"Веслав, или тьма средневековья" — это онлайн-стрип-комикс, создававшийся на протяжении семи лет Мацеем Киселем. Премьера первой полнометражной истории реконструкции карикатуриста "O leniwy Wiesław i jego pomocnicy", над которой мы взяли шефство, должна состояться со дня на день.

Бартош Адамиак: Почему вы начали рисовать Весека?

Мацей Кисель: Можно сказать, что это было случайное совпадение. Я работал в PR-агентстве — должен был отвечать за социальные сети, а еще получил предложение вести в университете занятия по шепчущему маркетингу. Мне нужен был онлайн-эксперимент и собственное "исследование" на эту тему. Однако я должен был выбрать то, что мне знакомо и что не потребует от меня углубления в новую тему. Поэтому я объединил комиксы и историческую реконструкцию.

- И когда вы поняли, что это будет что-то значимое?

- На самом деле, это пришло мне в голову только сегодня. Первоначальная идея свободных карикатурных историй превратилась из общей в герметичную шутку только для реконструкторов. Несмотря на это, число людей, следящих за Весьеком, достигло почти 12 000. Что интересно и, возможно, одновременно наиболее ценно, так это то, что вокруг комикса сформировалось настоящее сообщество. Поклонники комментируют его, предлагают идеи и вдохновение. Думаю, именно участие людей зажгло для меня светильник, который показал, что стоит продвигаться дальше. Это привело к тому, что более 600 эпизодов публикуются онлайн каждый день, кроме субботы и воскресенья — как в офисе.

- Вы сказали, что сериал ориентирован на реконструкторов. Кто они и почему именно на них?

- Речь идет об исторических реконструкторах — людях, чьей страстью является история со всеми нюансами повседневной жизни. Это те сумасшедшие, которые воссоздают исторические костюмы, инструменты и оружие — те, кто со ста шагов может сказать, была ли одежда сшита вручную или на машине, и на какой археологической находке она основана. Поскольку я тоже попал в эту компанию довольно давно и неплохо ее знаю, я стал комментатором этого (полу)мира. Конечно, шутки не были направлены на то, чтобы кого-то обидеть — они скорее подчеркивали то, с чем чаще всего сталкиваются любители истории. Знаете, есть мода на био и эко, но именно реконструкторы испытывают настоящий ужас при мысли о льняной ткани с примесями. Отсюда и название проекта — "Тьма Средневековья". На жаргоне реконструкторов "затемнить" означает обмануть — внести в эпоху несовместимые элементы. Самый яркий пример — вместо того, чтобы нарядиться в стильный кайковец, созданный на основе конкретных раскопок, вы обматываете свой гланд мехом, найденным в мамином шкафу. Визек собирает все это воедино и показывает повседневную жизнь реконструктора — в том числе в столкновении с обывателями, посетителями исторических реконструкций. Короче говоря, герметичная до боли шутка, предназначенная для людей, которые путешествуют в лес с мебелью. Как это звучит, вы можете услышать сами.

- Полнометражный комикс тоже будет про историческую реконструкцию?

- Нет. Я выбрал проектный подход. Веслав, или тьма средневековья" и "Веслав. Славянские сказания" — это две разные сущности, объединенные только главным героем и очень общим климатом раннего Средневековья. У стрип-комиксов был специфический юмор и специфическая аудитория. Было создано более 600 эпизодов, самые интересные из которых уже изданы в виде книг, но я всегда мечтал о полнометражной версии. Изначально я создал два сценария, посвященных реконструкции. Они были интересными, но слишком герметичными — неприемлемыми с точки зрения широкой аудитории. Сценарии отправились в корзину. К счастью! Потому что однажды, заглянув в свою домашнюю библиотеку, я вспомнил, что меня всегда привлекала сказка, ее роль в культуре и, прежде всего, ее интертекстуальная способность. Еще в университете меня привлекла "Морфология сказки" Владимира Проппа, которую мы с моим любимым профессором Терезой Валас всячески разворачивали. Уже тогда я понял, что меня интригуют легенды, сказки и процессы их создания. Теперь я нашел инструмент, чтобы играть с этим. Я не буду говорить о философии когнитивного познания и значениях интертекстуальности (смеется). Важно то, что, взяв мотивы конкретной сказки, я могу найти мотивы, известные по другой сказке, и расширить их за счет других. Немного похоже на Сапковского в его историях про Ведьмака. Нарушение этих условностей всегда работало на меня. По сей день у меня есть культовые поклонники трилогии "Мистер Клекс", а ведь Бжехва делал то, о чем я говорю, еще до того, как кроссоверы вошли в моду (смеется).

- О чем же будет полноформатный "Wiesiek"?

