Первое упоминание о Волчьем относится к 1782 году и, судя по названию, ничего более примечательного, чем волки, в истории его происхождения не было. Однако долгую судьбу и добрую славу этим местам создали люди.

За два с половиной века Волчье запросто могло сгинуть в лесах, если бы его основатели и их потомки не поддерживали здесь особенную, по большей части сокрытую от чужих глаз, но такую богатую в духовном, культурном плане жизнь.

Это сейчас сюда ведёт прекрасная асфальтированная дорога. А в прежние времена к казённому селу «близ безыменного оврага по левую сторону транспортного тракта из Лебедяни в Козлов» добраться меж густых дубрав, логов и урочищ было непросто. Оттого и пошли легенды о загадочных обычаях местных жителей.

Только самолётом можно долететь

В советское время многое изменилось, но не с дорогами. В ту пору дешевле оказалось наладить воздушное сообщение. Самолёт садился на полевом аэродроме близ Волчьего 8 раз в день — 4 раза из Льва Толстого (куда летали волченцы, чтобы попасть на железнодорожный вокзал) и 4 раза из Липецка (туда летали отовариваться, лечить зубы, точить втулки для тракторов: 20 минут лёта — и ты на месте!). Билет стоил полтора рубля, а с 1977-го — рубль.

Сегодня Волчье переживает, наверное, пору расцвета — хоть самолёты сюда теперь не летают. Везде красота и удобства, инфраструктура на высоте, дороги хорошие. А ведь до начала 80-х в селе не было ни метра (!) асфальта, как явствует из публикации «Полевой аэродром» в газете «Советские крылья» от 2 июля 1975 года. Сейчас в Волчьем более 18 километров автодорог, из них почти 12 — с асфальтовым покрытием.

При этом в селе сохраняют вековые традиции. Потому что не могут люди махнуть рукой на наследие предков и жить, позабыв старинные обычаи и устои, которые сделались культурным достоянием всей России.

Традиция 1. «Волченские узоры»

Многие уже знают, что в День Святой Троицы в Волчьем принято выкладывать на улицах обереговые узоры из цветных песков, которые добываются в местных оврагах. Этой традиции уже несколько веков. А фольклорная экспедиция Веры Живанович обнаружила её в 2007 году. В итоге обычай был внесён в реестр объектов нематериального наследия народов России.

С 2013 года в селе проводится этнографический праздник «Волченские узоры», на котором гуляет вся область и не только. Считается, что нигде в мире ничего подобного больше нет. Но ведь и такого разноцветия песков — красных, жёлтых, белых, коричневых, оранжевых — в одной округе, видимо, тоже нигде нет. Неслучайно и то, что сакральные знаки-символы выкладываются именно в Троицу, когда церковь вспоминает сошествие Духа Святого на апостолов.

На праздник в старину богатые волченцы расстилали перед Господом ковры, а бедные делали «тропы для Бога» из песочной «мозаики». И превращали всё Волчье в яркую картину, которая во всей красе видна именно сверху. Если в тот же день идёт дождь и размывает узоры, то это к счастью.

Ещё большую популярность фестиваль получил в этом году, когда в рамках Дней Добровского муниципального округа на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве волченцы показали искусство песочных узоров множеству посетителей стенда Липецкой области.

Традиция 2. Куклы лохонские обереговые

Волчье, наверное, един­ственное в мире село, где взрослые, как и дети, обожают кукол. «Игрушки» у них, правда, не простые, а рукодельные. Технология изготовления лохонской (тряпичной) волченской куклы тоже внесена в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия.

Это чисто волченское изобретение вошло даже в пособия по созданию аутентичных кукол в России. Но повторить оригинальный образец непросто. Для начала надо подготовить деревянную чурку с заострённым — для головы — концом и устойчивым основанием. Затем с помощью обмоток, скруток, перевязок создать из этой чурки женскую фигурку. И наконец нарядить куклу в костюм, выполненный в строгом соответствии со старинным местным крестьянским женским одеянием.

Каждая деталь в нём имеет своё предназначение и название: подуш (его украшают бусами), подпояска, завеска, лычка на голову и на ней специальным образом закреплённый платок. Характерные особенности волченской куклы, уходящие корнями в древние народные суеверия, — на ней нет лица, а руки скреплены вместе.

Уникальной мастерицей таких кукол была Мария Прохоркина. Её лохонки стали первыми экспонатами музеев и выставок народного творчества в области и России. Они до сих пор служат эталоном для продолжательниц этого искусства.

Традиция 3. Народный костюм и рукоделие

Если песочные узоры можно увидеть только раз в году, то лохонскую куклу и местные наряды, рукодельные богатства вековой давности покажут здесь в любой день и в каждом доме. Но стоит зайти в библиотеку и сразу попадёшь в сказочную старинную Русь.

Собрана эта красота боль­шой «патриоткой» своего села Марией Кремнёвой, руководившей волченской библиотекой более 50 (!) лет. Она же стояла у истоков этнографического праздника в Волчьем. Все одежды и предметы в народном музее — подлинные, из сундуков долгожителей. И это живая память о тех, кто от своих предков собственноручно проложил стёжку в будущее. Как, например, сестры Прасковья Селезнёва и Евдокия Раздобарина. Их уже нет на свете, а их вышитые картинки радуют глаз.

Есть в музее и лохонские куклы. В том числе ещё одной знатной мастерицы — Марии Кузнецовой. Ох и умница была женщина, куклам своим давала имена — Акулина, Матрёна. А одежду для них шила из натуральных материалов: распарывала мамины и бабушкины наряды, использовала ткани и украшения, которые несли ей из своих сундуков соседки. Обрядовые костюмы были и в гардеробе самой Марии Петровны. Ведь она 30 лет пела в фольклорном ансамбле.

Традиция 4. Петь, как в старину. «Птахи»

Поклонники Надежды Бабкиной и Надежды Кадышевой любят их за простоту и русскость, но послушали бы они, как поёт волченский фольклорный ансамбль «Птахи». Такого самобытного высокого заразительного пения, не стилизованного, а воистину народного, таких «страданий» и «канареек», как у волченских исполнительниц, ещё поискать надо.

К сожалению, из первоначального состава «птах» сейчас только Нина Селезнёва и Анна Татаринова поддерживают песенную традицию села Волчье. Они не только колоритные, со звонкими голосами, с напористой активной подачей звука, певуньи, но и неутомимые плясуньи, владеющие традиционными формами народного танца, бытующего в здешних краях.

На всех мероприятиях самодеятельные артистки с помощью Ольги Шуваевой, директора ДК, представляют местные обряды и праздничную крестьянскую одежду, которую шьют по подлинным образцам, доставшимся от матерей и бабушек. Традицию их пения подхватывают молодые.

— Хоть мы и устаём, нам ведь уже по 76 лет, а всё равно поём и петь будем,

— утверждает Нина Ивановна. А Анна Павловна уверена — людям нравится их пение:

— К нам едут за песнями из разных городов, и мы участвуем в фестивалях, показываем наше фольклорное искусство. В Санкт- Петербурге в консерватории выступали на этнографической конференции, в Москве на фестивале «Традиция».

Традиция 5. Строить на века

Но не только культурными традициями сильно Волчье. Здесь умеют трудиться на земле и строить на века. К примеру, есть в селе одно сооружение, которое служит людям уже 120 лет. Это первый в Тамбовской губернии, куда раньше относилось Волчье, и один из первых в России железобетонный мост, возведённый в 1905 году.

После него только в Тамбовской губернии за 10 лет построили свыше 100 (!) железобетонных мостов. Но волченский был «первой ласточкой» железобетонного мостостроения и сегодня считается объектом культурного наследия регионального значения.

Поначалу мост планировали строить традиционно — на каменных опорах. Но денег, как всегда, не хватало. Чтобы удешевить постройку, решили возвести железобетонную конструкцию, которая была внове, но обещала приличную экономию. В итоге мост обошёлся почти на 2 тысячи рублей дешевле — примерно на треть — каменной конструкции.

Мост балочной системы на колоннах в 3 пролёта длиной в 9 саженей (около 18 метров) бетонировали в течение 2 месяцев. Потом испытали и запустили в обиход. Во время половодий глубокий овраг заливается водой, и мост оказывается ближайшей дорогой к центру села. В наши дни тяжёлый транспорт по нему уже не ездит, зато лёгкая техника до сих пор переправляется, равно как и пешеходы.

Традиция 6. Крепить православную веру

Сергиевская каменная цер­ковь построена в 1852 — 1864 годах на деньги прихожан. Закрыли её в 30-е, вновь открыли в 2000-м. С 2010 года начали проводиться ремонтно-восстановительные работы.

Здание является памятником истории и культуры XIX века регионального значения. И хотя специалисты утверждают, что ничего особенного в его архитектуре нет, сегодня этот крестово-купольный храм в белом цвете, соединённый переходом с живописной трёхъярусной колокольней, выглядит сказочно красиво.

