Протоиерей Всеволод Чаплин

Влиятельный деятель Русской Православной Церкви заявил, что хотел бы, чтобы «неоязычество» было объявлено незаконным в этой стране. Выступая на международном съезде православной молодежи, как сообщает "Интерфакс", протоиерей Всеволод Чаплин заявил : "Скажем, три вещи — ваххабизм, нацизм и агрессивное неоязычество — должны быть удалены из жизни страны на уровне закона. Давайте не будем пытаться дружить со всем этим».

Мы поговорили с Гвиддоном Харвестером, национальным координатором Международной языческой федерации в России . Он предоставил западным читателям некоторый контекст этого заявления.

Дикая охота: достаточно ли авторитетен протоиерей Всеволод Чаплин, чтобы его предложения могли быть учтены властями?

Гвиддон Жнец: Протоиерей Всеволод Чаплин является председателем «Отдела внешних связей Церкви и общества» Русской Православной Церкви (РПЦ). Он также является членом Национальной общественной палаты, тщательно отобранного адвоката из 126 человек, которые должны консультировать Кремль по вопросам, важным для российского народа. Он является членом «Президентского комитета по связям с религиозными организациями». Он служит приходским священником в Москве. Неофициально многие считают его «представителем Церкви».

Считают ли власти его достаточно заслуживающим доверия или нет – вопрос очень открытый. Российская внутренняя политика крайне непрозрачна… Несмотря на формальное разделение Церкви и государства в российской Конституции, мы наблюдаем общую тенденцию последних двадцати лет постепенного встраивания Церкви в ткань кремлевской системы власти. Не будет преувеличением утверждать, что для всех РПЦ — это «отдел духовной идеологии» Кремля.

РПЦ получает значительное государственное финансирование и принудительные «пожертвования» от бизнеса; имеет монопольные лицензии на определенные отрасли экономики, [и] получает огромные гранты на землю и здания. Государство удобно позволяет РПЦ вести непрозрачный учет и замалчивает любые скандалы, связанные с отмыванием денег, коррупцией или педофилией в РПЦ. Кремль, в свою очередь, использует влияние Церкви на простых людей для трансляции определенных идей и посланий.

Я не верю, что все, что говорит Чаплин, санкционировано Кремлем. Это не так просто. В прошлом были времена, когда риторика Церкви вызывала значительную общественную реакцию, и Чаплин был вынужден отступить или отказаться от своих слов.

Учитывая, что данное выступление прозвучало на «Международном форуме православной молодежи» в Москве, это могло быть несанкционированной, личной или санкционированной РПЦ единственной попыткой увязать религиозный экстремизм разного толка (за исключением православных экстремистов, которых Чаплин удобно опускает) политические риски… Поднимет ли Кремль вокруг этого шумиху, мы пока не знаем.

Учитывая, как часто Чаплин говорит возмутительные вещи, я сомневаюсь, что из этой конкретной речи что-то выйдет. Опять же, поскольку Кремль становится все более непредсказуемым, все возможно.

- На каком основании он объединяет эти три понятия? Как вы думаете, что он имеет в виду под «агрессивным неоязычеством»?

- Я не могу провести какой-либо анализ того, как он объединяет эти понятия. Единственное четкое описание — это ваххабизм, который Чаплин ошибочно называет «псевдоисламским». Он также говорит о нацистах, но я не могу предположить, имеет ли он в виду русских националистов или реальных последователей нацистской идеологии.

Я не знаю точно, что он подразумевает под «агрессивным неоязычеством», поскольку этот оборот речи для меня нов. Я не видел, чтобы этот [термин] использовался кем-либо в прошлом. Однако, если рассуждать, то основной темой может быть экстремистская идеология… и возможность применения насилия. Чаплин говорит, что эти крайние группы с большей вероятностью вызовут революцию, чем либеральные демократы, которых Кремль в данный момент боится больше всего. Поэтому он предлагает принять закон, запрещающий крайнюю идеологию.

Кстати, экстремизм в России уже является уголовным преступлением, а значит, любой, кто публично призывает к уничтожению тех или иных членов общества или заявляет о собственном превосходстве, получает тюремный срок... Предложение Чаплина запретить идеологию излишне, поскольку экстремизм уже является уголовным преступлением .

