Привет, Красная Борода! Мы снова встретились на Радио Прага, на этот раз в программе Folkomat, поскольку новый альбом Черта на 100% акустический. Таким образом, Devil Boruta присоединяется к элитной группе акустического фолк-метала, в которую уже входят Percival, Skyforger, Merkfolk и другие. Но откуда, собственно, взялась идея такой акустики? О, и я слышу классный женский вокал.....
- Доброе утро, доброе утро! Альбом "Borutus Akustikus", наш последний диск, вышел в апреле этого года, а идея его создания возникла примерно за год до этого. Тем не менее, это не только первая акустическая запись, поскольку около семи лет назад мы записали три композиции в акустическом варианте. Одна из них, "Я был дубом", доступна для прослушивания на YouTube, так что идея хоть и новая, но старая.
Она возникла после благотворительного концерта Solidarni z Ukrainą ("Солидарность с Украиной"), который я организовал в театре Ванды Семашковой в Жешуве, когда началась война на Украине, и мы должны были помочь, чем могли, т.е. собрать деньги. На этом концерте также выступали Guitar Force и Vipers, а вместе с нами пели девушки, актрисы театра — Дагни Микос, Юстина Круль и их учительница пения Доминика Киндрат. Получилось очень хорошо, Мирек Мамчур, наш бывший гитарист, играл на аккордеоне, и все получилось так хорошо, что мы решили записать весь альбом. Мы записали его очень быстро, девушки очень хорошо спели. Осенью мы успели нанести последние штрихи, сдать в печать, и получился "Borutus Akustikus". Это наши песни в акустических версиях, но с роковым оттенком, барабаны специально изменены по сравнению с металлическими версиями... Хотя Witch, как новой песни, не было на предыдущих альбомах, так что она НАСТОЛЬКО новая.
- Диск Borutus Akustikus начинается с песни The Windmill. Расскажите нам несколько слов о ней.
- Песня The Ventilator была написана и записана на альбоме Widziadła, а что касается текста, то, наверное, каждый должен трактовать его сам... Это немного сказка о Духе Ветра, который летает, течет, перемещается между заборами, домами и окружающей природой. Это такой добрый дух... А остальное пусть каждый трактует сам, потому что так, наверное, лучше всего.
Обложка альбома "Дьявол Борута". Справа от цитаты.
- Żeńcy i Południca — хорошо известная тема избегания полевых работ в высокий полдень, и трек выдержан в атмосфере фолк-американы с оттенком латино. А за границей, среди экспатов, этот меридиан тоже работает?
- Какие грубые слова, хе-хе... Уважаемый сэр, на самом деле мы хотели быть немного похожими на Exotic Tercet, и поэтому трек звучит именно так. А если серьезно, работает ли меридиан через Большую воду? Наверное, да, если ты из тех братьев Павлака, которые вынуждены были эмигрировать в Штаты и бродили по полям, и вдруг им на голову упала какашка буйвола или индейская стрела, ну, наш меридиан мог бы быть и первым, и мог бы его где-то перерезать, но его не было, так что... хе-хе... Я лично не видел меридиана через Большую воду, но, может быть, это потому, что я не был через Большую воду. Но что висит, то не тонет; тем более, чтобы вписаться в фолк-американу с оттенком латино, возьмите кастаньеты и, я думаю, вы могли бы потом выступить на сцене с этими кастаньетами, в каком-нибудь воздушном платье и сомбреро, и это была бы хорошая идея для хореографии. Я так понимаю, у нас назначена встреча?
- Ну, хе-хе...
- Отлично, мне очень нравится.
- Пилигрим — это музыкально спетая поэзия, хотя сам персонаж уже появлялся в электрической версии на предыдущем альбоме Devil. Как это выглядит в "Пилигриме"?
- Песенная поэзия... Хм... Хотя... Пилигрим появился на Elements, и это произведение о страннике, который просто гуляет и, наверное, ищет свое счастье, хочет вернуться к любимой. Это тоже текст, который каждый может интерпретировать по-своему. С другой стороны, если бы вы поехали в Бещады и побродили по Полонинам, вас, как и такого странника, могли бы захватить подобные мысли... Поймать тишину и покой, перезагрузить голову. Если только вы не поедете с нами в алкогольно-туристическую поездку туда, то эта меланхолия вас вряд ли настигнет, а вот ажиотаж — скорее всего. Я приглашаю Вас, поэтому мы уже договорились о второй встрече. Она проходит замечательно!
- Я был дуб Онга — крестьянин, похожий на дуб? И много польских слов — расскажите об этом.
- Byłem Ongi Dębem появился на альбоме Stare Ględźby, это было давно, наверное, в 2014 году, я не помню... [2015 — прим. ред.] Но это не мой текст, а Францишека Фениковского. Раньше мы использовали чужие стихи, мы еще вернемся к этой теме... А крестьянин как дуб? Ну, конечно, надо быть крестьянином, как дуб!
"В ночь, продрогшую, в облачное новолуние, когда с Одера не смотрят серебристые луны", надо быть крестьянином, как дуб, чтобы перейти этот Одер! И этого мы желаем каждому польскому воину! Быть крестьянином, как дуб! И если придется отрубить три головы за один раз, то сделать это без малейших проблем!
