Море-океан, остров Буян, камень Алатырь, огненная река, дуб мокрецкий и т.д. упоминаются в большом количестве заговоров. Причем упоминаются не хаотично, а подчиняясь определенному канону и логике: в море-океане находится остров, на острове лежит камень Алатырь или стоит дуб.

Это — архетип устройства мира, и одновременно высший мир, по образу и подобию которого, как полагали наши предки, устроен и мир реальный. Принцип троичного деления вселенной, диктовался высшим миром и был заложен в нем (море-океан, остров Буян, камень Алатырь — троичная система, да и само мировое дерево делится на три сферы: крона (небо), ствол (земля), корни (подземный мир). В дошедших до нас заговорных текстах отражены не только представления о пространстве, но и понятия о времени, которое осмысливалось языческой традицией через женские образы Зари, Судьбы-пряхи, Богородицы, отождествлявшие ипостаси рождающей Матери-природы.Подобные представления были порождением мифологического сознания древних славян. Важно при этом учесть, что язык древних мифов — это язык образов. А образы эти сохранились в заговорных текстах наиболее полно по сравнению с другими жанрами фольклора. Изучение заговорных образов открывает перед исследователем возможность реконструкции традиционной языческой мифологии, а основываясь на ней — и традиционной культуры в целом.

Заговоры лишний раз подтверждают, что сакральное тайное знание не имеет изначально никакого отношения к христианскому инфернальному миру, к христианским персонажам и художественным образам. К ним оно было причислено с принятием христианской, монотеистической религии. Увлечение мистической силой заговоров вновь стало модным и в наши дни, это не должно влиять на трезвую оценку самого жанра заговоров как источника для изучения народной духовной культуры, народных представлений о пространстве и времени, одной из основ мировоззрения. В этом и заключается их непреходящая источниковая ценность. Без глубокого культорологического анализа дошедших до нас заговорных текстов наши представления о русской народной духовной культуре XIХ века неизбежно будут неполными, особенно в характеристике мировосприятия и мироощущения носителей этой культуры.На основании выявляемых в фольклорных источниках (в данной работе — в заговорах) элементов языческого мышления и мировосприятия XIX века в дальнейшем можно воссоздавать языческую религию древних славян, так как это один из наиболее продуктивных путей исследования в этой области, крайне сложной для изучения. При этом не имеет решающего значения время появления языческих по сути взглядов, зафиксированных заговорами ХIX века. Они могли сохраниться с древности, и тогда мы воссоздаем их, они могли (маловероятно) возникнуть позже в любое время, и тогда они послужат образцом, канвой, по которой восстанавливаются основные механизмы древней традиции. Языческие мотивы в системе русской народной духовной культуры были разнообразны и многоплановы. Одни из них носили чисто бытовой характер (суеверия, приметы) другие, наоборот, затрагивали мировоззренческие проблемы, глубинные основы этики и эстетики человеческого бытия. Источниковая ценность заговоров и заключается как раз в том, что они дают возможность понимания и объяснения важнейших первооснов миропонимания народа, его мыслей и чувств, связанных с судьбой мира, рода, индивида.Использование заговора в качестве источника важно не только для характеристики народной духовной культуры XIX века (это — самое главное и самое основное), но и для реконструкции (возможного восстановления) миропонимания и мировосприятия наших далеких предков. И хотя эта реконструкция со строго научной точки зрения имеет некоторую долю гипотетичности и в определенном смысле предположительно, тем не менее, именно заговоры являются той источниковой базой, которая дает наиболее достоверные и наиболее существенные результаты в этой далекой от нас и во многом еще таинственной и непознанной области духовной жизни наших предков. Историки давно уже и с разных сторон подступали к изучению заговоров. Однако детального анализа художественных образов заговорных текстов до сих пор предпринято не было. Настоящее исследование является попыткой восполнить этот пробел и ввести заговоры в круг исторических источников, важных и нужных для характеристики русской народной духовной культуры XIX века.

Дмитриева е. н . Языческие мотивы в системе русской народной культуры XIX века.

Поиск

Журнал Родноверие