[В] другой статье, датированной февралем 2014 года , в ответ на стрельбу в Южно-Сахалинске Чаплин говорит, что существует опасность со стороны «псевдоисламских экстремистов, неонацистских и неоязыческих группировок». Это означает, что он какое-то время работал над развитием связей между этими тремя категориями. В этой статье Чаплин также ссылается на Церковный Совет 1994 года, на котором была принята резолюция об опасности неоязыческих культов, поскольку эти культы, по мнению Совета, «агрессивно разрушают русские традиционные ценности и нападают на позиции Русская Православная Церковь».


Русский собор в Москве [общественное достояние]

- Есть ли в России экстремистские языческие элементы? С другой стороны, воспринимают ли люди это как истину, независимо от того, так это или нет?

ГХ: Это действительно зависит от нашего определения язычества. Есть несколько русских, которые идентифицируют себя как язычники и в то же время поддерживают философию ненависти к обществу в целом, представителям других этнических групп, гомосексуалистам или, возможно, женщинам. Их численность очень мала.. но я не могу просто сказать, что их не существует.

Как национальный координатор Международной языческой федерации в России, я использую следующее практическое правило. Если кто-то ненавидит других и призывает к насилию над другими, то он нарушает второй принцип ПФИ , и, насколько я понимаю, он на самом деле не язычник, а скорее психопат, злоупотребляющий языческими символами…

За прошедшие годы у нас было несколько инцидентов с участием таких лиц.

  • Самый крупный из них касался «Древнерусской английской церкви православных старообрядцев-инглингов» — группы, зарегистрированной в Омске в 1992 году Александром Хиневичем, [который] опубликовал несколько книг и сформировал культ «промывания мозгов», в котором смешались элементы скандинавских Саги, индуистская мифология, славянские сказки, научная фантастика (инопланетяне), мормонизм с обрядами православных сект старообрядцев (староверы)… Каждая вторая языческая группа в России считает Хиневича шарлатаном, мошенником и человеком, злоупотребляющим самим именем Язычество.
  • В 2009 году произошло широко разрекламированное убийство приходского священника РПЦ в Москве Даниила Сысоева. Сысоев прославился ненавистной и экстремистской риторикой, а также сомнительными попытками обратить мусульман, протестантов и неоязычников «обратно в паству». Он был застрелен в собственной церкви неизвестным преступником. Интерфакс широко распространил новость о том, что неизвестный информатор сообщил полиции, что Сысоева убили язычники... Сейчас в полиции считают, что Сысоева, скорее всего, убили за обращение мусульман в христианство.
  • В феврале 2014 года в церкви Южно-Сахалинска произошла стрельба. Вооруженный охранник Степан Комаров убил нищую и монахиню, а также ранил шестерых верующих, крича всем выйти из церкви. Он был задержан полицией и в настоящее время ожидает суда... У [Комарова] на туловище и спине была вытатуирована нацистская свастика и псевдоязыческий символ солнца... Епископ РПЦ Сахалинский Тихон утверждал, что это была попытка отпугнуть людей от церкви и поделился, что считает Комарова неоязычником.

Время от времени полиция задерживает отдельных лиц и запрещает публикацию материалов небольших языческих групп за нарушение закона об экстремистской литературе, обычно из-за антисемитизма или антиправительственной риторики. Однако во всех известных мне случаях эти люди также были членами правых националистических группировок, поэтому их аресты не были связаны с язычеством как таковым.

Основываясь на фактах, я не могу найти там агрессивных неоязычников, которые, по утверждению Чаплина, настолько опасны, что могут начать революцию. Если бы они были, мы бы наверняка так или иначе знали о них… Большинство язычников, похоже, счастливы там, где они есть, и не чувствуют необходимости оскорблять других или настаивать на собственном превосходстве. Они занимаются своим делом и часто мало что знают и не заботятся о том, что делают другие. Растущее меньшинство также желает установить связи с язычниками из других стран и признать общее европейское языческое наследие. Это те люди, которые готовы работать с ПФИ, более открытые.

- Если РПЦ имеет такое большое влияние, почему именно РПЦ так обеспокоена?

