Цикл пленэров "Душа камня" получил своё яркое развитие на минувшей неделе. Даже стремящееся в Центральную Россию ненастье оказалось не в силах повлиять на художественный этап проекта "Каменная культура Тульского края". В этот раз студенты и преподаватели Тульского колледжа искусств имени Даргомыжского вместе с кураторами из областного отделения Русского географического общества направились к знаменитому Конь-камню на Красивой Мече и расположенному поблизости от него Ведьмину урочищу.
Фото Ивана Столярова
Инициатива Тульского отделения РГО о проведении цикла пленэров, объединённых темой "Душа камня", нашла горячую поддержку нового руководителя колледжа Игоря Лукопрова. Спустя всего три дня после первого пленэра в районе посёлка Птань студенты отделения живописи совершили новое путешествие к "большим камням". В минувший четверг вместе с педагогами и руководителем экспедиционного проекта Иваном Столяровым они отправились к южным рубежам Тульской области ‒ в Ефремовский район. На этот раз понять "душу камня" молодые художники попытались в местах достаточно известных: Ведьмином урочище у деревни Красногорское и Конь-камне в окрестностях села Козье.
Красивая Меча, вид с Ведьмина урочища. Фото Ивана Столярова
Каменная громада, возвышающаяся на высоком, крутом берегу Красивой Мечи на сегодняшний день является, пожалуй, самым известным и наиболее посещаемым туристами мегалитическим ландшафтом региона.
Принято считать, что первое упоминание о нём относится к концу XV века:
Лета 7007 (1499 г. – прим. автора), Марта 17 день, отпустил Князь Великий гостей Доном на низ в судех. А с ними отпустил в Кафу к Баазить Салтанову сыну к Шигзоде Салтану, да и во Царь город к Баазит Салтану х Турьскому з грамотами Олешу Голохвастова, да с ним послал подьячего Илейку Юшкова шурина. А клалися в судна на Мече у Каменова коня
Правда за долгие годы своей неспешной жизни вряд ли когда Конь-камню доводилось принимать у себя в гостях столько талантливых молодых живописцев. Кстати первая попытка запечатлеть его величественный образ была предпринята в августе 1892 года протоиереем Александром Успенским, священником храма во имя Архистратига Михаила села Лобаново Ефремовского уезда. Вместе с известным тульским археологом Николаем Троицким он собирался совершить поездку к этой загадочной каменной глыбе и провести её обследование. Так и не дождавшись своего визави, священник решил отправиться к камню сам. На месте он поработал недолго ‒ что-то около часа. Но за это время ему удалось зарисовать несколько видов Конь-камня, составить план окружающей местности и подготовить небольшой рукописный текст с описанием этого удивительного памятника седой старины.
ГУ ГАТО. Ф. 151. Оп. 1. Д. 15. Л. 16. Виды Конь-камня близ села Козьего. Фото Ивана Столярова
Ведьмино урочище, по всей видимости, не менее древнее и почитаемое в народе "место силы". Оно включает более десятка расположенных вблизи друг от друга мегалитических групп, рассыпанных на довольно большом пространстве. Все вместе они составляют единый мощный каменный комплекс, находящийся на высоком берегу излучины реки Красивой Мечи.
Выбрать художникам объекты для своих этюдов здесь оказалось нелёгким делом! Множество живописнейших каменных композиций, яркая и сочная палитра сентябрьских лесов и лугов на берегах реки – хотелось запечатлеть всё сразу, здесь и сейчас. И хотя день стал заметно короче – как можно больше успеть, увидеть, прочувствовать, запомнить и сохранить в себе, – таков был, можно сказать, девиз всех участников "ведьмина" пленэра.
Фото Ивана Столярова
А становящийся "вкусной" традицией обед, включавший на этот раз аппетитную гречневую кашу с курицей и чай, придал молодым художникам новых сил. Хотелось рисовать ещё и ещё, но… осенний солнечный денёк, отдарившись чудесным, со всеми оттенками красного закатом, спешно покинул ставшее нам уже почти родным таинственное Ведьмино урочище. Постепенно исчезли в сумраке и его удивительные камни, словно лишь на миг позволив заглянуть в их "душу" и отразить понятое каждым по-своему в рождённых здесь этюдах…
[1] Акты, относящиеся до рода дворян Голохвастовых, собранные Дмитрием Павлов. Голохвастовым. М., 1848. С. 9.