- Если говорить коротко, то я взял одну из малоизвестных сказок западных славян из сборника "Шпиевайонка Липка", сделал ее вымышленной основой для своей истории и включил Визека в качестве главного действующего лица. Будучи младшим сыном славянского правителя, он пытается разгадать тайну исчезающих яблок, что дает начало его необыкновенным приключениям. Переместившись в далекий мир, Веслав вынужден столкнуться с разбойниками-викингами, а благодаря его смекалке и немного везению, к его компании присоединятся новые, необычные спутники. Как это часто бывает в сказках, извращенная судьба не избавит путешественников от сюрпризов. Или только неприятных? Об этом читателям предстоит судить самим.

На протяжении всего повествования я стремился опираться на оригинальные письменные источники или на мотивы, зафиксированные исследователями. Мне не хотелось много выдумывать и создавать мир заново. Основная сюжетная нить — это предлог для вплетения других историй, повод для жонглирования ими. Я хотел создать нечто, что на концептуальном уровне приблизилось бы к шедевру последних лет — сценарию The Witcher "Heart of Stone", созданному командой CD Project Red. Таким образом, в комиксе присутствуют старые боги, шептуны, языческие племена, а также миссионеры и самые обычные "христианские" дьяволы, известные из местных легенд.

- Можно ли тогда назвать его историческим комиксом?

- Нет, это абсолютно не исторический комикс. Деревенская условность довольно емкая. Я отошел от мира реконструкторов и темы историчности. Конечно, это вдохновение, чтобы вникнуть в некоторые нюансы, и, конечно, там будет несколько подмигиваний, но в этом проекте Визек стал главным героем. Он стал немного похож на Дональда Дака в различных историях комикса Giant — я, конечно, сейчас приукрашиваю это для себя. Дональд Дак может изображать суперсквока, может изображать агента Даблдака, иногда он просто жертва своего жадного дяди, но в каждой истории он играет свою роль, по-разному взаимодействует с окружающей средой. Так, в серии "Тьма Средневековья" Визек остается реконструктором, а в "Славянских сказках", например, становится молодым князем. Кем он будет в следующих книгах? Может быть, воином, отправляющимся в ад вместе с колбасой?

- На кого будет рассчитан комикс?

- Думаю, это еще предстоит выяснить. Что касается того, кого я хотел бы видеть в качестве своих читателей, то я определенно хотел бы видеть всех тех, кто до сих пор читал мой Wieśk. Потому что сейчас в нем нет никакой реконструкции. Это славянский мир, мир викингов, только в таком сказочном и юмористическом варианте. Юмор — потому что это тоже о юморе — остался прежним. Для кого еще? Мне кажется, что для тех, кто читает комиксы. И, возможно, для самых маленьких, которых сегодня очень сильно бомбардируют западной культурой. Я не говорю, что во Вьеско нет западной культуры, потому что это поп-культура — мы все встроены в определенный контекст. Мы живем в этой культуре, мы читаем детям "Красную шапочку", но в наши дни у этих сказок изменился конец, чтобы они не заканчивались ужасно, плохо или некрасиво. Мой комикс очень прост и в конечном итоге не меняет тон сказки. Иллюстрации всегда были очень инфантильными, история — сказочной, персонажи — комичными, и это практически все. Эта книга для тех, кто хочет почитать что-то легкое. Она не затрагивает каких-то очень серьезных тем, не вводит психологически сложных персонажей. Амбициозность проекта заключается в том, что я пытаюсь рассказать историю из нашего культурного круга, которая по непонятной причине оказалась забытой.

- Почему вы решили издать ее сами?

- Наверное, самый простой ответ заключается в том, что я лучше знаю, как достучаться до своей аудитории. Предыдущее сотрудничество с издательством было очень проектным. В 2013 году был выпущен сборник самых интересных эпизодов, опубликованных в сети. На этом все и закончилось. Теперь многое изменилось. Я занимаюсь маркетингом и издательским бизнесом, поэтому могу все делать сам. Я работаю с типографиями, так что у меня есть производственные маршруты и немного больше влияния на различные детали, которые важны для меня. Этот "Визек" станет первым комиксом в серии "Славянские сказки", и в конечном итоге я хотел бы выпускать по одной книге в год. Так что от этой первой книги будет зависеть очень многое, и мне хотелось бы, чтобы она выглядела как можно лучше.

- Когда состоится премьера?

- Я планирую премьеру на вторую половину июля 2019 года. Не исключаю, что по этому случаю состоятся авторские встречи во Вроцлаве, возможно, и в других местах Польши. На конец июля и начало августа у меня запланирован тур по реконструкциям и средневековым фестивалям, так что там я тоже захочу показать свое название.

- Где ее можно будет купить?

- Книгу можно будет купить онлайн — на сайте, который мы заканчиваем, и на моем профиле в Facebook. Кроме того, я буду выступать на фестивалях и исторических мероприятиях, так что личная встреча всегда обеспечена (смеется). Я также веду переговоры с несколькими магазинами настольных игр и комиксов. В любом случае, я буду держать вас в курсе всего этого на официальной фан-странице Wieśk.

-Спасибо за интервью.

Поиск

Журнал Родноверие