В Инновационном культурном центре открылась выставка русского народного костюма.
Это уже второй совместный проект ИКЦ и этнографического музея «Юхновград». Он посвящен поневе – женской одежде из домотканной шерсти, которую носили на бедрах и завязывали под животом. Кураторы выставки – научные сотрудники музея Наталия Моисеенко и Михаил Силаев.
Статус, возраст, место
На выставке представлены подлинные костюмы и поневы не только Калужской, но и Тульской, Брянской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Липецкой областей. Этим предметам по 100–120 лет, их бережно хранили в сундуках, передавали по наследству дочерям и внучкам.
– Выставка родилась спонтанно,
– говорит Наталия Моисеенко.
– Хотелось показать смену двух эпох. Уходила эпоха ручного труда и семейного уклада, ее сменяли коллективизация, механизация. Многое в деревенской жизни коренным образом поменялось. Костюмы, которые мы здесь показываем, были принадлежностью крестьянского сословия, которое когда-то составляло более 80 % населения.
Одежда, особенно праздничная, значила для наших предков гораздо больше, чем для нас. Статус, возраст, место жительства – все это можно было «прочитать», взглянув на костюм, в том числе на поневу.
– Понева обозначала определенный статус женщины, это был своего рода «паспорт»,
– рассказывает Наталия Моисеенко.
– В каждой области и даже в каждой деревне поневы отличались и качеством шерстяного полотна, и клетчатым узором, и украшениями. Когда исследователи спрашивали местных жительниц, почему именно так украшен костюм, обычно получали ответ: «Так матери делали» или «По канону положено».
В жизни девочки этот предмет появляется в определенный момент жизни – по достижении совершеннолетия или после замужества. До этого она ходила в рубахе и переднике. Существовал обряд надевания поневы, который проводили только на Пасху или на Троицу. Когда девушка выходила из дома в поневе, все понимали, что она готова к браку и к ней можно начинать свататься.
Со временем обычай трансформировался. Поневу стали надевать перед тем, как ехать под венец или сразу после венчания, но и в этом случае она обозначала новый статус женщины, отсюда и другое ее название – «бабий хомут».
Подчеркнуть красоту
Самый архаичный, распашной вариант поневы сохранился в Калужской и Брянской губерниях. Такая понева состоит из трех полотнищ, сшитых между собой, но впереди они не соединяются, видна рубаха. В Туле уже появляется глухая понева, с прошвой – вставкой из другой ткани.
– Поневу, как и килт, нельзя назвать юбкой, ведь мы говорим об этнографическом предмете, у которого есть свои особенности,
– говорит Наталия Моисеенко.
– В разных уездах и деревнях поневу носили по-разному. Костюм был многослойным, подчеркивал красоту и дородство женской фигуры. Худышке выйти замуж было непросто.
У женщины могло быть до 10–15 понев для разных случаев жизни: попроще – повседневные, богато украшенные – праздничные. К каждой поневе полагались своя рубаха и заневеска, то есть фартук, и даже обувь. С возрастом костюм менялся: пожилая женщина носила поневу «без украсов», так могла одеваться женщина и «по печали». А вот то, что в «дизайне» поневы каким-то образом отражалось количество рожденных детей, – миф.
Своими руками
Сложно представить, сколько времени и труда вкладывали наши прапрабабушки в создание своего костюма. Каждый предмет нужно было вручную раскроить, сшить и украсить, но сначала – соткать ткань, а для этого обработать льняное, конопляное волокно или шерсть, спрясть нитки. Лен и овечек тоже надо было вырастить. Вот такая была тесная, нерушимая связь с родной землей, которая и кормила, и одевала. Покупались только материалы для украшения – галуны, позументы, ленты, блескуны. На них женщина зарабатывала сама, продавая пряжу, холст, продукты.
– Полотно на поневе говорило о мастерстве хозяйки. Этнограф Наталья Лебедева в 1925 году писала, что жительниц села Подбужье Хвастовичского района в соседних деревнях называли «чумазыми», потому что они не умели выделывать шерстяное полотно, и поневы у них были плохие. Хотя здесь, на выставке, мы видим подбужскую поневу, и она великолепна.
Как правило, поневу шили из синей ткани в клетку. В годы Первой мировой войны синяя краска пропала, и поневы стали делать из черной шерсти.
Посетители выставки обращают внимание на элемент рязанского костюма – «воротничок» из лент. Шелковых лент в советское время было не достать, и женщины заменяли их на капроновые. Традиция ношения этого украшения сохранялась, а мастерили его из того, что было доступно.
Универсальный мотив
Наталия Моисеенко рассказывает интересный случай, который произошел в Санкт-Петербурге.
– Мы приехали в Кунсткамеру – музей антропологии и этнографии. Вижу: висит кусок шерстяной ткани из трех сшитых между собой полотен, и рисунок очень похож на наше Подбужье или Ружное Брянского уезда. Но это – Сенегал! Читаю описание: «Женская одежда, которая появляется в жизни девочки при достижении ею совершеннолетия во время обряда инициации». Если бы мы больше знали друг о друге, то причин для споров и непонимания у нас было бы совсем мало.
Удивительно, но старинная понева выглядит очень актуально и вполне может стать частью современного костюма. Представьте вместо лаптей – кроссовки, вместо рубахи – черную водолазку, добавьте яркие колготки или джинсы, броские украшения, контрастные пряди в волосах, и получится выразительный и модный образ.
Выставка продлится до 10 ноября. Организаторы планируют обширную познавательно-просветительскую программу. Все, кому дороги традиции и интересен народный костюм, смогут узнать многие тайны этого древнего сакрального предмета – поневы.
Мероприятия в рамках выставки «Понёва»
10 и 31 октября в 17:00 – лекция Наталии Моисеенко о калужском костюме с демонстрацией надевания наряда Жиздринского уезда Калужской губернии.
11 и 15 октября в 15:00, 23 октября в 17:00 – кураторская экскурсия Наталии Моисеенко и Михаила Силаева.
19 октября в 12:00 – спектакль «Сказ про то, как понёва на свадьбе появилась» в исполнении фольклорного коллектива «Семёнов день» (Москва).
26 октября в 12:00 – лекция коллекционера и исследователя традиционного народного костюма Игоря Климова «Тульские типы народной одежды: локальное многообразие, историческая динамика, художественный образ».
Программа будет дополняться!
Фото Антона Забродского