И мы кричали: "А,.. мы самые крутые,
Впереди себя несем свои пальцы!"
Но не знали мы, молодые,
Что крутыми бывают лишь яйца.
ДДТ, "Российское танго"
В хрустальном шаре
Ты видишь этот мир,
Пороки в нем играют
Нелепыми людьми...
Ария, "Отшельник"

Видят Боги, не хотел я писать подобной статьи, но, видимо, другого выхода все же нет. Ибо вот уж сколько времени прошло с того момента как в нашей стране началось возрождение древней Традиции, а заметного прогресса в этой области нет как нет. Во многом такая ситуация сложилась благодаря людям, которые стоят во главе движения. Во многом причиной ее служит и то, как формировалось движение на протяжении последних 15 лет.

Возрождение Славянского язычества началось в 80-х годах. Широкую известность движению принесли такие люди, как Анатолий Иванов-Скуратов, Николай Богданов и художник Константин Васильев, издававшие журнал "Вече". В 1989 Валерий Емельянов и Александр Белов (Селидор) создают "Московскую языческую общину". В1990 году "Дед" Виктор Безверхий (влх. Остромир) формирует "Союз Венедов". Первые организации были тесно связаны с патриотическим движением и неизвестно чего было в них больше Веры или политики. Но так ли важно это для нас? Ведь они были первопроходцами.
Затем развитие и формирование движения происходит более быстрыми темпами. На сегодняшний день мы можем выделить несколько довольно крупных общин и организаций, которые делают погоду в движении:

1. АГ "Северный ветер" А. Платова, "Московская Велесова община" влх. Велемира (А. Жилко), община "Коляда Вятичей" влх. Велимира (Н. Сперанский) и община "Родолюбие" влх. Велеслава (И. Черкасов) в Москве.
2. "Союз Венедов" влх. Остромира (В. Безверхий) — после того как влх. Остромир отошел во Сваргу Пречистую сия организация фактически распалась на несколько организаций и " Шаг Волка Схорон еж Словен" влх. Владимира Богумила II (Вл. Голяков) в Санкт Петербурге.
3. "Союз Славянских Общин" Вадима Казакова в Калуге.
4. "Древнерусская Инглиистическая Церковь Староверов-Инглингов" Патер Дия Александра (А. Хиневич) в Омске.
5. Особняком стоит, не признающая себя официально языческой, организация "Тропа Троянова". Она имеет ряд отделений в Москве, СПб, Омске, Канаде и др. районах.

Ну да ладно, не вижу смысла приводить дальнейшую историографию движения, ибо кому будет интересно может прочесть статьи на эту тему, коих уже написано великое множество. Мне же хотелось бы затронуть несколько иную тему, а именно тему развития и распространения нашего движения. Наверное нет необходимости говорить о том, что мы сегодня "терпим поражение на всех фронтах", проигрывая и организациям всевозможных христианских толков, и различным неовосточным движениям. И тянемся в хвосте, наравне со всякими мелкими сектами, которые в основе своей имеют совсем уж маразматические учения. Но ведь Славянская Традиция — не какое-то заморское учение, созданное заокеанским психом, обожравшимся галюциногенных грибов. Ведь это наше, родное, тянущееся "Златой Цепью" из глубины веков. В ней мудрость Предков, мудрость Рода Словенского и невероятное многообразие. Воистину каждый может найти в ней что-то свое родное, ибо она зов Духа и крови. Так почему же столь удручающим выглядит положение Традиции в наше время?..

В древности наши Предки уподобляли Древо Мира Древу Сознания и, таким образом, устроение любого Мира (будь то мир семейный, мир общинный али мир родовой) всегда начиналось с устроения мира внутреннего, мира сознания человека. И ежели мы последуем Стезею Предков, то увидим, что в положении сложившемся сегодня в Традиционном движении виновны не некие мифические "враги русского народа" и прочие "жЫдо-массоны" (как любят утверждать некоторые радикально настроенные "волхвы"), а, в первую очередь, сами "великие возродители Славянской Традиции". Давайте же зададим один простой вопрос, чтобы проверить наше утверждение.

Чем же занимаются наши "волхвы"? Кажется, ответ на этот вопрос предельно прост, тем, чем и должны заниматься волхвы: разрабатывать основы славянского любомудрия и боговедания, искать и сохранять осколки Традиции, наставлять юное поколение на путь Прави и т.п. Ан нет, не все так просто. Ведь для того, чтобы действительно стать волхвом, нужно пройти долгий путь самосовершенствования. Куда как проще просто объявить себя "волхвом" и сколотить вокруг себя группу "единомышленников". А что дальше? А дальше власть, подобно пресловутому содержимому мочевого пузыря, ударяет им в головы и начинается дележ "шкуры неубитого медведя".

И подобные ситуации сегодня не исключение, а скорее правило. Так в Санкт Петербурге идет борьба между "Союзом Венедов", который распался на несколько грызущихся меж собой организаций, и "Схорон еж словен". За что воюете господа?

В Москве сложилась подобная ситуация. Существуют несколько общин, верховоды которых постоянно дерутся за власть (весьма надо сказать призрачную). И сегодня, несмотря на то, что уже предпринимался ряд попыток к объединению (так в 1999 году под руководством АГ "Северный Ветер" была попытка создания РЯД'а — Русской Языческой Доктрины; а летом 2000 года было подписано "Коломенское обращение"), ситуация выглядит удручающе. Самым удачным шагом в сторону объединения могло бы стать "Коломенское обращение", однако все его положения так и остались на бумаге. В реальности же, насколько нам известно, ситуация такова, что даже крупные праздники московские общины празднуют порознь.

Особая ситуация сложилась в Калуге. Там вроде бы все отношения между общинами урегулированы и даже создана централизованная религиозная организация ССО СРВ. Однако, весьма странными выглядят действия руководства этой организации. Как, например, расценивать проведенную ими "всеславянскую перепись", которая по сути своей не что иное, как первый шаг к расколу. Что это — сознательная провокация или же простая некомпетентность руководства?

Очень нас "обрадовала" в этом году "Древнерусская церковь Инглингов", управление которой расположено в г. Омске. Разборки докатились и до нее. И теперь каждый, кто зайдет на форум "Стезя Прави" может видеть поток грязи, влитый на главу церкви о. Александра. Честно говоря, посититель мог бы увидеть и ответные реплики весьма нелицеприятного характера, но у модератора форума есть привычка затирать неугодные ему постинги, не взирая на эффект, производимый отцензурированной картиной, так что картинка получается несколько однобокая.

А между тем, нерешенных проблем на сегодняшний день накопилось превеликое множество. И все они требуют незамедлительного решения.

В первую голову это проблема создания единой Родноверческой организации, которая могла бы выражать и защищать наши интересы. Также необходимо разрешить вопросы межобщинного взаимодействия и создания некоего единого информационного поля Традиции. Это, прежде всего проблемы оперативного обмена информацией внутри общин, а также создание доступа к информации для людей, желающих приобщиться к Традиции. Здесь могло бы помочь создание переодических изданий общинами, а также формирование собственных пресс-служб.

Следует уделить особое внимание и работе с молодежью. Здесь следовало бы выйти за пределы чисто религиозных рамок и пропагандировать Традицию как идеологию (мировоззрение) альтернативное всему тому, что существует на сей день.

Необходимо отметить также и важность создания собственной экономической базы, которая смогла бы обеспечить реализацию наших проектов. Тем более, что подобные разработки (и весьма успешные) уже имеются.

Еще одним пунктом программы должен стать сбор и упорядочивание всех этнографических, археологических и прочих свидетельствах Традиции. Важен также и вопрос о взаимодействии с другими конфессиями, организациями и государством.

И самым важным вопросам является вопрос о разработке доктринальных и богословских положений Традиции. Ведь несмотря на то, что активное возрождение Традиции продолжается уже более 15 лет, далее общих вопросов дело так и не пошло.

На этом поставим точку в сией статье. Конечно весь список проблем не ограничивается тем, что я дал выше, но они требуют отдельного описания и решения.

Поиск

Журнал Родноверие