Изначальные цель и задачи ФТР

Изначальная цель ФТР — содействие формированию позитивного образа язычества в обществе и распространению адекватной информации о языческих религиях в России, о славяно-русской традиции, языческих верованиях коренных народов, последователях европейских традиций в русскоязычном пространстве

Задачи:

  • активное взаимодействие со СМИ и донесение позиции языческого сообщества через СМИ;
  • проведение социологических опросов и замеров внутри сообщества;
  • подготовка аналитических материалов и экспертных мнений по общественно важным вопросам;
  • правовая консультация язычников по юридическим вопросам;
  • пропаганда легалистского пути развития язычества (регистрация общин);
  • медийная презентация адекватного язычества в публичном поле;
  • работа по разграничению адекватного возрождаемого язычества от New Age и псевдоязыческих симулякров;
  • пропаганда интеллектуального язычества, развитие теологии, проработка спорных вопросов и тем и т. п.

Основной лозунг «Мы — это вы» адресован от лица язычников в адрес гражданского общества, и подтверждает, что «мы, язычники, — такие же обычные граждане России».

В языческом сообществе Фонд традиционных религий выполняет функции think tank, фабрики смыслов.

Результаты работы ФТР за три года

За три года работы Фонда традиционных религий мы достигли значительных успехов по заявленным задачам.

Наши комментарии, дебаты, интервью и проекты освещались и упоминались на православном телеканале «Спас», РЕН ТВ, на сайтах Лента.ру, Независимой газеты, FederalCity, «Религия сегодня», на радио «Голос России», на портале Credo.Press и центра исследований и экспертиз «Этна»; в статьях научно-популярных сборников религиоведов. Все эти материалы продублированы на сайте ФТР.

Мы часто выступали закадровыми консультантами для журналистов и исследователей, спикеров, респондентов, помогали собирать анкетные данные для опросов, давали аналитические оценки и высказывали мнения по вопросам, касающимся язычества в России. Брали комментарии у исследователей, журналистов, в пресс-центрах городов и т. д.

Мы провели ряд уникальных самостоятельных социологических исследований современного язычества (включая представителей разных традиций), а также собрали серию редких интервью. Некоторые из них были опубликованы в религиоведческих изданиях либо освещались в СМИ:

  • О воспитании в традиции и влиянии современности.
  • О преподавании основ языческих традиций в школах.
  • Отношение язычников к многоженству.
  • Отношение к смерти и погребению.
  • Опрос мнений о языческом миссионерстве.
  • Опрос о будущем язычества, если его запретят.
  • Опрос мнений о введении института омбудсмена по свободе совести.
  • Опрос мнений об акции «Бессмертный полк».
  • Интервью с язычниками из Росгвардии и спецслужб.
  • Исследование Федерального списка экстремистских материалов о процентном соотношении представленного языческого и иного религиозного экстремизма.

Наш аналитический материал о последователях современного язычества среди осужденных «Неоязычество и ФСИН», содержащий конкретные предложения по реформам законодательства, был освещен в «Независимой газете» с привлечением комментариев пресс-службы ФСИН и экспертов.

Мы рассылали наши аналитические материалы и сборники журналистам, исследователям современного язычества, на кафедры университетов, в правозащитные центры; членам Совета по правам человека при президенте РФ; уполномоченному по правам человека в РФ Т. Н. Москальковой, в Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации; в комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений; в Федеральное агентство по делам национальностей; в адрес ФСИН; в Центр исследования межнациональных отношений; в Ассамблею народов России; институт этнологии и антропологии РАН и др.

Отдельный успех ФТР — «Красная лента», интерактивный проект систематического мониторинга преследований и ЧП, связанных с нарушением права на свободу совести и вероисповедания последователями современного язычества.

Запуск этого проекта освещался в СМИ на сайте «Независимой газеты», привлек внимание исследователей (Р. Шиженский охарактеризовал КЛ как «новую институцию современного язычества»), журналистов и правозащитников (упоминался центром «Сова»), а также язычников из других стран. Поступали вопросы о создании аналогов «Красной Ленты» для Польши и стран СНГ.

За три года деятельности «Красной ленты» мы составили достоверную карту регионов ЧП и собрали статистические данные о том, как именно язычество репрезентируется в СМИ, как и какие информационные и образовательные кампании против современных язычников проводит Русская Православная Церковь. Были отловлены фэйки, отслежены и прокомментированы инфовбросы, подробно разобраны лживые обвинения и диффамационные статьи т. н. «сектоборцев».

Средняя оценка — это свыше 60 различных по характеру антиязыческих ЧП и выступлений в год, преимущественно категории «враждебных высказываний» и «институциализации вражды». С начала мониторинга до весны 2022 года — свыше 160 задокументированных ЧП.

В рамках работы ФТР мы приняли участие, очно и заочно, в нескольких религиоведческих конференциях и секциях, таких как III Конгресс РРО в Санкт-Петербурге (2019).