- Причина, по которой РПЦ так обеспокоена неоязычеством и почему она считает неоязычников агрессивными, может быть связана с тем, что в течение последних двадцати лет или около того РПЦ работает над монополизацией русской религиозной мысли. С 2009 года Церковь неоднократно заявляла, что православие является единственной верой для этнических русских, фактически они приписывают христианству создание русской нации. Поэтому российские неоязычники представляют собой угрозу их монополии.

Как можно быть этническим русским и вдруг не православным христианином? Для РПЦ это очень опасная идея. Молодой и сильный идеологический соперник угрожает доступу РПЦ к государственному финансированию и поддержке. Это вопрос выживания РПЦ, поскольку государство может с такой же легкостью решить отказаться от поддержки архаичной и малопосещаемой РПЦ и переключиться на поддержку молодого и растущего российского языческого движения. В начале 1990-х годов государство отказалось от коммунистической идеологии, чтобы поддержать РПЦ, так что кто может сказать, что то же самое не повторится.

Ирония всей этой ситуации заключается в том, что каждый язычник, с которым я разговаривал, действительно боится любой государственной поддержки или участия в языческих делах, включая государственное финансирование. Идея сделать национальную языческую религию частью государственной идеологии станет для нас катастрофой. Наша сила в том, чтобы быть верными нашему собственному видению духовности, органично развиваясь… Язычникам нужно, чтобы государство обеспечивало равные условия игры, а не играло в фаворитов.

Ссылка на «Церковный совет» 1994 года в статье Чаплина за февраль 2014 года показательна тем, что Чаплин, похоже, в своей речи ссылается на очень специфическую неоязыческую «агрессию». А именно, критические или юмористические упоминания РПЦ в письменных источниках и интернет-сообщениях, размещенных некоторыми язычниками. Язычники во всем мире любят время от времени подшучивать над христианством, и лично я считаю, что это совершенно безвкусно, поскольку я знаю довольно много преданных христиан, которые очень искренни и действительно помогают. другие.

[Но] РПЦ несколько тонко относится к любой критике, я думаю, в некотором смысле, потому что они совсем не уверены в себе, в своей стабильности. Некоторый юмор слишком близок к правде, чтобы их утешить. РПЦ хотела бы позиционировать эту критику и юмор как кощунство и агрессию. Однако я вряд ли могу себе представить, что общественность купит эту идею.

- Каково общее отношение общественности к язычникам в России?

Г.Х .: [Общественность] практически ничего не знает о неоязыческом движении. Большинство россиян вообще не религиозны, хотя многие суеверны. В церковь почти никто не ходит. Единственный церковный праздник, который посещают с большим количеством людей, — это Пасха, и даже тогда люди ходят в церковь только для того, чтобы освятить яйца и хлеб, и сразу после этого уходят…

По данным Всероссийской переписи населения 2012 года, 41% россиян идентифицировали себя как православные христиане . Менее 4% всех православных христиан регулярно посещают обязательные церковные службы и менее 5% принадлежат к приходу. Менее 8% когда-либо читали Библию и менее 1% считают, что следование другой религии является грехом.

Всякий раз, когда я говорю с неязычниками о язычестве, они в основном думают, что это клуб ролевых игр или какой-то восточный религиозный культ, что-то вроде Общества Кришны. Однако подавляющее большинство просто понятия не имеют, что это такое, или смутно помнят что-то из школы о христианизации Руси в Х веке нашей эры и находят это удивительным. Я никогда не слышал, чтобы кто-либо из представителей общественности, кроме представителей РПЦ, называл неоязычников агрессивными или опасными.

- Была ли PFI знакома с недавними заявлениями Чаплина? Они становятся сюрпризом?

- PFI знала об этом выступлении Чаплина, поскольку оно было упомянуто в национальных новостях. Мы решили не развивать этот вопрос, так как особого вреда, судя по всему, не было, и вопрос не новый.

- Можете ли вы кратко охарактеризовать виды языческой религии, исповедуемые в России?

- Всероссийская перепись населения 2012 года выявила, что 1,2% всех россиян исповедуют языческую веру. Около половины из них принадлежат к коренным нерусским этническим группам… По оценкам, современные русские язычники насчитывают в общей сложности около 600 000 человек. В 2014 году PFI начала постоянный опрос на сайте vk.com, где язычники могут сообщить о своих традициях или пути. За последние шесть месяцев в опросе приняли участие 3049 язычников, что составляет около 0,5% от общего числа язычников. Этот процент достаточно значителен для статистических целей, чтобы оценить относительное количество язычников на каждом пути.

  • 31,4% славянское язычество (реконструкция)
  • 25,8% не смогли идентифицировать себя с каким-либо конкретным путем или были новичками.
  • 18,7% Викка
  • 15% Асатру
  • 3,2% – Нео-шаманы
  • 3% – Другие реконструкционисты (кельтские, эллинские, хеметические и т. д.)
  • 2,2% – герметические (западные оккультные) язычники или телемиты.

Эти данные необходимо скорректировать с учетом того, что не все язычники есть в Интернете или имеют аккаунты в ВК, и многие предпочли не участвовать. В настоящее время мы не определили достаточно надежный множитель, чтобы представить достоверные цифры.

По моим оценкам, по крайней мере половина всех язычников, или 300 000 человек, в той или иной форме следуют славянскому пути. Их вдохновляют письменные отчеты о старых славянских обычаях, этнографии, народных традициях, сказках, современных языческих книгах, а также их собственное понимание… В настоящее время существует несколько крупных объединений славян-язычников и множество отдельных групп в различных городах России.

Многие язычники не хотят быть ограниченными какой-то конкретной традицией или путем и рады заниматься своим делом, собирая информацию и экспериментируя с различными концепциями и идеями, включая индуистские религии, дао, тантру, дзен-буддизм, левостороннюю религию. путь, концепции нового века. Есть и те, кто исследует пути древнерусской ведьмы.

Большинство виккан в России — одинокие эклектичные ведьмы, обучающиеся из книг и Интернета. Насколько нам известно, в Москве и Санкт-Петербурге есть открытые группы. Многие виккане — студенты университетов или молодые люди.

Асатру и другие практикующие скандинавского пути уже некоторое время практикуют в России, хотя я не знаю, когда и где появились первые группы. Сейчас в нескольких городах существуют группы Асатру; самые крупные из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Другие традиции и пути включают нео-шаманские практики, как сибирские, так и Кастанеды, реконструкции различных этнических языческих традиций, наиболее популярными из которых являются кельтские, за которыми следуют кеметические и эллинские или римские. Некоторые реконструируют германские традиции… В Москве и Санкт-Петербурге есть герметические группы, в основном французского масонского или розенкрейцерского происхождения. Существует лагерь ОТО и довольно много последователей Телемы.


Русские язычники чистят общественные священные камни, 2014 г.

- Каков климат в вашей стране для тех, кто исповедует языческие меньшинства?

- Климат, в целом, достаточно нейтральный. Я не могу со всей честностью утверждать, что в настоящее время в России язычников преследуют. Мы можем организовать любое присутствие в Интернете, какое захотим. Мы можем сообщать о создании местных языческих групп муниципальному правительству, и никто не поднимает шума. На данный момент мы не можем зарегистрировать религиозные организации, если религиозная группа не осуществляет непрерывную деятельность в течение 15 лет. Но эти правила одинаковы для всех новых религий, а не только для язычников. Общественность, как правило, не знает о нашем существовании, однако и славянские язычники, и виккане в течение последних нескольких лет участвовали в документальных фильмах на Национальном телевидении, и мы практически не услышали никакой обратной связи от сообщества.

Мы обычно собираемся в московских парках или у частных домов, и я не слышал о каких-либо неприятностях. Я лично провожу викканский ритуал в мантиях посреди оживленной лужайки в парке Горького после работы, и ни один прохожий даже не остановился поглазеть. Славянские группы время от времени устанавливают постоянные алтари и храмы под открытым небом со статуями богов в общественных парках Москвы. Время от времени эти статуи подвергаются вандализму, обычно со стороны фанатичных радикальных ортодоксальных молодежных групп или, возможно, просто невменяемых людей, о которых никто никогда не узнает .

В целом мы стараемся следовать правилу «живи и дай жить другим», не быть слишком «в лицо» истеблишменту и в то же время ни от кого не прятаться.

Поиск

Журнал Родноверие