Брно – Чехи вообще знают о христианской стороне пасхальных праздников. Однако менее известно происхождение народных традиций, имеющих очень долгую историю в чешско-моравском крае. «Меня всегда интересовало происхождение отдельных обычаев, их корни», — говорит этнолог Иржи Мачуда, специализирующийся на духовной культуре славян, а также на современном явлении неоязычества. По его словам, во время Пасхи в Моравии оживают народные традиции, и он ожидает, например, большей раскрепощенности во время этих празднований в будущем.


Славянская неоязыческая традиция проведения смерти.

Сегодня много говорят о помпонах и метании, как бы выглядела эта традиция две-три сотни лет назад?

Проблема в том, что на протяжении веков никто не записал традицию, чтобы мы могли с уверенностью сказать, как все было на самом деле. Мы знаем о подмигивании из старых средневековых источников. Там четко написано, что флиртовали все друг с другом, не только мальчики и девочки, но и наоборот, и даже дети. В некоторых регионах мы знаем, что пороли и скот. Я убежден, что раньше так было везде. Потому что омолаживающая палочка не должна была быть привилегией только тех девушек, которым она была благословлена. Остальные тоже пожелали, чтобы их избили, чтобы и к ним перешло здоровье, сила и воскресение. Мне нравится традиция, которая была у нас в некоторых регионах, что один день шли холостяки, на следующий день девчонки тоже шли колядовать. Об этом мне рассказали некоторые свидетели. Я думаю, мы сможем его восстановить. Во вторник будет еще один праздник, и девочки поедут. Было бы неплохо, гендерно сбалансировано.

Знаем ли мы, когда наступил переломный момент в этой традиции?

К сожалению, нет, это была мистификация для историков. Мы знаем его либо из тех более древних источников, когда церковные сановники запретили бренчать, либо лишь позднее, благодаря возобновлению интереса в период романтизма и Просвещения, когда в нашей стране стала развиваться этнография. В это время стали создаваться книги о путешествиях и возник идеал дикаря, обладающего чистым духом и не разрушенного в своей основе, как современный человек. Именно тогда начался интерес к народным традициям. В нашей стране древнейшая этнография зародилась где-то на рубеже XVIII и XIX веков. Во времена самых старых пластинок куда-то ходили играть и девочки, но в основном только мальчики. Этот поворотный момент произошел в большинстве мест где-то между 16 и 18 веками. Мы не знаем точно, почему и как это произошло, у нас есть только предположения.

Пасха

Пасха – важнейший христианский праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. Они следуют за еврейской Пасхой, празднованием мифического исхода израильтян из египетского плена. Кроме того, это еще и период народных традиций, связанных с встречей весны, которые лишь слабо связаны с религиозным праздником. Слово «великий» отражает значение праздника в христианстве, а слово «ночь» относится к пасхальному бдению, ночной литургии, с которой начинается празднование Воскресенья.

В рамках своих этнологических исследований вы посвятили себя славянскому неоязыческому движению. Как эти люди празднуют Пасху?

Да, даже сегодня у нас есть эта религиозная группа. Меня заинтересовало неоязычников, что многие из них пытаются реконструировать исконные славянские обычаи. Речь идет о области, в которой действует данное сообщество, и на каком потоке мысли оно основано. Так что у неоязычников в России и здесь, в Моравии, это выглядело бы по-разному. В основном в этих разных общинах празднуют Марди Гра, за которым следует встреча весны в день равноденствия. Я знаю, что местные верующие отмечают самое главное, изюминку западнославянской весны – обходы покойников.

Если мы посмотрим, как празднуют равноденствие чешские новоязычники, есть ли какое-то пересечение с тем, как празднует Пасху обычный человек?

Конечно да, это купаж – это, например, торжественная выпечка. Классический чешский идиш появляется в Европе на разных исторических этапах. Нечто подобное уже существовало в Древней Греции, когда различные спирали или веревки дарились земным богам или богиням при первой пахоте. Таким образом, выпечка соединяет неоязыческие и христианские праздники.

Это еще, например, крашеные яйца. Мы знаем их с очень древних времен. Яйца — символ жизни и возрождения, нечто, что связывает индоевропейские цивилизации во времени. В древней Персии люди дарили друг другу красные яйца в качестве новогоднего подарка, ведь новый год выпадал на весну. Затем церковь взяла на себя это и, подобно Рождеству, присвоила эти обычаи своему новому мировоззрению.

В разные периоды из него также бросали ивовые веточки, сегодня – помлаж. Это, в свою очередь, обычно подтверждается по всей Европе, поскольку считается, что эти ветки обладают очищающим и оживляющим ощущением весенней природы. И это связано не только с современной традицией. Конечно, мы не знаем точно, когда произошли эти обычаи, возможно, это было где-то за две недели до весеннего равноденствия. Восстановить сложно, так как оно разбросано долгим пасхальным постом. В период поста некоторые обычаи не могли иметь места, так как церковь была бы категорически против них, так же как и против масленицы. Мы знаем это, потому что имеем сочинения различных анархистов. Следующий момент – воскресение. Воскресение природы и воскресение Христа.

