1013635304 0 0 1280 854 1440x900 80 0 1 d3bc52ce7494ee557e6d880994fe876b.jpg
© Sputnik Томас Тхайцук

О том, какие ритуалы абхазы проводят перед праздником и почему нужно оберегать свой дом, читайте в материале Sputnik.

В традиционной культуре абхазов Новый год отмечается не 31 декабря, а 13 января. Как и у многих древних народов, у абхазов это время, когда происходит разделение года надвое. Словом, пограничное состояние природы. Абхазы считали, что в этот период усиливалось действие злых духов.

"Наступает новый этап. В это пограничное время абхазы считали, что усиливается действие злых духов. Согласно философии абхазов, хорошее и плохое следуют друг за другом. Они знали, что перед Новым годом сила зла приумножалась, и зло пыталось одержать верх над добром. Абхазы это понимали и заранее готовились",

рассказала фольклорист Абхазского института гуманитарных исследований Цира Габния.

Подготовка начиналась уже 12 января. Вся семья проводила обряд омовения. Считалось, что вода смывает все плохое.

Чтобы огородить себя и свое жилище от злых духов, абхазы окружали двор деревьями, которые оберегали их. Поэтому в садах часто сажали яблоневые деревья, грушу, дуб, граб.

1025781435 0 0 3072 2048 1440x900 80 0 1 80efe1eb28a6dfcc896be19d9946e47b.jpg
Село Ачандара в Абхазии © Sputnik / Томас Тхайцук

Оберегами выступали и черепа лошади или медведя. Считалось, что они не пропустят злые духи в дом.

1026274166 0 0 1920 1440 1440x900 80 0 1 224d76fa3c7fa6eb0da448db3da01739.jpg
Череп

Со временем некоторые ритуалы трансформировались, а некоторые и вовсе подзабылись.

"Например, в старину были своего рода обереги. Чтобы обезопасить себя от злых духов, абхазы приносили в свои жилища шкуру волка, медведя, лисы. Утром 14 января абхазы большое значение придавали первому гостю, который приходил к ним. Если у человека был плохой глаз, то это было нежелательно, но даже в таком случае хозяева не прятались, прежде чем выйти к гостю, хозяин дома проводил защитные обряды. Он обводил шкуры медведя, волка или лисы рукой и говорил: "Если гость пришел с нечистой душой или чем-то плохим, то пусть это плохое останется у него. Также перед домом насыпали линию из золы",

рассказала Цира Габния.

1024234741 0 0 1280 853 1440x900 80 0 1 c8427f6a1412aeb33475038b3552e3df.jpg
Старинный дом в селе Ачандара © Sputnik

Плющ, орех и священная корова

Сегодня главными оберегами у абхазов считаются ветки плюща и ореха. Утром 14 января хозяин дома собирает венок из плюща, вешает на калитку или входную дверь.

"Издревле веткам плюща придавалось особое значение. Наши предки считали, что у них имеется особая сила, которая может защитить весь дом, всю семью. Обряд внесения и развешивания вечнозеленых веток осуществлялся 14 января,

пишет в своем исследовании абхазский историк Фарид Кобахия.

Организационными делами этого обряда занимался представитель мужского пола, то есть хозяин дома. С самого раннего утра он готовился к совершению обряда.

Все начиналось с того, что хозяин дома приводил себя в состояние ритуальной чистоты, после чего шел на поиски вечнозеленого растения.

Перед тем как переступить порог дома с плющевыми ветками, хозяин произносит молитвенную речь:

"… Иа Анцәа ду ҳуҳәоит
улаԥш ҳхызарц, уаҳхылаԥшарц.
Ҳазҭалаз ашықәс лыԥхала ҳҭаларц.
Амашәыр ҳҟәыгаз.
Ҳаҩнаҭа абарақьаҭра агыумыжьырц ҳуҳәоит…"

Видео

[видео]

Часть 1

Символика Шуйного пути. Беседа вторая

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие