«Во что я верю, так это в связь с природой, с духами земли и древними политеистическими божествами. Либо с теми, кто с нашей территории, типа Водана, Радегаста, либо с нордическими, которых я лично больше узнаю. Я ищу себя постепенно. Я начал с нордических персонажей, таких как Один или Тор. Но поскольку я живу в Чехии, постепенно знакомлюсь с нашими людьми, такими как Весна, богиня весны», — говорит Тереза Калинова, студентка факультета искусств Масариковского университета.
Двадцатиоднолетняя Тереза Калинова верит в силу природы и древних божеств.
Тереза Калинова (21)
Тереза Калинова родилась 24 марта 2002 года. Она родом из Френштата под Радгоштемом и учится на втором курсе теории интерактивных медиа на факультете искусств МУ. В свободное время любит писать стихи, ведет передачу « Шум связи» на студенческом радио «Р», читает, является пожизненной девушкой-скаутом и к тому же современной язычницей.
Как вы пришли к своей вере?
Мне всегда нужно было во что-то верить. Я долго искал выход и пришел к выводу, что не хочу молиться одной сущности, и поэтому решил признать природу и землю таковыми. Я верю в богов, но только во множественном числе. У меня нет ощущения, что все, что происходит вокруг нас, держится только одним человеком.
Что было раньше?
Я был молод и верил в детские абстрактные вещи, такие как феи и тому подобное. Но уже тогда я чувствовал отвращение к христианству, потому что оно было широко вокруг меня. Как в школе. В то время я поехал в скаутский лагерь, где у нас была викингская тема и там я нашел себя и со временем продолжаю развиваться на этом пути от язычества к современному колдовству. Это было, когда мне было около тринадцати лет, и это осталось со мной до сих пор. Итак, около восьми лет.
Немного парадоксально, что этот путь отклонился от христианства в скаутском лагере. Как это восприняли другие?
Вокруг меня часто встречаются атеисты или христиане, для которых другая форма веры фактически невообразима, и они никогда не были с ней так хорошо знакомы. Так что для них я своего рода аномалия, которая ходит босиком. Они воспринимают меня так, что как только я верю во что-то подобное, я автоматически становлюсь человеком. Но это не так. То, что я язычник, не означает, что я буду ходить в султанах и свободной бесцветной одежде. Это просто вопрос того, во что человек верит.
Почему противодействие христианству?
Я верю, что христианство может помочь человеку найти свой путь, но не чувствую, что в нем человек может найти себя. Тем, что все очень сильно связано правилами и десятью заповедями, которым люди часто даже не следуют, даже если бы и следовало бы. У них есть своя священная книга, но каждый выбирает, чему следовать, а чему не следовать. Я считаю, что христиане живут ради того, что приходит после смерти. Они действуют по воле Божией. У меня такое ощущение, что они делают это для кого-то, не делая этого для себя. Они делают это ради чего-то, о реальности чего даже не подозревают. Я не хочу отрицать загробную жизнь, не хочу утверждать, что христианство эгоистично, но я не испытываю такого теплого чувства к окружающим меня людям-христианам, как это преподносится снаружи. Они более закрыты.
Разве дело не в том, что вы совмещаете несколько религиозных направлений? Не сосредоточены ли вы на одной вере, а соединяете ли между собой то, что вам близко?
Это определенно так. Еще я беру из христианства самую главную для меня ценность, а именно возлюби ближнего своего. Я не думаю, что все в Библии плохо. Но что меня смущает в христианстве в целом, да и не только в христианстве, так это то, что оно пытается искушать других, и не всегда только в положительном ключе, что, если взять историю викингов, тоже не всегда было полностью положительным ( смеется). А то, что христианство представляет собой единственную чистую веру и у верующих на глазах шоры, то вдруг мы видим, что это совсем не так и что даже в церкви есть те, кто, например, издевается над детьми , их наивность и тому подобное, поэтому у меня всегда смешанные чувства и это не то, в чем лично я хочу жить. И с этим связано то, что я не вижу смысла отмечать христианские праздники, такие как Рождество или Пасха. Для меня эти праздники в классическом понимании не имеют такого большого веса, и если бы я их отмечал, то чувствовал бы себя лицемером.
То есть вы вообще не празднуете Рождество и Пасху?
Я праздную их по-другому. Я праздную не Рождество, я праздную Йоль, который, по сути, является предшественником Рождества. На Пасху я праздную Остару, то есть встречу весны. Отсюда и пошла английская Пасха. Остара как таковая тоже по времени отличается от Пасхи. В этом году он вышел в конце марта. Дата языческих праздников зависит от времени года, положения звезд и отмечает, насколько мы связаны с природой. В Йоле это праздник удлинения дня и видения позитивного будущего. В Остаре приветствуют весну, новую жизнь и природу, узнают женщину, связанную с весной.
Но то же самое относится и к христианской Пасхе. Чем отличается Остара?
Похожая ассоциация есть и в традиции бить женщин тартаром, чтобы сделать их красивыми и молодыми. Но Остара смотрит на это иначе. Неоязычники дают женщине возможность быть самой собой в этот период. Чтобы она могла развиваться и отдыхать, ведь это символизирует новую жизнь. В целом неоязыческий праздник Остары выглядит так, будто люди собираются вокруг костра на природе. Огонь является ключом к Остаре, поскольку он символизирует тот факт, что после зимы свет снова побеждает тьму. Они веселятся и танцуют вместе. Это во многом связано с соединением себя со своим окружением.
Как вы отметили приход весны в этом году?
В этом году я пошел на прогулку, побыл наедине с собой, прочистил голову и наслаждался тихим днем.
Что для вас значит ваша религия?
Я стараюсь больше общаться с самой землей и отдавать должное богам, будучи более открытым миру и другим. Моя вера помогает мне не быть эгоистом. В тот момент, когда я начал верить в то, во что верю, я обнаружил, что это касается не только меня, и что моя жизнь должна быть больше связана с другими людьми и тем, что я оставляю после себя. Я руководствуюсь тем, что если этого желают мне, этого можно желать и другим.