Среди течений русинской(украинской) этнической религии, которые зародились не в среде диаспоры, а как бы сказать на отечественном "материке", можно отметить несколько. Исторически первой появилась малоизвестная группа — "Трипольское Братство". По словам самих Братчиков их организация зародилась в 1985 г., как общественная организация научных работников1. Официальная идеология или мировоззрение Братчиков носило название — "доброславие". "Доброславие — как национальная религия есть реформированным язычеством украинцев и солидаризируется с реформированным индуизмом"2 . Последняя цитата могла бы ввести исследователей в затруднение и подтолкнуть к мысли о неорелигиозном характере доброславия. Вместе с тем мы утверждаем, что доброслаие, не смотря на такое важное отличие от других течений родноверия, как отрицание необходимости реформы Родной Веры, также есть учением родноверческим. Основанием такого вывода есть фундаментальный принцип доброславия — "мисума".

Он означает одновременное существование прошлого, настоящего и будущего, а это по определению Джеймса Джорджа Фрезера являть первым признаком мышления язычника, в его воображении нет ни вчера, ни завтра — есть вечное сегодня. Доброславие среди всего другого стоит на принципах антисемитизма, понимая под проявлениями семитизма — иудаизм, христианство и ислам3 . Доброславие не развилось в заметное общественное движение и очевидно осталось на идейно-программному уровне развития.

Среди других, организационно лучше всего оформленными являются течения — Родная Православная Вера и Объединение Родноверов Украины с центрами в Киеве, а также Собор Родной Украинской Веры с центром в г. Винница. Ягновера и Ладовера существуют сугубо в теоретико-идейном измерении, не имеют сплоченных общин исповедников. Украинского происхождения также "Большой Огонь" Г.Боценюка, что до недавнего времени действовал в г.Житомир. Хотя это течение относится скорее к общеславянского, чем к специфически украинскому родноверию. Не следует также обходить зрением десятки религиозных общин родноверческого содержания, которые не являются зарегистрированными или же не относятся к общепризнанным в религиеведении течениям украинского родноверия. Таких общин есть вдоволь по всей Украине, автору, в частности, известные такие в городе Харькове, Одессе, Черновцах, Полтаве, Севастополе, Рубежном.

Родная Православная Вера

На сегодняшний день это течение является наиболее динамично развивающимся, и таким которое объеденило реальнодействующие общины исповедников Родной Веры русинов (украинцев). Православные родноверы объединены в Родовом Вогнище Родной Православной Веры, которое возглавляется Верховным Волхвом, хранителем традиции из рода подольских знахарей-характерников (хуритов-куритов) Володимиром (Куровским).

Процесс воссоздания Родового Вогнища начался в 2001 г., когда часть родноверов, рунверовцев и националистов Хмельницкой обл. образовали независимую внепартийную и общественную организацию Подольский полк Характерного казачества Украины. На ее основе начали возникать сугубо религиозные общины, первой из них была Каменец-Подольская община Родной Православной Веры "Источник Рода", что образовалась летом 2001 г. Спустя год возникли Киевская община "Киевская Русь" (2002) и "Покон Рода"(2003), Хмельницкая община "Алатырь"(2002), Ужгородская "Стражи гор"(2003), Запорожская "Права" и "Арийский шлях"(2003), Харьковская "Святославичи" (2004), Днепропетровская "Яросвет" (2004), Черкасская "Уличи" (2004), Одесская "Ярило". В 2004-ом к Родовому Вогнищу присоединились так же общины "Права Слава" из Никополя, а также "Трийця" из Киева. Сегодня Родная Православная Вера объединяет около 20-ти религиозных общин в разных регионах Украины. В мае 2004 г. проведено Веча Православных Вогнищан с целью регистрации конфессии на Всеукраинском уровне. Существует 3 Краевые Вогнища: Киевское (возглавляет Владыка Волелюб); Запорожское (возглавляет Владыка Свитовит); Подольское (возглавляет Владарка Боговида).

