Путь Святого Георгия проходит через четыре времени года и связанные с ними праздники:
Рождество: рождение Юрия и уход в мир иной (зима)
Юрьево: Юрий приносит весну (vesna)
Свадьба Бога (год)
Смерть брата или сестры: Мара становится Мораной (осень)

Зеленый Георгий, безусловно, является одним из самых интересных мифологических персонажей словенского и славянского пантеона. Хотя у нас в Словении есть богатые традиции о нем, до сих пор он мало исследовался. На первый взгляд, зеленый Георгий — довольно простой мифологический персонаж, несущий весну, но за ним скрываются гораздо более сложные функции бога растительности. О Зеленом Георгии, десятом сыне Перуна, мы уже писали в статье Зеленый Георгий, сын Перуна (см. Зеленый Георгий, сын Перуна), и мы также знаем, что зеленого Юрия также звали Сентюр, Сент-Юрий, Юрий, Юрай, Юрек и Весник. Они представляли его юношей, закутанным в растительность, или всадником на зеленом или белом коне. Юрьево – самая важная граница между зимней и летней половиной года. Зеленый Георгий принес людям тепло, солнце и весну после долгой холодной зимы. Поскольку он несет солнце и свет, он также близок славянскому богу Световиду. Возможно, он занял место славянского Дабога или Дажьбога, который был богом волков у сербов, но в остальном, как и св. Юрий Хранитель стада. Витомир Белай реконструировал годовой цикл обхода Георгия по тому и другому миру на основе всех славянских песен святого Георгия.

Рождество: рождение Юрия и уход в мир иной (зима)

Из обрядовых песен Святого Георгия известно, что Юрий рождается в день нового года, то есть на зимнем костре. По-видимому, на каком-то уровне это примерно то же божество, что и юное рождественское Солнце, Сварожич. Однако на более высоком уровне происходит уравнивание с Перуном и Сварогом. Вот о чем говорят нам рождественские гимны. Колядка (тех, кто колядует, называли колядниками) этимологически означает начало месяца. Римляне отмечали календы первого месяца года, сначала в марте, а затем в январе. Когда-то считалось, что Коледа была протославянским божеством, и Даворин Трстеняк сравнил Коледу с индийской богиней Каландой. Позже эти ссылки были отвергнуты, но интересно, что в Далмации коледан означает костры, которые сжигают в последний день года, в канун Рождества, а в ивановский период — на летнем костре. Самая старая словенская песнь была написана Примозом Трубаром в 1575 году:

Мы подошли к двери,
Это была чушь из касты слата.

"Мы" — это колядующие в песне. Они также были одеты, что является остатком веры в пришествие душ из потустороннего мира в мир живых для празднования нового года. Колядники — это представители мира мертвых, то есть мира Велеса. Из двух песен мы видим, что колядующие пришли за Юрием, первая — словенская, а вторая — хорватская:

Если у нас не будет всего этого,
со всем этим покончено,
Если у вас есть маленький сын,
маленький сын для светлячка.
Отведи его на зеленый луг,
Зеленый луг, поморавник,
Давай, Боже, Мэри, хорошего тебе года!
Разве ты не пожертвовал НАС,
Мы крадем тебя, бумо синка,
Синка крали, отпелали,
Срежьте цветы,
Среди цветов, фирджлице,
Я / Ты райских дев.

Еще одно колядное стихотворение, написанное Шрекелем, которое прекрасно показывает нам старообрядческий смысл пересечения миров:

Мы подошли к двери,
Боже оту, да б только золотой!
О Мэри, о Мэри!
Мы переходили из одного места в другое,
Боди-баг за НАС, страусиная Мэри!

