Дочерние группы Pietas построили храмы по всей Италии. Эми Биззарри

Не каждый день мне выпадает шанс повернуть время вспять.

Я давно очарована древним Римом. Дитя 80-х годов, я была маленькой девочкой, приклеенной к телевизору каждое субботнее утро, с нетерпением ожидая следующего эпизода сериала о путешествиях во времени, по преимуществу, «Вояджеры»! В шестом эпизоде, личном фаворите, Финеас Богг отправился в древний Рим, чтобы встретиться с Клеопатрой в мартовские иды, только чтобы случайно телепортировать ее в Нью-Йорк 1927 года, где она падает на руку Лаки Лучано. Двенадцатилетняя я мечтала о том, чтобы иметь возможность надеть длинную элегантную тогу, сову на моем плече а-ля Минерва, древнеримская богиня мудрости, и бродить по Форуму.

В 90-х я жила в Риме, обучаясь за границей, а сегодня я преподаватель итальянского языка в Чикаго; Я возвращаюсь каждое второе лето, чтобы освежить свои знания итальянского и навыки сладкой жизни. Поэтому, когда меня пригласили отпраздновать летнее солнцестояние в храме, посвященном Аполлону, с Association Pietas, группой современных римлян, посвятивших себя возрождению древней религии Вечного города, я сразу же согласилась.

Что надевают на Festa di Solstizio? И что человек приносит в качестве подношения?

Когда я спросила своих римских друзей, они были озадачены тем, что их сограждане все еще исповедуют язычество. Большинство никогда не слышали об ассоциации Pietas.

"Инжир!" — предложил мой друг Данило, напомнив мне о Ficus Ruminalis, легендарной дикой смоковнице, которая когда-то росла у подножия Палатинского холма и обозначала то самое место, где Ромул и Рем, мифологические основатели Рима, высадились на берегу Тибра. «Древние римляне любили инжир!»

В воскресенье перед солнцестоянием я отправилась на рынок Порта Портезе в поисках инжира. Еженедельный блошиный рынок Рима, который начинается у старинных городских ворот, расположенных в конце Виа Портуэнсе, примерно в квартале от берегов Тибра, простирается примерно на милю в район Трастевере, летом там обычно продают инжир и все такое, еще под солнцем: мотоциклетные шлемы, волнистые попугаи, метлы, лестницы, бутерброды с поркеттой, жареный арахис и многое другое. Однако в этот визит среди шумных прилавков не было найдено ни одного продавца инжира. Зато я нашла длинный белый хлопковый сарафан. Древнеримские жрицы носили белые хлопчатобумажные, льняные или шерстяные плиссированные платья на храмовых церемониях как символы чистоты.

Утром следующего вторника, в день летнего солнцестояния, я проснулась поздно, не оставив себе времени купить инжир в продуктовом магазине, прежде чем сесть на поездку в Ардею, тихий приморский город примерно в часе езды к югу от исторического центра Рима и места Пиетас. Современный храм, посвященный древнему богу Аполлону.

— Ардея? Храм Аполлона? Sei sicura? Ты уверена? — спросил мой таксист, подняв брови.

«Нет, правда, я сегодня отдаю дань уважения Аполлону», — уверенно улыбнулась я, хотя даже мне было интересно, действительно ли за высокими воротами огороженного поместья лежит храм, посвященный Аполлону.

Основание Пиетас

В дни, предшествующие летнему солнцестоянию, древние римляне прославляли Весту, богиню очага, дома и семьи. Обычно в жертву приносили нерожденного теленка, извлеченного из чрева матери. Женщины особенно стекались в священный храм Весты на Римском форуме, неся небольшие жетоны для своей бессмертной богини, которая была настолько могущественна, что могла даровать плодородие.

Популярность Весты оставалась высокой даже после появления христианства, пока в 391 г. н. э. она не была насильственно подавлена христианским императором Феодосием I. Он приказал прекратить языческие праздники, такие как празднование солнцестояния, и закрыть языческие храмы; к следующему столетию большинство языческих храмов были разрушены или преобразованы в христианские церкви.

До поездки на такси я переписывалась с основателем Association Pietas только по электронной почте. Группа чтит Аполлона — бога света, исцеления, поэзии, правды и солнца, среди прочего — в самый длинный день в году, 21 июня, в Северном полушарии. Ворота открылись, чтобы показать их место поклонения, традиционный храм, построенный членами группы в обширном благоустроенном дворе большой виллы. Четыре ступени с богато украшенными колоннами с золотыми головками ведут к простому интерьеру храма, где в центре стоит белая алебастровая статуя Аполлона, окруженная свечами.

18
Автор, давно увлеченная Римом

Позаимствованный из древнегреческой религии, Аполлон отвечающий за движение солнца по небу в своей золотой огненной колеснице. С его льняными кудрями, которые сияли под солнечными лучами, он славится своей молодостью, красотой и силой. Какому лучшему богу воздать должное в тот день, когда наклон земной полуоси больше всего направлен к солнцу?