Днем возрождения Родной Православной Веры как Духовной Державы Русинов следует считать 1 мая 2003 г., когда в Никополе, на месте Мыкитинской Сечи, был проведен Совет Волхвов, который провозгласил "создание конфедерации общин под единым названием "Родная Православная Вера"... Конфедерация является соглашением, которое объединяет общины Родной Веры с извечным этническим пониманием Единого и Многопроявного Бога"6. А уже 15 июня того же года, на священной для руських (украинских) родноверов горе Богит, (месте пребывание в древности знаменитого Збруцкого Святовита), состоялось окончательное утверждение решения об образование нового объединения родноверов — Родной Православной Веры.7

Православные родноверы почитают Единого и Многопроявного Бога Рода, как источник всего сущего и несущего, Род проявляется своими нисхождениями в лице Богов и Богинь. Те же, в свою очередь, суть проявления трех состояний вселенной (Рода) — творения, созидания и разрушения. Именно поэтому главное религиозное учение Родной Православной Веры называется учением о Триглаве. Вот как выглядит Путь Веры-Веды Православной (своеобразный символ веры):Верую в Единого и Многопроявного Бога, источник всего сущего и не сущего, который всем Богам колодец извечный. Ведаю, что Вселенная есть Родом и все многоименные Боги объединены в Нем. Верую в триединство бытия Прави, Яви и Нави, и что Правь есть истинной поскольку пересказана Отцам Праотцами нашими. Ведаю, что Правь есть с нами и Нави не боимся, ибо Навь не имеет силы против нас. Верую в единство с родными Богами, ибо Дажбожьи внуки мы — утешение Богов и Боги десницы свои держат на ралах наших. Ведаю, что жизнь в Роде есть вечной и должны мыслить о вечном идучи тропой Правой. Верую в силу и мудрость Предков, которые рождаются среди нас, ведя ко благу через Верховод наших. Ведаю, что сила в единстве родов славянских и что станем славными прославляя Родных Богов. Слава Роду и всем Родным Богам в нем сущим!

Собор Родной Украинской Веры

Это течение своими корнями достигает 1991 года, когда была созданная Винницкая община Родной Веры "Побужье". В 1994 г. несколько винницких родноверческих общин объединились образовав Собор Родной Веры4. Но тогда не удалось зарегистрировать эту религиозную структуру. Поэтому указанные общины вошли в состав отколовшегося от мировой церкви рунверов киевского ОСИД РУНВеры, которое ныне возглавляет священник С.Щербина. В элому 2000 г. по недоразумению с руководством ОСИД РУНВеры винницкие общины были исключены из этого объединения и уже 28-29 октября вместе с другими общинами (вместе 11) образовали Собор Родной Украинской Веры. 28 декабря 2000 года Собор был зарегистрирован в государственных органах как религиозная конфессия.

При Соборе, до отхода Восточноукраинского, действовало три краевых духовных центра (Восточноукраинский, Западноукраинский, Североукраинский) и Университет Родной Украинской Веры. На своем Учредительном съезде Собор принял, по аналогии Объединению Родноверов Украины, Символ веры. Вот как он выглядит:

"Я, родновер Собора Родной Украинской Веры осознаю, что:
ДАЖБОГ — Могущественный, Справедливый, Лучезарный, Всеподающий Господь Украины и украинского Народа;
УКРАИНА — это Святая Земля, которую избрал Господь Дажбог и благословил быть Родиной моих Арийских Предков и моего Украинского Народа;
во Вселенной действуют БОГИ РОДНОЙ УКРАИНСКОЙ ВЕРЫ; Они являются проявлением Силы Божьей в земной жизни."

Теологические постулаты Собора не были такими с самого начала его существования. В частности, что касается третьего пункта Символа веры. В книге "Наука Родной Веры" изданой под редакцией Олега Безверхого (главы конфессии) в 1993 г. про "БОГОВ РОДНОЙ УКРАИНСКОЙ ВЕРЫ" ничего не говорилось. Вместо них встречаются такие духовные существа, по определению О.Безверхого, как Дажбожичи, Духи Предков, Сын Дажбожий, Святой Дух Дажбожий. В учении Собора на начальных этапах становления ощутимо сильное влияние РУНВеры: "Родная Вера -это вера в Єдиносущьного Господа Дажбога. Родная Вера была и остается однобожной верой нашего народа. Наша вера до крещения не была многобожной"5 . И ни о каких Богах речи не шло, даже не упоминалось. Таким образом, видим трансформацию вероучения Собора Родной Украинской Веры под влиянием внешних, организационного плана, и внутренних факторов саморазвития учения в направления ответвления от других родноверческих течений.

Изучая историю и теологию Собора мы заметили одну интересную деталь — его большое сходство, в форме и сути, с Соборным Храмом Родной Веры, возглавляемым в диаспоре на протяжении 1971-1984 годов Мирославом Шкаврытком. В идеологии обеих конфессий есть стремления к объединению разрозненных общин родноверов (разных направлений, а также рунверов), создание общей для всех концепции веры и Бога путем изучения вероучительных работ отдельных исповедников и проповедников. В теологии СХРВ и Собора РУВ верховным и единым признается Дажбог, не возражая существования других Богов, как проявлений единого Бога; оба течения используют идейный нароботок Л.Силенка и В.Шаяна. И, в конце-концов, в своих ранних произведениях О.Безверхий называл М.Шкавритка одним из "Учителей Родной Веры".

Объединения родноверов Украины

Возглавляется Волхвиней Зареславой (Галиной Лозко), было зарегистрировано, как религиозный центр последователей вероучения В.Шаяна 24 мая 2001 г. В его состав входят, формально, 5 общин, которые признают себя последователями учения Шаяна о "генотеизме", реально же все общины прекратили свое существование, либо же не проводят регулярной религиозной практики. ОРУ провело уже два Собора, первый 25-26 августа 1998 г. и второй 23-24 августа 2001 г.8 в Киеве. Первый Собор утвердил Символ Веры, Славу Великую и Застороги Потомкам (морально-этические правила язычника), главное это фиксирование существования ОРУ и создание управляющего органа — Священной Рады. На втором Соборе обсуждались внутриорганизационные вопросы, а также поднималась проблема дискриминации родноверия в условиях сосуществования с христианством. Собор основал орден "Князя Святослава Завоевателя", и наградил им нескольких лиц. ОРУ входит в мировую организацию этнических религий WCER, в конгрессах которых уже два года не берет участия. Киевской общиной украинских язычников "Православие" выдается Всеукраинский журнал "Сварог", на страницах которого ОРУ освещает свои взгляды.

По признаку наличия организации можно говорить также о родноверческой группе "Большой Огонь"- конфессию созданную Г.Боценюком в Житомире. Как мы уже говорили "Большой Огонь" по своей идеологии относится к родноверчеству общеславянского толка. Творцом учения и лидером конфессии выступил сам Г.Боценюк, который в последние годы перенес свою деятельность из Житомира в Киев. Как и последователи Собора РУВ родноверы "Большого Огня" верят в присутствие "великих пращуров" в настоящем. Разработанное детальное учение про божественную генеологию, в частности отцом Богов считается Род. Среди наиболее чтимых Богов в "Большом Огне" Сварог, Перун и Род. Не поминула концепцию "Большого Огня" идея мессианства, присущая некоторым родноверческим течениям, они, в частности, считают своим предком Перуна и в связи с этим ожидают его прихода. Календарная обрядность, как и у других родноверов, построенная вокруг празднования четырех основных годовых солнечных праздников, которые олицетворяются Хорсом, Ярилою, Световидом и Сварогом.

Автор умышленно не поднимал вопрос о РУНВере(Родной Украинской Национальной Вере), поскольку не считает данную религиозную конфессию родноверческой, коей не считает себя и сама РУНВера. Рунвера есть реформированным вероучением, которое считает дохристианскую религию примитивной и такой которая не отвечает потребностям современности. По мнению Л.Силенка, основателя вероучения, высшей формой развития религии есть абсолютный монотеизм.

Поиск

Журнал Родноверие