«Старая религия — это наша традиция — уважение к семье, окружающей среде и элементам, которые помогают нам выжить. Это поклонение местным богам, которые наблюдают за нами и правят миром. Это культурная модель, которая позволяет нам жить правильно», — таковы слова, подводящие итог сути старой религии. Чтобы найти старообрядцев сегодня, нам не надо искать никуда в глухом лесу или в местах, где раньше были старообрядческие святыни.

Старообрядцы или туземцы, когда-то уничижительно называемые также язычниками — все это разные названия людей, принявших веру, питаемую дохристианской традицией и живущую во всем мире, где люди возрождают, реконструируют или заново исповедуют свои коренные религия. Старая религия складывалась долгими веками и тысячелетиями жизни наших предков и потому является отражением конкретного народа и среды. Таким образом, нет ничего необычного в том, что древние религиозные представления и мифы неодинаковы даже в разных частях Словении – с другой стороны, основы старых естественных верований везде схожи.

Человек — часть природы, а не хозяин

Старая религия есть естественная религия: духовно она пытается приблизиться к природному круговороту, и в ней человек пытается жить как часть природы, а не как ее хозяин. «Так что мы, Родноверцы, те, чьи взгляды совпадают с традиционным взглядом на мир. Короче говоря, это отражается в циклическом восприятии времени, праздновании, которое чаще всего совпадает с ежегодными «границами», такими как равноденствие и инверсия солнечной активности, а также в личной вере в то, что вся природа жива», — объясняет Нейц Петрич , президент. Общество словенских старообрядцев, которая была официально создана в начале этого года. О том, что старая вера придает большое значение цикличности, свидетельствует также вера в реинкарнацию, поскольку для старообрядцев смерть не означает конца, но они верят, что человеческая душа затем перевоплощается либо в животное, либо в растение.

Боги и другие мифические существа в древней религии часто показаны в природе и ее явлениях, а также через основные природные стихии, которые как раз и составляют суть туземного культа. Таким образом, через стихию воды показано начало женской богини, которую мы знаем под разными именами, такими как Мара, Морана или Макошь, стихию воздуха или четырех ветров ведет Ветрник, а землю и подземный мир правит Велес. Четвертый элемент, огонь, встречается у многих богов, поскольку он символизирует свет и, следовательно, солнце; зимой Божич Сварожич связан с огнем и светом, а летом Кресник; этот бог специфически словенский, поскольку, за исключением некоторых частей соседней Хорватии, его не знают нигде. Одним из центральных элементов старой религии является также борьба между небесным и подземным божеством, между верховным Перуном, которого в нашей стране заменяет Кресник с подобными атрибутами, и Велес, бог подземного мира, магии и защитник искусства и животных. «Это не исключительно борьба между добром или злом, ибо наши предки не так мыслили природу, но видели все во всем; природа — это область постоянного поиска здесь космического баланса», — говорит вице-президент ассоциации Ирена Уранкар , которая как графический дизайнер черпает вдохновение для своих творений в древнеславянских мотивах.

Убеждение, которое не догматическое

Приверженец старой религии соблазнен на национальном уровне, но поэтому не закрыт для новых идей и прозрений. «Старая религия предков связана исключительно с нашим собственным происхождением и культивированием традиций среды, в которой мы живем. Эта религия не догматична; это не книжная религия и не имеет письменных правил. Он привязан к разным местам, где практикуются различные ритуалы. Старообрядец — это, в сущности, тот, кто чтит природу, уважает и следует за своими предками, исследует их прошлое и понимает его символику, а затем переносит все во время, в котором он живет», — объясняет Уранкар.

Петрич познакомился с древней религиозной мифологией много лет назад в книге Павла Медвешека. Он считает, что мы, словенцы, можем быть очень счастливы, так как недавно были опубликованы книги, которые показывают, что старая религия на западе Словении все еще была жива в двадцатом веке. «Поэтому, когда мы говорим о «дохристианской культуре», мы имеем в виду не только далекое историческое время, но и нашу полупрошедшую историю», — подчеркивает Петрич.

Несмотря на то, что словенские старообрядцы только в этом году дали официальную отметку о своей деятельности, они активны уже десять лет и, как говорят, движение выросло само по себе. «Основная цель общества — популяризация словенской и славянской мифологии, объединение людей, интересующихся старинными верованиями, фольклором и историей. Таким образом, наши члены происходят из очень разных социальных групп, главное, что они отождествляют себя с целью общества; среди нас есть и молодые, и старые люди, в том числе собиратели народных преданий, авторы книг по мифологии и другие».

Они открыты для каждого

Многие могли бы подумать, что словенские старообрядцы — это некая религиозная община, но это не так, так как среди них есть и атеисты, и агностики; как говорится, помимо тех, кто преимущественно изучает старую религию или черпает в ней вдохновение для различных видов творчества, в обществе есть также члены, практикующие старую религию и посещающие ее обряды. Уранкар говорит, что общество открыто для всех: в него может вступить каждый, независимо от своих взглядов, вероисповедания или национальности, если он интересуется своей религией и испытывает любовь к словенской культуре и истории. По его словам, основными направлениями деятельности общества являются исследование, сохранение и популяризация старой религии посредством издания книг, публикаций и различных лекций.

В планах общества также постепенная публичная маркировка святых мест, где когда-то поклонялись богам последователи старой религии. Важной вехой в их работе стало создание веб-сайта, посвященного дохристианскому наследию Словении ( www.staroverci.si ).), который стал для них каналом информирования общественности о своей работе и исследованиях и в то же время связал их с лицами со схожими интересами за границей. «Мне и в голову не приходило, что за границей еще много людей, которые думают так же и тоже интересуются славянской мифологией. По мере того, как мир открывался перед нами, мы встречали других энтузиастов старой религии, сначала в Хорватии и Сербии, позже других славян, но сегодня я вижу, что словенцы — лишь маленький камешек в родносской мозаике Европы или всего мира, как подобные движения есть и на других континентах», — резюмирует Петрич.

Старая вера никогда не выживает

«Духовный принцип старой веры сегодня заключается в уважении к традиции. Мы знаем, что на протяжении всей истории у наших предков существовали определенные обряды, например, они приветствовали Солнце в его наибольшей силе; мы знаем, что они зажигали костры и прыгали через них, что должно было принести плодородие и углубить взаимные связи; некоторые обряды были похожи на то, что мы все еще практикуем в соответствующих формах сегодня. Медитация или молитва оставлены каждому человеку в соответствии с его философией и местными особенностями», — вице-президент ассоциации смотрит на сегодняшний образ старой религии. Он говорит, что старообрядцы в быту ничем не отличаются от других людей: «Мы тоже учимся, ходим на работу…» В основном их определяет то, как они думают о мире и природе.

«В повседневной жизни наша вера, вероятно, наиболее ярко проявляется в наших празднованиях, так как социальная связь с традиционной жизнью была настолько нарушена, что другие люди даже не знают о святости сочельника или о том, что это празднование связано с самым длинным днем год. Из-за этого некоторые люди находят наши праздники в некотором роде интересными», — говорит Петрич.

Однако оба согласны с тем, что древняя религия, несмотря на сегодняшний прогресс в обществе, не сохранилась, поскольку религия независима от науки и техники. «Вполне возможно, что патриотизм, как и другие религии, кому-то сегодня кажется анахронизмом. Может быть, поэтому религия в нашей стране перешла в очень частную сферу, о которой почти не говорят публично», — говорит президент ассоциации. Уранкар считает, что именно из-за кризиса, в котором мы живем, люди жаждут контакта с природой и еще более напряженно ищут фундаментальные истины, чем ту, что о смысле существования.

Поиск

Журнал Родноверие