Человеческий голос — наиболее сильный и очевидный маркер «этого» мира. В такой же роли выступают звуки и шумы, производимые с помощью предметов хозяйственной утвари и хозяйственных механизмов и отличающие мир человека от потустороннего, в котором, согласно традиционным представлениям, отсутствуют все эти звуки.

Голос и звук создают своеобразную ограду, защищающую пространство от опасности. Но в отличие от других видов магической ограды (создаваемой, например, опахиванием, обходом, очерчиванием и под.), проходящих по периметру охраняемого пространства, человеческий голос или звуки человеческого мира заполняют все пространство целиком настолько, насколько они бывают слышны. Показательно, что в Полесье существовала даже мера расстояния, где за единицу измерения бралась мощность человеческого голоса или голоса домашнего животного...

Для ограждения пространства от приближающейся опасности его «заполняют звуками», принадлежащими человеческому миру, создавая на расстоянии слышимости звука невидимую преграду. У карпатских украинцев в Сочельник перед ужином хозяин обходил вокруг дома, ударяя камнем о косу (КА 1991, Луквица богород. ив.-фр.), у сербов это делала девушка, стуча ключом о кочергу [ТруриЬ 1934, с. 203]. У болгар в день св. Еремея хозяин обходил хозяйство, стуча в хлебную лопату [Захариев 1918, с. 158, Кюстендилско], у сербов это делала хозяйка дома, стуча колом в лопатку, которой выгребают жар из печи [НиколиЬ 1936,с. 119, Сретечка жупа]. На какое расстояние разносился звук, на такое змеи не будут подползать к дому в течение всего года. ...

В этой же функции использовался и ритуальный крик.

В Словении в день св. Павла (25.01.) парни поднимались на возвышенность и оттуда кричали:

«Павел, беги, пусть тебя холод не доста нет!»

Куда дойдет их голос, на таком расстоянии туман и холод не повредят посевам [Кпгеі 1970, 8. 339]. ...

В Моравии в день Трех королей (6. 01) выходили в сад и громко кричали: «Каспаре, Мельхиор, Бальтазар!» — считалось, что на расстояние слышимости злодеи не смогут подойти к дому [ВаПо8 1892, 8.25]

Сербы заполняли охраняемое пространство своим именем, которое выкрикивалось и должно было замаркировать, «застолбить» участок территории, с этого момента становившийся недоступным для змей, града и проч. В Словении в день св. Павла кричали дети, чтобы их крик разносился далеко вокруг — на такое расстояние туман не повредит посевы [МосіегпсіогГег 1946, 8.27].

Левкиевская Е.Е. "Голос и звук в славянской апотропеической магии"

Поиск

Журнал Родноверие