Я очень люблю музеи деревянного зодчества. В них сохраняют постройки, которые в деревнях и селах встречаешь все реже и реже. Можно заглянуть внутрь жилых домов и храмов, амбаров и бань, увидеть, как жили наши предки. Один из самых интересных, хотя и небольшой по площади — Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале. Он находится почти напротив Суздальского кремля, на противоположном берегу реки Каменки.

28799327838 a0c7df5e73 c 1
Панорама Музея деревянного зодчества

Дмитриевский Печерский монастырь

Место для музея было выбрано неслучайно. В XI веке монахи Киево-Печерского монастыря основали здесь Дмитриевский Печерский монастырь, ставший одним из древнейших на северо-востоке Руси. В 1764 году он был закрыт, Дмитриевская церковь обращена в приходскую. В 1773 году её разобрали за ветхостью и возвели новый каменный летний храм. В 1812 году к нему пристроили кирпичную колокольню. Поблизости от него стояла «теплая» Георгиевская церковь 1751 года постройки. В 1813 году вокруг церквей была построена ограда. Переулок рядом с ними назывался Томиловым.

В 1930-х годах храмовый ансамбль был разобран, кирпичи пошли на строительства городской бани, а из иконостаса сделали столы и табуреты для красноармейцев. Так что появление музея отчасти вернуло этой части города привычные вертикали и восстановило, пусть и в другом качестве, историческую справедливость.

dmitrievskaya tserkov suzdal
С.М.Прокудин-Горский. Суздаль. Церковь Димитрия Солунского. 1912 г.

Экспозиция Музея деревянного зодчества и крестьянского быта

В 1969 году сотрудник Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов на месте бывшего Дмитриевского монастыря основал музей. Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области, выявлено 38 построек, из которых 11 рекомендовали к перевозке в музей, а остальные – к сохранению на месте.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта небольшой, я бы даже сказала, камерный, но очень ухоженный. Здесь нет размаха Семёнково или Кижей, но это не делает его менее интересным.

42672364321 b7719ace30 c
Схема расположения построек Суздальского музея деревянного зодчества и крестьянского быта

В суздальском музее почти всегда многолюдно, так что при осмотре надо постоянно отслеживать, где в данный момент свободно.

40863671960 3122c4ee67 c
Жилые дома

Начнем наше путешествие по музею. По правую руку находится Преображенская церковь 1756 года из села Козлятьево Кольчугинского района. Она имеет три яруса. Нижний — квадратный в плане храм с пристроенной к нему трапезной с крыльцом и гульбищем. Средний ярус — поставленные друг на друга восьмерики. Верхний ярус — луковичная главка. Храм и боковые приделы украшают 6 больших и 8 малых бочек.

28799326328 4bc5d03295 c
Преображенская церковь

Бочкообразные кровли и главки покрыты осиновым лемехом, имеющим серебристый цвет. По традициям того времени, церковь построена без единого гвоздя. Бревна соединены «без остатков» — «в лапу», т.е. стесаны снаружи.

40863672500 c400265032 c
Преображенская церковь

Галерея-гульбище, окружающая церковь, в старину называлась также «нищевником»: здесь толпились нищие, которым прихожане раздавали милостыню. К сожалению, попасть внутрь храма мы не смогли, он был закрыт.

41773312065 161b26b926 c
Преображенская церковь

Преображенская церковь — летняя, неотапливаемая. Рядом с ней стоит зимняя теплая Воскресенская церковь из села Патакино Камешковского района, 1776 года постройки.

28799364888 8e8952f96a c
Преображенская и Воскресенская церкви

В отличие от Преображенской церкви Воскресенская — более приземная и массивная. Бревна соединены в ней как «без остатка», так и «с остатком» — с выпуском в углах.

42623976352 e4e203ee82 c/
Воскресенская церковь

Воскресенская церковь состоит из пяти частей, вытянутых по горизонтали — крыльца, колокольни с помещением под ней, трапезной, основного объема и алтаря. Такая планировка храма, очень популярная на Руси, называлась «кораблем», символизируя спасительный Ноев ковчег посреди океана житейских бурь.

Трапезная в церкви выполняла важную функцию. Здесь не только ожидали начала службы, но и устраивали сельские сходы, обсуждали насущные вопросы, вершили суды, оглашали земские приказы и прочее. Так что храм на селе выполнял далеко не только функции культового помещения.

28799321638 8767a64166 c
Трапезная

Церковь выглядит одновременно нарядной и скромной, устремленной ввысь. Иконостас очень лаконичный. Храм освящен, в нём время от времени проводятся богослужения, поэтому входить сюда просят в подобающей одежде. При необходимости женщины могут взять платок в церковной лавке в трапезной.

42672362341 b4aa6b05f2 c
Иконостас Воскресенской церкви

28799325348 d9cc339236 c
Внутреннее убранство Воскресенской церкви

Вправо от храмов уходит сельская улица с деревянным тротуаром. Здесь стоят два дома — крестьянина-середняка и зажиточного крестьянина. Чуть левее — колёсный колодец.

28799324228 42f14e89cd c
Деревенская улица

Дом крестьянина-середняка Волкова из села Илькино Меленсковского района был построен в XIX веке. Фасад дома украшен старинной глухой «корабельной» резьбой. Обратите внимание на декор лобовой доски над окнами, а также причелин, наличников и ставней: каждый элемент здесь неслучаен. Дом состоит из трех частей: сеней, клети и избы. Сбоку пристроен наполовину крытый хозяйственный двор. Внутри воссоздан интерьер крестьянского жилища той поры.

41773312575 a9b4f1ee67 c
Дом крестьянина-середняка Волкова из села Илькино Меленсковского района

28799366908 cd1ca5cb69 c
Замок

Среди экспонатов, представленных на хозяйственном дворе — снопы льна. Лен кормил и одевал людей, даже самые бедные крестьяне обязательно выращивали его.

28799364408 b776467967 c
Хозяйственный двор

Со двора через низкую дверь попадаешь в сени — помещение, которое предохраняло жилые помещения от холодного воздуха. Летом здесь можно было жить. В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары.

40863607120 b73be5cc72 c
Сушеные травы

С одной стороны к сеням примыкает клеть — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года клеть использовалась как спальня, сюда же летом приводили новобрачных в первую брачную ночь.

40863608300 604f9a388f c
Клеть

Важнейшая и самая теплая часть дома — изба. Здесь вся семья жила в холодное время года, поэтому организация пространства была продумана до мелочей. Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики — на печке.

Справа от входа находился коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака). Внутри коника хранился рабочий инструмент. Женщинам садиться на коник не дозволялось, это считалось неприличным. От коника до «красного угла» шла «долгая», или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой. Около неё подвешивали люльку.

28799366498 19c3cae802 c
Коник — рабочее место мужчины

Самое почетное место в доме — красный угол, где находилась божница с иконами. Здесь происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед красным углом стоит стол, на котором постоянно лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. В старину говаривали:

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»

Лавка напротив входа называется «красной», здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста.

40863604310 8faa935069 c
«Красный угол» и обеденный стол

Печь служила не только местом приготовления пищи, но и использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу. Слово изба происходит от названия печь, которую именовали истба, истопка. Печь считалась местом мистическим.

40863607980 49288936c3 c
Русская печь

Рядом с печью, в левом дальнем углу находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательная принадлежность дома — самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.

28799366188 753b9e8f8f c
«Бабий кут»

40863604030 95480bcb55 c
Дверь

Дом из деревни Лог Вязниковского района принадлежал зажиточному крестьянину Кузовкину. Он построен в середине XIX века и отличается богатыми резными украшениями. На первом этаже располагалась ткацкая мастерская, на втором этаже — жилые помещения. В отличие от других домов, этот стоит на кирпичном фундаменте.

40863608980 ce8c7ab0b5 c
Дом зажиточного крестьянина Кузовкина

К дому примыкает большой хозяйственный двор, где можно увидеть традиционные принадлежности крестьянина — соху, два железных плуга, лукошко для сеяния, косы, грабли, вилы, серпы, льномялки. В углу справа около дров — старинные ульи. Здесь же хранится морда — сплетенная из ивовых прутьев снасть для ловли рыбы.

