Ромува или Ромов (также известный как Риккойото в трудах Симона Грунау ) был предполагаемым язычником место поклонения (храм или священное место) в западной части Самбии, одного из регионов языческой Пруссии.
Святилище Ромува в Пруссии : изображение, основанное на рассказе XVI века о Симоне Грунау
В современных источниках храм упоминается только один раз, Петером фон Дусбургом в 1326 году. Согласно его рассказу, Криве-Кривайто, главный священник или «папа-язычник», жил в Ромуве. и правил религией всех прибалтов. По словам Симона Грунау, храм занимал центральное место в прусской мифологии. Несмотря на то, что существуют серьезные сомнения в существовании такого места, литовскоенеоязыческое движение Ромува заимствовало свое название от храма.
Исторические отчеты
Согласно Петру фон Дусбургу, написанному в 1326 году, имя Ромува происходит от слова Рим. Он описывает криве как могущественного священника, которого высоко ценили пруссы, литовцы и балты Ливонии. Его посланников узнавали по определенному жезлу или другим знакам различия. Он охранял священное пламя и мог заглянуть в судьбу умерших последователей. Он получил треть всей добычи, захваченной языческими воинами.
Этот ранний рассказ был дополнительно дополнен Симоном Грюнау в 16 веке. Он описал вечный священный огонь, вечно зеленый дуб с идолами, представляющими языческую «троицу»: Патримпас (бог весны), Перкунас (бог грома) и Патулас (бог подземного мира). Место охраняли священники и весталы. Изображения появились на основе этого описания и стали очень популярными среди историков-романтиков. Грунау изменил название места на Рицкойото (от прусского rikijs — правитель и -ote — окончание названия места) и изобрел термин «Kriwe of Kriwes» (литовский: krivių krivaitis, латышский : krīvu krīvs).
Однако никакие другие источники не подтверждают такие утверждения. Из описаний следует, что языческий культ имел иерархию и внутреннюю организацию, что, как известно, не соответствует действительности. Если бы Криве был таким влиятельным человеком, он бы упоминался в некоторых политических отчетах региона. Предполагаемое место так и не было найдено ни тевтонскими рыцарями, которые контролировали всю Надрувию, ни современными археологами. Некоторые детали в описаниях имеют сходство с другими источниками. Например, Кристбургский договор запрещает обращенным пруссакам иметь на похоронах Tulissones vel Ligaschones, чтобы увидеть путешествие души умершего. В другом документе тевтонских рыцарей говорится о блетекилле, собравшей треть добычи от жемайтийских воинов в качестве подношения богам.
Интерпретации
Начиная с концепции «Папа-язычник» стал очень популярен во времена романтического национализма, и на самом деле о храме известно очень мало, существует множество интерпретаций. С. К. Роуэлл предполагает, что Питер фон Дусбург изобрел это место, чтобы придать балтийской религии вид «контр-церкви». Между Ромувой и христианской церковью есть много общего: в месте, названном в честь Рима, жил человек, с которым обращались как с папой, со своими посланниками и знаками отличия. Такой отчет мог служить нескольким целям: продемонстрировать, что язычники настолько хорошо организованы, что у них есть собственный папа и они представляют серьезную угрозу, пристыдить христиан, заставив их уважать своего папы, или сделать языческое общество более понятным для христианского читателя..
Ромува могла быть священным местом, известным как алкаш, который был распространен среди балтов. Питер фон Дусбург мог бы преувеличить его важность. Были попытки связать криве с Лиздейкой, полулегендарным языческим священником и советником великого князя Гедиминаса. Марсели Косман, современный польский историк, назвал Лиздейку последним Криве. Владимир Топоров утверждал, что Кривый замок (castrum curvum) в Вильнюсе действительно был замком Криве.
Это слово может быть образовано от балтийского корня ram- / ram-, означающего «спокойный, безмятежный, тихий», происходящего от протоиндоевропейского * (e) remǝ-. Слово криве происходит от слова kreivas (искривленный). Считается, что этот термин происходит от кривой палки (krivulė по-литовски), которая, по словам Петера фон Дусбурга, была самым важным символом его власти.