Древние реликвии, найденное на полях сражений оружие и ценности, украденные зачастую прямо из могил, — экономический ущерб от черного рынка, на котором мародеры сбывают свои "трофеи", исчисляется десятками миллионов рублей. Многих "археологов" ловят и судят —за такие преступления грозит до 15 лет заключения. Впрочем, их это не останавливает. Как устроен нелегальный бизнес и почему никто не может найти управу на копателей — в расследовании РИА Новости.

Из глубин веков — в интернет

Александр зарабатывает перепродажей вещей на "Авито" уже четыре года. Сначала торговал карнизами и часами, но потом нашел более прибыльный товар — исторические артефакты. За пару месяцев выручил 150 тысяч рублей. Сегодня его аккаунт буквально забит предложениями: античные украшения, бронзовый топор, бусы VIII века, наконечники стрел и прочие древности.

12
Лоты Александра, выставленные на “Авито”

13
Лоты Александра

О происхождении этих предметов он говорит уклончиво и неохотно. Якобы купил на аукционе для личной коллекции. Никаких подтверждающих это документов нет, однако продавец уверяет, что это скорее плюс.

"Нет бумаг — значит, нет улик. Откуда эти лоты —останется тайной. Ну а легенду об их приобретении можно придумать всегда"

Этим промышляли еще в XVI веке: русские первопоселенцы выкапывали золотые артефакты в Сибири. В советское время возник термин "черные копатели": так называют охотников за любыми историческими реликвиями.

Сейчас этот рынок частично перешел в интернет и сильно разросся. На специальных торговых площадках и форумах — сотни тысяч пользователей.

По подсчетам РИА Новости, в данный момент на двух крупнейших сайтах — "Мешок" и WW2 — 55 тысяч объявлений. Общая сумма лотов — 221 миллион рублей. За пять лет количество предложений на WW2 выросло в два раза, а частные коллекции пополнились как минимум 50 тысячами экспонатов, место которым в музее. Продают ценности и за границу — на eBay.

Чувство азарта

В тематических группах во "ВКонтакте" —почти 600 тысяч человек. Большинство — любители истории. Но сохранение культурного наследия волнует их в последнюю очередь.

Виктор Васильцов (имя изменено) заинтересовался так называемым копом еще три года назад, когда на дачном участке случайно наткнулся на старинную монету. Находку продал.

"Меня всегда интересовало прошлое. Получив пару тысяч из воздуха, почувствовал вкус легких денег. Копать — это хобби, как рыбалка. Дает чувство азарта. Почему бы на этом не зарабатывать", — рассуждает он.

14

Еще один торгующий в интернете охотник за стариной Сергей Панков (имя изменено) тоже этого не стесняется.

"Мы работаем, а любой труд должен оплачиваться. Я копаю даже зимой. Иногда вообще ничего не нахожу, но и сам поиск —удовольствие. Люди, которым принадлежали артефакты, уже давно в гробу, они им не нужны".

Согласно анализу РИА Новости, пик активности археологов-нелегалов — осенью и весной. Число объявлений в соцсетях резко увеличивается.

Чаще всего орудуют в Волгоградской, Калининградской и Смоленской областях. Добыча, как правило, — монеты и мелкая утварь. Среди редких и ценных находок — старинные украшения и фибулы.

"Археологи" забираются в заброшенные дома, устраивают экспедиции в лесах и на прибрежных территориях. Действуют не наобум: изучают историю местности и только потом обходят ее с металлоискателем.

15
Детали украшения сбруи коня древних славян из коллекции бронзовых украшений, найденной в процессе незаконной кладоискательской деятельности на археологических памятниках в районах левобережья реки Десны на юге Брянской области. Клад передан в дар Историческому музею

16
Большая лучковая фибула, найденная при исследовании грунтового могильника Киль-Дере близ Севастополя во время археологических работ, предваряющих строительство автотрассы "Таврида"

17
Петровская медная монета, найденная на территории строящегося парка "Зарядье", где проводится комплекс археологических

"Если находишь ценность, по закону полагается передать ее государству, — поясняет юрист Данил Косьяненко. — За это выплачивают 50 процентов ее стоимости. Но подобное происходит нечасто: люди не хотят терять деньги и предпочитают выставить артефакт на продажу. За мелочи вроде железных ложек уголовной ответственности нет. А вот за культурную ценность грозит статья"

18

"Стоя над "лежаком", сожалением не убивался"

Более 50 процентов черного рынка обеспечивают так называемые трофейщики — охотники за реликвиями времен Великой Отечественной. У коллекционеров ценятся жетоны немецких солдат, предметы амуниции.

Собирают и детали военной техники. На WW2 есть раздел, где можно приобрести даже восстановленные танки.

19
Выставленный на аукцион артиллерийский тягач

Поиски военных артефактов тоже требуют подготовки. Копатели покупают архивные карты РККА и документы из Германии, выясняют места активных боевых действий. По одному региону это стоит около трех тысяч рублей.

Заказывают и аэрофотосъемку. Исторические данные накладывают на современную карту. Применяют глубинные металлоискатели.

20
Объявление, выложенное во Вконтакте продавцом карт

Нелегальных археологов часто критикуют за циничное отношение к останкам погибших. Забирая ценные находки, они повреждают скелеты. Это мешает установить личность солдат.

"Прошлой зимой, работая с документами, я нашел немецкое кладбище 41-42 годов. Стоя над "лежаком", сожалением не убивался. На законы мне плевать: разрыть могилу врагов не аморально. Еще можно копать блиндажи: за год накопил на новую машину — "Ниву", — признается москвич Михаил Ромашкин.

21
Скелет солдата, погибшего во время Великой Отечественной Войны

Взрывоопасный бизнес

Отдельная проблема — сбыт тротила и фрагментов оружия. "Стволы" находят чаще всего в нерабочем состоянии, но в некоторых случаях их можно переделать в действующий огнестрел.

"Я не боюсь оружия. Бывает, обезвреживаю и продаю как ММГ (макет массо-габаритный, соответствующий оригиналу по размерам и массе. —Прим. ред.). Этого вполне хватает на новые "экспедиции". Но дело опасное: моему знакомому, например, повредило пальцы", — продолжает Ромашкин.

За это "археологам" грозит до 15 лет лишения свободы по статье 222 УК. И уличают их регулярно. По данным ГАС "Правосудие", за пять лет возбудили более 150 уголовных дел, связанных со сбытом найденного оружия.

22
Боеприпасы военного времени, найденные черным копателем

"Ловят с помощью подставных агентов: оперативники под видом покупателей приходят за товаром и тут же задерживают нарушителя. Даже если речь всего лишь о патроне, можно попасть под статью", — поясняет юрист Данила Косьяненко.

В Брянске в 2018-м арестовали черных копателей, собравших целый оружейный склад с двумя килограммами взрывчатки. Так называемый кратовский стрелок, в 2017-м убивший пятерых и ранивший шестерых, применял боеприпасы из раскопок.

23

Древности в обмен на биткоины

Еще одна статья — "Незаконные поиск и изъятие археологических предметов" (243.2). По ней грозит штраф в миллион рублей и до шести лет тюрьмы. Это направлено против тех, кто грабит археологические памятники, охраняемые государством. Именно там находятся самые ценные артефакты в хорошем состоянии.

"Многим из этих вещей место в музеях. Жаль, что они попадают в частные коллекции", — отмечает сотрудник РАН Ольга Зеленцова.

В прошлом году ФСБ изъяла у группы черных копателей во Владимирской области более тысячи археологических находок: старинные монеты, украшения, керамические сосуды. Все это извлекли из могильников муромского племени. Собирались продать. Археологи, прибывшие оценить урон, были в шоке.

"Перед нами — кладбище с открытыми ямами. Чтобы замести следы, некоторые могилы варварски засыпали песком. Иногда расхитители не беспокоятся и об этом — приходится собирать за ними черепа, кости рук и ног", — вспоминает Зеленцова.

24
Разграбленный археологический памятник. Последствие работы черных копателей

25
Разграбленный археологический памятник

Кроме того, злоумышленников обвинили и в разрушении культурного слоя почвы: только после его изучения археологи могут составить историческую картину местности.

По словам источника РИА Новости, знакомого с ходом следствия, преступники профессионально занимались "копом" на протяжении полутора лет. В мессенджерах пользовались шифром.

26
Коллекция археологических находок, изъятая у черных копателей во Владимирской области

27
Коллекция археологических находок, изъятая во Владимирской области

"Каждые выходные разбивали лагерь на могильниках. Иногда к ним присоединялись другие копатели. Делили просто: кто нашел, тот и забрал. Отследить оборот денег по банковским картам так и не удалось.

