16 сентября в Молодёжном центре состоялся показ четырёх фильмов, снятых летом 2023 года в Кенозерском национальном парке. Культурный обозреватель ИА «Эхо СЕВЕРА» сходил на фестиваль и поделился своей оценкой представленных работ.

...Но самой удивительной работой (получившей, между прочим, приз зрительских симпатий) стал фильм юной Дарьи Коробковой «Ведьма». Определить жанр, в котором девушка создавала своё кино, в рамках ныне существующей киноведческой терминологии не представляется возможным. Это и социальное высказывание, и исторический хоррор, и триллер, и психологическая семейная драма… Писать про эту картину — особое удовольствие (чего нельзя сказать о её просмотре).

Итак, киноповествование начинается следующим образом: по комнате ходит плачущая женщина избыточных форм и разговаривает по телефону с матерью. Она сообщает родственнице, что муж её избил — ударил по шее. Крупным планом демонстрируется шея женщины, на которой видны синяки, напоминающие последствия засосов. Мать уверяет избитую дочь, что всё произошедшее между ней и супругом — нормально, и дочь ещё пуще заливается слезами, сбрасывая звонок.

Потом женщина ложится на пол и вытаскивает из ниоткуда странный чемоданчик. Внутри она находит руну — что-то вроде древнего амулета. Зажав его в руке, женщина засыпает. И снится ей сон про девушку из Древней Руси, которую пытаются выдать замуж за нелюбимого. Невеста-невольница сопротивляется решению матери, а жених бьёт избранницу, применяет к ней всяческий абьюз. Затем режиссёр показывает, как древнерусская девушка с лицом лягушки слоняется по лугам, прижимается к деревьям, общается с природой, а потом от нечего делать идёт отмечать Ивана Купалу. Дальнейшее напоминает настоящий наркотический трип.

Молодые люди, как на современной дискотеке, держат стаканы с алкоголем в руках, вяло тусуются чуть поодаль пляшущих девиц и обсуждают их. Девицы же выдают такой dancing, что обзавидовался бы сам Гаспар Ноэ. Они томно закатывают глаза, заламывают руки, топчутся на месте, будто под транквилизаторами. Словом, их танцевальные движение уж никак не ассоциируются ни с чем древнерусским.

После «вечеринки» девушка убегает от надоевшего жениха на речку, и тут из воды к ней является ведьма. Ведьма вручает ей ту самую руну, которую через тысячу лет случайно найдёт главная героиня этого фильма, и даёт наставление: мол, убей мужа с её помощью в первую брачную ночь. Далее показана ещё одна сцена избиения девушки, а потом режиссёр разворачивает сцену свадьбы русичей и их секса.

Молодая жена извивается перед довольным облизывающимся мужем, устраивает перед ним почти стриптиз, подползает к нему, скидывает одежды, начинается прелюдия, как в самых современных порнографических фильмах. Она скользит руками по напряжённому телу супруга-абьюзера, а когда тот совсем теряет голову от возбуждения, её волосы обретают собственную волю и залезают к нему в рот. Задушив мужика прямо на ложе, девушка бежит от разъярённых местных жителей, которые её всё-таки настигают и решают сжечь. Сцена сожжения начинающей ведьмы — самый смешной момент фильма.

С абсолютно безучастным видом она стоит в пламени и говорит:

«Мама, так не должно быть…», после чего издаёт дикий вопль.

Всё это действо представляет собой китчевую отсылку на казнь не то Жанны дʼАрк, не то Зои Космодемьянской. По обеим сторонам от сжигаемой стоят молчаливые древнерусские молодцы-караульные с каменными лицами — вылитые фашисты.

Для полного сходства с советской разведчицей сгорающей ведьме остаётся только прокричать: «Нас 300 миллионов, всех нас не переабьюзят!»

Финал фильма — воистину голливудский: проснувшись, главная героиня отважно звонит в «бракоразводное бюро» (ещё один штрих к картине интеллектуального развития режиссёра) и с облегчением заявляет, что хочет развестись. Занавес.

В «Ведьме» нет ни одного положительного мужского образа, все созданные режиссёрской мужчины — насильники и просто тупицы. Нет у фильма и никакого конструктивного содержания. Дарье Коробковой совсем нечего сказать своему зрителю. О чём вся её работа? О том, что женщина в семейных отношениях всегда обречена на насилие?

Или о том, что мужчина — в принципе лишнее звено в мироздании? Но ведь в фильме нет согласия и между женщинами: главную героиню не понимает собственная мать, а её древнерусский «прототип» остаётся одиноким в своей проблеме с выходом замуж на фоне других девиц, да и сжигают её по конвенциональному решению представителей обоих полов.

Но грустнее всего то, как в фильме искажена даже не художественная, а историческая правда. Режиссёрка заявляет, что во все времена женщины сталкивались с одними и теми же проблемами, но это утверждение является либо намеренной ложью, либо следствием банального невежества. В разные эпохи все люди (это значит, и женщины тоже) придерживались разных взглядов на нормальное и ненормальное.

В Древней Руси не было тех представлений об индивидуализме, которые есть сейчас, и никаких проблем это у женщин того времени не вызывало. Об эмансипации всерьёз заговорили лишь к ХIХ веку, и уже на его исходе в большинстве европейских стран степень женской независимости была значительно увеличена, а в ХХ веке любые половые вопросы разрешились окончательно.

Сегодня насилие любого рода — уголовное преступление, а уход от мужей — едва ли не самое распространённое хобби женщин всего мира. Проблематика, о которой заявляет режиссёр «Ведьмы», просто неактуальна, она исчерпала себя, ведь всё возможное для минимизации домашнего насилия было сделано ещё в прошлом веке.

Режиссёр не предлагает никакой новой мысли в этом направлении, зато обильно делится сублимацией своих подростковых фантазий о должном. Видно, как мучительно Дарье Коробковой хочется о чём-нибудь высказаться, как её переполняет творческая энергия, и её потуги даже по-своему милы. Но всё-таки девушка за бюджетные деньги создаёт совершенно не тот творческий продукт, который следовало бы поощрять и показывать на фестивалях.

В основе её фильма лежат антисемейные взгляды неудовлетворённой, неокрепшей сознанием феминистки и странная страсть к язычеству (кстати, «глубинная экология», природа и язычество — новая мода всех протестных активистов). Это никак не укрепляет в сознании молодёжи, просмотревшей «Ведьму», традиционные ценности, зато наносит урон историческому прошлому России, показывает наших предков насильниками и жертвами друг друга.

Нелепая и глупая короткометражка — тоже орудие, пусть и маленькое, в идеологической войне против нашей Родины.

Итак, фестиваль «КеноVISION 2023» подарил миру одно настоящее произведение искусства, две никаких творческих работы и одну нелепо снятую, интеллектуально убогую и идеологически вредительскую полуагитку. Будет грустно, если режиссёру фильма «Ведьма» будут и впредь выдаваться бюджетные средства для создания подобного контента и воспроизведения вражеских идей в художественно зашифрованном виде.

Поиск

Журнал Родноверие