Кажется, трудно представить себе что-либо более славянское, чем город. Археологи, занимающиеся раннеславянским временем, основное внимание уделяют поиску крепостей и изучению оставленных ими следов. Энтузиасты, воссоздающие реалии жизни древних славян, обычно строят реконструкции не деревень, а замков.

В народном воображении слова срослись и стали почти неразделимыми. Когда мы говорим о городах, мы сразу думаем о славянах. Если кто-то упоминает ранних славян, на ум приходит образ характерных деревянных укреплений, ворот и насыпей.

Эту ассоциацию легко понять. Ведь, как подчеркивал историк Александр Гейштор, «замки, несомненно, были самым выдающимся произведением рук человеческих на наших землях». Более того, оно имеет историческую основу.

Уже в скандинавских сагах, написанных в Исландии, земли восточных славян упоминались как Гардар или Гардарики , и поэтому, вероятно, «Земля твердынь». Однако эти скандинавские произведения не были созданы во времена ранних славян, по крайней мере, тогда, когда они впервые были перенесены на пергамент.


Реконструкция укреплений славянского городища. Археологический музей под открытым небом «Карпатская Троя».

Самое старое упоминание о Гардаре относится к концу 10 века. В VI, VII и даже большей части VIII веков такое название никто бы не использовал. В то время в славянском крае почти не было крепостей.

Заблуждение о древнейшей славянской культуре

Вопреки распространенному мнению, традиция строительства крепостей не была элементом раннеславянской культуры. Реальность была прямо противоположной.

Как объясняет чешский археолог Надя Профантова, первых славян отличало то, что, в отличие от других, более ранних или соседних народов, они изначально не строили крепостей. На протяжении веков их цивилизация развивалась в открытых поселениях, не огороженных и не защищенных каким-либо очевидным образом.

Само слово gród в славянских языках принимает разные, хотя всегда схожие формы. Украинцы и русские знают город , чехи знают град , словенцы знают град . Однако очевидное сходство не должно приводить к выводу, что древние славяне понимали, что такое опорные пункты.

Первоначально это слово имело очень широкое значение. Как объясняет старейшина польской археологии Войцех Шиманский, это просто означало любое огороженное место. Вот и все. Лишь по прошествии столетий этот термин стал ассоциироваться с оборонительными укреплениями, но все еще не с каким-то конкретным типом. Это же слово можно было применить как к небольшим фортам, выполнявшим чисто военную функцию, так и к целым поселениям, отрезанным от окружающей среды несколькими линиями валов и частоколов.

Славянские твердыни на самом деле имели только две общие, общие черты. Их окружали не каменные стены, а укрепления из земли и дерева. Лишь изредка, например в Силезии, такие укрепления были облицованы валунами, но это был уникальный случай. Более того, славянские твердыни фактически всегда имели форму круга или овала. Прямоугольных крепостей в этом регионе не было.

Почему первые славяне не строили крепости?

Возведение простых заборов, рытье канав и строительство насыпей не требовало особых технических знаний и опыта. Это не были проекты, которые славяне могли предпринять только после наблюдения подобных сооружений в других культурах. Это казалось довольно тривиальным, особенно для людей, которым приходилось перемещать тонны земли, чтобы построить каждую затонувшую землянку, служившую домом.

Однако, судя по всему, обычаи, которым они следовали, не поощряли отделяться от леса и дальних соседей. Как и из любого правила, из этого даже изначально были исключения.

Замки только в кавычках

Согласно современному состоянию знаний, древнейшие славянские крепости можно датировать VI-VII веками. Это было очень мало структур. По форме и масштабам они также отличались от всех более поздних крепостей.

Они были маленькими и временными. У исследователей темы даже возникают серьезные сомнения относительно того, следует ли их вообще называть одним словом. Например, Марек Дулинич предлагал найти для них другой термин, а в своих работах называл эти места твердынями, но ставил это слово в кавычки.

Некоторые специалисты утверждают, что по-настоящему древними можно считать только восемь крепостей (или «гордов») в регионе. Только их история восходит чуть ли не к истокам отдельной и развитой славянской культуры. По мнению других экспертов, таких мест было еще меньше – три, а возможно, и четыре. Датировка остальных «оплотов» сомнительна или уже устарела.

Все объекты располагались восточнее Вислы, на территории Польши, Украины и, возможно, Белоруссии. В самый короткий список входят Селиги в Мазовии, Хачки в Подляском воеводстве, Зимне на Волыни и «возможно» Никодимово на Верхнем Днепре.


Старейшие славянские крепости по мнению Марека Дулинича. 1 – Селиг; 2 – Хачки; 3 – Холодный; 7 – Никодимово.

Четыре древнейшие известные славянские крепости

Нет никакой возможности определить порядок, в котором были построены эти места. Вероятно, никто не укажет, какой замок на самом деле был самым старым. Из-за очень плохой сохранности деревянных реликвий даты были получены не точным дендрохронологическим методом, а радиоуглеродным методом. То есть с погрешностью минимум в несколько десятков лет.

Древнейшие крепости (горды?) были очень небольшими, обычно занимавшими всего несколько сотен квадратных метров. Поэтому они могли вместить лишь несколько домов, не больше, чем типичная деревня.

Они располагались в особых местах, например, на господствующих над местностью холмах. Их укрепления, должно быть, привлекали внимание на открытых пространствах. Однако в случае реальной угрозы они, вероятно, не смогут обеспечить эффективную защиту. Как пишет Войцех Шиманский, они состояли даже не из полноценных насыпей и частоколов, а просто из рвов и заборов или заграждений.

Забытая функция первых крепостей

Невозможно сказать, почему на самом деле были построены эти сооружения. Они не требовали особых усилий и могли быть созданы даже по инициативе скромных общин. Некоторые рассматривают их как места для местных собраний, торговые точки или центры, где проводились религиозные ритуалы. Другие были «местами, породившими власть» — символическими резиденциями первых лидеров.


Предлагаемая реконструкция облика крепостного (точнее «замкового») комплекса в Селиги.

Найденные в этих комплексах десятки веретена также позволяют предположить, что на городищах "зимними вечерами собирались прясть шерсть". Хотя, конечно, то же самое можно было бы сделать и в местах без заборов.

В любом случае обычай строить крепости не прижился в широких масштабах и не оказался прочным. В других регионах славянского региона, на западе и юге, подобные проекты, вероятно, вообще не предпринимались в первые века славянской экспансии.

Альтернативно, славяне готовили простые временные оборонительные укрепления с учетом конкретных кампаний и сражений.

Например, Вогастисбург — место, где предполагаемый «первый царь славян» Само сражался против франкского короля Дагоберта, — мог быть не оплотом, как утверждалось ранее, а, по крайней мере, укрепленным лагерем с частоколом и подготовленными рвами. только для этой одной защиты. Это могло бы объяснить, почему местонахождение загадочного места до сих пор ускользает от археологов.

Поиск

Журнал Родноверие