Ущерб от их действий — порядка 100 миллионов рублей",

— говорит собеседник РИА Новости

Следствие продолжается, впереди суд.

Как отмечает Ольга Зеленцова, подобных происшествий так много, что российские археологи уже даже бросили вести статистику уничтоженных памятников: почти 90 процентов пострадали от нелегальных раскопок, включая курганы и места древних поселений, которые не успели обнаружить ученые.

Большинство археологических памятников признаны объектами культурного наследия и внесены в реестр Минкульта. Чтобы избежать разграбления, из открытых источников убирают географические координаты. Однако найти просто: достаточно заглянуть в карты "Яндекса" и Google. Этим мародеры и пользуются.

Ловить — только с лопатой в руках

Чтобы узнать, как преступная схема действует изнутри, корреспондент РИА Новости опубликовала в даркнете объявление о найме черных копателей для разграбления древнего могильника. Откликнулись почти сразу. Лидер группы, добывающей древности, — бывший археолог. В переписке утверждал, что раскапывал могилы раз пять. Выразил готовность собрать опытную команду. Каждую вещь пообещал упаковать индивидуально и спрятать для хранения.

Цена — девять тысяч долларов за три-четыре килограмма. Стоимость зависит от охраняемости территории. При этом деньги потребовали переводить исключительно в биткоинах: нельзя оставлять финансовых следов.

28
Переписка с черным копателем

Таких преступников приходится ловить буквально за руку — доказать, что они раскопали памятник с целью обогащения, сложно.

"Как правило, в разработку попадают "археологи", на которых доносят их подельники, либо те, кто засветит серьезные улики в интернете, — рассказывает РИА Новости сотрудник одной из силовых структур. — Сотрудники ФСБ устанавливают за мародерами слежку, чтобы узнать, к разграблению какого памятника они готовятся. Потом там устраивают засаду"

29

По словам собеседника агентства, именно из-за сложностей по сбору доказательств до суда доходит не так много дел. Так, по данным судебной статистики, за восемь лет раскрыли 36 подобных преступлений.

Куда чаще к мародерам применяют административное наказание (ст. 7.15 КоАП) — за проведение археологических работ без разрешения. Таких прецедентов с 2014-го — более 200.

Барахолки юрского периода

Самый редкий товар сбывают обычно из рук в руки, без интернета. Например, на блошиных рынках. Крупнейший в Московском регионе — "Левша". Одни стоят за прилавками, другие торгуют прямо с машины у въезда.

30
Ярмарка "Левша"

Древний артефакт видим в первой же лавке — христианский крест Руси XI-XII века за пять тысяч рублей. По словам продавца, откопали в Тульской области на городище. Законно ли сбывать такой раритет, якобы не знает.

31
Старинный крест с ярмарки "Левша"

Рядом — перстни XVII-XVIII веков. "У приятеля сейчас раскопки, вот и попросил взять на реализацию. Я дал ему залог и обещал продать", — оправдывается торговец.

За более ценными вещами знатоки советуют отправиться на Измайловский вернисаж. Торговать там может любой — достаточно оплатить место и показать паспорт. Отношение к истории далеко от уважительного: артефакты лежат на картонках и старых столах для азартных игр.

32
Блошиный рынок в Измайловском вернисаже

33
Блошиный рынок в Измайловском вернисаже

Прямо у входа предлагают окаменелости якобы юрского и мелового периода по 100 рублей за штуку. "Опыт в археологии имеется, поэтому просто беру лопату и пробиваю почву у реки в Рязанской области. У меня тяжелый период — нужны деньги. Однажды у меня скупили весь товар сотрудники музея", — не смущается продавец.

Воровато оглядываясь, достает из-под прилавка пластиковый контейнер, наполненный предметами домонгольского периода. Среди прочего — пояс салтовского типа IX-X века. Корреспонденту его уступили за 2,5 тысячи рублей (артефакт передадим в музей). Добыть эту вещь, по словам археолога Ольги Зеленцовой, могли только из могильника.

На один спасенный артефакт приходится тысяч украденных. И вряд ли эти предметы попадут в музеи. Между тем, скоро в России начнется сезон "копа", и мародеры опять возьмутся лопаты. Впрочем, уже в этом году наказание могут ужесточить. В частности, защищающие памятники археологии инициативы прорабатывают депутаты в Крыму.

Поиск

Журнал Родноверие