Современные славянские родные верования вызывают все больший интерес. К сожалению, при поиске знаний о нем слишком часто можно встретить информацию о том, что родноверие якобы является религией без догм, правил веры, а само слово "родноверие" иногда трактуется как синоним неопределенной "свободы". Причины такого восприятия современной коренной веры, столь распространенного среди тех, кто начинает свое приключение с коренными верованиями (как и с язычеством в целом), возможно, будут рассмотрены в другой раз.

Коренная вера как религия без догм, этики и поведенческих моделей — явление глобальное. Кроме того, сам термин "религия без догм" является оксюмороном. Существует определенное непонимание того, что такое религия. Отсутствие четкого определения, а точнее, неизмеримое множество определений религии, не облегчает ситуацию. Однако здесь не место обсуждать суть религии (хотя я нахожу такую дискуссию крайне интересной и в то же время ненужной).

Цель этой статьи — выяснить, действительно ли современные туземные верования не несут в себе определенных этических принципов и моделей поведения, и если такие принципы существуют в туземных верованиях, то каковы их источники. Для этого я создал форму вопроса на эту тему и разослал ее тем, кто служит служителями и регулярными жертвоприношениями в кластерах туземной веры, а также неаффилированным людям, которые, тем не менее, оказывают реальное влияние на развитие этой среды. В период с 13 по 28 июня я получил 35 ответов от представителей 24 кластеров и два ответа от неаффилированных лиц. Среди ответов был один голос славянских родноверов в эмиграции — речь идет о żerca из Задружской громады, действующей в Великобритании, который, однако, поддерживает постоянный контакт и сотрудничество с польской родноверческой общиной. Кроме того, 6 человек не заполнили анкету, несмотря на ранее сделанные объявления, а в случае с 3 людьми я столкнулся с отсутствием ответа. Результаты опроса представлены ниже (сохранена оригинальная орфография; алфавитный порядок по названиям кластеров).

Бартломей Дейнега
Варшава, Мазовия.
Возраст: 37 лет.
Коренной верующий с 5 лет.
Жерка, Беложарский кластер.

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Родная вера не предписывает моральный кодекс в виде заповедей или пунктов, которые необходимо выполнять. Вместо этого она устанавливает установки, к которым следует стремиться, и систему ценностей, которые следует уважать. Источниками их являются божественные архетипы, наши знания о системе ценностей людей в дохристианские времена и элементы, известные из фольклора (я могу вспомнить здесь в качестве примера притчу из фольклора о том, как в древности убивали "бесполезных" стариков, но этого делать нельзя, потому что у них есть своя ценность, у них есть знания и т. д.) В таких историях, безусловно, есть моральный посыл, который следует уважать.

- Насколько, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- В коренной вере нет заповедей, вместо этого она устанавливает цель или моральное отношение, которого коренные верующие должны стараться достичь в своей жизни. Родная вера не говорит, как именно достичь этой цели, скорее (хотя могут быть и исключения) она не кодифицирует взгляды и поступки, но задает направление, в котором следует двигаться. Следовательно, вопрос о том, как следует реализовывать ту или иную добродетель, в определенной степени является дискуссионным. Например, родноверы признают честь как ценность (одна из добродетелей, проявлявшихся в дохристианских обществах), но как реализовать эту добродетель (особенно в современности) — вопрос дискуссионный, на который родноверы не дадут однозначного ответа. Некоторые элементы реализации этой добродетели очевидны (например, осуждение воровства), но некоторые являются спорными и могут зависеть от духа времени или обстоятельств. Но основа в виде системы ценностей того, что мы считаем добродетелью, должна оставаться незыблемой, не поддаваться человеческому толкованию и, можно сказать, дана от богов.

Poświst
Свентокшиское
Возраст: 59 лет.
Коренной верующий в течение 42 лет.
Жерка, общество "Гонтына" ("Люди туманов").

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, на ваш взгляд, черпает свои силы польское родословие.

- Основным источником этики является глубокий гуманизм, однако не антропоцентрический, а предполагающий единство духовного мира свободных людей и их склонность к познанию, науке, искусству. Характерной чертой туземных преданий является четкий акцент на личном достоинстве, чести (к ним относятся правдивость честность и т.д.), гостеприимстве, которые существуют и в других местах.

Я не думаю, что у родноверов есть какие-то другие, отдельные источники этики. Независимо от вероисповедания или национальности, в нашем культурном кругу мы легко отличаем хорошего человека от плохого, честного от отъявленного лжеца или негодяя. Кодификация вышеперечисленного — дело второстепенное.

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Безразлично, откуда берутся источники правил, лишь бы правила были хорошими. Принципы должны быть обязательными для верующих. К этому мы и стремимся, совершенствуясь сами и передавая принципы, их применение другим.

Пшемыслав "Мамрот" Круль
Гданьск, Померания.
Возраст: 28 лет.
Коренной верующий с 12 лет.
Żerca, кластер Jantar.

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Я не могу ответить на поставленный таким образом вопрос, потому что не знаю подробностей этических размышлений кочевников и верующих из других кластеров.

Однако основные источники этики туземных верований мне видятся следующим образом:

1. мифы и ритуалы;
2. аутентичные (хроники и этнография) примеры морального выбора и дилемм, с которыми сталкивались верующие в Старых Богов (история) или носители "архаичной культурной модели" (этнография);
3. живой контакт с Богами (гадания, видения) — я упоминаю об этом только в третью очередь, поскольку считаю, что это направление исследований должно касаться только сомнительных вопросов, которые мы не можем разрешить сами (поэтому я не вижу смысла, например, в гаданиях на общий вопрос "Должны ли мы соблюдать закон гостеприимства?").
4. этика, представленная классической философией;
5. традиция нашего собственного кластера;
6. собственная моральная интуиция.

Я не упоминаю здесь "экологизм", потому что для меня забота о природе уже вписывается в первый источник — мифы и ритуалы. Проведение ритуалов — это "завод космических часов" — повторная активация мифов. Отказ от ежегодных ритуалов может привести к концу света (как в случае с прекращением окрашивания крапивы).

Таким образом, ежегодные ритуалы — это своего рода забота о мировом порядке. В этом контексте ритуальные ошибки и упущения приобретают такое же значение, как и разрушение природы — это разрушение мира, а значит, дело рук богов.

Следует уточнить, что табу, ритуальные предписания и запреты (запрет показывать пальцем на Огонь или Небесные тела, мочиться в реку и т. д.) также относятся к первому пункту. Это (пусть искаженные и фрагментарные) правила обращения с сакральным, поэтому их соблюдение играет важную роль для религиозной этики.

Но они являются источниками — для построения на их основе целостной этической (или любой другой) системы необходима некая парадигма, которая организует их использование. В моем случае это анимизм.

- В какой степени, по-вашему, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- Когда мы стоим на ритуале как единый кластер, мы также стоим вместе перед Богами и работаем над общим счетом. Поэтому, хотя трудно ожидать от всех одинаковой преданности и "моральной чистоты", каждый, кто отстаивает обряд, должен соответствовать некоторому минимуму этических норм.

