Александр Большаков – один из лучших резчиков России, член Международной федерации художников, член Жуковской палаты ремёсел, автор книги «Резьба по дереву. Ода винту», автор видеокурсов «Основы винтовой резьбы», «Пряничные формы», «Свадебная ложка». На фестивале «Осенины» его мастер-класс по резьбе по дереву буквально зачаровал всех мужчин и мальчишек, а представленные им работы почти все были раскуплены гостями из Китая. Китайцы – одни из самых мастеровитых резчиков в мире – признались, что работы Большакова стали для них открытием.

– Александр, вы приехали из Кологрива – города в самом центре России, в Костромской губернии. Чем там занимаетесь?

–Я туда приехал из Москвы. Раньше преподавал здесь в Центре ремёсел «Славич». Но потом захотелось тишины, чтобы можно было спокойно осмыслить, что ты делаешь. И там за четыре года мне удалось восстановить нашу древнюю свадебную ложку – семейный оберег. Такую ложку можно прочитать от начала до конца.

– И что же рассказывает свадебная ложка?

– Как оберег свадебная ложка означала долю достатка. А что такое доля? Доля – это по-современному судьба. Две судьбы, жениха и невесты, завязанные сакральным узлом, образуют новое древо рода – трёхлистник. Он, она и третий лист, то есть потомство. Это как раз обозначение нового древа рода, и ложка есть не что иное, как семейный оберег. А знаете, что обозначают две соединенные ложки? Этот знак союза двух сердец. А у нас это знак стал символом сердца. Все знают, что символ сердца с медицинской точки зрения на сердце не похож. Сердце больше похоже по форме на яйцо. Смотрите – все наши древние ложки имели форму яйца, то есть, люди как бы черпали для себя жизненные силы такой ложкой. А помните, в русской сказке где хранилась жизнь Кащея Бессмертного? В яйце. Как только яйцо было разбито, жизни не стало. Так что, яйцо – это жизнь. В свадебной ложке – две жизни, связанные сакральным узлом, образуют новое древо рода.

– Расскажите, пожалуйста, о технологии резьбы.

– Ложка делается из цельного куска дерева. Но я бы не сказал, что это очень сложно, резьба просто нудно идёт. Чтобы её довести до конечного вида, нужно больше недели. И никто не берется за это, хотя секретов здесь нет, я выпустил книгу, где подробно рассказываю о технологии, ничего не скрываю. Резчики пробуют, одну сделают для себя – и на большее их не хватает. Свадебная ложка в серию не идёт, потому что на станке её сделать невозможно, а вручную слишком долго.

– Вы занимаетесь также деревянной скульптурой, барельефами. Расскажите пожалуйста, что за прекрасная резная доска лежит у вас на столе?

– Это деревянная копия каменного барельефа храма Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польский, 13-й век. На данном барельефе изображен дракон. Все спрашивают, почему дракон, ведь он совсем не похож? Я объясняю, что тут, видимо, произошел эффект «сломанного телефона». В 12-13 веках с изображениями было плохо. Мастер не мог видеть, как выглядел настоящий дракон. Но в артели, где он работал, был, может быть, человек, у которого дед видел изображение дракона и рассказывал о нем своему внуку. Что это мог быть за рассказ? Звучало примерно следующее. Дракон — это зверюга с оскаленной пастью, лапы передние вперёд с крылышками, тело покрыто чешуёй и кольцами, у него большой хвост. Большой, имелось ввиду, длинный. А мастер понял, что большой хвост –это как у фазана или павлина. И вот мы видим, что за чудо-юдо получилось. Я смог понять, что оно из себя представляет, только когда уже заканчивал вырезку этого панно.

– А какой здесь использован вид резьбы?

– Глухая выемчатая, традиционная наша резьба.

– Вы известны как один из основоположников винтовой резьбы. У вас даже вышла книга «Ода винту». В чём же хитрость винта?

– Ну, хитрости никакой нет. Есть довольно простая геометрическая резьба, так вот, винтовая резьба – это геометрия объёмная. Качество прорезки зависит от правильности разметки. То есть, если вы правильно разметили заготовку, правильно прочертили линии, то у вас всё точно и получится. Винт чем хорош? Он правит сам себя. Если где-то изъян, то он сам себя поправит и изгладит Самое интересное, что мной было сделано по этому винту, это то, что я согнул прорезной винт под углом в 90 градусов.

– Это прежде никому не удавалось?

– Аналогов пока не встречал. Когда я редактору первый раз показал это фото, он мне сказал, что это ковка.

– Ну да, похоже на ковку.

– А я сказал, что это дерево. Тогда он сказал: «Если ты так можешь согнуть дерево, – тогда пиши книгу». Вот я ее и написал.

Поиск

Журнал Родноверие