Помимо этого, наши корреспонденты посещали традиционные праздники в Хакасии. Был совершен официальный визит и проведена съемка интервью с верховным шаманом Республики Тыва и России Кара-оолом Допчун-оолом. Результатом стало открытое письмо от русских язычников, в котором была поддержана инициатива регистрации шаманизма как еще одной «большой конфессии». Эту новость о дружбе русских родноверов и сибирских шаманов широко растиражировали федеральные СМИ.

Наши юристы разъясняли федеральные законы и принимаемые к ним поправки, оказывали консультации единоверцам, помогали подготовить ходатайства, документы для уведомления Минюста о создании религиозной группы, писали обращения в пресс-службы судов, помогали выстроить правильное поведение и линию защиты в суде. ФТР освещал проходившие дела и их результаты.

Ещё одно важное направление, поддержанное Фондом, — это повышение интеллектуального уровня язычества, необходимое развитие самостоятельной теологии и философской публицистики, на уровне которой можно достойно полемизировать с богословами других религий и конвертировать теологические доктрины в конкретные «основы вероучений» и другие, полезные при юридической деятельности, определения и документы.

Самооценка опыта работы

Масштаб задач и функций ФТР требует систематической работы целой команды людей, получающих заработную плату, и операционного бюджета для воплощения проектов.

Команда ФТР варьировалась по составу и работала на энтузиазме, что положительно сказывалось на мотивации (работа не зависит от зарплаты редакции), но отрицательно на затратах времени и охвате всех необходимых направлений.

Ставка на финансирование проекта только за счет пожертвований язычников оправдана этически, но фактически ошибочна, потому что современные язычники неспособны на полноценную систематическую поддержку собственных представительских институтов. Главенствует инфантильное клише «пожертвования — это как у РПЦ», желание получить все бесплатно под видом «духовного подвига» тех, кто делает.

ФТР выражает благодарность тому небольшому количеству людей, которые поддерживали проект финансово все эти годы.

Субъективно операционный бюджет проекта масштаба Фонда требует минимум 150–200 тысяч рублей в год, без учета минимальной денежной стимуляции участников команды. Общие затраты Фонда (пожертвования и личные средства редакции) за 2019–2022 годы укладываются в 150 тысяч рублей. Основные статьи расходов: разработка, поддержка и развитие сайта ФТР, поездки на конференции и в регионы.

Ошибочным был отказ от закупки и продвижения в сетях контекстной рекламы, частично он продиктован низким операционным бюджетом.

Практически невостребованной со стороны язычников оказалась юридическая служба ФТР, в рамках которой мы собрали специалистов по различным отраслям права, готовых оказывать помощь единоверцам на бесплатной или дисконтной основе. Это говорит о фактическом низком уровне правового сознания современных язычников и об отсутствии мотивированного движения к институтам и механизмам государственной власти. Последний опрос о регистрации общин как религиозных групп продемонстрировал непонимание язычниками механизмов работы и юридического взаимодействия с государством (заявления, обращения, иски и т. д.), несмотря на то, что 76 % язычников поддерживают стратегию полной легализации и развития язычества в законном поле.

Не удалось наладить полноценное взаимодействие с правозащитой, потому что для них неоязычество все еще остается диковинным зверем из мира НРД, с «негативным политическим шлейфом национализма».

Язычниками не был поддержан призыв массового «хождения в прессу», с целью исправления медийного образа современного последователя старых традиций. Ситуативно это удавалось славяно-языческим общинам Центральной России, деятельность которых освещали местные городские и региональные газеты и информационные сайты.

Удалось добиться респектабельного позиционирования в религиоведческой среде, что конвертировалось в соответствующие оценки в СМИ. Увы,это достижение осталось разовым и незакрепленным.

Не удалось реализовать несколько программ, репортажей и эфиров на федеральном телевидении, а также опубликовать некоторые статьи в популярных интернет-изданиях и интервью с крупными спикерами.

Пандемия COVID-19 сорвала согласованную на весну 2020 г. встречу главного редактора ФТР Евгения Нечкасова с Владимиром Легойдой, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ МП, руководителем пресс-службы патриарха Кирилла.

К сожалению, не удалось ответить на все приглашения посетить коренные народы, их ритуалы и празднества с целью съемок интервью и документальных фильмов для ФТР.

Сделаны только первые шаги для налаживания необходимого взаимодействия между современными язычниками и коренными народами, сохранившими свою веру. В этом направлении есть острая необходимость в специалистах и полноценной «языческой дипломатии».

Не удалось сформировать пассионарную часть язычников, в том числе известных жрецов и волхвов, поддерживающих выход язычества в легальное поле.

С большим сожалением вынуждены прямо констатировать наличие сознательного противодействия, распространения лжи и дискредитации работы ФТР со стороны отдельных представителей и сообществ современного язычества, которых открыто приглашали к сотрудничеству. Язычникам еще только предстоит осмыслить феномен такого поведения единоверцев, которые сознательно не желают развития всего языческого сообщества.

Отталкиваясь от доступных финансовых и временных ресурсов, уровня поддержки языческим сообществом, идейной мотивации и кадров, редакция ФТР оценивает свою работу и достигнутые результаты как удовлетворительные и адекватные возможностям.

Часть 2

Поиск

Журнал Родноверие