46yb78sn ky
Памятник князю Святославу Игоревичу

Строить государство с центром на Дунае князя Святослава заставляли не только экономические причины. Летописный Переяславец, который вождь русов хотел превратить в свою столицу, современные историки располагают между крепостью Доростолом и устьем Дуная.

Это был значительный речной порт, в который свозили товары купцы, активно торговавшие с империей ромеев. Соответственно, и доходы от обладания этим местом превосходили экономический потенциал далекого Киева.

2d9u0qec 4m

От Переяславца было сравнительно недалеко и до Константинополя, из которого русы получали дань, завоеванную в первом походе Святослава на греков и болгар. В 968 году Переяславец занимал крупный гарнизон русов, который был частью победоносного киевского войска.

zcxzqzrkdhw

В Киеве правила мать князя Ольга. С ее окружением у молодого завоевателя отношения были сложные. Княгиня исповедовала христианство. Святослав был убежденным язычником. Скорее всего партия князя-воина полагал навязанную ромеями религию сдерживающим фактором, который только ослаблял стремление к завоеваниям. Между тем планы у Святослава были, судя по его политическим шагам, широкие.

quptzu6ho7c

К 968 году он добился покорности болгар, но нашествие половцев на Киев вынудило его поспешить на помощь дружинам Ольги. Покончив с половцами, князь хотел вновь отправиться на Дунай. Ольга удерживала его в Киеве. Возможно, требовалось улаживать разногласия в среде местной феодальной элиты. Экономические связи между киевскими владениями были не слишком крепки, государство удерживалось силой оружия. При отсутствии сильной центральной власти могли поднять восстание различные племена с юга на север.

4imaskxwjgy

Смерть Ольги развязала руки Святославу. Разбираться с местными племенными вождями, собирать с них дани он поручил дружинам сыновей, каждому раздав уделы. Сам же отправился в Болгарию. Здесь, как пишет «Повесть временных лет» (XI—XII вв.), осенью 969 года ему пришлось подавлять сопротивление некоторых болгарских аристократов, ориентировавшихся на Византию. Очевидно, агентура и императора ромеев Никифора Фоки смогла усилить провизантийскую партию, которая тяготилась властью русов в городах Восточной Болгарии.

Лучшим доказательством силы князя русов было наступление. Победоносная кампания могла принести новые области к уже завоеванным. Святослав предпринял налет на город Филиппополь, который находился вне границы завоеваний первой войны русов с болгарами.

bggszev4upy

Жители этого города не оказали сильного сопротивления. Войско Святослава не понесло значительных потерь во время этой боевой операции. Зато греческая пропаганда использовала захват Филиппополя для создания устрашающего образа врага, свирепость которого не знала пределов.

Отголоски той пиар-кампании находим в писаниях Льва Диакона, который пустил в мир легенду о якобы 20 тысячах бедных болгар, посаженных русами на колья. В этой лжи уже сама цифра жертв при захвате города намеренно преувеличена.

Чисто технически у Святослава не было шанса добыть тысячи кольев, чтобы совершить казни. Да и с точки зрения политической меры устрашения не требовались. Слава о силе и мужестве русов была слишком внушительной, чтобы прибегать еще и к кровавым акциям.

Кого-либо казнить в Филиппополе русам пришлось, если они встали на сторону одной из партий, боровшихся за власть в самом городе. Захват города совершался еще и для получения аргумента в выстраивании отношений с базилевсом Никифором Фокой.

egbxgwodufc

После похода на Филиппополь греки возобновляют поставку дани, определенной договором 907 г. между князем Олегом и византийским императором Львом VI. А русы больше не нападают на греческие владения в Тавриде.