28799320998 0931160892 c
Хозяйственный двор

Обращают на себя внимание расписные сани для выезда в город. Подобные мог позволить себе только зажиточный человек. Они запрягались парой или тройкой лошадей, под дугой вешался звонкий колокольчик. На таких расписных санях в день свадьбы везли в церковь жениха и невесту.

28799323578 ae910a0ddb c
Сани для выезда в город

Жилые помещения, как и в более бедных домах, делились на три части: сени, клеть и избу. Поскольку дом был богатый, здесь было немало предметов городского быта: керосиновая лампа, часы-ходики, фотографии членов семьи, неизменная швейная машинка «Зингер». У стола стоят стулья — тоже «городской» предмет мебели, в избах попроще вместо них были лавки.

28799322948 c880270d5c c
Изба в доме зажиточного крестьянина

Обратите внимание на двуспальную постель, на месте которой в более простых домах стоял коник. Кровати появляются в крестьянских домах приблизительно с конца XIX века и являются свидетельством проникновения на село городской культуры.

42672362861 a5963edf09 c
Двухспальная постель

28799322658 b11073fb6f c
Русская печь

42672362261 ce2699f518 c
Бабий кут

42672362801 4f31268454 c
Окно с геранью на подоконнике

28799323158 50490cd309 c
Сени

В клети представлена ткацкая светелка. В прошлом мастерская для наемных ткачих располагалась на первом этаже. Готовая продукция отсюда поставлялась на фабрику в город Вязники или на рынок.

42672362681 0dd84d3895 c
Клеть

Следующий экспонат Музея деревянного зодчества и крестьянского быта — колёсный (ступальный) колодец середины XIX века из села Кольцова Селивановского района. Подобные колодцы были распространены в XVII-XVIII веках. Они предназначались для подъема воды с глубины от 40 до 70 метров. Человек входил внутрь колёса и раскручивал его, переступая с дощечки на дощечку, как «белка в колесе». Попеременно в колодец опускались две большие бадьи, примерно на 60 литров каждая. У колодца с утра собирались хозяйки, чтобы не только водицы студеной набрать для дома, но и поделиться последними новостями, посплетничать.

28799365148 bca99060b8 c
Колёсный колодец из села Кольцова Селивановского района

За колёсным колодцем находится дом из села Каменево Камешковского района. На лобовой доске на фасаде вырезана дата его постройки: 1861. Сейчас здесь расположена выставка «Русский лубок» и сувенирная лавка. Обязательно загляните сюда.

28799364648 998af69562 c
Дом из села Каменево Камешковского района

За ним расположен дом XIX века из деревни Васенино Гороховецкого района, украшенный глухой нарядной резьбой. Внутри него представлена экспозиция «Крестьянские дети».

41773315245 dbc7b74c71 c
Дом из деревни Васенино Гороховецкого района

Деревенские дети взрослели быстро. Считалось, что в двухлетнем возрасте малыш «входит в ум». Он учился обслуживать себя сам: есть ложкой, пить из чашки. Вскоре ему поручали простейшую работу. Но оставалось время и для игр. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду — длинную рубаху, перепоясанную поясом, который считался оберегом.

41773314275 544890f66f c
Детские игрушки

С семи лет начиналась пора отрочества, дети приобретали трудовые навыки и знания. Действовали принципы «Делай, как я», «Поступай, как все». Пример и авторитет старшего поколения был непререкаем. Матери постепенно готовили своих дочерей к роли жены, хозяйки, матери. Мальчики воспитывались отцами, им прививали навыки, необходимые для будущего мужа, хозяина, отца семейства.

42623978832 642d9d86f3 c

Интерьер избы. Справа — девочка около детской кроватки. Одной из обязанностей старших сестер было нянчить младших

В 15-17 лет, а иногда и раньше, детство заканчивалось, начиналась взрослая жизнь. Детей женили и выдавали замуж, рождались новые поколения.

Говорили:

«У кого детей много, тот не забыт от Бога»

41773313855 c7a8736113 c
Наряды жениха и невесты

41773313705 bc677f9156 c
Приданное

Сватали, стоя около красного угла. Здесь же, на «красной» лавке напротив входа сидели молодые на свадьбе.