Прелаты и Громовержцы, на мой взгляд, не обязаны заглядывать в пресловутые постели верующих. С другой стороны, если Громада узнает о чьем-то недостойном поведении — она должна:

- обеспечить устранение последствий проступка (например, облегчить Огонь, если он был оскорблен);
- попытаться помочь обидчику (то есть добраться до корня проблемы);
- если виновный не проявляет желания исправиться / не подает надежд — удалить такого человека из своих рядов. Хотя здесь следует четко понимать, что изгнание было для наших предков одним из самых суровых наказаний, предусмотренных за более серьезные проступки.

Катажина Новак
Торунь, Куявско-Поморское воеводство.
Возраст: 42 года.
Коренная верующая с 6 лет.
Жеровник, Ассоциация Калдус.

- Несет ли в себе вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- Определение религии в Словаре польского языка (Słownik Języka Polskiego PWN) ("религия — совокупность верований, касающихся существования Бога или богов, происхождения и цели человеческой жизни, сотворения мира, а также связанных с ними ритуалов, моральных принципов и организационных форм") указывает на то, что этика является частью данной религиозной системы.

Польские родноверы являются современным продолжением дохристианских этнических верований славян. Этнические религии, иногда называемые естественными религиями, представляют собой систему верований и практик, разработанных и практикуемых в рамках конкретной этнической группы, тесно связанных с ее традициями и культурой, а также с особенностями территории проживания. Верования, традиции и культура неразрывно связаны между собой, они возникают на основе опыта многих поколений, наблюдений за окружающим миром и законами, которые в нем действуют, а также наилучших способов организации и функционирования общества, выработанных за сотни лет. В основе религий и первобытных культур лежит убеждение в целостности, единстве всего мира — богов, людей и духов, принципы функционирования которых, определенный порядок, установленный на заре истории, заключен в мифах и верованиях, обычаях, нравах и социальных нормах.

Сохранение этого порядка, постоянство и функционирование мира зависит от исполнения, циклического повторения религиозных и магических ритуалов, а также от соблюдения социальных норм и правил, освященных многопоколенной традицией.

Одним из важнейших источников знаний о славянской этнической религии и этике, являющейся ее неотъемлемой частью, является народная традиция. В силу длительной изоляции сельской местности, которая неохотно принимала перемены, в том числе и христианство, деревенские верования, обряды, песни и обычаи характеризуются своеобразным христианско-языческим синкретизмом, в котором сохранились элементы дохристианских верований, традиций, этики и социальных норм, оригинальное видение и понимание мира, основанное на мифическом мышлении, выработанном нашими предками. Определенную проблему может представлять отделение христианских примесей от исконных верований, здесь может помочь сравнительный анализ с другими этническими религиями, особенно с теми, которые происходят от общих индоевропейских корней.

Дополнительными источниками знаний о религии и традициях наших предков являются исторические знания, записи летописцев, священнослужителей, торговцев или путешественников, а также археология, лингвистика.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и этика должны быть обязательными для верующих?

- Как следует из названия, в основе Родной веры лежит исконная — славянская — система верований, обрядов и традиций, выработанная нашими предками. Этика и моральные принципы не могут быть отделены от данной религиозной системы, так как являются ее неотъемлемой частью. Если мы хотим быть продолжателями дела наших дохристианских предков, жить по принципам родной религии, мы должны опираться именно на эту традицию, ценности и этику, которые вытекают из родного мировоззрения и системы верований. Или хотя бы стремиться к этому.

Матеуш Руйнер
Грудзёндз, Куявско-Поморская земля.
Возраст: 28 лет.
Коренной верующий с 8 лет.
Жертвователь, ассоциация "Калдус".

- Несет ли в себе вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- Традиции и культура региона, образцы поведения, передаваемые из поколения в поколение, общечеловеческие традиции и семейные ценности.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- На мой взгляд, источники и принципы этики должны быть основой коренной веры, ядром и поводом для действий, размышлений, мыслей и, наконец, поступков.

Анета Рзондковская
Куявско-поморская.
Возраст: 26 лет.
Коренная верующая 5 лет.
Жертвенник, ассоциация "Калдус".

- Несет ли коренная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- Культура и традиции — это те источники этики, из которых мы, коренные верующие, черпаем. Учения передаются из поколения в поколение. Это то, что часто забывается, а в век "прогресса", идущего с Запада, отвергается. Поэтому так важно, чтобы ценности, которые еще недавно были живы в польской глубинке, продолжали культивироваться.

- В какой степени, по Вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Эти принципы — опора, фундамент нашего существования.

Сьемовит Конрад Марциняк
Лодзь, Лодзь.
Возраст: 33 года.
Коренной верующий с 12 лет.
Жерка, Круг Радогост.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Польские родноверы, как правило, черпают этические принципы из мифов, архаичных принципов и конкретных архетипов. Эта этика с древних времен была похожа на этику других, соседних народов.

По сути, принципы, о которых мы говорим, не изменились и по сей день. Например, по-прежнему лучше быть сильным человеком, особенно мужчиной — от силы приходит успех и энергия для действий. Из этого может проистекать творческое отношение, которое может послужить всем нам.

Источники можно и нужно черпать и у самих богов. Достаточно посмотреть, каким качествам покровительствуют наши Боги, чтобы понять, что важно для каждого из нас и всего народа.

В свою очередь, стремление к этим качествам может вызвать благоприятное отношение к нам самих Богов.

- Как вы считаете, в какой степени источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Если мы говорим о таких качествах, как честь, стремление быть все лучше и лучше и т. д. — то было бы хорошо, чтобы все верующие смотрели на это одинаково и видели в этом самоцель. На мой взгляд, это положительно скажется на всей среде и ее развитии, в любом контексте и в любой сфере — в том числе и в глазах наших оппонентов.

Францишек Пёнтковский Лендзян
Любельске.
Возраст: 41 год.
Житель города уже 15 лет.
Жерка, Любельское Родзимовье Круче Гняздо.

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Обычаи и универсальные принципы, вытекающие из естественного порядка вещей, такие как порядочность, честь, разум, благоразумие, честность. Для меня принципы родноверческой этики в основном заключены в высказываниях: почитай богов, люби своих, уважай предков, будь справедливым, мудрым и благоразумным.

- Насколько, на ваш взгляд, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Если исходить из того, что принципы, которые я указал выше, применимы, то они должны быть обязательны полностью.

Гжегож Й. Новицкий "Падре"
Люблин, Любельское.
Возраст: 39 лет.
Верующий с 18 лет.
Жерка, Люблинское Родзимовье Круче Гняздо.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Естественное право, универсальное для всех, основанное на законе природы. Статутное право, внутреннее для групп, обусловленное традициями и региональным характером. Этика, основанная на уважении к природе (естеству), человек ошибается в своей природе, замысел Бога может быть невидимым или неверно истолкованным, природа не ошибается.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Они определяются их принадлежностью к той или иной деноминации, поэтому как таковые они обязательны, передача этических ориентиров остается в ведении зилотов, насколько они будут следить за соблюдением ориентиров.

Собемир
Радзынь-Подляски, Любельское.
Возраст: 47 лет.
Коренной верующий в течение 10 лет.
Жертвователь, Люблинское Родзимовье Круче Гняздо.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

1.Все подтвержденные исторические передачи, лингвистические передачи (сказки, легенды и т.д.) и традиции народной культуры, которые, анализируемые осторожно, шаг за шагом, позволяют нам восстановить почти утраченные знания. Коренные верования, однако, не являются слепой реконструкцией. Индигенизм — это живое продолжение. Идет ли оно в правильном направлении? Я считаю, что да, хотя к цели ведет множество путей. В конце концов, Боги и Предки решат, когда придет наше время.

2 Поклонение предкам. Память о предках, их деяниях и уважение к ним — это то, что связывает нас воедино. То, что позволяет нам создать крепкую и любящую семью и великую нацию. Именно благодаря нашим предкам мы здесь, и однажды, согласно законам природы, мы сами станем предками.

3 Природа. Уважение к законам природы. Их неизменность позволяет нам накапливать знания как с помощью сенсорных, так и экстрасенсорных наблюдений. Эти законы, существующие практически с незапамятных времен, могут стать идеальным клеем для многих групп в сообществе носителей языка. Групп, которые считают / думают о себе как об отдельных деревьях, а на самом деле забыли или отвергли знание о том, что они — ветви, растущие из одного древнего ствола.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Достаточно, чтобы не сделать их рабами. Достаточно, чтобы каждый мог оглянуться назад, без стыда поклониться своим предкам и продолжить свой путь по незамерзающей круговерти.

Симон Бронимир Гилис
Домброва-Гурнича, Силезия.
Возраст: 36 лет.
Коренной житель в течение 11 лет.
Жерка, Громадский мир.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Мы пытаемся понять себя, ставя моральные дилеммы современного мира в сравнении с моралью и этикой дохристианского населения польских земель. Источником для этого служат записи деревенских ритуалов XIX века, которые также дают нам представление о морали и этике людей, живших в то время и связанных с землей. Кроме того, Шиевский, Мошинский и все рассказы различных летописцев с рубежа IX по XI века нашей эры дают нам смутное, но все же представление об этике и морали. Все это, как уже было сказано в самом начале, подлежит сравнению с современностью.

- Как вы считаете, в какой степени источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- У каждого человека своя мораль и этика. Каждый, у кого этика сильно отличается от Кластера, будет искать Кластер, который ближе к его этике и морали. Поэтому я не заставляю никого менять свою мораль или этику, потому что это нападение на человека с точки зрения того, во что он верит, и так вы наживаете себе врагов. У меня их много, и я не буду сознательно создавать их себе".

Бартош "Анелька" Завадский
Бендзин, Силезия.
Возраст: 39 лет.
Коренной верующий с 6 лет.
Żerca, Gromada Rodzimowierców Słowiańskie Mir, Религиозный Союз Польских Родзимоверцев Руд.

- Несет ли в себе родная вера определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Этика, в самых простых терминах и "для обывателя", — это постоянно адаптирующийся к времени свод правил того, что правильно и что неправильно. Кроме того, она диктует отдельному человеку или целому сообществу с определенной этикой, что разрешено, а какие действия и поведение запрещены. В переводе, хорошее не всегда разрешено, а плохое — нет. Так много в двух словах. Этика формируется поколениями на основе опыта и во многом определяется верой, культурой или социальными отношениями. В таком понимании этика современного родноверия в Польше представляет собой набор определенных принципов, почерпнутых в основном из так называемого "европейского культурного наследия", а также в значительной степени из римско-католической церкви. Вопреки видимости, у нас много общих принципов, как социальных, так и духовных. Это не значит, что мы "кассанофилы", просто мы выросли — как и дюжина поколений до нас — в культурном горниле исчезающей традиции, которая сохранилась в фольклоре с навязанными нам моральными принципами КЦ. Христианизация — как известно любому здравомыслящему человеку — включала в себя усвоение всего в этике общества, что соответствовало новой вере, и демонизацию и растаптывание всего, что не соответствовало представлениям Ватикана.

Однако наша — рожденная на родине — "сегодняшняя этика" обогащена восстановлением древних традиций и обеднена догмами из "единственной хорошей книги". Уважение к Предкам, природе, духам-покровителям и всем прочим демонам мы черпаем в виде реконструкций из этнографии и фольклора. Точно так же значительная часть обрядности, которая является носителем этики, подлежит реконструкции на основе знаний, полученных научными методами.

"Сегодня" новая этика коренных народов только рождается, должно пройти несколько поколений, связанных с нашими верованиями, чтобы можно было говорить о полностью самостоятельном существе, однако я лично считаю, что это достойное усилие, которое следует привить нашим детям и внукам — заложить в них основы "этики коренных народов". Ее окончательная форма не будет открыта нам при жизни.

Подведем итог: наша исконная православная этика берет свое начало в культуре наших родителей, бабушек и дедушек, в которую мы вплетаем дохристианские верования и вытекающие из них нравственные истины — Культ Богов, Предков, Семьи и Рода. Знания о древнеславянской этике мы черпаем из научных трудов Мошинского и Брукнера. Пробелы мы восполняем с помощью здравого смысла и интуиции. Даже если бы мы знали точную "схему морали и этики" славянина тысячелетней давности, его жизненная позиция не соответствовала бы времени, в котором мы живем.

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Этика и мораль зависят от среды, в которой человек вырос, есть определенные общепринятые социальные нормы, которым он подчиняется, но у каждого человека — без исключения — своя этика. По крайней мере, принятые нами социальные нормы и этика, которую вводит наша вера, должны соблюдаться верующими. Идеальная позиция верующих — принять весь спектр этических норм, признанных кластером, но я не думаю, что уместно навязывать отдельным людям, что они должны чувствовать. Однако если верующие нарушают этические нормы, это должно решительно пресекаться. Эта социальная зависимость должна осознаваться и безоговорочно уважаться верующими".

Войслав Брожина
Краков, Малопольша.
Возраст: 23 года.
Коренной верующий с 9 лет.
Жертвователь, кластер "Мир Кракова" (по состоянию на 13.06.2020).

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпает свои силы польская родная вера.

- Конституционным источником этики, вытекающим из родной славянской веры в Польше, является, конечно же, славянская мифология, то есть рассказы о богах и богинях. Кроме того, в качестве такового можно выделить философию и социальные науки, которые служат основой для интерпретации мифического содержания.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Принадлежность к какой-либо религии обязывает человека использовать разработанную ею этическую систему — это даже очевидно. Однако в случае с разрозненными религиями нет авторитета, который бы регулировал и унифицировал эту систему, что, по определению, допускает возможность возникновения различных течений, исходящих из других посылок (прежде всего философских), что дает определенную свободу в построении морали индивидами, придерживающимися таких религий, к которым относятся и славянские родноверы.

Даниэль Чибур Биличовский
Лодзь, Лодзинское воеводство
Возраст: 42 года.
Родновер с трехлетнего возраста.
Жертвователь, кластер "Мир Лодзи".