Слабость Болгарии не могла укрыться от агентуры русского князя. В декабре 969 года отказался от трона болгарский царь Петр, передав корону старшему сыну Борису II. Он сразу же попал под влияние Святослава.

wy71qszz8ve
Святослав. Рисунок художника Игоря Ожиганова

Войска русов захватили Преслав, столицу Болгарского царства. При Борисе, который являлся теперь представителем гражданской администрации и номинальным царем, появился военный соправитель, который опирался на реальную военную силу. Святослав теперь мог управлять всей Восточной Болгарией. В Западной части Болгарского царства правили местные сановники, которые старались балансировать между русами и византийцами. У киевского князя-полководца была хорошая возможность укреплять завоеванное.

befef2hixd8

Но тут Святослава подвел темперамент. Он искал повода для новых завоеваний. В алчности, с которой бросался в новую войну русский князь, он был подобен Александру Македонскому. Из Индии македоняне не желали идти дальше на Восток, хотя их царь был полон решимости гнать и гнать своих гетайров в неведомые земли.

Подтолкнул к завоеваниям в землях ромеев патриций Калокир из Херсонеса Таврического. Он надеялся при помощи русов заполучить трон Византии. Святославу казалось, что при его военной силе не составит труда превратить Калокира в послушную марионетку и заполучить Константинополь, этот центр мира.

Надежды у Калокира появились после 10 декабря 969 г., когда Никифор Фока был умерщвлен заговорщиками. О покушении император был предупрежден. 8 ноября, в праздник по случаю захвата Антиохии, к базилевсу Никифору приблизился неизвестный чернец.

Он подал господину обрывок , на котором было начертано пророчество: "Провидение открыло мне, червю, что ты, государь, переселишься из этой жизни на третий месяц по прошествии сентября". Православная церковь по свои канонам празднует Новый Год в сентябре. Гибель императора должна была произойти на третий месяц византийского года. Прорицателя не нашли. Но пророчество сбылось. Зря Никифор Фока не поверил предупреждению монаха

Власть перехватила партия аристократов во главе с императорским кузеном Иоанном Цимисхием.

О сотрудничестве Калокира со Святославом пишет Лев Диакон. Грек дополнял рассказ о сборах войска русов замечанием, что в награду за помощь Калокир посулил князю несметные сокровища.

qms8bo yt0c
Штурм города

Иоанн Скилица полагал, что в обмен на венец базилевса Святослав мог получить от нового императора территорию Западной Болгарии. То есть война с византийцами велась за воссоединение Болагрии под властью киевского князя.

Сблизила же властолюбивого патриция и князя русов ненависть к христианству. Калокир был адептом старой религии римских легионеров — культа солнечного бога Митры.

lxyvsp peoi
Император Цимисхий и Святослав

Император Цимисхий попробовал предотвратить грядущее нашествие варваров дипломатическим путем. Но послам Святослав заявил, что намерен добиваться необходимых ему земель в Западной Болгарии даже ценой войны с греками. Для Цимисхия положение оказалось почти безвыходным. Войск не было. Большая часть армии увязла в Сирии в боях с арабами. Еще требовалось как-то подавить восстание полководца Варды Фоки, который приходился племянником убитому Никифору.

x6qhklinvlu
Воин из войска Святослава

Святослав подкрепил своей войско ордами печенегов (их византийцы называли гуннами) и венгров, к которым присоединились отряды царя Бориса. В 970 г. большая армия князя Киевского атаковала Адрианополь, намереваясь прорваться к столице греческой империи. Неподалеку от Царьграда магистр Варда Склир преградил путь союзному войску у города Аркадиополь. 30 тысяч русов и кочевников были отброшены, благодаря военному искусству греков, сочетавших действия пехотных строев с маневрами конницы, закованной в стальные доспехи.

Из описаний греческих авторов становится ясно, что среди венгров, русов и печенегов не было единства. Грекам удалось выманить часть войска противника и окружить его в начале сражения. Князь Святослав по неизвестной причине не руководил боем, иначе отдельные части армии управлялись бы с большим искусством

Святославу после поражения на подступах к Константинополю пришлось уходить назад, к Преславу. Венгры оставили русов. Ушли в свои степи и печенеги. Неудачный поход на греческую столицу завершился перемирием, которое Цимисхий использовал для собирания сил к новой войне 971 года.

Поиск

Журнал Родноверие