Группа Pietas, созданная энтузиастами и экспертами древнеримской культуры, представляет собой разнообразную группу: среди тех, с кем я беседовал, были искусствовед, электрик, экономист и переводчик. Молодых, старых, горожан и деревенских мышей из городов по всему полуострову объединяло гостеприимство, всеохватывающая теплота и желание восстановить «здравые» ценности древних римлян.

Археолог по профессии Джузеппе Барбера, основатель и духовный лидер группы, обобщил внимание группы к личной свободе и вере в то, что каждый обладает силой и правом, данным богами и богинями, искать внутренний покой с помощью древних духовных практик, цитатой из 3 века до н.э. государственного деятеля Аппия Клавдия Цека: «Faber est suae quisque fortunae. Каждый человек сам кузнец своего состояния».

Вдохновленный своим отцом, Джанфранко Барбера, профессором реставрации и консервации произведений искусства в Университете Кротоне, который исследовал и принял древние традиции алхимии, астрологии и теософии и возглавил сообщество ученых-единомышленников в 1960-х годах, Джузеппе Барбера возглавил Associazione Tradizionale Pietas в 2005 году. Он намерен продолжить дело своего отца, прославляя лучшие из древнеримских идеалов, уделяя особое внимание благочестию и разделяя радость древних традиций.

19
Как Великий Понтифик Ассоциации Пиетас, Барбера ритуально благословлял каждого члена несколькими прикосновениями к нашим рукам оливковыми ветвями, перевязанными букетами ароматных трав: шалфея, дикого базилика и розмарина. Эми Биззарри

Пиетас, что означает «долг», «религиозное поведение» или «преданность» на латыни, была названа в честь главной добродетели героя Энея из «Энеиды» Вергилия. «Справедливость, верность, соблюдение нашего слова, соблюдение священного как любви к семье… мы стремимся сосредоточиться на просветлении, на самопознании», — объяснил Барбера. «Pietas символизирует нашу приверженность и преданность нашим родителям, детям, супругам и друзьям. Наш общий долг — работать во имя справедливости и мира для всех».

Религиозная практика Пиетас

У Pietas нет официальных требований к членству. Просто заполните форму на официальном сайте группы. При вступлении новым членам высылается руководство по римской религиозной практике сегодня, которое включает в себя молитвы и практики, которые вы можете выполнять, не выходя из дома.

«Я всегда чувствовала связь, притяжение к богам и богиням древних времен», — сказала член Федерика Савия, молодая мать, которая приехала из своего родного сицилийского города Катания, чтобы отпраздновать солнцестояние в храме Аполлона в Ардее со своим товарищем. «Пиетас находит тебя».

Действительно, из участников, с которыми я болтала, каждый наткнулся на Pietas случайно, в основном из уст в уста. Группа приветствует всех, кто хочет больше узнать о древних традициях, но не занимается евангелизацией или поиском членов. Я тоже случайно узнала об этой группе, наткнувшись на новостную статью о подобном движении в Греции.

Основанная в Риме, Association Pietas имеет более 300 филиалов с общим числом членов 1600, число которых растет с каждым днем, в городах по всей Италии, включая Болонью, Геную, Милан, Палермо и Венецию, и за ее пределами. Италия, страна, где более 90 процентов населения идентифицируют себя как католики, в 2020 году объявила Пиетас действительной национальной религиозной общиной.

«Всех нас объединяет сила природы. Древние боги и богини работают на благо — благополучие — человечества», — сказал Барбера. «В отличие от христианства, в котором мы все рождены грешниками, мы вместо этого принимаем идею, что все мы рождены свободными, совершенными образами богов. Боги живут внутри нас, соединяя нас с космосом. Мы верим в полную свободу, в свободу, которую заслуживает каждый человек, развивать свою собственную духовность. Наша работа на Земле — настроиться на гармонию вселенной».

Пожав плечами, Савия сказала: «Я никогда не принимала католицизм». Она добавила: «Древние боги дают мне силу преодолевать жизненные трудности, а также преумножать радости жизни».

Дочерние группы Пиетас также построили храмы по всей Италии, в том числе храм, посвященный богине Минерве в Порденоне, городе в северо-восточном регионе Фриули-Венеция-Джулия, и еще один храм Аполлона, расположенный в Палермо. Храм, посвященный Церере, в настоящее время строится в Энне, Сицилия.

20
Ассоциация Pietas со штаб-квартирой в Риме насчитывает более 300 филиалов и 1600 членов. Эми Биззарри

Pietas призывает своих членов развивать личную духовную практику в своем собственном темпе и у себя дома. «Наш центр поклонения — независимая практика», — сказал Барбера. «Наше сообщество иногда собирается всей семьей для поддержки и солидарности. Но так же, как гусеница становится бабочкой в одиночестве в собственном коконе, мы должны сначала самостоятельно выяснить, как синхронизировать себя с космосом, чтобы преобразовать наше духовное ядро».

Вместо религиозных фолиантов члены Pietas используют легендарные мифы, изложенные в древних текстах, чтобы направлять свое духовное самопознание, включая «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Метаморфозы» Овидия, «Энеиду» Вергилия, а также произведения Сенеки, Цицерона, Платона, Плутарха и Марка Аврелия. «Для нас мифы священны, если вы умеете их читать так, как они должны быть прочитаны, то есть на более глубоком уровне», — сказал Барбера. «Эти древние тексты раскрывают, как отправиться в духовный поиск. Платон напоминает нам, что мифы сами по себе — всего лишь басни. Тем не менее, если мы прочитаем их эзотерически, углубившись в их истинный смысл, мы сможем открыть все тайны космоса — божественные, человеческие и космические — внутри самих себя».

Помимо ежегодного празднования летнего солнцестояния, участники собираются, чтобы отпраздновать Dies Natalis Urbis (21 апреля), годовщину основания Рима; Сатурналии, недельный фестиваль в честь бога земледелия Сатурна, который совпадает с зимним солнцестоянием; и фестиваль Dies Natalis Solis Invicti в честь Sol Invictus, официального бога солнца поздней Римской империи.

Празднование Пиетас обычно возглавляет старший из собравшихся участников. Группа собирается вокруг ритуального костра, и каждый участник предлагает небольшую жертву— цветы, духи, хлеб, вино — почитаемому богу. «Каждая дань выбирается в соответствии с ее качествами и актуальностью», — пояснил Барбера. «Например, богине Флоре преподносят цветы; Венере цветы, сандаловое дерево и миртовый ладан; Юпитеру вино; Аполлону ладан и лавр. Подношения сопровождаются молитвами и древними гимнами». Банкет обычно следует храмовым обрядам. «Проводить время вместе и развивать отношения считается в нашей традиции лучшим способом почтить богов, которые наслаждаются человеческими сообществами, живущими в мире и гармонии».

Празднование летнего солнцестояния

Празднование летнего солнцестояния началось с ритуального омовения: некоторые участники, пришедшие в купальных костюмах, прыгнули в ярко-синий бассейн с соленой водой, примыкавший к храму Аполлона; другие, как я, просто ополаскивали руки. После купания все надели белые тоги. На некоторых были кожаные сандалии со шнуровкой. Женщины носили белые шали. Было легко поверить, что я действительно открыла портал в древний Рим.

21
Члены Pietas поклонялись перед храмом, построенным ассоциацией в Ардее в честь римского бога Аполлона. Эми Биззарри

Как Великий Понтифик Ассоциации Пиетас, Барбера ритуально благословлял каждого члена несколькими прикосновениями к рукам оливковыми ветвями, перевязанными букетами ароматных трав: шалфея, дикого базилика и розмарина. «Летнее солнцестояние приносит пик силы света. Пусть солнечный свет зарядит вас энергией и воспламенит вашу внутреннюю силу и радость», — сказал он.

Группа из 15 или около того членов Пиетас и трое других, которые, как и я, были увлечены традициями древних римлян, собрались перед храмом, некоторые из них несли подношения, которые они положили к ногам статуи Аполлона, когда Барбера воспевал хвалу к солнцу на латыни. Савия поставила статую Юпитера перед Аполлоном.

Древнегреческие и римские мифологии почитали Аполлона и его сына Асклепия как богов, ответственных за исцеление. Но в то время как Асклепий исцелял болезни тела, Аполлон отвечал за исцеление мира от болезней. Молиться Аполлону — значит молиться об очищении собственного духа, а также духа мира от бед и невзгод, нарушающих совершенный порядок космоса.

На постаменте развели небольшой костер. Рядом с Барберой его жена Ноэми так ловко уравновешивала их буйного маленького сына, что ее легко можно было принять за Кибелу, богиню-мать Рима. Их 11-летняя дочь с радостью приняла участие в короткой, но вдохновляющей церемонии.

После этого мы все сели за прекрасный обед во дворе и побаловали себя салатами и свежим, прохладным арбузом в тени беседки.

Я спросила члена Pietas Маттео Касагранде, электрика и массажиста из Польчениго, которому около 20 лет, как я могу привнести мудрость богов и богинь в свою жизнь дома в Чикаго.

«Начните с развития отношений с ларами, домашними богами, которые неизбежно живут в вашем доме», — посоветовал он. «В каждом доме есть домашние духи. Это трусливые духи, стоящие за потерей ваших очков для чтения». Он предложил мне устроить собственное домашнее мини-святилище, ларарий, где я могла бы молиться и делать малые подношения еды и питья игривым, но защищающим ларам.

Я поехала из сонной Ардеи обратно в великолепный хаос Рима с Савией и еще одним участником. По пути мы болтали о Минерве, моей любимой богине, и о вере древних римлян в бессмертие души. «Может быть, когда-то я бегала по древнему Риму», — пошутила я. «Может быть, я могу объяснить свою любовь к Италии тем фактом, что я жила здесь несколько прошлых жизней назад».

Савия улыбнулась. «Я считаю, что нас привлекают люди и места, которых мы знали в прошлом, и люди, которых нам нужно знать сейчас», — сказала она.

Поиск

Журнал Родноверие