Есть мнение, что «социальное» происхождение сакрального времени подтверждают наблюдаемые несоответствия религиозных календарей ритмам природных явлений.

На самом деле такие расхождения ни в коей мере не опровергают существование связи между системами счета времени, изобретенными человеком, и природными ритмами; они доказывают лишь, что первобытная хронометрия была несовершенной и что ВЕРА ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА НЕ НОСИЛА «НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО» ХАРАКТЕРА, ПРАЗДНИКАМИ ОТМЕЧАЛОСЬ НЕ САМО ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ, А ЕГО РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ.

Растительные иерофании показали нам, как весенний праздник двигался по календарю, не имея фиксированной даты. Я уже объяснял также, что мистическим и религиозным содержанием весеннего праздника было возрождение Природы и обновление Жизни, а не естественное наступление соответствующего времени года. Не потому сакральное время имело независимую от ритма природных явлений организацию, что календарные праздники не соответствовали астрономическому календарю, а потому, что этот ритм признавался значимым ровно настолько, насколько он был выражением иерофании, и именно ЭТА «ИЕРОФАНИЗАЦИЯ» ОСВОБОЖДАЛА ЕГО ОТ «ОБЯЗАННОСТИ» СОВПАДАТЬ С АСТРОНОМИЧЕСКИМ ВРЕМЕНЕМ, СЛУЖИВШИМ ЕМУ НЕКОЙ КОЛЫБЕЛЬЮ.

13614 1
М.Элиаде. Очерки сравнительного религиоведения, 11/147 Разнородность времени

Поиск

Журнал Родноверие