"Из Йены лжет в другой мир" означает переход миров, то есть из Запредельного в мир живых. Золотые ворота — это мифические ворота. В противном случае золотой цвет также ассоциируется с Перуном. Хозяин дома, перед которым приходят колядующие, олицетворяет самого Перуна, а его сын, за которым приходят посланцы Велеса, — это сын Громовержца, то есть Юрий. У Перуна есть несколько сыновей, обычно девять, десять или какое-то другое мифическое число. Джордж, с другой стороны, — его младший сын, Юный Бог Кристмас. У Велеса также есть несколько детей, конечно, несколько дочерей, потому что в первой хорватской песне они названы "Цветами", "файлице" и "Райскими девушками". Молодой Бог неоднократно сравнивается как противоположность чему–то старому, например: старый бадняк (огонь, горевший в святой вечер перед Рождеством) – Молодое Рождество; Отец – Сын; Отец Сварог — сын Сварожич. Новогодние церемонии, однако, проходят на обширном пространстве Славии в период от Рождества до Пасхи. Это, вероятно, указывает на то, что новый год отмечался в разное время в разных местах. В македонских песнях ребенок (Рождество, Юрий) рождается на Пасху, независимо от того, что Юрий не имеет никакого отношения к Пасхе. Однако на Пасху в некоторых песнях рождается Мара:

Папка Родена е нa дeн
Beликден
Папка Излеглa е нa дeн Beликден,
Бpe а р виде jacното слунце
Бpe грмнa грмнa у се тресна
Oт аснина без облаци …

В первоначальном мифе колядующие должны были работать на Земле точно так же, как боги на небе. При этом они поддерживали равновесие и гармонию. Люди использовали ритуалы, чтобы подражать тому, что делали боги.

Юрьево: Юрий приносит весну (весна)

В день Святого Георгия Юрий возвращается на землю, чтобы принести весну, растительность, другими словами, новую жизнь. Это засвидетельствовано во многих песнях. Две песни, написанные Стрекелем:

Святой Шент-Юри, стучит в дури
Он зеленый, он красный.
Это относится только к земле
Все уже было кончено.
Петухи в кустах,
В Буково.
Желтые цветы,
Святая Шент-Юрна весело.
Он умолял, умолял, разноцветная ваза,
У него есть, есть, зеленый Джури.
Он дал, он дал
Педен лонг фрай,
Лакет лонг травико;
Иза лога зеленога,
Море крвавог
После уродливого путо
После толстого комка.

В некоторых песнях Юрий отправился в путешествие из-за Красного моря, которое является кровавым, и через зеленый лес. Путь труден, уродлив и утомителен. Она ведет через грязь и воду и выводит на ровное поле. Хождение по грязи и воде говорит нам о том, что это не мир Перуна, поскольку Громовержец находится на суше. Значит, он пришел из Потустороннего мира, из мира Велеса, поскольку вода, грязь и влажность являются хтоническими атрибутами. Особенно на подземный мир указывает нам словосочетание "иза моря", потому что, согласно народным представлениям, мир мертвых находился за морем. В какой-то украинской сказке присутствует поговорка "ключи от дома кадров", а в какой-то русской летописи написано "птицы уходят от источника". Это мир, куда птицы отправляются зимой. Они возвращаются из Вира весной. Это называется радж, а умерших называют раджниками. Славянский крестрей / вирей — это мир Велеса, где никогда не бывает зимы, а трава всегда зеленая, так как в ней достаточно влаги. Это индоевропейские луга и пастбища, по которым ходят души умерших. Оттуда каждую весну Юрий приходил на день Святого Георгия (тот же корень имени, что и в ареке!), становился юным — семантически молодым — и приносил в наш мир плодородие и на Землю влагу. Немецкое Jahr и английское easchear "год" также происходят от корня * jar$. Короче говоря, Джордж — это Бог, который ходит в течение всего года.

В ритуальных песнях Зеленый Юрий — бог растительности, который приносит весну. Интересны параллели со святым Илией (St. Elijah). Илия был заменен Перуном с приходом христианства):

A C /
По межам ходил,
По межам ходил,
Житушуко родил.

Однако, помимо того, что Юрий приносит весну, он также встречает Мару в день Святого Георгия, которая, как он не знает, является его сестрой, дочерью Перуна. Имя Мара присутствует в песнях всех славянских и прибалтийских народов как стандартное имя невесты. Так звали дочь Перуна, поэтому мы можем сделать вывод, что это один и тот же человек. В первой части хорватской песни представлены юрьи, а во второй части мы видим, что у Мары было золотое яблоко. Яблоко — это символ любви и знак согласия на брак.

Ово кланяется зеленому Юраю-Киралес!
Зеленый Юрай, Зеленое дерево-Киралес!
Зеленые деревья,
Зеленой хали, юкуни капи,
Юкуни капи, юбрицкой сабли,
Юричкой сабли, сзади на поясе,
Сзади на поясе, в синей чизме.
Закукувала,
Утренняя рана в зеленом Луго,
В зеленом Лугу, на сухом наркотике,
На Сухомлинского на Ракитова,
На облепихе я на сосне.
Это была не моя наездница,
Она была молодой женщиной.
Молодая невеста в замке Ше / Куде,
Замок ше Куд, деверке буди,
Девер не верек, как брайенек.
Станте в горах молодой невесткой,
Пак надиелите нас, девочки.
Мы, Девочки, Зеленый Юрский период.
Све су джевойке замуз отишле,
Осталась только Мара джевойка,
Мара имала златну джабуку,
Кому ябука, кому джевойка,
Юри ябука, Юри джевойка,
Юра,
У рано филд, у крне гор – киралес!

Таким образом, союз между Джорджем и Марой — это кровосмесительный союз, который разрешен только богам. Кровосмесительный союз также очевиден в стихотворении "Белая Краина":

На горе горит огонь.
Окол огонь лепой коло
Девственница и герой.
Мой брат, моя сестра,
брат, спонехудже,
Моя сестра смотрит на него.
"Моя сестра, ты прекрасна,
Ты была бы прекрасной глишей!«
"Не разговаривай, братан, тога,
Есть позор от народа,
Это порок от Бога.«

Юрий — сын Перунова Рождества, которого колядники взяли на Новый год в мир Велеса. У Велеса Юрий рос как его сын, и только как сын такого великого Бога, как Велес, он мог получить руку дочери Перуна. Дочери Велеса, райские девушки, — его сестры. Одну из них зовут Джелика, и именно она подготовила его к путешествию через море за невестой. Конечно, Юрий не знает, что Мара — его сестра. Вероятно, они оба родились в один и тот же день, а это значит, что они близнецы.

Хотя предполагается, что Юрий ездит верхом, в песнях всегда поется о том, чтобы идти пешком, а не ездить верхом. Скорее всего, это имеет ритуальное значение и основано на мифе, в котором лошадь тесно связана с богами. Бог растительности отождествляется с лошадью во многих мифологиях. В русской свадебной церемонии лошадь приравнивалась к жениху, что также делает более понятными песни, где Юрий не ездит верхом, а ходит пешком, так как сам ездить верхом не может.

Свадьба Бога (год)

Новогодние песни и песни Святого Георгия объявляют о свадьбе Юрия, которого на этот раз зовут Иван (также Иво, Янез, Кресник), и Мары. Свадьба, несомненно, является ключевым моментом мифической жизни, поскольку она приносит плодородие на Землю (см. Записи > Старообрядческое значение княжеского камня). Кровосмешение, конечно, разрешено только среди богов. Подобные союзы известны и у других народов; у греков Зевс и Гера, союз между Кадаме и Кадаме в индийских Ведах, египетские Осирис и Исида. На астральном плане союз между Юрием и Марой представлен Луной и дочерью Солнца, которые в некоторых мифологиях также являются братом и сестрой.

Свадьба между братом и сестрой состоится в Иванье, 24 июня. Это дата летнего костра, летнего солнечного поворота, когда день самый длинный, а ночь самая короткая. Это, так сказать, через полгода после плохой ночи, после Рождества, когда родился Юрий и отправился в путь. На Иванью всегда разводили костры, но мы также знаем божьих коровок или светлячков, как называли группы девушек, которые в этот день ходили от дома к дому, сплетая венки из цветов и зелени. Венки носили на голове, и ими также украшали крупный рогатый скот. Существует также много традиций и верований, связанных с этим днем. Говорят, что необходимо купаться в воде. По этой причине в Далмации Иванье получило название св. Иван Купавац. Русское имя Иванья также соответствует этому: <url>. Ивана ведет невесту по Золотому мосту.

Работай, кобыла, чагодер тебе дорого,
Это Карловы Вары.
Сада джамп ВА озеро мутно,
Сада зови девятерых своих братьев.
Пак любит их три дня, я три дня не пью.
Он любил их и оставил их
Каконоти ливад Зелен,
Скошенный пак …
Красивые цветы Мары брала
Ивановский вечер
Ой, ладо, ой, ой, ой, ой, ой
Я из цветочного венка плела
Для Ивана свевиша,
Ой, ладо, ой, ой, ой, ой, ой
Кодзи несет в себе прогорклое солнце
Лучезарное солнце i месяца.
Ой, ладо, ой, ой, ой, ой, ой
С дсном РК горит огонь
Горло девушки-льва.

Место божественного бракосочетания находится на стволе мира или под ним (arbor mundi). Песня из "Белой Краины":

Перед домом у вас лаймовая груша,
Я под тенью грушевой липы,
В тени плаценты,
С белой простыней, задрапированной,
задрапированной.
На нем лежит тело липо,
Липо телом Липи Янез.
Я люблю его, моя дорогая,
Его любимая, липа Маре.

В народных песнях, вероятно, всех славянских народов, но особенно в весенних причастных и свадебных песнях, также встречается имя Ладо или Лада. Эти песни в основном о любви и заключении союза между молодым человеком и молодой женщиной. Поэтому некоторые видели в Ладе славянскую богиню любви, даже если это не подтверждается. В некоторых песнях также упоминается Вид (и все костры привязаны к нему), это потому, что Видово было в юлианском календаре именно на летнем костре. Это можно увидеть в песне, которую написал Примоз Трубар.

У Шентли день ботаников,
Люсия коротышка,
И снова у него нет нерманши,
Сент-Люсии пак нердалса.

Брак между близнецами, братом и сестрой, также сохранился в названии холмов и некоторых скал, которые в народе называют Каменными свадебными гостями. В Словении мы знаем скалы Каменной свадьбы близ Рыбницы (см. записи > Скалистые малыши и Дедчи), в хорватском Загорье есть холм под названием Камени сватови, а холмы с похожими названиями также известны в Боснии и Герцеговине, Македонии, Чехии и, конечно же, в других местах. Народная традиция, связанная с каменными гостями на свадьбе, гласит, что брат и сестра хотели пожениться, после чего отец проклял их всех, так что все, вместе с гостями на свадьбе, навсегда окаменели в холме. Словенские скалы Каменная свадьба была создана из-за того, что невеста проклинала солнце, но можно предположить, что причиной названия послужил тот же миф в нашей стране. Важными элементами этой традиции являются кровосмесительный союз (брак брата и сестры), проклятия и наказание ударом грома. Все это указывает на миф о браке божественных близнецов, то есть о свадьбе Юрия и Мары, которые являются детьми громовержца Перуна.

Смерть брата и сестры: Мара становится Мораной (осень)

Мара (ее христианское имя Мария, но в остальном оно семантически похоже; см. также Боги > Морана) — дочь Громовержца Перуна и Солнца. Итак, Мара — дочь Солнца, что, возможно, также означает Рассвет, Заря. Помимо девяти сыновей, у Перуна есть сын Юрий и дочь Мара. Если солнце — жена громовержца Перуна, то Мокошь, которая реконструируется как жена Перуна (см. Боги > живые), также может быть связана с Солнцем. Имя Марины происходит от индоевропейского корня mer, что означает "умирать". Аналогично, IE mor означает смерть. Ее имя не случайно ассоциируется со смертью, потому что в конце концов она действительно убивает, а именно Юрия. Мара — девственница, что в праславянском языке означало то же самое, что и молодая женщина. Иван (Юрий) позже эксплуатирует и обманывает Мару, поэтому Мара мстит ему, убивая его. Он убивает его оружием своего отца, молнией. Убийство Юрия описано в следующих стихотворениях, за исключением того, что Юрия олицетворяет лошадь:

В поле поднимается пыль
Это не от ветра, это не от ветра,
Отрицание джады лиепе Маре
Храбрый конь исчез.
За ним кобыла пьех пьеши:
- Вставай, доро, раненый стао!
Вы были раздавлены
По всем четырем ногам,
через седло и в сердце!
Oй, братци мои, вы родиты!
Oй, вы пойдите на конюшенькю,
oй, возмитя вы коня сивова,
kоня сивова, сивогривога,
A убейтя яго на полуверсты,
Ha/.

В некоторых народных песнях Юрий отождествляется с месяцем. Но месяц непостоянен, он омолаживает и растет. Поэтому Мара или ее отец-громовержец Перун, или ее братья убивают его. Таким образом, Мара становится уродливой Мораной, богиней смерти. Но она также должна умереть сама, потому что она может прожить не больше года. Имя Морана имеет то же значение, что и Мара, то есть смерть или морити. Убийство Георгия (или месяца на астральном плане) описано нам в балтийской поэме (в хорватском переводе).:

"Солнце бежит
Первый из них.
Солнце проснулось,
Лунный свет.
Мьесек один
Я влюбился в Дон.
Перкунс, яростно бесит,
Кот вырастил его.
- Ты убежал от Солнца?
Влюбился в Дон?
Один после нокада шетао?

Смерть Марины описана в ритуалах (в основном происходящих в предпасхальный период, но среди восточных славян обычай известен как Масленица, то есть борьба между Яровитом и Мораной, или между весной и зимой), когда убивают соломенную куклу, имеющую изображение женщина, но олицетворяет зиму или смерть. Они уничтожают его, поджигая или бросая в воду. Кукла известна под именем Морана, Морена, Марцена, Смерть, death и т.д. Учитывая, что Мара переживает Юрия, ее смерть не получается вовремя, так как по вышеупомянутому весеннему обычаю она умирает еще до свадьбы с Юрием. Возможно, обычаи убийства куклы Мораны имеют более позднее происхождение, когда, скажем, Мара отождествляла себя с зимой и была символически убита, тем самым победив зиму, но более вероятно, что Мара – как и Юрий – может символически умереть несколько раз. Юрий и Мара могут снова умереть в осенний день Святого Георгия (известный у восточных славян) 26. В ноябре, скорее всего, Мара окончательно умрет тогда, как Юрий, в канун Рождества. В последний день года в некоторых местах мастер преломлял хлеб и в то же время призывал дедушку Рождества прийти на ужин. В Украине последнюю связку зерна называли дедушкой. Однако на Рождество они положили этот последний сверток в огонь и сожгли его. Имя Дедушка Рождество наводит на мысль, что это мог быть тот же человек, которого колядующие взяли с собой в дорогу в начале года и который теперь возвращается как старик, дедушка. Даже улей, который горел в домашнем очаге на Рождество, назывался дедушкой, кроме того, мы знаем некоторые рождественские обычаи среди русских, в которых убивают (сжигают) дедушку. Если Бога растительности называют дедушкой в последний день года, то это также может быть связано с Марой, которую тогда будут называть баба. У нас также много баб и дедушек в народных песнях, названиях скал и другом фольклоре. Таким образом, в последний день года брат и сестра, или близнецы, умирают, а затем в новый год они рождаются снова, чтобы каждый пошел своим собственным циклическим путем.

Вывод

Юрий — это не одна из версий громовержца Перуна, как когда-то предполагалось, а его десятый, блудный сын. Суть мифа о Юрии — его возвращение в мир в начале весны, его свадьба с Марой, которая на самом деле является его сестрой. Хотя он похож на своего отца, он также отделяется от него, например, Перун убивает каменной молнией, а Юрий убивает кованым мечом. Жизнь Юрия и Мары циклична, она соответствует календарному году. Однако обычаи, в которых они проявляются, являются отображением природы для людей. Сварожич, Рождество, Зеленый Юрий, Иван Купало, Кресник, Световид и Дедушка Мороз, очевидно, являются лишь отдельными аспектами Бога растительности. В последний раз в году Бог растительности появляется в канун Рождества, где его символически убивают (сжигают), а затем на второй день нового года он рождается снова и снова отправляется в свой циклический путь. Зеленый Юрий — главный герой мифа, известного почти всем народам мира и фигурирующего во всех древних мифологиях. Много раз он также представлен лошадью, и ее жертвоприношение гарантирует плодородие и рост растительности. Однако точно так же, как путешествовал Юрий, прекрасная Вида тоже путешествовала во времени. В песнях мы узнаем, как олицетворенное Солнце по возвращении из "другого мира" возвращает Вида в наш мир. Юрий тоже идет по тому же пути.

Архетипический конь символизировал солнце и в то же время нес с собой жизнь и смерть. Все четыре вехи года, солнечные повороты и равноденствия, отмечены лошадью. Некоторые рождественские обычаи связаны с лошадью, и на следующий день после Рождества все еще отмечается день Святого Стефана, который является праздником разведения лошадей, днем Святого Стефана. Стефан, с другой стороны, является покровителем лошадей. Мы также знаем, что святой Стефан не имел никакого отношения к лошадям, но, по-видимому, занял место предыдущего святого покровителя лошадей. Процесс восстановления также подтверждается карнавальными масками. Известно, что самой старой карнавальной маской в Словении является Руса – Маре, которую, например, водили по деревне в Щавнице и, наконец, бросили в воду, чтобы вымолить пощаду для лошадей, как поется в народной песне. Обычаи в день Святого Георгия тесно связаны с лошадьми, и этот день также представляет собой праздник коневодства. К летнему костру прикреплен костер- принц на коне. Светлячок рождается отмеченным лошадиными копытами. У летнего костра — это тоже время Световида, и о нем известно, что у него в храмах был свой собственный белый конь. В конце лета мы знаем брата Юрия, Ярника с ружьем, которое стреляет в белую лошадь, золоторога или серну, символ солнца. В славянской, а также в словенской народной традиции роль Ярника (его имя также происходит от корня "jar", за исключением того, что оно не означает молодую поросль, а имеет значение "буйный, жгучий") была взята на себя или придана ему именем святого Иоанна Богослова. Баптист. Бартоломью. Именно от этого имени происходит имя Джерней, которому исполняется 24 года. Август. Все четыре достопримечательности связаны с лошадью и богом растительности, который в разное время года носит разные имена.

Литература

∙ Белай, В.: Хождение через Бога: попытка реконструировать дохорватское мифическое мировоззрение. – Goleden Marketing – Техническая книга, 2007 г.
∙ Кропей, М.: Дапид, Р.: Коле, коле, коледо, лето лепо младо: словенские народные сказки на ежегодных вехах. – Дидакта, 2010
∙ Кропей, М.: Лошадь как космологическое существо в словенском мифопоэтическом наследии. – Studia Mythologica Slavica 1, 1998. – ZRC SAZU, Институт словенской этнологии
∙ Курет, Н.: Праздничный год словенцев: старинные шутки и обычаи с весны до зимы. – Мохорева дружба, 1965-1971
∙ Джермек, А.: Славянский мифический треугольник и легенда о Каменной свадьбе. – Studia Mythologica Slavica 12, 2009. – ZRC SAZU, Институт словенской этнографии
∙ Штрекель, К.: Словенские народные песни. – Чанкарева Заложба, 1980 г.
∙ Милоевич, М. С.: Песни и обычаи всего сербского народа. — [Использовано 25 июля 2010 г.] Доступно по URL-адресу

Поиск

Журнал Родноверие