- Несет ли в себе родноверие определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по Вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- На мой взгляд, источники этики, из которых черпает польское родноверие, помимо хорошо известных в нашей среде текстов Шиевского, Мошиньского, Брукнера и других, сохранились в народной культуре. Такие элементы, как встреча на могилах близких, пустая тарелка за столом в канун Рождества или Щедрый ужин, сено под скатертью, до сих пор являются живым элементом этих верований. Они являются архетипом, передаваемым из поколения в поколение, источником, который сохранился до наших дней, хотя иногда и в не совсем корректной форме.

- В какой степени, по-вашему, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- Их передача должна быть достаточно последовательной, чтобы не создавать путаницы и хаоса среди тех, кто хочет знаний. Конечно, на разных территориях некоторые элементы отличались, но основные аспекты должны быть последовательными.

Utter
Тарнув, Малая Польша.
Возраст: 35 лет.
Коренной верующий с 8 лет.
Жерка, Мир Лодзинского кластера.

- Несет ли в себе родная вера определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпает свои силы польская родословная.

- Если оставить в стороне литературу, связанную с польским родноверием (например, Скотта Симпсона), то пробелы, которые нам необходимо заполнить, можно найти в Ведах, переводах и мифах балтов или кельтов.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и этика должны быть обязательными для верующих?

- Несмотря на то, что Бытие предлагает множество возможностей для интерпретации, суть должна быть единой и обязательной для каждого верующего в Бытие. Моральный хребет, однако, есть у каждого. Он искажается с рождения под воздействием идеологий и догм. Поэтому каждый должен сохранять здравый смысл.

Збигнев
Великая Польша.
Возраст: 36 лет.
Коренной верующий в течение 9 лет.
Żerca, кластер Raróg.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Мы должны черпать из самобытности и коренной славянской культуры — иначе невозможно быть самобытным. Поэтому давайте пройдемся по достоверным источникам на эту тему — старым записям, лингвистике, этнографии — только там родноверие оставило свой след и свидетельство славянских этических ценностей.

- А как обстоят дела в современной практике?

- Отчасти, действительно, многие опираются на нативность и только на нее (возможно, на более древнее индоевропейское наследие — совместимое со славянским), а отчасти некоторые черпают совсем из другого места, таким образом релятивизируя. У кого-то есть свои новые представления о вере, у кого-то за спиной идеология, которая запутывает их мысли, а кто-то, не понимая сути славянской традиции, субъективно считает ее устаревшей и опускает или изменяет то, что с ним не согласуется. Такое отношение к релятивизму, очевидно, имеет мало общего с индигенизацией. С другой стороны, она претендует на ярлык исконности — на то, что не является исконным. Поэтому давайте спросим — является ли представленное кем-то отношение чем-то коренным? коренное? связано с наследием и наследием славян?

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- Очевидно, что ценности проистекают из коренных верований, их нельзя отделить от этих верований. Они составляют неразрывное целое. Изменить их тоже невозможно — тогда это будет уже не родная вера, а некое самовнушение, субъективный выбор "Я", а не достижения предыдущих славянских поколений.

Лучшее, что можно сделать последователю, — это открыть свое сердце и принять ценности родной веры как свои собственные. Однако это нелегко, и в наше время это довольно сложная задача.

Гжегож Валас
Познань, Великая Польша.
Возраст: 27 лет.
Родновер с 8 лет.
Жертвенник, кластер Рарог.

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Источником этики в моей вере является в основном устная передача, из поколения в поколение. Она функционировала в обществе, когда оно было более традиционным (до и уже во время христианизации). Сегодня она также функционирует в определенной степени, причем современные родноверы в значительной степени опираются на исторические документы, описывающие славянские верования. Реконструкция славянской мифологии сама по себе является в некотором роде этическим источником иного рода. Это связано, в частности, с тем, что, например, борьба и соперничество рассматриваются как потенциально созидательные, а не просто разрушительные. Кроме того, сами позиции, которые занимают боги и герои — создатель, мудрец, мать, отец, воин, охотник(и), брак, любовник, распределение богатства и плодородия, забота о слабых (например, о мертвых) — служат для последователей источником размышлений о том, как жить и поступать хорошо.

- Насколько, по вашему мнению, источники и этические нормы должны быть обязательны для верующих?

- Родная славянская вера не является сильно формализованной религией. Я считаю, что многие верующие доводят ее до нездоровой крайности, по принципу "делай что хочешь". Я убежден, что это происходит от неосознанного противостояния христианству. Некоторые приверженцы хотят во всем отличаться от христиан и отрицают любые принципы. В нашей религии нет нескольких или десятка правил, которым должен следовать каждый верующий, чтобы обрести счастье. Однако есть определенные святыни и табу, соблюдение которых очень важно. И не только в сфере ритуалов. Я считаю, что лучшим примером того, что древние славяне, чьей религии мы продолжаем следовать, знали понятия добра и зла, является существование особого типа демонов, таких как рейфы, кошмары, вурдалаки или личи. В значительной степени их действие заключается в том, чтобы причинять зло людям. Канон моральных ценностей — сложная и неочевидная тема, но можно найти общие указания, которым должен следовать родновер, если не всем сразу, то хотя бы большинству из них. Это: забота о семье, мужество, настойчивость, чуткость, честь, гармония, мудрость или хитрость, использование наследия предков, доброта к незнакомцам, которые не являются врагами.

Йовита Болемира Тарка
Мальборк, померанская.
Возраст: 26 лет.
Коренная верующая с 8 лет.
Жертвенник, коренная польская церковь/кружок.

- Несет ли в себе коренная вера определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы коренные польские верования.

- Принцип "Твоя свобода заканчивается там, где начинается моя". Жизнь в соответствии с законами природы и общества. Старые народные обычаи, очищенные от христианского пуританизма и основанные на современной научной этике и научных достижениях. В основном наблюдения за природой, психология, виктимология. Уважение к предкам.

- Насколько, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- Ну, нативизм — очень либеральная религия, и в этом случае этика также не должна быть сильно обязательной или требовать специальных книг. Безусловно, нужно уважать свободу других людей и их мнения, и просто вести себя так, чтобы не причинять вреда другим. Брать на себя ответственность за собственные поступки. Вести себя так, чтобы не было стыдно перед Предками. За это и только за это должны отвечать другие члены сообщества.

Марселина Цеслак
Варшава, Мазовия.
Возраст: 29 лет.
Родзимовец с 3 лет.
Жертвенник, кластер Родзимы Кронг.

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои этические принципы польские родноверы.

- Польские родноверы черпают свои этические принципы из славянских мифов, или историй о богах. Мифы рассказывают о принципах, управляющих миром, а значит, применимы и к людям; таким образом, они санкционируют определенный порядок. Родовые верования несут в себе специфическое видение мира, которое зафиксировано в архетипах Богов — это второй источник. Третий источник — исторические хроники, в которых описываются обычаи наших предков и правила, царившие в их общинах и семьях, иногда принимающие форму табу. Еще один источник — естественное право.

