Почему неоязыческая община на Кавминводах признана экстремистской и запрещена?

Уже второй раз на Ставрополье запрещают деятельность общины инглингов (так сами себя называют неоязычники-светоносцы). В 2002 году по иску Минюста была ликвидирована кавминводская община староверов «Дети Перуна», а на прошлой неделе по иску прокуратуры запрещена община в Минеральных Водах. В отношении пятерых членов возбуждены уголовные дела по признакам экстремизма.

Потомки светлых богов Асии

Ставропольский краевой суд под председательством Елены Строчкиной 21 августа признал экстремистским сообществом и ликвидировал кавминводскую общину последователей Древнерусской церкви православных староверов-инглингов.

Инглинги (самоназвание – светоносцы) впервые появились в Омске в 1991 году, это движение создал инженер Александр Хиневич, который сам же и стал официальным его «первосвященником». Главным храмом нового культа стал храм мудрости Перуна, перестроенный в 1994 году из старой библиотеки в Омске (кстати, этот город сами инглинги провозгласили Асгардом Ирийским – полумифическим местом, откуда якобы пошло человечество).

Уже много лет власти России ведут системную борьбу против инглингов. Причем началась она именно с Пятигорска

Адепты Хиневича утверждают, будто сумели сохранить в тайниках летописи, содержащие сведения о далеких событиях на территории древней (ведической еще) Руси. Сам же основатель движения инглингов любил повторять: «Для православных мы – язычники, а для язычников – православные».

Религиоведы относят инглингов к неоязыческому культу жреческого типа, в основе которого лежит расовая теория. Священная книга староверов – «Славяно-арийские веды» – прямо и провозглашает верховенство Белых Людей.

К слову, «Славяно-арийские веды» официально не запрещены, их легко можно отыскать в интернете. Я не поленился, прочел почти всю книгу. Лихо же написано, увлекательно – вроде «Волкодава» Марии Семеновой или «Гиперборея» Юрия Никитина. И не сразу сообразишь, что это не фантастический роман.

Как Минюст запрещал Дживу

По подсчетам самого Хиневича, сейчас во всех регионах страны действует более 50 общин инглингов (подавляющее большинство, разумеется, не зарегистрированы официально). Уже много лет власти России ведут системную борьбу против инглингов. Причем началась она именно с Пятигорска, где еще в конце 2002 года по иску краевого управления Минюста была ликвидирована религиозная община инглингов «Дети Перуна».

Храм староверов располагался в частном домике в Ессентуках, прямо на берегу Подкумка. Община диковинной для Ставрополья веры насчитывала десяток человек, а старейшиной ее был Николай Алхимов (ныне член Совета русского и других славянских народов Ставропольского края). Кстати, община была официально зарегистрирована Минюстом еще в 2000 году.

Следом в Омске – также по иску Минюста – были скопом запрещены и ликвидированы Духовное управление инглиистической церкви, Асгардское духовное училище, воскресная храмовая школа «Мидгардъ», мужская и женская духовная семинарии, а заодно и духовная миссионерия «Джива – храм Инглии».

Основатель движения инглингов любил повторять:

«Для православных мы – язычники, а для язычников – православные»

Деятельность всех этих общин с замысловатыми названиями была признана противоречащей федеральному закону о противодействии экстремизму. Скажем, в «Славяно-арийских ведах» нашли призывы к расовой чистоте, главным символом инглингов оказалась свастика (не нацистская, естественно, а ведическая); приветствовали же они друг друга жестом, знакомым всем как sieg heil! А семинарии и духовное училище в Омске занимались образовательной деятельностью без лицензии.

В 2006 году решением Краснодарского краевого суда по иску прокуратуры региона была запрещена деятельность общины инглингов в столице края (ее сайт также признан экстремистским), а в 2008 году аналогичное решение вынес Майкопский городской суд в отношении инглингской общины Адыгеи. Кстати, эти две общины (в отличие, скажем, от пятигорской или омских) действовали без официальной регистрации.

Капище надвое не делится

Неоязычество, бурно возродившееся в России после распада Советского Союза, все еще остается маргинальным религиозным течением. Но даже в среде самих неоязычников отношение к детищу Александра Хиневича крайне настороженное.