Я приглашаю вас прочитать этот текст, он очень хороший. А еще будет третья версия этого произведения. Мы так увлеклись своей фантазией, что в этом году выйдет второй альбом, и это будет Borutus Metalus, а почему? Ну, потому что мы уже давно играем концерты без клавишных, и у нас в голове крутится "The Best of Live But In the Studio", а также мы хотим показать немного другой облик Борутуса, который играет только на гитаре и барабанах. Это будет обзор всех наших альбомов, сыгранных в строгом металле. Мы планируем выпустить этот альбом в ноябре, ограниченным тиражом, как случайный элемент в нашей дискографии".
- Ведьма и гирлянда из ушей, которую она срезала вместе со своей головой — на что это было похоже?
- Это немного подмигивание с моей стороны читателям и поклонникам Терри Пратчетта. Так мне пришла в голову мысль встретить бабушку Везервакс с нашим меридианом. А история такова, что меридиан приходит к бабушке, которая сидит на пороге своего дома, и приходит к ней с просьбой о помощи, потому что она больше не хочет обезглавливать. И бабушка, которая помогла всем монстрам и шарлатанам, помогает и меридиану, принося ей мир. В акустическом варианте эта песня несколько отличается от остальных, более мрачная, но и текст ее менее радостный. Поэтому здесь, да и не только в этом произведении, мы обращаем внимание на то, чтобы слова соответствовали музыке и по настроению, и по атмосфере, и работали вместе как можно лучше. Нет смысла, если трек веселый, а я пою о том, как выкапываю мертвых собак. Или наоборот, есть много тяжелых произведений — а пою про задницу марены... У нас так не бывает, мы стараемся подстроиться так, чтобы музыка сочеталась с текстом.
- Rusałka в музыкальном плане вдохновлена польским фолком 1990-х годов, немного Миколаем, Чудобой, Дикандой, немного Черемшиной... Вас вдохновляли те времена или это просто так получилось?
- Трудно сказать... В 90-е годы я не слушал фолк. Я слышал о Czeremszyn, а в то время мы играли гораздо более жесткий Misteria, то есть black/death merat, но мы подсели на фолк. Из фолка мы в то время слушали Garmarna и Hedningarna. Русалка — это тоже не мой текст! Она написана в начале XX века белорусским автором Максимом Багдановичем (в польском переводе), который сумел потрясающе описать славянскую атмосферу и передать ее очень поэтично. Мне так понравился текст, что мы подобрали к нему музыку — немного музыки к тексту, чтобы "Русалка" немного подкачалась, чтобы у нее была клешня, чтобы защекотать до смерти — но при этом, чтобы было немного весело, чтобы было немного двояко. Так и получилось произведение — поэма с музыкой, и первая версия появилась на альбоме Widziadła.
- Silver Vipers — здесь атмосфера напоминает морской фолк, но темы скорее лунные. Давайте поговорим об этом.
- Silver Vipers — это тоже стихотворение Максима Багдановича, и тоже в польском переводе. Для нас эта композиция более рок-н-ролльная, она также появилась на нашей первой пластинке. Мы любим играть ее на концертах, потому что она быстрая, короткая, веселая — хорошая веселая — и текст о том, что эти гадюки отлично проводят время и поощряют розыгрыши... Мы записали на нее видео, вы можете посмотреть его на YouTube, и посмеяться над нашими идеями при ее создании.
- Ginia: Sobótki — здесь, как и в случае с Rusałki, я обнаружил ранний фолк vibe.....
- Я не знаю, что такое ранний фолк, но я понимаю, что он есть. Текст песни принадлежит мне, и мы уделили много внимания сочетанию слов с музыкой, чтобы все это хорошо сочеталось. Пьеса разворачивается как прелюдия к безумию Дня святого Иоанна и Купальской ночи. Затем наступает успокоение с наступлением рассвета... А еще это произведение изначально звучало на альбоме Widziadły. Видео для него мы записали в Деревне Фантазий в Куньковце под Пшемыслом. Я рекомендую это место, съездите и посмотрите, потому что это шедевр мирового масштаба! А кадры — это подлинное событие Купальской ночи, которое происходило там в те времена, так что все очень реалистично. Сам текст — о поиске сокровищ, в широком смысле этого слова.
- На десерт W Moim Ogródecku — и одна из великих туземных вечнозеленых, и сразу скажу, что уважаю не Lipka Zielona. Трек, исполненный в стиле степ-рок-бигл. Откуда взялась эта идея?
В прошлом она тоже появлялась в "Моем саду", то ли на Czary, то ли на Widziadły {на Widziadły — прим. редактора}, но и Lipka в металлическом ключе тоже появлялась, ха, ха! Это своего рода блеск в глазах, что наш фолк, вернее, народную музыку, можно играть и петь в чуть менее дископольном ключе; и я думаю, что нам это удалось. В этом есть еще немного нашего веселья.
- Об альбоме мы поговорили, теперь пришло время поговорить о живых выступлениях. Devil Acoustic уже дебютировал. А когда еще?
- Да, Devil играл в акустике и может играть в любое время. Как в акустике, так и в металле. У нас есть заготовки и того, и другого, так что если кто-то захочет пригласить нас на концерт, не стесняйтесь, обращайтесь. Мы можем играть и то, и другое, или даже комбинацию одного и другого.
- Спасибо за внимание и... когда мы будем пить этот йогурт?
В конце концов, это согласовано: один на сцене с кастаньетами, а другой в Бещадских горах в алкогольном туре.
Интервью на Радио Прага можно послушать здесь
Гость интервью: Интервью с Павлом "Orebeard" Лениартом из Diabo³ Boruta Журналисты: Ginia и Vilcinescu