Неправда, что коренные верующие не различают понятия добра и зла. Мы, как и наши предки, различаем добро и зло, достойное и недостойное, упорядоченное и беспорядочное поведение — как по отношению к человеку, так и к семье, деревне или району. Недостойные поступки наказывались, а человек, совершивший их, подвергался социальному остракизму.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Принципы этики и их источники должны пропагандироваться среди верующих, а их нарушение подвергаться оценке снизу вверх, в рамках данной общины верующих. В частности, жертвователи и монахи должны реагировать, если нарушение какого-либо правила затрагивает всю общину, в то время как правила, касающиеся внутрисемейной жизни, должны соблюдаться, насколько это возможно, но верующие не должны нести за них ответственность.

Вильчин/Вильчинеску
Варшава, Мазовецкое.
Возраст: 44 года.
Коренной верующий в течение 15 лет.
Żerca, кластер Starorzecze, кластер Gontyna, экс-WiD (июль 2007 — февраль 2020).

- Несет ли вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- На мой взгляд, в польских туземных верованиях не существует единой модели поведения/этики. Разные группы черпают из разных источников в зависимости от взглядов членов этих групп — от широко понимаемой "Книги джунглей и трудов Стахнюка", традиционного понимания семьи, местного патриотизма, несогласия с монотеистическими моделями, до сугубо этнографических материалов, культа предков, поклонения природе, туземно-культурного подхода и т. д. Этим "язычество" отличается от явленной религии.

- Насколько, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- Настолько, чтобы, стоя перед зеркалом, можно было без смущения смотреть на себя в него ;) Я думаю, самое главное — быть последовательным/серьезным в этом жизненном выборе — независимо от "экологических"/"этнических" коренных верований, бикультурализма и т.д.

Аркадиуш Бартвицкий
Лодзь, Лодзь.
Возраст: 52 года.
Коренной верующий в течение 25 лет.
Żerca, кластер Swarga.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Славянские родноверы черпают свою этику из традиций Предков. Наиболее важным и обширным источником является народная традиция. В основе лежит дуализм, который формировал общее восприятие мира, как в сакральной, так и в профанной зонах. Дуализм, который был очень динамичным, менялся в зависимости от точки отсчета, но всегда делил мир на две зоны — свою и чужую. Кроме того, одной из его важнейших черт была забота о своем сообществе. Действия, которые были неэтичны по отношению к членам общины, можно было совершать (иногда даже рекомендовать) по отношению к тем, кто находился за ее пределами. Где искать эти источники? Этнографические исследования, народные сказки, песни.

Еще один источник этики — архетипы наших божеств. Коренной верующий в богов (я опускаю натуропатов, так как они не являются для меня родными), как в личностные сущности, должен стараться следовать примеру божественных существ. Вести себя аналогично, брать пример с того, как Предки воспринимали Божества, как и когда они им поклонялись. Здесь, конечно, применимы исторические источники (надо учитывать, что они очень часто писались вразрез со славянской религией, но это, наверное, не так уж сложно вычленить?), а также архетипы, сохранившиеся в этнографических источниках — песнях, народных сказках.

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- Религия — это не шведский стол. Здесь нельзя выбирать, какие элементы нам подходят, а какие нет. Поэтому роль проповедников заключается в том, чтобы донести до людей этику родных верующих. А также о том, что если мы идем против архетипов наших Божеств, то вряд ли можем называть себя родноверами.

Так и в жизни — у каждой религии есть свои правила и догмы. И человек либо придерживается их, либо становится неверующим. Доктрина "все позволено, пока это не вредит кому-то" здесь не действует. Иногда необходимо причинить кому-то вред ради блага общества.

Леши
Окрестности Легницы, Нижняя Силезия.
Возраст: 37 лет.
Живет здесь уже 15 лет.
Жерка, кластер Сленжаньского Родзимовьерства.

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Нет.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Этика для людей, которые выбрали свой собственный путь в поисках религии, мировоззрения, поведения, может быть довольно сложной для определения в масштабе какого-то шаблона ;)

Я бы ответил извращенно, что источником этики для каждого туземца (человека;) является то, что он приносит из дома и приобретенный в дальнейшем жизненный опыт ;). И хотя это связано с традициями и воспитанием, которые мы приносим из семейного очага, в основном в отрыве от тех источников, которые мы в обществе признаем "родными", это будет скорее ближе к неким универсальным ценностям, на которых воспитывалось большинство из нас, и которые присутствуют в каждой религии, не исключая и католическую. Наверное, мне следовало бы написать что-то в духе — "давайте поищем истоки, что делали предки, какой системы ценностей они придерживались", но я не буду. Мы живем здесь и сейчас, мы смотрим на мир глазами человека XXI века, и это определяет нашу этику. Все, что выходит за эти рамки, может быть просто романтическим видением нашего восприятия этики наших предков, которое, как мне кажется, мы не можем постичь и выдать за уверенность. Я не ученый, но мне кажется, что на этику влияет огромное количество факторов.....

Я знаю, что на издательском рынке есть публикации, где автор описывает свой опыт, что он делает то или иное, потому что это "по-славянски", достойно, похвально или нет, но давайте договоримся — это тоже достаточно субъективный взгляд на эти вопросы.

- Насколько, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- Вовсе нет, потому что люди разные, мы должны искать то, что нас объединяет, и пусть это будет добро, в общем смысле этого слова. Поляризация среды может стать лишь копией рака, от которого страдают поляки, — нерефлексивного отрицания поведения людей с другими взглядами. Навязывание кому-то своей этики обычно имеет обратный эффект. Сосредоточение на том, что, несомненно, может объединить людей, оказывает положительное влияние.

Рафал Мерский
Вроцлав, Нижняя Силезия.
Возраст: 41 год.
Коренной верующий в течение 20 лет.
Żerca, Фонд Ватра.

- Несет ли в себе вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- Этика — это набор установок и ценностей. В данном случае этика — это ценности, которыми должны руководствоваться родноверы. Их истоки можно найти в хрониках раннего Средневековья, где есть описания ценностей, которыми руководствовались славяне. На этой основе, в частности, можно создать канон ценностей и установок, которыми должны руководствоваться родноверы, — что для нас значат семья, гостеприимство, верность, честность и т. д. Летописные описания, несмотря на то, что они были записаны христианами, которые зачастую враждебно относились к славянам, можно проверить, наблюдая за ценностями, которым славяне, в том числе и поляки, следовали на протяжении веков.

-В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Славянская этика является неотъемлемой частью родных верований и образует их важнейшие столпы — веру в Богов, поклонение предкам и этику, а их реальное воплощение выражается в ритуалах и ценностях, которым мы следуем каждый день.

Дорота Габрих
Вроцлав, Нижняя Силезия.
Возраст: 36 лет.
Коренная верующая с 19 лет.
Лягушатник, Фонд Ватра.

- Несет ли в себе вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верующие.

Этика, которой мы следуем, в основном совпадает с общепринятой социальной этикой. Кроме того, в нее включены элементы традиционной культуры и, соответственно, народной этики, например, уважение к семье (здоровая и счастливая семья — это высшее благо, к которому стремится человек), уважение к природным явлениям при признании того, что человек не является высшим существом по отношению к природе, или уважение к традиции как наследию, передаваемому от предыдущих поколений (в большинстве случаев исключая религиозные корни (католицизм), но не исключая многие проявления, сопровождающие религию и культ (т.е. понимание веры в соответствии с так называемой народной религиозностью)).

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- В той степени, в которой это возможно. Нельзя быть исконно верующим и в то же время не уважать традицию, это противоречиво с самой точки зрения. Однако уважение к традиции не означает, что мы должны все выполнять по старым стандартам, только если требуется их модификация или адаптация к современности, причем эта адаптация должна быть плавной эволюцией рассматриваемого явления, а не результатом произвольного отбора его элементов.

Адриан Рокош/Велерад Богданович
Варшава, Мазовия.
Возраст: 30 лет.
Коренной верующий с 12 лет.
Жертвенник, кластер знаний и работы.

- Несет ли в себе родная вера определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпает свои силы польское родословие.

- 1. мифы — если ритуал — это освященное повторение мифических событий, то понятно, что миф и ритуал представляют собой некий образ "идеальной ситуации", возникающей в результате установления и поддержания порядка (все-)мира, из которого можно вывести мораль и принципы поведения. Космогонический миф может, например, научить тому, что не всякий конфликт сам по себе губителен, что в столкновении противоборствующих сторон может родиться новый порядок, что конфликт может быть конструктивным и служить маховиком развития, если только он не ведется деструктивно и с пренебрежением к фундаментальным ценностям социального сосуществования. Это кажется актуальным в то время, когда люди, например, кажутся сверхчувствительными к критике и склонны рассматривать любое инакомыслие как "нападение", направленное на них. Миф демонстрирует необоснованность такого отношения.

2. летописные записи — иногда поднимают вопрос о морали, из которого можно сделать выводы о дохристианской этике, но к ним следует относиться как к рекомендациям, а не как к однозначным или непререкаемым предписаниям из-за риска "интерпретации христианства" (interpretatio christiana). Любая подобная запись должна быть критически изучена группой людей, хорошо разбирающихся в вопросе, прежде чем делать вывод о ценности или отсутствии таковой у той или иной передачи. Некоторые из описанных обычаев (например, разрешение судебных споров в Полабской области) относительно много говорят нам об идеалах, которыми руководствовались предки.

3. традиционные устные передачи (записанные в последние столетия) — от пословиц, песен до таких развитых композиций, как так называемые волшебные сказки. Волшебные сказки, изученные, в частности, российским исследователем Владимиром Проппом, не только содержат отражения мифов и потому являются важным (хотя часто недооцениваемым) источником для изучения славянской религии, но и имеют воспитательное значение. Помимо развлекательной функции, они служили для формирования мировоззрения подрастающего поколения. В них отражались как образцовые поступки (герой), так и поступки, воспринимаемые обществом как угрожающие порядку (злодеи). В них представлены как общечеловеческие архетипы, так и специфические, местные моральные установки.

4. живой фольклор — то есть, в самом общем виде, обычаи деревень и малых городов, видение человека в мире и его отношений с другими людьми (исключая чисто христианские элементы). Многие обычаи исчезают очень быстро, но у нас еще есть шанс стать свидетелями поведения, выросшего из традиционного видения мира, которое может служить для нас определенным образцом, если только мы считаем его ценным.

5. сравнительные исследования — изучение обычаев индоевропейских народов, которые находились на схожем уровне развития и в схожих политических условиях с дохристианскими славянами. Опять же с оговоркой об осторожности и недопущении нерефлексивного копирования чужих обычаев. Только в качестве вспомогательного источника в попытке уловить "дух" местной этики.

6. современная литература коренных народов — хотя тема славянской этики не является особенно популярной, все больше и больше ревнителей делают заявления о том, как они смотрят на коренную этику, какие принципы считают наиболее важными (например, "Славянская этика" Рафала Мерски). Вероятно, в будущем это приведет к большому сближению или даже унификации взглядов в родноверческом сообществе, как это произошло в последние годы со многими основными элементами ритуалистики.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Источники и принципы этики должны быть предметом изучения каждого верующего индивидуально, в той мере, в какой он считает это нужным/необходимым.

Термин "по своему усмотрению" может показаться слишком либеральным, но это скорее проявление реализма, поскольку в настоящее время трудно "навязать" какой-либо определенный канон источников, который был бы необходим посвященным, изучающим коренную этику. Работать над чем-то подобным, безусловно, стоит, хотя бы потому, что необходимо ориентировать людей, которые все чаще ожидают некой упорядоченной картины, и не у всех есть время "копаться" в многочисленных источниках и досконально знакомиться с традиционным народным мировоззрением на основе весьма обширной литературы. Знакомство с принципами коренной этики, признание их частью собственного наследия и просто принятие принципов, позволяющих жить честно по отношению к себе и с пользой для общества, должно направлять каждого адепта в его собственных и хорошо понятных обществу интересах. Возможно, песней будущего станет достижение межобщинного консенсуса относительно точного набора таких принципов, но некоторые общины уже обсуждают наиболее важные детерминанты этики коренных народов. Зороастрийцы и другие служители культа должны заботиться об уровне знаний последователей, признающих их духовный авторитет. Они должны служить образцами поведения и своим отношением и словами побуждать последователей воплощать "теоретические" религиозные взгляды (включая этику) в "практической" повседневной жизни. Следование этическим принципам должно указываться как важный элемент осознания места человека в мире, задуманном как работа Богов, и как форма поклонения (в том числе благодарности) Богам и проявления уважения к предкам. Зороастрийцы должны заботиться о своей и чужой этической дисциплине с расчетом на долгосрочный эффект как в плане развития общины и личности в целом, так и в плане стабильности положения человека в общине (микромасштаб) и стабильности общины как совокупности людей, поддерживающих отношения друг с другом (макромасштаб). На основе таких установленных стандартов поведения в собственном сообществе можно строить отношения с другими сообществами и людьми других вероисповеданий и не вероисповеданий.

Пшемко Цешивятр
Варшава, Мазовия.
Возраст: 39 лет.
Родновер 10 лет.
Жертвенник, кластер "Знания и труд".

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Польские родные верования черпают этические принципы из традиций, обычаев и ритуалов. Такие ценности, как любовь, труд, уважение к предкам или саморазвитие, заложены в наших установках и отражены в ритуалах.

- Насколько, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Каждый сам себе судья. Устанавливая для себя этические правила в повседневной жизни, человек требует от себя максимума. Конечно, со временем придет и так называемая карма, и жизнь с другой стороны в Навье, которая сильно зависит от нынешней.

Малгожата Поврозник/Маша Вильрае
Варшава, Мазовия.
Возраст: 31 год.
Родноверка 3 года.
Жертвенник, кластер "Знания и труд".

- Несет ли в себе родная вера определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Народная культура, например, отношение к крестцу, сакральность, обращение с ритуальными предметами. Этнографический материал указывает на региональные различия, но также и на общие черты в подходе к этическим проблемам, связанным с ритуалом, сакрумом, внешним миром, а также с функционированием общества. Верования коренных народов также опираются на уже сложившиеся принципы, почерпнутые из собственного социального и семейного опыта, общины, системы всеобщего образования.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Они должны быть обязательными — невозможно жестко применять одни и те же принципы в макромасштабе (коренные верования в Польше) и в микромасштабе (региональные, общинные), но следует стремиться к выработке тех принципов, которые являются фундаментальными и вытекают непосредственно из веры — затем из культуры — затем из общинных условий.

Петр Мышиньский
Лондон, Великобритания.
Возраст: 30 лет.
Коренной верующий с 13 лет.
Корни кластера Зерк, Задруга.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпает свое начало польское родословие.

Славянская этика, Рафал Мерский — интересное собрание многих принципов в одном коротком труде. Гейштор, Щепаник и Кайковский из серии "Wszechnica Triglava", где можно найти табу и принципы, вытекающие непосредственно из веры, многочисленные этнографические рассказы, например, о серьезности определенных народных обрядов. В более широком смысле мифология также дает некоторые модели, например, Томиччи или Топоров.

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- В очень большой степени. Это базовая форма уважения к Богам и всему циклу жизни. У нас должны быть твердые этические принципы, основанные на образцах наших предков, иначе мы говорим о субкультуре, а не о вере. Можно спорить о навязывании легкого копирования сегодняшнего дня, но мы должны знать и понимать, каким образцам следовали наши дохристианские предки, или, проще говоря, какие принципы вытекают из народных верований после христианизации.

Марцин Войнар Садовский
Варшава, Мазовия.
Возраст: 43 года.
Родновер 22 года.
Żerca, Ассоциация коренной веры (ZWRW).

- Несет ли вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают веру коренные жители Польши.

- Крид.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Они должны быть основополагающим элементом.

Давид Шиманьский
Ольштын, Варминско-Мазурское воеводство.
Возраст: 32 года.
Верующий с 13 лет.
Żerca, ZWRW Kolomir.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Этика коренных народов основана на понятии чести. При определении установок, которые стоит культивировать, и ценностей, которых стоит придерживаться, мы ссылаемся на наших предков как на указатель. Коренная этика признает добродетелями: честь, мужество, силу и мощь духа, мудрость, уважение к родству, гостеприимство, настойчивость, трудолюбие, действия на благо общины, верность, правдивость. Таким образом, ценностями коренного жителя, из которых вытекают его обязанности, являются семья, род, нация — кровные узы (прошлые, настоящие и будущие) и боги, представляющие собой архетипические модели, которым следует следовать и реализовывать в жизни. Они, в свою очередь, основаны на самых очевидных законах природы.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Принципы должны быть не только очень обязательными, но и, прежде всего, применяться на практике как форма поклонения Богам — мы приближаемся к ним, осознавая те архетипы, которые они представляют. Коренная вера — это не только эпизодическое участие в ритуалах, но и определенный жизненный путь.

Патрик Голонка
Краков, Малопольское воеводство.
Возраст: 27 лет.
Родновер 5 лет.
Żerca, ZWRW Krk.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпаются польские родные верования.

- Устные предания, традиционные ценности, передаваемые из поколения в поколение, книги, исследования по этике (vide Принципы веры, Славянская этика).

- В какой степени, по вашему мнению, источники и этические нормы должны быть обязательными для верующих?

- Они должны быть обязательными в полной мере, потому что этика полностью связана с убеждениями и тем, как мы ведем свою жизнь в повседневности.

Агнешка Новак
Краков, Малопольский край.
Возраст: 27 лет.
Коренная верующая в течение 3 лет.
Жертвователь, ZWRW Krk

- Несет ли в себе вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- Учение проповеди, литература (славянская этика).

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Они должны быть полностью обязательными. Верующие должны придерживаться принципов веры, а они тесно связаны с этикой.

Патрик Вежчонь
Быдгощ, Куявия-Померания.
Возраст: 29 лет.
Является коренным верующим уже 15 лет.
Żerca, Ассоциация Żertwa.

- Несет ли родноверие в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родноверы.

- Хотя не сохранилось ни одного сборника "славянских заповедей", мы можем искать источники определенных моральных норм, изучая летописные описания, в которых упоминается, какими были законы и социальные отношения у славян. Мы также располагаем многочисленными поговорками, суевериями и т. д., которые подсказывают нам, как вести себя по отношению к другим людям и окружающему миру. Народная культура, которая является основой верований коренных народов, также полна различных сказок, легенд и других материалов моралистического характера, даже в текстах песен. Интересно, что анализ основных терминов, таких как закон, добро, слава, красота и мудрость, также может многое рассказать нам о принципах и ценностях, об их происхождении, о том, как развивались их значения и с какими словами они связаны. Таким образом, мы унаследовали от наших предков огромную копилку знаний, которые нам необходимо изучить, понять и систематизировать.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательными для верующих?

- Они должны быть очень актуальны. Если я принимаю веру, то, по сути, я живу в соответствии с принципами и ценностями, которые вытекают из этой веры. Коренная вера — это способ описания мира и взгляда на мир. Она порождает такие, а не иные правила, по которым человек, если он действительно верит, должен двигаться. Если я этого не делаю, моя вера остается простой декларацией. Это пустая оболочка, под которой, зачастую красочной, скрывается полная пустота".

Ага Пташинская
Познань, Великая Польша.
Возраст: 37 лет.
Верующая с 8 лет.
Жертвенник, Ассоциация Żertwa.

- Несет ли коренная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- Это исконные и, следовательно, национальные ценности. Также к ним относятся обычные моральные ценности и те, которые вытекают непосредственно из табу Веры.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и этические нормы должны быть обязательными для верующих?

- Здесь нет однозначного ответа, так как каждый раз предлагалось бы вводить ограничения для тех, кто не соблюдает, или применять подход "сделай сам". Этика должна быть важна и направлять наши действия. Также важно требовать от других коренных верующих следовать правилам, но каждый случай несоблюдения должен рассматриваться индивидуально.

Якуб Збромир Бронецкий
Калиш, Великая Польша.
Возраст: 34 года.
Носитель языка с 14 лет.
Зерка.

В рубрике "Кластер" был дан ответ:

"Голос богов принадлежит всем, ты не можешь принадлежать никому и ничему. Зеркой вас называют люди, которые вас окружают, а не вы сами"

- Несет ли вера коренных народов определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские родные верования.

- Я думаю, что польским родноверам еще предстоит пройти очень долгий путь. Что касается послания, то на примерах, с которыми я сталкивался, я могу сказать, что этики там недостаточно. Отсутствие уважения и понимания других религий, чрезмерное и ложное уважение к природе (мы — люди, и она должна служить нам, но мы должны ее уважать). Отсутствие открытости в "ГРОМАДАХ" к критике и другим мнениям или научным исследованиям. Парохиализм и высокомерие.

- В какой степени, по вашему мнению, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Для каждого в соответствии с его собственными моральными принципами. Как и вера. Вера должна вести нас по жизни, а не указывать путь. Вера — это проводник и друг, а не приказ.

Luminous
Познань, Великая Польша.
Возраст: 33 года.
Коренной верующий в течение 10 лет.
Виктимный, не связан с религией.

- Несет ли коренная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают свои силы польские коренные верования.

- На мой взгляд, если говорить кратко, наша родная вера черпает этические модели из двух областей. Во-первых, непосредственно из современной семейной и/или социальной среды, из этических норм окружающей действительности, что часто (хотя и не всегда) приводит к принципиально шаткому синкретизму. Во-вторых, из реконструированных мифов и мировоззрения (world-image), составляющих ось нашей популярной культуры — что лично я считаю правильным течением. Несомненно, часть содержания нуждается в переформулировании в связи с расхождением реалий XXI века и более ранних, но эти переформулирования должны быть (и часто бывают) как можно более скупыми, осторожными, с тенденцией к консерватизму, а не поддаваться этической экспансии, находящейся под понятием "современность".

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и принципы этики должны быть обязательны для верующих?

- Учитывая, что принципы славянской этики построены на основе источников и исследований, которые одновременно служат для построения образа коренной веры в целом, они должны быть не только обязательными, но даже важнейшими — ведь они вытекают из образа коренной веры как таковой, являются его неотъемлемой частью.

Адам Новак
Олава, Нижняя Силезия.
Возраст: 39 лет.
Коренной верующий 19 лет.
Жертвователь, неаффилированный (симпатизирую кластеру "Ватра", однако в основном провожу богослужения в группе вне родноверческой общины).

- Несет ли родная вера в себе определенные этические принципы и модели поведения?

- Да.

- Назовите и опишите в нескольких предложениях источники этики, из которых, по вашему мнению, черпают польские родноверы.

- Подавляющее большинство коренных верующих полагаются на интроспекцию, в отрыве от сугубо родной культуры — свободно выбирая значения символов, найденных в источниках. Образы, приобретенные в результате воздействия поп-культуры, представляют собой довольно серьезную проблему. Они влияют на эстетику и так далее, вплоть до этики. Значительное число людей, увлеченных темой данной религии, остаются в уединении или проводят ритуалы в стороне. Показательный пример — вроцлавское этнологическое сообщество, которое скрывается от предшественников общенациональных групп в Facebook. Слово "родной верующий" здесь почти табуировано. Религия содержит доктрины по самому своему определению. Из чего польский туземец черпает источники этики? Не знаю. Возможно, из Интернета, правых порталов, левых порталов, центристов, турбославян и т. д. Все эти сомнительные источники, а также самоанализ, взгляды, почерпнутые в процессе жизни, представляют собой мешанину, которая не укладывается в одну определенную модель этики. В вопросах этики правят интерпретации. И если различные толкования в отсутствие научного консенсуса по поводу пантеона имеют свою логическую основу, то словари стереотипов, модель категории пространства или циклическая модель времени и другие вопросы, обсуждаемые этнолингвистикой и культурной антропологией, не запятнаны требованиями выбора. Здесь у нас есть четкие модели; в этом случае мы знаем, где искать; вопрос, однако, сложный. Преобладающая тенденция в среде — обратить веру в требования v. XXI, что по определению является причудой довольно молодых умов, определенной тенденцией к революции, бунту против господствующих правил. Здесь можно было бы написать очень много. Где искать этику? Ответ тривиально прост — в культуре. Однако говорить о проблемах JOS, семиосферы и т. п. не так-то просто. Семантика не является ведущей темой, где она, как ни один другой метод, точно берет темы этики, восприятия реальности, всевозможных законов. Как ни мала культура, она вовсе не требует обращения. Скорее, те, кто говорит о необходимости обращения, имеют представление об историографии и в меньшей степени, а то и вовсе не имеют представления о культурной антропологии. Фольклорные тексты, песни, легенды, мифы, народная поэзия, индоевропейская модель культуры — идеальный источник, не требующий вмешательства.

- В какой степени, на ваш взгляд, источники и этика должны быть обязательны для верующих?

- До тех пор, пока сообщество не займется темой семиосферы, семантической трактовкой фольклорных текстов, определением культуры и механизмов, которые ею управляют, а будет лишь пролистывать "информацию", поступающую к нему из исследований, которые зачастую неправильно понимаются, тема этики не будет существовать в рамках веры, или религии в более широком понимании. Возьмем, к примеру, попытку придать религиозному движению цвет ЛГБТ.

Как будто дихотомии "я/чужой", дуализма и т. д. не существует. Как будто не существует тонкого разделения между Небом и Землей в контексте сексуального разделения, как будто анимизм не имеет значения. Таким образом, этическая модель нуждается не столько в разработке, сколько в приближении, поскольку она существует, глубоко скрытая в культуре. Не будем также забывать, что этика — это не мораль в буквальном смысле слова; более того, этика — это отраслевое понятие, посвященное соответствующим культурным темам. Так что время для создания возвышенной, специфической модели этики, адаптированной к родной среде, еще будет, или нет. С уважением.

Резюме

В 36 из 37 ответов респонденты указали, что родноверы придерживаются определенных этических ценностей и моделей поведения. Только Лешки, проповедник из кластера Сленжаньски-Родзимоверцы, дал другой ответ. Среди источников этики, из которых черпает польская община Родноверов, чаще всего (более половины ответов) упоминалась народная традиция (традиция, фольклор, этнография и т. д.). Мифы и истории, основанные на мифах (легенды, сказки, басни и т. д.), заняли второе место (около трети ответов). Несколько удивительно, что большее количество людей не упомянули мифы как источники этики, ведь с точки зрения религиоведения или этнологии миф — это не только культурный текст, повествующий о жизни божественных существ, но прежде всего выраженное через эти тексты своеобразное мировоззрение данного сообщества, упорядочивающее мир и обеспечивающее его целостность. Четверть респондентов упомянули исторические источники (хроники и записи купцов и путешественников). Чуть меньше респондентов указали на научные исследования, посвященные славянским религиям и верованиям. Четыре человека указали на современную богословскую литературу (упомянув "Этику славян" Рафала Мерского). Только три человека указали на лингвистику. Это тем более удивительно, что именно в области лингвистики в последние годы было сделано много интересных открытий, касающихся народного видения славянского мира (языковой картины мира — JOS), моделей поведения или мифических образов. В свою очередь, два человека указали на достижения в области философии (в том числе классической). Поклонение предкам также трижды упоминалось в качестве источника исконной этики. Интересно, что в нескольких случаях также упоминалось расплывчатое "естественное право" и естественное/природное право.

Среди ответов были и такие, которые можно назвать тривиальными, отвечающими на поставленные вопросы в ограниченной степени. Также были единичные случаи ответов не по теме. Тем не менее, я решил включить их в этот список из чувства долга хроникера.

Подавляющее большинство респондентов заявили, что этические принципы и модели поведения должны распространяться на верующих. Это кажется естественным следствием определения себя как человека верующего. Менее радикальные взгляды высказывались реже, но с указанием на то, что коренным верующим следует помнить об этических принципах, вытекающих из их родной веры. Следует отметить, что среди более категоричных ответов ни в коем случае нельзя говорить о насильственном подстрекательстве.

Как видно, наиболее распространенные утверждения об отсутствии принципов веры в современном славянском политеизме, а также фразы типа "родноверие — это свобода" или "родноверие — это религия без догм" являются наиболее необоснованными.

Поиск

Журнал Родноверие