Еще в конце 2009 года две крупнейшие российские неоязыческие организации – «Союз славянских общин славянской родной веры» и «Круг языческой традиции» приняли обращение, касающееся идей Хиневича, которого назвали псевдоязычником, и его сподвижников.

Главы объединений заявляют:

«Мы не можем считать данных авторов и сочинителей идеологами современного язычества (в том числе славянского – родноверия) и выразителями идей традиционной культуры… Мы не можем разделить идеологические и околонаучные взгляды перечисленных лиц и их последователей»

Из Горячеводской казачьей общины исключили Андрея Чегодаева: он язычник-родновер, а это противоречит уставу казаков

Также инглингам был запрещен вход на родноверческие капища и обряды.

Кстати, в 2009 году сам Хиневич был приговорен в Омске к полутора годам лишения свободы условно за организацию экстремистского сообщества. Хотя от проповеднической деятельности не отказался...

И это, похоже, не последнее уголовное дело в отношении инглингов в России. В начале августа сотрудники краевого Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) и управления ФСБ провели массовые обыски у членов общины «Дети Перуна» на Кавминводах. По сообщению силовиков, у них изъяли запрещенную литературу, аудио- и видеоматериалы, которые инглинги распространяли в интернете (в том числе через свой паблик «ВКонтакте»).

Краевой Следственный комитет возбудил два уголовных дела по ч.2 ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды организованной группой) в отношении пятерых человек: это Антон Гавришев, Александр Семенов, Наиля Ключанцева, Игорь и Галина (брат и сестра) Литвиненко. В настоящее время все они находятся под подпиской о невыезде.

Чья вера истинная? Атаман решит!

Параллельно с расследованием дела в отношении активистов инглиистской общины ФСБ расследовала дело астраханской ячейки этнополитического объединения (ЭПО) «Русские», лидер которого Александр Белов-Поткин сейчас находится в СИЗО по обвинению в хищении.

В рамках дела по сообществу «Русские Астрахани» обыски прошли, в том числе у неоязыческих активистов на Ставрополье – Дмитрия Чернова (Лермонтов) и Оксаны Борисовой (переехала из Минеральных Вод в Санкт-Петербург).

Результат неизвестен. Но сомнения в том, что это звенья одной цепи, нет. А еще одно звено – это возбуждение в середине мая Следственным комитетом уголовного дела в отношении 37-летнего ставропольца Виктора Колосова по ст.148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Свои религиозные взгляды он позиционирует как «темное язычество», а обвиняют его в распространении антихристианских лозунгов.

В спецслужбах и не скрывают, что такое отношение к неоязычникам на Ставрополье связано с событиями на Украине. На недавнем совещании в правительстве края вице-премьер Юрий Скворцов (кстати, бывший заместитель начальника краевого управления ФСБ) попросил журналистов обратить пристальное внимание на неоязычников-ставропольцев, воюющих на юго-востоке Украины.

Неоязычество, бурно возродившееся в России после распада СССР, все еще остается маргинальным религиозным течением

Это, в частности, 19-летняя снайперша Юлия Толопа из Благодарного (воюет в добровольческом батальоне «Айдар» Сухопутных войск Украины) и Сергей-Яромир Букреев (боец батальона «Азов» Национальной гвардии МВД Украины).

К слову, борьбу с неоязычниками на Ставрополье пытаются вести не только спецслужбы и светские власти, но и... казачество.

В феврале из Горячеводской казачьей общины решением внеочередного круга был исключен Андрей Чегодаев – на том основании, что придерживается неправильной веры: он язычник-родновер, а это противоречит казачьему уставу. Сам Чегодаев обратился в суд (нонсенс!), где пытался доказать, что устав противоречит Конституции России, закрепляющей свободу совести.

Однако судья Ирина Шевлякова восстанавливать казака в Горячеводском обществе отказалась. Сейчас Чегодаев со своим адвокатом обжаловал это решение в краевом суде. Он по-прежнему уверен, что не дело государства и уж тем более казачьих атаманов – решать, чья вера истинная.

Карта происшествий

Поиск

Журнал Родноверие