41773313515 77158ec298 c
Красный угол

28799431298 cc943241e6 c
Русская печь

42623977932 35dc53f0d2 c
На печи

42623979702 570b5847f0 c
Деревня

Чуть в стороне находится богатый двухэтажный дом. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Он был построен во второй половине XVIII века и принадлежал суздальским мещанам и купцам Агаповым. Своего положения он не менял. В XIX веке здание было надстроено. В новых помещениях разместились жилые комнаты, нижнее помещение было отдано под кузницу. С конца XIX до середины XX века в нем размещался омшаник — помещение для зимовки ульев. В 1905-1906 годах здесь работала нелегальная типография, в 1912 году находилась мельница с паровым двигателем.

41954653384 6dcda763d7 c
Дом купца Агапова

На первом этаже расположена «Чайная», а на втором — экспозиция «Суздальское купечество, портрет в интерьере». В двух комнатах представлена обстановка богатого купеческого провинциального особняка.

28637045018 efa671dca4 c
Дом купца Агапова, фасад со стороны улицы Толстого (в прошлом Щупачиха: в конце улице располагалась «щупка» — своеобразная таможня, где специальным щупом проверяли возы и взимали налог в архиерейскую казну)

42623924322 65ca02122c c
Гостиная

42623924202 7699117612 c
Прошение

41954651074 65dfe9a9f1 c
Столик для рукоделия

42623923472 3c0953778a c
Киот с иконами

27804045267 29c7933edc c
Письменный стол купца

42623922862 080c6e39f5 c
Портрет купца Агапова (?)

Из окон дома открывается вид на большой фруктовый сад и беседку посреди него.

42623922602 fe841022d8 c
Фруктовый сад

27804045217 e9a715ff8b c
Старинные ворота дома купца Агапова. За ними виднеется церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне, построенная в конце XVII, либо в середине XVIII века на месте старинного Борисоглебского монастыря

А мы снова возвращаемся на основную территорию Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Здесь обратите внимание на рубленую «черную» баню из села Ново-Александрово Суздальского района 2-ой половины XIX века.

42623923712 b652f09273 c
«Черная» баня из села Ново-Александрово Суздальского района

В самой дальней части музея расположены две ветряные шатровые мельницы конца XVIII века из села Мошок Судогодского района. Представляют собой восьмигранный сруб на четверике, внутри которого помещён рабочий механизм. Шатровая крыша с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинных жердей. Вращающиеся под действием ветра лопасти приводили в движение рабочий механизм.

Рядом с мельницами вспахано небольшое поле, где выращивают традиционные сельскохозяйственные культуры: ячмень, рожь, гречиху, картошку, пшеницу и др.

41954650664 f2ba54b264 c
Ветряные шатровые мельницы из села Мошок Судогодского района, амбар-лабаз из села Мошок Судогодского района и поле

За мельницами и амбаром виднеются еще два экспоната — овины-зерносушильни из села Никитино Селивановского района XIX века, но дорожка к ним не подходит. Они состоят из двух ярусов: в нижнем находилась примитивная печь, а в верхнем — площадка для снопов. В печи разводили огонь, теплый воздух от которого подсушивал снопы. Подобные постройки были очень пожароопасны, поэтому их строили на самой окраине деревни. Топить их старались в безветренную погоду или ночью. Утром цепями начинали молотить снопы, затем их веяли на ветру, отделяя зерно от соломы, сорных трав и пыли. После появления паровых молотилок в конце XIX века овины потеряли своё хозяйственное значение.

41954651504 464460b504 c
Ветряные шатровые мельницы из села Мошок Судогодского района, слева за мельницей виднеется овин

На стенде около мельниц показана схема рабочего механизма.

41954651224 4e3283952e c
Схема рабочего механизма мельницы

Следующий экспонат — амбар-лабаз XIX века из села Мошок Судогодского района. В прошлом в подобных строениях хранили зерно и другие продукты. Амбары крепко запирали на замок против непрошеных гостей. Отсюда идет словосочетание «амбарный замок», т.е. очень крепкий.

41773316265 2f142c08f8 c
Амбар-лабаз из села Мошок Судогодского района

42623981002 ca5f0d0968 c
Дверь амбара

В правой половине амбара сейчас находится выставка замков и ключей. Дверь закрыта решеткой, рассмотреть экспонаты можно только издали.

41773316975 54945f8028 c
Выставка замков и ключей

В левой половине воссоздана мастерская сельского плотника. Среди экспонатов — топор, основной плотницкий инструмент, который в умелых руках заменял долото, стамеску, скобель и рубанок, также представленные в экспозиции. Вспомним, что все сооружения — жилые дома, церкви, хозяйственные постройки, — рубили топорами, без пил и прочего инструмента. Более того, умельцы могли с помощью топора вырубить изысканные орнаменты!

42623973232 8c4b17b97e c
Мастерская сельского плотника

Мельницы, овины и амбар находятся в самой дальней стороне музея. Теперь мы движемся в обратную сторону, к выходу.

42623980052 62b0d2b3e7 c
Туалет

Почти у самого выхода расположен изба-двойня с мезонином из села Тынцы Камешковского района. Подобные строения получили распространение во второй половине XIX столетия. Она включает два сруба под одной крышей и предназначалась для проживания двух самостоятельных семей. Интересен мезонин — сочетание классической архитектуры и народной резьбы. Внешне дом напоминает городские каменные особняки. Внутри находятся служебные помещения администрации музея.

40863672180 7fd4b457e5 c
Изба-двойня с мезонином из села Тынцы Камешковского района

42623975842 7b77edcd48 c
Крыльцо избы-двойни

40863671630 416a20fc7f c
Ворота хозяйственного двора избы-двойни

Рядом с избой-двойней расположен конный двор, где можно во всех подробностях рассмотреть элементы конской амуниции, телеги. За деревьями — детская площадка.

42623975072 29444a61f5 c
Конская амуниция

28799430838 9aff871418 c
Телега

40863671160 dfc29d025b c
Элементы конской амуниции

У самого выхода скромно приютилась часовня XIX века из деревни Бедрино Ковровского района. В отличие от церквей, в ней отсутствует алтарь, литургия не совершается. Но можно поставить свечку, помолиться перед иконой.

42623970892 5ccd4427c9 c
Часовня из деревни Бедрино Ковровского района

42623974222 f4e3034dc9 c
Часовня из деревни Бедрино Ковровского района

За пределами музея находятся еще два экспоната. Первый — старинные амбары на сваях на берегу реки Каменки.

42623973742 94475fe4d6 c
Амбары на сваях

Другой — Никольская церковь (церковь Николы) из села Глотово Юрьев-Польского района. Она была построена в 1766 году без единого гвоздя. Состоит из двух соединенных срубов — «клетей», окружённых крытой галереей с крыльцом. Это первый экспонат Музея деревянного зодчества, перевезенный сюда еще в 1960 году. Никольская церковь стоит у земляного вала Суздальского кремля, в некотором отдалении от музея. Её можно увидеть в фильме «Метель», снятому по одноименной повести А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина» («Мосфильм», 1964).

41787581494 d1e4c2676e c
Никольская церковь из села Глотово Юрьев-Польского района

42630553082 5e1ac34c9b c
Никольская церковь из села Глотово Юрьев-Польского района

Мы обошли весь суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Как я уже писала в начале статьи, он очень небольшой, здесь немного экспонатов. Но каждый из них интересен. Это то место, которое обязательно надо посетить в Суздале.

Информация для путешественников и карта

  • Адрес: Россия, Владимирская область, Суздальский район, Суздаль, Пушкарская улица, 27Б
  • Время работы: ежедневно, 9:00–19:00 (летний режим)

В Музее деревянного зодчества и крестьянского быта проводятся различные мероприятия: устраивают «Масленичные потехи», отмечают праздник народных ремесел (на Троицу), день Огурца (в третью субботу июля). В эти дни бывает очень многолюдно, поэтому если вы предпочитаете спокойно насладиться памятниками старины, для посещения лучше выбрать другое время. И не забывайте про толпы китайцев ?

Источники:

  • Любар Е.А., Максимова Н.В. Музей деревянного зодчества. Путеводитель. 2-е издание. Владимир, 2016.
  • Информационные материалы Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.

Карта

Поиск

Журнал Родноверие