Мало кто знает, но древнейшая часть дальнепещерного комплекса в Киево-Печерской лавре имеет историческое название «варяжская пещера».

Варяжская пещера существовала ещё до основания Киево-Печерского монастыря. Есть упоминание о нахождении там «латинских сосудов», то есть посуды богослужебного назначения католической общины, что указывает на то, что туда их могли занести иностранцы-варяги, исповедующие западное христианство.

Одну из версий о происхождении Варяжской пещеры изложил А. Кальнофойский в своей книге «Тератургима», вышедшей в 1638 году в типографии Киево-Печерской лавры.

Он назвал пещеру «логовищем днепровских разбойников»:

«Берестово есть гора… весьма крутая, разным деревом густо обросла, от воды из-за действительно урезанного высокость свою неприступна, на ней имели свое логовище варяги, плывущие днепровские разбойники приводили к потере здоровья или имений, они добычу свою и самих себя хоронили в только им известных местах в пещере, которую на горе вырыли (она и сегодня зияет)»

В то же время, по сообщению «Повести временных лет» , основателем первой пещеры на днепровских склонах 1051 стал митрополит Илларион , тогдашний пресвитер церкви Святых Апостолов на Берестовом:

«Пресвитер, по имени Ларион, муж благ, и книжный, и песенник. И ходил он с Берестова на Днепр, на холм, где ныне старый Печерский монастырь, и тут молитвы творил. А был лес здесь большой, и выкопал он пещеру малую, двусаженную, и, приходя из Берестова, отпевал псалмы и молился здесь Богу втайне. Потом же вложил Бог князю в сердце [доброе намерение]: поставил он его митрополитом [в] святой Софии, а пещера так осталась»


святитель Илларион

А в «Житии преподобного Антония Печерского» утверждается, что первым в Варяжской пещере 1013 поселился преподобный Антоний Печерский . В ней он устроил себе небольшую подземную келью , в которой прожил около четырех лет. После убийства Бориса и Глеба Антоний отправился на Афонскую гору . По утверждениям исследователей, за время отсутствия Антония в Киеве пресвитер Илларион выкопал для своих нужд пещеру ближе к урочищу Берестовому, чем Варяжская пещера.


Преподобный Антоний Печерский

После возвращения в Киев Антоний снова поселился на Печерских холмах. Впоследствии Варяжскую пещеру присоединили к системе Дальних пещер и создали единый комплекс. Тяга к уединению привела Антония на соседний холм, где он основал Антонию (Ближние) пещеры и «нового» Печерского монастыря.

Варяжская пещера была заброшена с XIII до XVIII в. и не была вовлечена в процесс монастырского развития.

Описание

Первые графические изображения лаврских пещер появились в конце XVI в.

Дальние пещеры состоят из двух отдельных частей, соединенных по коридору. Самая древняя часть – Варяжская пещера, другая – собственно Дальнее пещеры. Первоначально они существовали отдельно друг от друга. Пещера появилась раньше Ближних пещер .


Карта пещер Киево-Печерской Лавры

Вход в пещеру расположен в западной части Аннозачатеевской церкви на Дальних пещерах. Длина Варяжской пещеры — около 191 м. Это подземный коридор с пятью ответвлениями, одной двухкомнатной кельей и тремя нишами. Высота коридора — около 2 м. Глубина в точке входа в Варяжскую пещеру составляет 14 метров.

Легенда о кладе

С Варяжской пещерой связано сокровище, о котором говорится в Печерском патерике («Слово 33. О святых преподобных отцах Феодоре и Василии»).

Бес, чтобы соблазнить монаха Федора, указал ему место сокровенного клада:

«Ибо слышал от других, что есть в этой пещере сокровище варяжское — бесчисленное множество золота и серебра, в земле спрятано с давних времен. И никто его не получил и доныне. И если его попросишь у Бога — даст тебе золота и серебра множество. не давай же входить в себя никому, ни сам не выходи из пещеры твоей»

Пещерник пришел на указанное ему в сновидении место и действительно нашел клад.


Преподобные Фёдор и Василий

Бес, перебрав подобие брата Василия, стал увещевать Федора взять золото и уйти в другую землю. Чтобы загрузить всю находку, монаху понадобились телега и сундук. В последний момент от побега отказал настоящий монах Василий.

Однако дьявол не сдался и «воздвижению несчастья на преподобных». Он в образе Василия рассказал о кладе боярина, а тот — князю Мстиславу Святополковичу.

«Утром же князь, как на охоту или на какого-нибудь сильного воина, сам ехал со многими воинами и, захватив блаженного Федора, привел его в дом свой. И сперва ласково спросил его: «Отче, поведай мне, нашел ли сокровище? Разделю его, – говорит – с тобой, и будешь отцом моему отцу и мне». Ибо Святополк был в Турове. Федор же говорит: Да, нашел, и ныне спрятан в пещере". Князь же спрашивает: "Много ли, отче, там золота и серебра, и посуды, и кем, как слыхал, то спрятано было?" Федор же говорит: «В житии святого Антония повествуется, что варяжская поклажа есть, потому что сосуд латинский. же возьми, сколько хочешь». Не нужно мне это, потому что я свободен от этого. Не помню где сокровище, а то все вам поведал бы, поскольку вы рабы его, я же свободен от этого»

Разгневанный князь приказал сначала пытать обоих монахов, а поскольку они не разоблачили тайны, казнили. Но скоро погиб и сам князь, убитый стрелой.


Гибель князя Мстислава Святополковича, 1099 год

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Духовное самопознание. Беседа вторая

Поиск

Журнал Родноверие