, Тот,Кто властвует в Смерти.

Славянский образ Небесного Отца Сварога очень близокиндуистскому образу Брахмы (правда, Брахма не связан в такой мере скузнечным ремеслом). Славянский образ Перуна в Триглаве — Того, Кто охраняетМироздание, отделяя Явь от Нави и бороня жизнь от смерти — чем-то схож собразом индуистского Поддерживателя Мироздания Вишну в Тримурти, хотя,конечно, Громовержец Перун, Небесный Князь, больше напоминает ведийскогоГромовержца Индру, Царя Богов.Славянский Велес — ближе всего индуистскому Шиве,хотя у каждого из этих образов — восходящих к общему корню, но развивавшихся вразных условиях — имеются свои национальные особенности...

[2007-07-09]

Слава Роду!



[1] Авторизированный переводД. Карасёва.

[2] Баян — сказитель, отдревнерус. «баять» — «сказывать». Часто сказительство баянов представляло собоюраспевы под гусли или распевную речь, как и по сей день поются-сказываютсябылины. — Прим. влх. Велеслава.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие