Три фестивальных дня, как короткое путешествие в уникальную культуру семейских. Достать билет можно только 1 раз в два года, оттого и праздник выдается с особым размахом. В село Красный Чикой в восьмой раз съехались носители традиций со всей страны, в пестром хороводе из песен, частушек, танцев и игрищ закружилась и наша съемочная группа.
Местная глина – материал с претензией. Тепло и усердие человеческих рук и бесформенный кусок постепенно обретает очертания кувшина или нового горшка. Так и с фестивалем. Семейская круговая за все восемь лет своего существования лепилась исключительно вручную. Когда на сцену выходят чикояне сложно разобрать – игра или все-таки жизнь? Сценарий церемонии открытия даже сочинять не пришлось. Диалоги у заваленки, запевки, не реквизит, а морковь с грядки – все настоящее.
Елена Ерохина, директор учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края, организатор фестиваля:
«Каждый год фестиваль набирал. Увеличивалось количество участников, увеличивалось число мероприятий, и мы вообще стараемся каждый фестиваль чтобы имел какую-то свою изюминку, чтобы он отличался. В позапрошлом году на фестивале было зафиксировано 2 рекорда, которые вошли в книгу творческих рекордов Забайкалья – длинная самотканая дорожка и 7-и метровый черемуховый пирог»
И в этот раз не обошлось без рекордов – живая двухметровая матрешка, рушник гигантских размеров и, как в сказке: чирки-скороходы на человеческой тяге. Ну, чего только не придумают. А вот добыча кедрового ореха осталась в Чикое как и 100 лет назад. Уникальная технология с колотом, ручной дробилкой, отгрохачиванием лишнего мусора в этом году вошла в каталог нематериального достояния России.
Другое достояние фестиваля – песенный конкурс «Наше наследие». К его участникам, а это больше тысячи человек в этом году, особое внимание. Вместе с номером жюри впервые оценивает и подлинность костюма.
Наталья Иванова, народный семейский фольклорный ансамбль «Родник», республика Бурятия:
«Был такой период советский, когда они просто лежали в сундуках у бабушек и никто как то на них не обращал внимания. Ну а теперь я сама тоже хожу в ансамбль, сама себя украшаю, радую, вспоминаю своих пра, пра бабушек, которые были такие кукобливыми. Кукобить – это значит приобретать, экономить, беречь, передавать. Кукобить».
Не просто сохранить, а попробовав однажды полюбить, приумножить и поделиться умением, как главной семейной драгоценностью. Все это уже про участников деревни мастеровых. Все они такие разные и каждого хочется слушать часами.
Надежда Родионова, хранительница музея качонского дома-усадьбы семейского крестьянина:
«Кичка – это корона, это символ замужества, символ женщины, которая при муже и только при муже, больше нигде. Для венчания брали кичку у замужней женщины, которая в браке счастливо жила, брали вот эту кичку, наряжали, косу одну расплетали, заплетали две, укладывали и вот такую шапочку, нигде чтоб волос видно не было надевали, надевали красивый кокошник новый и все, и вот она всю свою жизнь кичку и носила».
Ольга Титова, ткачиха:
«Ну вот половики, на пол как всегда, это настоящие не шерстные, а из тряпочек которые делают, у меня бабушка когда ткала у меня дома те половики, мы ходим и стираем в обычной машинке стиралке и ничего с ними не делается, они вечные хотя сделаны из старых , из ветоши».
Ансамбль из Иркутской области на фестивале впервые, руководитель Виктор Бондарь едва успевает собрать всех на общую репетицию и причина вовсе не в хромающей дисциплине.
Виктор Бондарь, руководитель народного фольклорного ансамбля «Лучинушка»:
«Место обалденное, очень хорошее место. Детский лагерь – это так прекрасно. Мы только отошли, здесь грибов набрали, груздей. Вы понимаете? Нет?! Вообще семейские удивительные люди, конечно. У них свои традиции, нам очень нравится это. Наша жизнь такая очень суровая, мы по некоторым примерам, по некоторым странам она катится в другую совсем сторону, ни в сторону семьи. Слава Богу, что у нас здесь, тем более в таких глубинках, это все по настоящему. Это все настоящее».
Еще одна тенденция круговой — семейные песенные коллективы. Сложно представить рядом кого-то надежнее, чем твои поющие близкие, считает Игорь Черных — из Хасуртайского ансамбля «Родник».
Игорь Черных — Хасуртайский семейский народный ансамбль «Родник», город Улан-Удэ:
«Это моя мама, есть муж с женой, есть у нас в ансамбле две сестры и вот мы вчера сидели вечером разговаривали – самые крепкие ансамбли получаются именно семейские, семейные. Потому что, ну семья никогда не подведет. И это очень надёжно, поэтому если вы захотите создать ансамбль – ищите родственников, которые поют».
На таких же фестивальных посиделках за 8 лет вырос и Артем Кузьмин, когда-то он впервые приехал в Красный Чикой вместе с бабушкой. Время шло, а протяжная, лирическая, берущая за самые тонкие струны души песня, до сих пор не отпускает.
Галина Кузьмина — семейский фольклорный ансамбль «Берегиня» республика Бурятия:
«А мы вобше то из этого района, Красночикойского, только оттуда, из Мензы. Родители у нас семейские ( из Мензы) Я вот как росла и так получилось, пела песни в детстве, вот и пошло».
Артем Кузьмин – руководитель семейского фольклорного ансамбля «Берегиня», республика Бурятия:
«А первый раз на фестиваль мы приехали в 2012 году, я тогда не ходил, в 2014 году уже поехали второй раз, тогда я уже начал ходить. И приехал сюда еще школьником, участником, ну а сейчас уже являюсь руководителем, вот уже как 7 лет руковожу коллективом, занимаемся, растем».
Растет вместе с количеством участников и сам фестиваль. Официально открывая восьмой по счёту сезон, губернатор пожелал ему, как минимум долголетия, как максимум – необъятную географию участников. Семейская круговая – это про людей.
Вера Андриевская, специалист по фольклору отдела народной культуры и этнографии, село Красный Чикой:
«Но они конечно закрытые люди, такие стяжательные такие, маленичко экономные, но тем не менее они очень гостеприимные. Они всегда радушно встречают людей, всегда гостеприимные, но конечно у них свои есть выкрутасы».