Пшемыслав Круль — основатель Религиозного объединения коренных польских верующих РОД, культивирующего верования, исповедуемые славянами до христианизации. Он родился в 1991 году в Гдыне. С 2020 года доктор инженерно-технических наук. Он зарабатывает на жизнь программистом. Первым ритуалом годового круга, который он возглавил, стал Дзиады в 2010 году. С тех пор он регулярно организует ежегодные круговые празднования среди постоянно растущей группы коренных верующих, сконцентрированных в Трехгороде и его окрестностях.

- Чем на самом деле занимается собиратель? Проводит ли он свадьбы и похоронные церемонии?

- Жерка — жертвенный жрец. Помимо духовного руководства общиной, в основные обязанности зегера входит проведение ритуалов – годового круга и прохода. К последним относятся упомянутые в вопросе «свадьбы» (в нашей номенклатуре: «свадьбы») и похоронные обряды. Кроме того, следует упомянуть и торжества, связанные с появлением в семье нового ребенка или вступлением во взрослую жизнь (мужские стрижки и женские косы). Обряды посвящения организованы в последовательности, которая может различаться в деталях в разных индейских общинах, но в основном они состоят из: принятия ребенка в семейное сообщество, вступления во взрослую жизнь, бракосочетания и похорон.

- Ваше религиозное объединение было основано в 2017 году, но зарегистрировано только в январе 2024 года. Почему это заняло так много времени? Что меняет регистрацию в МВД в вашей ситуации?

- Длительный период регистрации Семьи обусловлен, в частности, из большого количества официальных комментариев, представленных министерством. Однако, похоже, что отчасти причина продления срока регистрации была вызвана причинами, не связанными напрямую с типичными регистрационными формальностями. Последние официальные дополнения были отправлены в августе 2022 года, однако с января 2023 года по ноябрь 2023 года министерство не принимало решения о регистрации, сообщая вместо этого, что «в связи со сложностью рассматриваемого дела его разрешение будет осуществляться путем... », – когда пришло письмо аналогичного содержания, отодвигающее срок еще на три месяца. Ввиду «сложности дела» запросов, запросов о дополнении документов и т.п. не поступало. Подробная история писем подробно описана в тексте парламентской интерпелляции № 295, поданной 19 декабря 2023 года Марцином Юзефачуком. министру внутренних дел и администрации по поводу продления регистрации религиозного объединения.

- Как стать членом РОД?

- Религиозное объединение коренных польских верующих РОД основывает свою деятельность на местных общинах, называемых «Храмс». Самый простой способ присоединиться к ZWRP RÓD – обратиться в ближайшую к вашему месту жительства Церковь. Ввиду значительной автономии местных сообществ, что является одним из основных предположений ЗВРП РОД, в каждой из Святынь правила приема новых членов могут быть разными, включая разные требования, испытательные сроки или другое. Компания Chram Jantar, базирующаяся в Гданьске, работает в Поморском воеводстве. Контактную информацию можно найти на нашем веб-сайте Jantar : Контакты (srpjantar.blogspot.com) . Список святынь, а также их штаб-квартиры можно найти на странице Ассоциации в Facebook.

- Сколько членов сейчас имеет ROD? А есть ли у вас информация о том, сколько людей в Польше исповедуют верования древних славян вообще, внутри всех религиозных объединений и за их пределами?

- В настоящее время ZWRP RÓD насчитывает более 200 зарегистрированных членов. Однако общее количество последователей древних славянских верований оценить очень сложно, и различные исследования дают разные значения. Многие из нас — индивидуалисты, которым нет необходимости вступать в религиозные союзы или объединения, поэтому они менее доступны. Кроме того, возникает вопрос о критерии: будет ли каждый человек, заявляющий о себе таким образом, «последователем верований древних славян», или только тот, кто помимо декларации обладает элементарными предметными знаниями и обосновывает свои действия по научному знанию? В связи с популярностью «возвращения к истокам», «славянского наследия» и т.п., к сожалению, появляется большое количество измышлений и ложных представлений о старой религии и истории в целом (направление, обычно называемое «турбославянством»). . Включим ли мы сюда также членов этого течения? Кроме того, существуют «родные культуралисты» — люди, прочно связанные с традиционной культурой, особенно с этнографической культурой, собранной Кольбергом, Мошинским и другими этнографами, но не подчеркивающие своей религиозной принадлежности. Как видите, картина очень сложная и дать однозначный ответ на данный момент сложно.

- Регистрация РОД вызвала достаточно большой резонанс в СМИ. Во многих статьях по отношению к вам использовалось слово «язычники». Некоторые местные верующие также описывают себя, используя этот термин, например, французский философ Ален де Бенуа, автор книги «О том, как быть язычником». Похоже, это попытка перенять этот термин и очистить его от негативных коннотаций, аналогично тому, как ЛГБТ переняли слово «гей», которое ранее функционировало как оскорбление в их адрес. Однако вы отвергаете термин «язычники». Почему? А как правильно называть последователей вашей веры? Я лично встречал такие термины, как «славянские верующие», «славянские коренные верующие» и «славянские реконструкционисты».

- Мы избегаем термина «язычники» прежде всего из-за его уничижительного оттенка в польском дискурсе. Общепринятое и используемое название — «rodzimowierca sławański» или короче: «rodzimowierca». Лично я встречал термин «верующие славяне» только в разговорной речи и не знаю никого, кто бы последовательно описывал себя таким образом. Однако термин «славянские реконструкционисты», вероятно, происходит из совершенно другого направления: исторической реконструкции. Это правда, что многие местные верующие являются энтузиастами древней истории Польши и участвуют в исторических демонстрациях, особенно в отношении старинных ремесел и методов ведения войны. Таких людей принято называть «историческими реконструкторами». Однако это деятельность не в сфере религии, а, скорее, в сфере художественной культуры. Для коренного верующего нет препятствий быть реконструктором в рамках своего хобби, и многие так и делают. Однако есть немало коренных верующих, которые не являются реконструкторами и наоборот. Особенно это заметно при проведении обрядов родной веры: от начала и до конца коренные верующие относятся к ним как к религиозным событиям и совершают их как таковые. Однако постановка представлений, доступная за плату туристам, посещающим музеи под открытым небом и исторические фестивали, явно является областью реконструкции, а не местной веры. Более того, использование и пропаганду термина «реконструктивисты» по отношению к последователям живой сегодня религии следует считать вредными, поскольку создается впечатление попытки воссоздать историческую модель без подлинного опыта.

- Что RÓD планирует на Фестиваль стада в этом году?

- Фестиваль стада – это общенациональная инициатива, идея которой возникла раньше и независимо от инициативы по созданию ZWRP RÓD. Значительная часть организаторов и исполнителей действительно принадлежит Семье, однако сам праздник не имеет прямого отношения к структурам Религиозного Объединения, а в его проведении также участвуют члены Семейных Верующих Групп, не связанных с Семьей.

- Я думаю, что сейчас, в эпоху войн и пандемий, когда будущее выглядит весьма неопределённым, мы все рассматриваем каждую систему верований во многом с одной стороны – что будет после смерти?

- В основе семьи лежит значительная самостоятельность местных общин, что также выливается в вопросы учения и богословских воззрений в отдельных святынях. Согласно Принципам общеисповедуемой местной веры: «Мы верим в существование и переселение душ». Эти правила были разработаны членами общин, входящих в состав ZWRP Ród, и были приняты на митинге ZWRP Ród в Соботке 12-14 апреля этого года. Основное предположение касается существования души и ее посмертного путешествия к новому воплощению. Однако мы стараемся избегать догматических суждений о том, может ли перерождение произойти только в пределах своей линии или даже в пределах своего вида и какие именно критерии будут на это влиять.

Однако в свете традиций здесь действуют довольно простые правила, рекомендующие вести достойную жизнь, снискать благосклонность Богов и признание людей. Важно отметить, что, следуя традиции, в рассуждениях верующих существует точка зрения о делимости души, имеющей несколько частей, или о множественности душ, выполняющих разные роли. Одна из примеров «систем» — если ее можно так назвать — это трехчастная душа, состоящая из тени, т. е. памяти данного человека, остающейся в загробной жизни, «Я», связанного с реальной личностью человека, и души. -дыхание или божественная искра, которая является истинной жизненной силой.

Однако считаю необходимым подчеркнуть, что это лишь одна из возможных точек зрения, поскольку, с одной стороны, сохранившиеся в традиции сведения не позволяют четко реконструировать взгляды древних славян на этот счет, а с другое — дело слишком важное, чтобы излагать его догматически. Однако среди местных верующих довольно широко распространено мнение о том, что Велес, Защитник мертвых, живет в нижней части Космоса, восседая на золотом троне среди корней Мирового Древа – Оси, соединяющей Небо, Землю и Мировое Древо. Подземный мир.

Спасибо за беседу.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие