Когда я (Павел Медвешчек, соч. Айди) записывал рассказы о ЧУЙЕ в Горишках Брдах, я часто слышал имена ОСВАТИНА, ЧРЛЯ, ДАБНЦА и ЧУЙЛНА для пня (рис. 1), думая, что это всегда одно и то же., то есть сжигание пня в канун Рождества.

Однако, когда я приехал к Антону Зорзуту из Имени в 1960 году, он случайно рассказал мне, что когда-то в древности в марте месяце сжигали чуджу и называли ее осватиной. Некоторые иностранцы называли этот огонь языческим огнем. Еще он рассказал мне, что винные краны всегда коптили над чужей, чтобы через них лилось только полезное и хорошее вино. В эти вечера также посыпали осватину оливковыми листьями, а затем использовали их для коптения всех комнат в доме. Он вспомнил историю о том, что пень должен быть максимально толстым и полным корней, ведь от времени его горения зависит урожай в доме. Поэтому многие горели целую неделю, а то и дольше.

Йожефа Фикфак из Слепе Врховле различал дух Рождества и колдовство. Прежде чем его поджечь в сумерках, из очага убирали золу и угли, а пол тщательно подметали и вытирали шваброй. Когда это было сделано, четверо мужчин поднесли улитку к очагу. Его нес впереди хозяин, который затем также следил за тем, чтобы «новый» огонь хорошо горел. Црля раньше весил целый центнер (сотню). В ту ночь они поджарили последние каштаны у костра. Пожилые люди говорили, что лучше всего для мести пень старой груши или ШКУРЖИ (sorbus domestica), который был опрокинут бурей. Они задолго до этого искали упавшие деревья и потом их заштриховывали (отмечали), чтобы их не забрал кто-то другой. Была известная поговорка: «Кто рожден для мести, тот живет долго».


Осватин

Однако все вышеперечисленное не считалось духом Рождества.

Тина Габриельчич из Зарщины еще хорошо помнила, что рассказывали о резне ее самые старые соседи. Если снег еще лежал, на него посыпали пеплом Осватиной, чтобы зима наверняка ушла. Часть пепла также посыпали из амбара на дверь дома. Часть золы хозяин должен был отнести в яму, оставшуюся за пнем, иначе там не выросло бы новое дерево. Ей также запомнилась история о том, как в одном доме сожгли цинговую осватину, у которой была качона (мифическое существо в образе змеи). Сообщается, что в ту ночь их дом сгорел дотла. Как они утверждали, древесина дракона годится только для нажимных винтов. Если присмотреться, то можно было увидеть в нем спиралевидную форму. Именно поэтому вино обладает такой коварной силой, что некоторые люди теряют из-за него всякий разум. Когда дом Осватиной сгорел слишком быстро, говорили, что Линтвар (злой, который превращается в других существ). Также было принято зажигать хлебную печь пасхальным огнем. Первый хлеб тогда назывался осватинским. Оно должно иметь такую ​​же силу, как и благословенное сегодня.


Зимянка. Кувшин для вина, горлышко неправильной формы.

Роза Эрзетич из Слапника тоже слышала об осватине от стариков. Она рассказала, как обрабатывали пень перед тем, как занести его во двор. Во дворе просверлили четыре отверстия для креста в передней, отпиленной части, а затем вбили в них четыре деревянных колышка (колышка). Освещал улей только мастер вощеными сухими блестками. Когда он загорелся, его время от времени посыпали хвоей можжевельника. Мастер медленно налил первую зимянку (рисунок 2) вина, разлитого в этот вечер на ошватину. Горение пня сопровождалось треском. Это был голос духа дерева. Но понимали это лишь немногие, особенно те, кто практиковал гадание и целительство. Осватин Млай также означал конец рубки леса для всех нужд.

Карло Ситар из Сеника почти не помнит историю восстания. Ему кажется, что они рассказывали, что его преследуют монахини (священники), но он не знает, почему. Некий источник назывался Осватиным колодцем, потому что однажды в бурю упал большой дуб, и из-под скалы хлынула вода. Но так как это якобы принесло несчастье, родник вскоре был завален суглинком.

Хотя я много наводил справки об этой афере в Канальском Коловрате, многого не узнал. Юшто Ерман из Мочила сказал, что Осватину там называли чуйлна. Ведь деревня Чо(у)лница (к востоку от Лиги) получила свое название от этой шутки. Его ноно также рассказывал, что на осватине делали благовонную палочку (рис. 3), которую зажигали у улья на очаге и окуривали ею все комнаты в доме и амбаре, чтобы отогнать злой дух. Делали так и в тех домах, в которых по каким-либо причинам осватину не поджигали. Интересно также свидетельство Тончки Мишчек из Мишчек об Идрии, которая слышала об Осватине, что в старину это был очень важный праздник, так как он отмечался при переходе от зимы к весне. Еще она слышала, что где-то возле Баска зажгли последний осватинский костер. В то время был видимо еще и велендольский урод, которые еще верили в языческих идолов. Говорят, что они собирались там время от времени возле столетнего дерева, которое потом срубили и этому сбору воспрепятствовали. Те из Морщи ( Морско при Каналу ), которые сожгли дерево, ждали у Козличева под Куком и избили их, один из них так сильно, что умер недалеко от этого места.

41
Окадинка

Литература

Медвещек П.: Осватина – языческий гений. – Этнолог 2, ул. 1, 1992 г.

Поиск

Журнал Родноверие