Так что это такой сложный комплекс, из которого приходится выбирать тем, кто пытается реконструировать эти традиции...

Да и неоязычники часто это осознают и по-разному сочетают эти обычаи. Я всегда утверждал, что каждый чех может выбирать, следовать ли ему христианской или дохристианской традиции. Потому что народное христианство, сохранившееся до сих пор в народных обычаях, упорно сохраняется на местах. Обычаи утратили свой первоначальный смысл, но людям они нравятся. Он считает, что в наши дни и в эпоху глобализации стоит возродить эти старые традиции предков, костюмы и тому подобное. Это явление, которое сегодня замечают этнологи. Таким образом, сохраняется народное христианство, которое в XIX веке находилось в сильном упадке. И оно несет в себе элементы обеих традиций. Неоязыческие группы по-разному развивают ее, адаптируя к старой и пытаясь ее интерпретировать. Например, различные святые названы в честь славянских божеств.

Как вы думаете, сегодня молодые люди возобновляют эти традиции?

Да, я сталкиваюсь с этим ежедневно. В моем регионе костюмы возвращаются спустя 150 лет. Обычаи восстанавливаются, прогулки смерти возвращаются в деревни, где они ранее исчезли. В основном, например, из-за запретов различных правителей, например церковных деятелей или учителей. В некоторых муниципалитетах региона даже возобновляются туры с королевами.

Молодые люди часто пытаются восстановить обычаи в деревне по наущению местных интеллектуалов и понимают, что они отличаются от остального мира. Кроме того, это помогает туристической отрасли. Настоящие костюмированные вечеринки очень привлекательны. Я рад, что молодые люди и дети этим занимаются, даже если их никто не заставляет. Существуют программы и игры, поддерживающие развитие народной культуры в школах, некоторые учителя даже делают это сами.

Есть ли в Южноморавском крае традиции, которых нет больше нигде в мире?

Южная Моравия – это широкое понятие. Опять же, мы живем не в вакууме, народы здесь веками влияют друг на друга. Так что не бывает обычаев, которые были бы совершенно исключительными. Каждая деревня превратила свою традицию в нечто уникальное, что невозможно повторить где-либо еще. У нас здесь много таких традиций.

Этнография

Этнография или этнология, по-чешски «этнография», — это социальная наука, которая исследует и описывает модели поведения, социальную организацию, обычаи, музыку и изобразительное искусство в отдельных человеческих культурах и обществах. Народные обычаи, костюмы, музыка, легенды и сказки были и остаются основными интересами чешских земель. С середины 20 века этнографы также занимаются изучением и описанием субкультур различных подсообществ в обществе, например, рабочих, иммигрантов или школьников.

Есть ли у вас любимая традиция, которая лично вам интересна?

Мне нравится местная еда (смеется). Например, мазанец был характерен для определенных регионов, но в нашей стране его не производили. Здесь пекли булочки или джеды, намазанные медом. Что касается таможни, мне нравится Иванчикко или Моравскокрумловско. Это места, в которых она взаимодействует с куклой, и хотя ее называют девушкой смерти или туфелькой смерти, она сама олицетворяет грядущую весну. Но мы имеем тому свидетельства и из других уголков чешских земель.

В настоящее время для Южной Моравии характерны катания королей. Они также имели место в относительно широкой полосе муниципалитетов по направлению к Богемии. По традиции, которую мы знаем сегодня, он проводится только в южной Моравии. Хотя это уже не совсем относится к Пасхе, эти обычаи по сути закрывают пасхальные праздники. За Красным (Пасхальным) понедельником снова следует период празднования в духе радости воскресения Иисуса Христа, за которым следуют десятки народных обычаев, основанных на более старых традициях, которые имеют уже несколько иную роль. Кульминацией праздника является период Пятидесятницы, когда маленькие царицы ездят на велосипеде, а цари катаются на велосипеде. Хотя в прошлом оно имело место и в других местах, сегодня оно сохраняется в большей степени только в южной Моравии и Хане. В остальном же речь идет в основном об особенностях отдельных муниципалитетов.

Как, по вашему мнению, пасхальные традиции будут развиваться в будущем?

Я думаю, что эти обычаи будут переданы и будут продолжать существовать. Но они будут развиваться. Мы не знаем точно как. Я встречаю людей, которые помнят, как холостяки ходили за яйцами. Это был визит девушки, немного похожий на признание в любви, на которое отвечали, например, пряничным сердечком. Затем наступает переломный момент, я бы сказал деградация после злополучного 1948 года и период упадка культуры в целом. Именно тогда в пасхальный понедельник начинается много выпивки. Какие свидетели говорят, что раньше все было совсем не так. Затем наступает период шоколадных яиц, которые в настоящее время вытесняют крашеные. Несмотря на это, во многих семьях яйца продолжают красить и таким образом традиция сохраняется. И она будет продолжать развиваться, но сама привычка не исчезнет. Не исключено, что в рамках эмансипации вскоре будут более активно участвовать девушки, подобно тому, как это произошло с застольями. В 1960-е шли только холостяки, в 1980-е присоединились и девушки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие