В Яловке 9 июня в день Вознесения Господня, который в народе называется Ушестье, прошёл старинный весенний обряд «Вождение стрелы», имеющий языческое происхождение. Корни и большинства других народных наших праздников тоже уходят во времена дохристианской Руси. Посвящались они языческим богам: Велесу, Даждьбогу, Перуну… Именно последнему, как сказала в нашей беседе профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского доктор искусствоведения Нина Михайловна Савельева, и посвящался в древности обряд, проведённый в четверг в Яловке.

Историей нашей красногорской, а точнее яловской и увельской «стрелы», Нина Михайловна занимается всю жизнь, начиная с 60-х годов прошлого века. И всё равно приезжает к нам на Ушестье практически каждый год. Вот и сейчас тоже не удержалась. «Вы не знаете, каким богатством владеете, — восторженно говорит она. – Это что-то невероятное, потому что пришло из глубокой старины. Вообще этот обряд распространён ещё в Новозыбковском, Клинцовском, Гордеевском районах Брянщины, в Ветковском районе Гомельской области Республики Беларусь. На Украине тоже есть его отголоски: в сёлах Черниговщины зафиксирована музыкально-поэтическая форма хороводной песни. Но лучше всего весь обряд в его старинном, архаичном духе сохранился у вас, в Красногорском районе: в Яловке, а ещё полнее – в Увелье. Но только, к сожалению, всё меньше остаётся старожилов, помнящих все детали. Вот почему так важно успеть записать обряд для наших потомков».

Оказывается, это не просто хороводы и песни, а тайный магический многовековой ритуал – оберег. Он призван был защитить людей от ударов стихии, от бед, а всю энергию неба отвести на землю, дать ей плодородия, а следовательно, богатый урожай. А будет хлеб – будет и сама жизнь.

Обряд связан был с выходом в поле, где посажены озимые, куда вели стрелу от села.

Стрелой называется и линейный хоровод, когда женщины, взявшись под руки («под пахи»), идут рядами по улице и поют:

Ой и шла стряла у канец сяла,
Ой, лёли, у канец сяла… у!
И убила стряла добрага маладца…у!

Перед природной стихией человек всегда был бессилен. Вот и старались наши предки, как могли, защитить себя. А теперь вот те немногие оставшиеся посвящённые в таинство старинного ритуала жительницы Яловки и Увелья стараются защитить и всех нас. Вот почему так важно, чтобы у нас и дальше сохранялся этот обряд, эта ниточка из глубины веков, завещание наших предков — радимичей. Вот почему к обряду подключились и работники культуры района: чтобы перенять, увидеть, а потом и участвовать в вождении стрелы.

Ушестье всегда празднуют в четверг, на 40-й день после Пасхи. 40 – число сакральное, обращено к ушедшим нашим предкам. Считается, что весной их души возвращаются на землю и содействуют родне в выращивании урожая.

В Яловке стрелу начинают водить всегда после обеда. Хлебом-солью встречали гостей: главу района Н.М. Белоус и ректора Брянского аграрного госуниверситета, депутата областной Думы Н.М. Белоуса, уроженцев Яловки, и всех приехавших в это село в тот день. Нина Михайловна душевно поздравила собравшихся с праздником, пожелала здоровья, радости, благополучия и хорошего урожая. Николай Максимович тоже поздравил земляков, подчеркнул, что всегда рад приезжать в родное село. «Здесь моя родина, и это всегда со мной. Я патриот своей земли, патриот родной Брянщины», — сказал он и пригласил юношей и девушек поступать в агроуниверситет на бюджетное отделение, чтобы и дальше связать свою судьбу с родной землёй.

Глава Яловского сельского поселения А.В. Белоус поблагодарил гостей за добрые пожелания и, обратившись к жителям поселения, призвал беречь традиции и брать пример с тех бабушек, которые сегодня будут начинать старинный хоровод.

И вот разворачивается само действо. Команду к его началу подаёт одна из старейших жительниц села Анна Дмитриевна Белоус. Её подхватывают Мария Михайловна Яцкова, Анастасия Прокофьевна Шишкун, Анна Антоновна Клименок, их односельчанки, работники культуры Красной Горы и Любовшо. В хоровод вовлекают и гостей. Выносится кудель, разыгрываются обрядовые сценки. Тут вам и Дрема, и Цыган. И вот заключительный аккорд праздника – все становятся в линейный хоровод, чтобы отвести стрелу в край села. А мы прощаемся с гостеприимной Яловкой, с её добрыми и трудолюбивыми жителями и уезжаем с надеждой, что до следующего года все они будут здоровы, чтобы было кому передать их традиции и древние знания, что впитали они с молоком матери. В воздухе разлита благодать, создаётся ощущение соединения времён. На дворе 21 век – а мы сегодня увидели то, что происходило на этой земле столетия назад. Это просто чудо какое-то! Чудо и то, что в этот день после обеда, что является приметой обряда, всегда идёт дождь. Как говорит мне Н.М. Савельева, «хоть несколько капель». И дождь был. Настоящий, весенний (весна в понятии русского народа длилась от Благовещенья до Ушестья), перемежающийся с солнцем. Как примета на богатый плодородный год и на то, что всё у нас будет хорошо.

Елена Севрюк.

Фото автора.

От автора: Дорогие красногорцы! У нас есть такой редкий замечательный обряд, посмотреть который приезжают из самой столицы. Давайте в следующем году его активно поддержим, чтобы не было поздно.

1516171819212223

Из века в век

На 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели, православный мир отмечает Вознесение Господне. Вознесение Иисуса Христа в горние обители трактовалось народом так: «До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос Воскресе улетает».

До наших дней дошли предания, как «ушестие» Христа происходит. Во время обедни в день Вознесения над церковными куполами открываются небеса и опускается лестница, по ней сходит на землю все небесное воинство (ангелы и архангелы), они останавливаются в ожидании Христа. С первым ударом церковного колокола все вместе они возносятся на небо. Правда, как утверждали предки, это дано узреть лишь праведникам.

Народным названием праздника было — «Ушестие». В народном аграрном календаре оно считалось рубежной датой: на него приходится расцвет весны, далее идет поворот к лету. К Вознесению (Ушестию) и приурочивали «проводы весны».

Опираясь на данные диалектологической картотеки филиала Брянского госуниверситета в г. Новозыбкове, можно проследить связь значения данного слова с диалектным глаголом «ўшива́ться», бытующим на территории юго-западных районов Брянской области и имеющим значение: "быстро уходить, убегать": «Мы сяди́м, разгавля́имси, ату́тжо́нка Стяпа́на ў ха́ту ўско́чила, дак ён и ўшы́вся бы́стрянька» (Пыленок Алексей Иванович, 1925 г.р., с. Перелазы).

Ўшестье встречается в говоре только в качестве диалектного синонима, совпадающего с белорусским и украинским литературным наименованием «вознесения».

Недаром говорят в этот день: «С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу Богородицу из-под белой ручки глядит».

Утром на Вознесенье плачет Мать-Сыра-Земля росой обильною по удаляющемся с нее госте-Христе. Эта, «вознесенская», роса наделяется целебною силой.

В день Вознесения исполнялось множество других магических обрядов, связанных с плодородием полей. В этот день в деревнях проходили молебны, в которых просили Бога о благоденствии людей, чтобы он направлял мысли, поступки в нужное русло.

Есть у праздника и другое название: Вождение стрелы (вождение сулы, похороны стрелы) – древний обережно-аграрный весенний обряд, присущий Восточному Полесью.

На Брянщине обряд сохранился в сёлах Вихолка, Верещаки Новозыбковского района, в селах Яловка и Увелье Красногорского района. Все это находит отражение и в одежде, и в языке жителей пограничного региона.

Праздники в деревне составляют важную сторону общественной и семейной жизни народа. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке.

Тип народного праздника «Ушестие» — обрядовый, он включает в себя систему обязательных действий (ритуалов). Компонентами его являются: «зачин», «разгул», «перелом» и «спад». Праздничные действия — обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно — нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

Праздник привносил особую эмоциональную окраску радости, чувство защищенности, а главное единения людей.