А вообще приход открыт в селе гораздо раньше: сохранились записи в метрической книге церквей Лебедянского уезда, относящиеся к волченской церкви, сделанные в 1782 году. Здесь крепли в вере и молитвах многие поколения волченцев.

Наверняка в 1865 году в этом храме крестили и уроженца села Василия Колобовникова, постриженного в монашество с именем Владимир. Посвящённый в иеродиаконы, а затем в иеромонахи, он служил в московском Донском монастыре. В 1923-м возведён в сан архимандрита. Был награждён Золотым наперсным крестом. А в 1937 году за твёрдость взглядов и служение Русской православной церкви поплатился жизнью.

19 июня 2024 года на въезде в Волчье в память о погибших за Россию и её православную веру земляках установлен новый поклонный крест.

Традиция 7. Родину защищать

500 волченцев ушли на фронт в годы Великой Отечественной войны. Не вернулись 299. В прошлом году к этому списку прибавился ещё один солдат — Василий Фёдорович Кузнецов.

Когда-то его имя и фамилия тоже были выбиты на стелах мемориала, открытого в 1975 году. Но после одной из реконструкций имя красноармейца Кузнецова из списков на памятнике пропало. С помощью «Липецкой газеты» справедливость восстановлена, и героический солдат, погибший под Сталинградом, увековечен на волченском
памятнике.

Уже убегая в свой последний бой, Василий Кузнецов спас истекавшего кровью товарища: ремнём перетянул ему ногу, разорвал рубаху и перевязал рану на груди. Об этом уже после войны рассказал дочери Кузнецова Любови Васильевне сам спасённый: «Я ему жизнью обязан».

Воевал под Сталинградом и легендарный волченец Сергей Шуваев, который благодаря силе духа не только выжил после ранений, но и прожил 100 лет: осенью у него вековой юбилей.

И сегодня волченские ребята смело сражаются на специальной военной операции. В том числе за ещё одно Волчье в составе России: село с аналогичным топонимом есть в Красноармейском районе ДНР. Его, кстати, освободили от нацистов в конце прошлого месяца. До этого только 5 российских сёл и деревень носили такое название. И ничего страшного в нём нет: волк — символ силы и стойкости, а также редкой преданности семье. Очень актуальный символ...

Визитная карточка

  • В состав Волченского территориального отдела Добровского округа входят село Волчье и посёлок Победа, где проживают 752 человека.
  • Детсад «Солнышко» посещают 25 ребят, в местной школе — 68 учеников. Большая часть взрослых работает в ЗАО АПП «Кировское».
  • 11 волченцев принимают участие в СВО. Члены добровольной волонтёрской группы «Волчье своих не бросает» плетут маскировочные сети, собирают гуманитарную помощь, изготавливают блиндажные свечи и целебные мази.

Чем гордятся

  • В селе Волчье в середине 60-х был организован крупный совхоз «Кировский». С 1992 года агропредприятием руководит Сергей Копылов, один из самых авторитетных хозяйственников области, сохранивший и укрепивший сельхозпроизводство в самые сложные времена.
  • В середине 70-х годов прошлого века Волченский полевой аэродром был лучшим в области среди 16 сельских «воздушных гаваней». Он отправлял
    до 6 тысяч авиапассажиров и давал выручку свыше 8 тысяч рублей в год.
  • Одна из самых знаменитых кукольниц села Мария Кузнецова смастерила около 80 «лохонок», её куклы демонстрировались на Международной туристической выставке в Москве и во французских Каннах на фестивале российского искусства.

Что готовят

Коронным блюдом в Волчьем считают популярный в Добровском крае десерт пышки с соком. На тесто для пышек понадобятся 1 кг муки, щепотка соли, немного сахара и пакетик сухих дрожжей. Замешанное тесто отстаивается 3 часа, раскатывается на скалки — длинные куски теста, внешне похожие на французский багет. Их затем запекают в духовке 30 — 40 минут при температуре 180 градусов.

Для сока в 2 литра кипящей подсоленной воды заливается смесь из толчёной халвы (1,5 кг) и небольшого количества воды, добавляется 1 кг сахара. 300 г муки, размешанные в тёплой воде, сделают сок гуще. Разрезанные на куски скалки бросают в кастрюлю с горячим соком, потом выкладывают в тарелки — и на стол. Рецепт от Нины Селезнёвой

Как добраться

С автостанции «Сокол» в Липецке на рейсовом автобусе до Волчьего можно доехать за 1 час 10 минут. В расписании значатся два рейса — в 7.10 и 15.05.


Фото Ольги Беляковой

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

[видео]

Часть 1

Народное пение

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие