Накануне выхода в свет книги "По следам богов: Очерки белорусской мифологии" ее автор, кандидат исторических наук, мифолог Дмитрий Скварчевский рассказал, каких богов на самом деле почитали древние белорусы и какова белорусская дохристианская традиция выглядит сейчас.

- О чем ваша книга?

- Книга о том, как пласт высшей мифологии отражен в белорусском фольклоре, где можно найти образы богов, соответствующие древним индоевропейским и являющиеся их продолжением в нашей фольклорно-мифологической традиции.

- Сколько времени ушло на работу?

- Некоторые части были написаны еще в 2016/17 году. Однако цели сделать книгу тогда не было. Заметки, опубликованные в социальных сетях, вызвали интерес, были положительные отклики, люди спрашивали, будет ли продолжение. Поэтому я решил собрать имеющийся материал под одной обложкой. Если брать непосредственно весь процесс создания книги, то он занял около полутора лет.

- Что нового в вашей работе?

- Глобальных открытий нет, но озвученные идеи ранее не излагались в публикациях по белорусской мифологии. Я попытался показать иной подход к изучению богов, которым поклонялись наши предки. До сих пор во всех исследованиях и учебниках используется стандартная схема: привязка отдельных летописных данных к территории Беларуси без попытки критического рассмотрения и без учета этнокультурной специфики. Либо копируется информация "кабинетной мифологии" 19 века, слабо связанная с действительностью и доступными источниками. Я написал только о том, что зафиксировано в источниках на территории Беларуси, в том числе с использованием мифологических сведений, зафиксированных литовцами в северо-западных регионах нашей страны.

Моя книга также является ответом на противоположную позицию, согласно которой у предков белорусов не было развитого культа богов. На конкретных примерах я показал, что это не так, что следы высшей мифологии не просто сохраняются, но даже имеют черты общеиндоевропейской структуры божеств. У нас действительно нет мифов, записанных много веков назад, как у греков или скандинавов, но наш фольклор сохранил достаточно информации, чтобы реконструировать ряд образов и сюжетов. И для этого не нужно использовать старые подделки, придумывать новые или что-то заимствовать.

Я думаю, что моя книга сможет помочь разобраться в вопросе и защитить себя от явного обмана. Оно задает определенные четкие направления, позволяющие понять сам принцип реконструкции круга богов, почитаемых предками белорусов.

- Конечно. А что делать обычному человеку, увлечённому этой темой и желающему что-то в ней понять и понять или просто воссоединиться со своими предками? Где искать соответствующую информацию?

- Если мы говорим о восстановлении связи с предками, то здесь очень важны семейные традиции и праздники, особенно Родавница и Дзяды, которые связывают всю семью и во времени, и в пространстве. И актуальной информацией здесь будет обычай семьи, села, региона. Этому следует следовать и передавать потомкам. Генеалогические исследования также помогут. Ваша семья и родственники – это прежде всего.

Если мы говорим о любопытстве к мифологии в целом, то мой совет – не принимать все сразу на веру, относиться к информации критически. Используйте только научную информацию, даже в официальных научных публикациях много неточностей. Ведь на тему мифологии существует множество фальсификаций и спекуляций. Нередко люди читают что-то в Интернете или в сомнительных книгах, а потом срывают с себя рубашки «ради Господа нашего», даже не осознавая, что все это литературные выдумки. На самом деле в этой области сделано очень многое. Например, многочисленные публикации С. Санько, Ю. Лобача, Т. Володиной, А. Прохарова, Л. Дучица, Е. Зайковского, энциклопедические словари «Белорусская мифология» и «Мифология белорусов» и другие.

Прекрасно, когда в человеке сохраняется искреннее детское чувство окружающего мира, которое он сочетает с научными знаниями.





Экскурсия «Боулдер-парк: священные традиции в камнях». Фотограф Юлия Йол

- Насколько это вообще важно и нужно – знать свои традиции и ценить их в современном мире? Бытует мнение, что все это суеверия, давно изжившие свой век и ненужные в наше время.

— Отрицание и презрение к собственной культуре — это проявление невежества, здесь нечем гордиться. Но могу сказать точно, что многие так называемые «суеверия» переживут тех, кто сегодня их скрывает или считает устаревшими. Культура имеет свои механизмы, она меняется со временем, трансформируется, от чего-то избавляется, но многие вещи остаются, несмотря на смену формы или названия. Сегодня люди знают о многих проявлениях народной культуры, которые действительно исчезли и исчезают, потому что меняется быт и техника, но не замечают, что многое еще сохраняется, и не догадываются, что Ряд явлений идет из мифологии, из языческих времен: от представлений о календарном времени, представлений о сторонах света, дне и ночи, звездном небе, четном и нечетном до обычая дарить подарки на Новый год. Кроме того, даже сам наш язык отражает традиционную мифологическую картину мира. Это все не вовремя.

Народные традиции надо знать и уважать хотя бы для того, чтобы народ продолжал существовать, укреплял единство общества, был хозяином своей земли, жил, чтобы сохранить этот мир.

- Не так давно вышел шведский фильм ужасов «Мидсоммар» о том, как американская молодежь отправилась в Швецию на летнее солнцестояние. Насколько уместно, по вашему мнению, использовать языческие темы и традиционную культуру таким образом?

- Мифологические образы и сюжеты всегда были источником вдохновения для искусства, с самого начала мифология, религия и искусство были неразрывно связаны. Поэтому вполне закономерно, что языческая тематика и сегодня используется в кино, компьютерных играх и т. д. Другое дело, как оно используется и с какой целью. Часто транслируются фальсификации, а народная традиция представлена ​​в негативном свете. Пусть это останется на совести тех, кто это делает. Лично мне не нравится, что сегодня массовая культура культивирует стереотип о «ужастиках-язычестве», различных страшилках из мифологии. Конечно, в фольклоре достаточно страшных историй, но это лишь часть традиционной духовной культуры, но не основная. Мифология – это не зло и ужас, а понимание и осмысление жизни и окружающего мира. С другой стороны, я понимаю, что современного человека зачастую может трясти только страх, который запускает подсознание и заставляет в определенной степени более широкое и даже творческое восприятие мира.


Купол. Фото Сергея Лескети

- Продолжая тему. Скандинавская мифология сейчас очень популярна во всем мире. Ни для кого не секрет, что боги, руны и викинги имеют огромную привлекательность. Даже главный герой романа Нила Геймана «Американские боги» , по которому снят популярный одноименный сериал, — Уэнсдей, то есть Один. Можем ли мы надеяться, что наши традиции когда-нибудь будут такими же интересными?

- Да, можно сказать, что скандинавская мифология постепенно вытесняет греко-римскую мифологию, которая раньше доминировала в европейской культуре. Обе эти волны популярности во многом основаны на силе письменной традиции, сохранившей подробные описания мифологических образов и сюжетов. К сожалению, мы пока не можем похвастаться такой сохранностью источников и степенью изученности. Однако я допускаю, что однажды мода на скандинавскую мифологию пройдет, и ее место займет балтийская или славянская мифология. И тогда местной традиции будет что предложить миру. На самом деле, даже сегодня это возможно, потому что появились новые технологии и инструменты распространения. Только сначала мы сами должны обратиться к своей традиции, чтобы здесь была основа. И мода и популярность в мире – не главное.

- Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к такому сильному интересу к мифологии. С чего все началось?

- Это началось еще в детстве. Сколько себя помню, меня всегда привлекала мифология, просто я тогда не знал, что это такое. Ее тянуло к природе, звездному небу, к рассказам. В детском саду он придумывал разные страшилки и соответствующие игры. В детстве на него большое впечатление произвели наказы бабушки. Я до сих пор помню, как происходил шепот, помню некоторые фрагменты текстов. Смысл многих изображений мне стал ясен гораздо позже. Он любил огромные купальские костры, которые каждый год зажигали во дворе. У моих родителей была большая библиотека с исторической литературой, там же были книги по древней мифологии с фотографиями скульптур и археологических находок, а также несколько книг со сведениями о скандинавском и славянском язычестве. С тех пор я полюбил «Одиссею» . И сознательно и целенаправленно я начал интересоваться темой с 12 лет, это сочеталось с общим увлечением историей. При этом под влиянием брата к ней добавилась моя любовь к тяжелой музыке, стилю pagan metal, который я впервые услышал от белорусских групп Gods Tower, Apraxia, Znich.

[видео]

- Я знаю, что мифология и традиционная культура – ​​это не только сфера ваших научных интересов, но и часть повседневной жизни. Вас смело можно назвать не только исследователем, но и практиком. Вы не только знаете «кухню» изнутри, но и принимаете непосредственное участие в восстановлении нашего духовного наследия.

- Как говорили наши предки, «не мы это начали, и на нас это не кончится», «как делали наши деды, так и мы сделаем». Я не могу представить мир, в котором не будет зажжен Купаловский костер и не придут рождественские гости в самую темную пору зимы. Это больше не будет наш мир.

В определенной степени я воспринимаю изучение мифологии, научную работу, как современную теологию. Когда я исследую, мне важно узнать о том, как было и как есть. Меня устраивает любой результат. Я не пытаюсь найти подтверждения некоторым своим идеям, не подгоняю факты под заранее подготовленную теорию, а делаю выводы на основе того, что можно найти в источниках. И эта деятельность – мой вклад в сохранение и развитие нашей традиции.

- В свое время вы реконструировали старинный свадебный обряд, который по современным канонам уже использовалось определенным количеством пар перед вступлением в брак. Что побудило?

- Натолкнулся на дружеский вопрос: что может быть эквивалентом росписи в ЗАГСе или церковного венчания? Вопрос был не теоретический, а практический, ведь готовилась свадьба. Поэтому я решил помочь. Необходимо было сделать современную церемонию на основе традиционной свадьбы. А если быть точным, то это все-таки не реконструкция, ведь свадьба чуть больше века назад представляла собой сложную церемонию, занимавшую довольно много времени. Реконструкция возможна, но сегодня это сделать не так просто, как давно. Поэтому сейчас речь идет о новом творении, которое состоит из действий, которые совершались во время традиционной свадьбы, а сами действия сопровождаются словами, которые также сопровождали традиционную свадьбу. С тех пор прошло 7 лет. Другим друзьям тоже понравилось. За этот период церемония прошла еще на 5 свадьбах, включая его собственную. Семьи в порядке, дети растут, поэтому я считаю, что это сделано не зря, это меня радует.




Свадебная церемония. Фото Сергея Лескети

- Поделитесь своими творческими планами с нашими читателями.

- Планов много. Планирую продолжение или значительно расширенное переиздание «По следам богов», потому что материал уже собирается. Хочу немного подвести итоги и опубликовать свою диссертацию в виде монографии, которая посвящена астрономическим знаниям и представлениям населения Украины. В настоящее время я также работаю в составе авторского коллектива Академии наук над интересным и основательным проектом, результат которого, надеюсь, появится в следующем году. Но что это будет, пусть пока остается загадкой. Это основное, но не все, над чем ведется работа.

Поиск

Журнал Родноверие