В настоящее время, в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России, народные праздники — это тот элемент духовной культуры, на который нужно опираться, чтобы воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.

Опрос о празднике проводился у женщин фольклорного ансамбля: Любови Петровны Куканос, Анастасии Михайловны Арещенко, Пелагеи Васильевны Шломы, Анастасии Ефимовны Барздун, Анастасии Михайловны Осипенко.

Нина Табашникова, библиотекарь Увельской сельской библиотеки.

Праздник Ушестье в Яловском поселении

На Ушестье с утра все собираются в церковь на молебен, а затем после 14-00 идут водить «Карогод».

В этот день женщины надевают свойственные этой местности народные костюмы. Костюм стоит из рубашки-сцельницы с вышитым узором на рукавах, которым повторяется по краю рубашки и виден из-под юбки. Юбка может быть красная, голубая или какого-нибудь другого яркого цвета. На голове повязан платок. Для Яловки характерны самотканые льняные белые с красным орнаментом, завязанные особым способом платки.

К центру села с обеих его сторон идут, «держась под пахи», линейным «карогодом» женщины, которые поют «стрельные песни».

Одна из таких песен:

Заря моя, заря белая,
Заря белая да вечерняя
И чего, заря, рано стухаешь?
Ти от дождику, ти от ветрику,
Ти от той хмары, хмары тёмныя.

Так женщины с песнями в линейном хороводе идут к центру села, где уже собрались люди, а также ряженые: «Старец» и «Старуха». Начинается следующее действие обряда.

Жители села становятся в хоровод. В хороводе поют песни с долгим протягом после куплета «у-у-у», так называемые «гукальные» песни. Считается, что водить хоровод, значит отгонять нечистую силу и прибавлять здоровье, поэтому берут с собой в хоровод и детей.

Старец (низкого роста женщина, переодетая в мужскую одежду) и Старчиха (худой мужчина высокого роста, переодетый в женскую одежду) не только смешат народ, но и своим присутствием как бы содействуют плодородию нивы и продолжению рода. У «Старца» так называемый «цапок», которым он пугает детей, останавливает машины, автобусы, ему дают выкуп, который кладут ему в сумку.

Главных действующих лиц в Яловке называют «Дрёма» и «Цыган». Это ряженые, комические персонажи, которые вносят в обряд элемент игры. Дрёму, «трудолюбивую» работницу, на протяжении всего праздника Цыган погоняет длинным пастушьим кнутом. «Ой Дрёма, Дрёма, тай проснися!»

Дальше идёт хоровод-стрела на край села, где жито растёт, и продолжают петь «стрельные» песни, в которых есть обращение к стреле: «Як пушчу стрялу дай уздоўж села, ох і вой лялю, дай уздовж села…».

Вместе идут и ряженые, и все жители села. Идут, не расцепляя рук. Этим действием как бы отводят молнию от села.

Здесь идёт заключительный этап обряда, то есть закапывание чего- либо в землю — «пахование стрелы»: на хороший урожай и благополучие всех жителей деревни, и чтобы отвести грозу от людей.

В Увелье, например, «стёжку зарывали», т.е. ленту. Ещё срывают колосья ржи, ею обвязываются вокруг пояса «чтоб не болела поясница», а колосья домой приносят, «чтоб голова не болела» — отваром из них в течение года моют голову или умываются. Считается обязательным «качаться в жите» с целью избавления от болезней и получения жизненных сил для летних работ в поле.

Там же на ниве каждая из женщин должна была съесть блины и яйца, а «лесенку»- это изделие из теста, которое пекли заранее, подбросить высоко вверх и сказать: «Прими, матушка этот праздничный дар, а взамен дай хороший урожай».

Люди в последний раз пели весенние песни «карагода», после этого дня они оказывались под запретом до следующей Пасхи.

Обязательной приметой этого дня служит гроза. После обрядовых действий ближе к вечеру обычно начинается сильный дождь с громом и молнией, но жители этих мест уверены, что она не принесёт им несчастья.

Поиск

Журнал Родноверие