Ежедневно аутентичная народная песня сталкивается с агрессивными внешними факторами: с мультикультурной городской средой, целой армией желающих внедрить традиционную песню (вопреки её природе) в чуждый ей урбанистический ландшафт. Существует и другая серьёзная проблема взаимодействия различных культур, стихийно бытующих и соприкасающихся в одной музыкальной среде – аккультурация. Активные возрожденческие действия традиций отдельных регионов, народностей, по мнению интерпретаторов этих традиций, в недалёком будущем могут быть поглощены тенденциями глобализма, раствориться в мультикультурализме, или в т. н. world music. Творчество Сергея Старостина – некая охранная грамота для русской песни. Участник ансамблей и групп самых различных жанрово-стилевых ориентаций («Moscow Art Trio», «Жили-были», сессионные союзы с «Волков-трио» и др. конгломерациями), он в любой «компании» остаётся комфортным ансамблистом и ярким музыкантом с неповторимой индивидуальностью. Его проживание в русской песне стало не просто частью его бытования, – теперь он сам частица традиционной культуры. И порой нелегко определить, где он выносит песню, услышанную и записанную в деревне, а где – авторскую композицию.

Обратная дорога есть. О возвращении к Родной вере

С самого начала возрождения славянского язычества в России в него потянулись люди, принадлежавшие, хотя бы формально, к другим вероисповеданиям. Если в начале 1990-х почти четверть составляли атеисты и люди некрещёные, то к концу 1990-х большая часть принимавших славянское имя была из тех, кого крестили в детстве или тех, кто принял обряд крещения в сознательном возрасте.

Одинизм невероятно глубок в своей сути. На поверхности, для стороннего человека, он, наверное, имеет ярко выраженный кшатрийско-воинский характер. Но это лишь одна из граней, для меня далеко не самая важная. Гораздо более значим для меня образ Одина, как Путника, нашедшего мудрость в Жертве и Смерти.

Вдохновившись идеями Владимира Мегре об общинной жизни в родовых поместьях, некоторые семьи стали уезжать из города и строить свои экопопоселения — себя они называют «анастасиевцами», по имени героини одной из книг Мегре. Специально для «Автонома» Ильяс Фалькаев побывал в одном из их поселений и с удивлением обнаружил там «неявно анархистское» сообщество, которые не принимает начальников и лидеров и все важные вопросы решают консенсусом или тремя четвертями голосов.

Месяц назад Центр городской культуры запустил проект «Этнопросвет», посвящённый бытованию народных традиций в современной городской повседневности. Планируется, что в течение года в рамках проекта будут проходить выставки, публичные лекции и другие события, так или иначе связанные с этой темой. А пока что, в качестве небольшого превью, в ЦГК состоялся концерт ансамбля «ТриголОс» и вводная лекция Александра Черных — профессора РАН, известного пермского историка и этнографа, который выступил научным консультантом «Этнопросвета». В преддверии начала череды событий, запланированных ЦГК для этого проекта, Александр Васильевич дал «Звезде» интервью, в котором рассказал, почему считает этот проект важным для города и каким образом команда «Этнопросвета» собирается бороться с мифами, из которых сегодня во многом состоит «народная культура» в понимании горожанина.

Михаил Сергеевич Арзамарцев – историк, директор и создатель Русского музея обрядов и быта в поселке Романцево городского округа Подольск. В интервью порталу «Подмосковье сегодня» он расскажет о необычной площадке у поселкового дома культуры с подлинным срубом-пятистенком, привезенным из деревни, гончарной мастерской, древнем жилищем-полуземлянкой и другими постройками и старинными артефактами. Этот небольшой музей обрядов и быта посвящен сложному наследию русских крестьян, многие века сочетавших христианские обряды с языческими.

Что общего между площадными «позорищами» и народным театром, почему массовые некогда ритуалы современный человек воспринимает как диковинку? Как смеховая культура переворачивает игру и возвращает нас к норме? Как сыграть в «умруна» и что делать с «нечистой» силой?

Ответа на эти вопросы мы не знали пока не поговорили с участниками поистине народного движения «Окрута».

А теперь узнайте и вы.

Поначалу эта гипотеза кажется невероятной: Нижний Новгород – столица Атлантиды! Но чем больше слушаешь нижегородского ученого Анатолия Абрашкина, тем сильнее закрадывается мысль – а почему бы и нет? Сам автор сенсационной версии считает: все даты, цифры и описания указывают на то, что его теория верна. Так неужели нижегородцы живут на месте исчезнувшего райского уголка?

Мы встретились с Анатолием Абрашкиным, чтобы выяснить подробности.

С детских лет во мне замечали «семейные странности». Дело в том, что по материнской линии мы ведем свой род от Павла Цветкова, довольно известного мага (или колдуна, можно назвать как угодно)из Тверской губернии, жившего в 19-м столетии.

Мистический ритуал вызвал много споров.

Раджана Дугарова – кандидат исторических наук. Она родилась и выросла в Бурятии, с молоком впитала в себя национальные традиции и знает их «изнутри». Ее отец – известный в республике исследователь шаманизма, автор монографий, книг, научных статей.

Поиск

Журнал Родноверие