Когда в 1864 году на юго-западе Франции была обнаружена женская статуэтка времен палеолита, мало кто догадывался, что уже через 20-30 лет подобные артефакты будут найдены в самых разных уголках Европы, и они откроют новую страницу в археологии. На сегодняшний день счет обнаруженным фигуркам уже идет на сотни. Их находят на огромных пространствах от иркутской Мальты, Байкала и до Пиренеев. Поскольку первые находки уверенно датировались эпохой палеолита, фигурки получили название «палеолитических Венер».

Часть их вырезана из кости и бивня мамонта или мягких пород (типа известняка), часть сделана из обожженной глины (сегодня эти артефакты считаются древнейшими образцами керамики), часть – из смеси костной золы и глины.

Некоторые фигурки выполнены в реалистической манере, какие-то ближе к абстркции; более древние скульптуры отличаются большею пышностью форм и объемов, более поздние иногда по-девичьи стройны, но носят в себе признаки материнства.



Венерами все эти скульптурные изображения назвали из-за подчеркнуто округлых и зрелых женственных форм.

Однако многие отечественные исследователи считают, что более правильно было бы называть их именем Макошь – великой славянской Богини.

Но какие для этого есть основания? И неужели уже 20-30 и более тысячелетий назад людям был известен культ этой Богини?

Археологические раскопки, а также работы лингвистов, этнографов, палеоботаников, зоологов и генетиков дают все основания считать, что культ этот многие тысячелетия назад был распространен на значительных территориях, удаленных друг от друга на тысячи километров. Один из самых известных русских археологов и историков, академик Б.А. Рыбаков, отмеченный, кстати, за изучение древних славянских корней Государственной премией СССР, писал:

«Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (…палеолитические «Венеры»), прежде всего человеческой… У земледельческих племен Великая Мать мыслилась, с одной стороны, космогонически как Прародительница Мира, мать богов и всего сущего, а с другой – как Мать-Земля, Мать-сыра-земля и в силу этого – покровительница урожая. На русской почве это выразилось в образе богини Макоши (иногда – Мокошь)».

До недавнего времени считалось, что древнейшее изображение Богини-Матери датируется примерно 35-м тысячелетием до н.э. – именно так специалисты оценивают возраст скульптурного изображения из Холе-Фельс (Германия).

Однако, найденная на территории древних Костенок ( Воронежская область) Макошь из бивня мамонта (на рисунке справа) имеет возраст еще более солидный. Даже самые осторожные исследователи указывают нижнюю границу в районе 38 тысячелетий до н.э., мало того, сегодня есть все основания считать, что реальный возраст этого скульптурного изображения – 42 тысячи лет до н.э., а возможно, и все 48!

Но на каком основании сделаны подобные заключения? И почему произошло это сравнительно недавно? Ведь палеолитические стоянки в Костенках (объединенные под общим названием Костенковско-Борщевского комплекса) известны еще с петровских времен. На сегодняшний день в Костенках на площади всего в 30 квадратных километров открыто 25 поселений, 10 из которых многослойные – то есть, человек тут жил на протяжении тысячелетий.

Кстати, в Костенках уже достаточно давно были обнаружены те самые женские фигурки, прозванные археологами всего мира палеолитическими Венерами. И если в самом начале раскопок удалось найти целых 10 таких фигурок (что считалось большой удачей), то сегодня есть данные о том, что число их увеличилось до 50. Такое скопление древних артефактов в одном месте не может быть случайностью.

Конечно, все эти находки очень скоро стали всемирно известными. Но датировали их сначала лишь 20 – 23-м тысячелетиями до нашей эры.

Некоторые костенковские фигурки, впрочем, действительно можно отнести именно к этому периоду. Но и самому древнему изваянию (42 – 45 тысяч лет) тоже поначалу давали не более двух десятков тысячелетий.

Почему? Во-первых, потому, что методы радиоуглеродного анализа в прошлом веке были еще неточными (они и сегодня оставляют желать лучшего, поэтому археологи предпочитают сверять множество факторов – геологических, биологических, климатических и прочих). Но существовала и еще одна причина. Дело в том, что в науке считается общепринятой гипотеза о том, что Homo sapiens (Человек разумный) более 40 тысяч лет тому назад перекочевал из Африки сначала в Западную Европу, а затем – в Центральную. И уже оттуда началось его дальнейшее расселение. Все предыдущие находки более или менее вписывались в эту схему. Но вдруг оказалось, что артефакты из Воронежа гораздо старше. Настолько старше, что это ставит под сомнение прежнюю гипотезу.

Археологические раскопки в окрестностях Костенок проводятся не менее 130 лет. И уже 60 лет тому назад в нижних слоях здесь был обнаружен пепел вулканического происхождения. Откуда он тут взялся? – недоумевали ученые. Оказалось, что пепел был занесен сюда после извержения вулкана в Италии (район Флегрейских полей), которое произошло 39600 лет назад. Это было подтверждено палеомагнитными и радиоуглеродными исследованиями. Таким образом, учитывая глубину залегания, возраст самого древнего слоя Костенок (где и было найдено скульптурное изображение Богини-Матери) – примерно 40-42 тысячи лет. Однако и эта цифра оказалась не предельной. Американские ученые, применив термолюминисцентный метод изучения почвы, добавили еще три тысячелетия. Итого – 45 тысяч лет! А сегодня есть все основания предполагать, что эту цифру можно поднимать до 50.

Обратим внимание на то, что создание подобных скульптурных изображений однозначно закреплено за человеком разумным, Homo sapiens. Антропологи и генетики пришли к такому же выводу. Но что тогда получается? Выходит, 45-50 тысячелетий назад человек современного типа, европеоид, жил в самом центре Русской Равнины. А ведь считалось, что в это самое время он только-только появился на территории Западной Европы. Прежняя гипотеза явно затрещала по швам, да и исход из Африки оказался под большим вопросом (особенно в свете современных ДНК-исследований ученого-новатора Клесова).

Но если все сказанное верно, то выходит, прародиной европейцев можно считать Россию? И значит, надо менять устоявшиеся парадигмы? Именно это и заявил в своей публикации (журнал «Сайенс», 2007 г.) американский ученый Джон Хоффекер, предположивший, что правобережье Дона – прародина европейских народов.


Вот так выглядел человек из Костенок (реконструкция)

Именно по этой причине уточненные данные о возрасте Макошь из Костенок не торопятся широко обнародовать. А ведь на самой древней костенковской фигурке были обнаружены еще и типично славянские знаки, подобные мы обнаружим спустя тысячелетия на трипольских статуэтках, их детально описал академик Рыбаков.

В книге А.А. Тюняева «Древнейшая Русь. Сварог и сварожьи внуки // Исследования древнерусской мифологии» (М.: 2010) и других его работах приводится цитата:

«На груди палеолитической статуэтки славянской богини Макоши изображён ромбический орнамент, уверенно идентифицируемый со славянским символом «Незасеянное поле», принадлежащим именно славянской богине Макоше».

Но и этого мало: на спине костенковской Богини-Матери были обнаружены символы, удивительным образом напоминающие письменность.

Вот эти знаки, а также сравнение их с символами других алфавитов.


Рис. 4. Сверху: увеличенный фрагмент «надписи», присутствующей на спине Макоши.
Снизу слева: фрагмент орнамента с груди Макоши и его идентификация со славянскими символами «Макошь» и «Незасеянное поле».
Справа: 1-я колонка – укрупнённые изображения «букв» со спины Макоши (ок. 40 — 42 тыс. до н.э.);
2-я колонка – насечки с докитайской керамики 5 – 3-го тыс. до н.э., найденной на территории современного Китая;
3-я колонка – буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;
4-я колонка – насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э.;
5-я колонка – буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;
6-я колонка – буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э.

Не правда ли, удивительное сходство? И это при том, что обнаружены все эти символы были в культурных слоях, разделенных между собою не только огромными расстояниями, но и многими тысячелетиями.

Но, возможно, это лишь единичный факт? Оказывается, нет. На огромных пространствах России мы обнаруживаем те же скульптурные изображения. Их также объединяют общие узоры и знаки, которые специалисты уверенно соотносят со славянскими. Мало того, пути дальнейшего расселения славян хорошо прослеживаются по возникновению в этих землях культуры, ярким отличительным признаком которой можно считать появление изображений уже знакомой нам Богини Макошь.

Известный ученый М.П. Найман был уверен, что подобное древнее изваяние «непосредственно связано с магическими верованиями». Мало того, он совершенно четко указал на славянскую принадлежность этих верований, также славянскими он считал и «скульптурные изображения женщин – прародительниц рода».

Отечественный исследователь В.Д. Косарев делает и вовсе смелые выводы, он утверждает, что, «несмотря на колоссальные разрывы во времени, не может быть сомнений в преемственном развитии мистического женского образа на протяжении более миллиона лет».

Цифра, на первый взгляд, из области фантастики, но зато она полностью вписывается в хронологию, которую можно найти в древних ведических книгах. Кстати, и великий Ломоносов, опираясь на древнейшие источники, утверждал, что история Руси, возможно, насчитывает не менее 400 000 лет! Завершает свою мысль Косарев так:

«Эту линию можно провести далее через неолит, бронзовый и железный века, в крито-микенскую, ближневосточную и греко-римскую античность».

Кстати, на сегодняшний день обнаружены изваяния женского божества, по форме напоминающие палеолитических Венер, возраст которых оценивается в 300 – 500 тысяч лет. Правда, сегодня нет доказательств того, что эти фигурки искусственного происхождения, а не игра природы.

География распространения скульптурных изображений Макошь действительно впечатляет – от Франции до Сибири. Но особенно много подобных статуэток археологи обнаружили при раскопках в Костенках, Гагарино и Авдеево. Все три поселения относятся к верхнему палеолиту, возраст находок – не менее 20-27 тысячелетий.

Давайте же проследим, как изменялись эти скульптурные изображения с течением времени, какой отпечаток на них наложили иные культуры. Заранее скажем, что преемственность тут наблюдается в течение 35-45 тысячелетий, что само по себе удивительно.


Венера Брассемпуйская, или «Дама с капюшоном», (Франция), была найдена одной из первых, в 1892 году, считается одним из самых ранних изображений человеческого лица (26-24 тыс. лет);


Вестоницкая Венера, (Чехия), 29-25 тысячелетия до н. э., это одно из древнейших керамических изделий. Правда, некоторые ученые считают, что обжиг произошел случайно, что сомнительно, поскольку фигурки обожжены идеально;


Великая Мать из Лосселя (Франция), 20 тыс. лет, известна как «Венера с рогом», вспомним, что Макошь, будучи Богородицей и Богиней плодородия, также часто изображалась с рогом изобилия;


Венера из гематита, возраст 23-25 тысяч лет, Чехия.


Венера из Гагарино (Воронежская область), 22-20 тысяч лет;


Венеры Мальтинские, Иркутская область, 24- 30 тысяч лет; Всего под Мальтой и расположенной неподалеку Буретью обнаружено около 30 статуэток;


Венера из Хотылево, (на Десне), 23 тысячи лет;


Зарайские Венеры, (Московская область), 20 тыс. лет


Венера из Елисеевичей (Брянская область), 15 тыс. лет


Венера из Ложери-Бас, 15 тыс. лет, Франция, ее обнаружили одной из первых, в 1864 году;


Венеры энеолита юго-западного Причерноморья, Трипольская культура,6 тысяч лет, Эрмитаж;


Также Венеры из Триполья и Кукутеня (около 5 тыс. лет);


А тут показано, как менялись изображения Великой Матери с течением времени. Слой А относится к самым древним пластам;


Венера энеолита Южной Туркмении, возраст 6-5 тысяч лет, Эрмитаж


Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 5-4 тысячи лет, Эрмитаж

Интересно, что и на трипольских, и на туркменских статуэтках помимо узоров изображены символы плодородия – росток и колос.


А на этом рисунке показана общность узоров на изображениях Маккошь из Анатолии (3 тыс. лет до н. э., слева в цвете) и Триполья, вверху – браслет из Костенок;

Приведем также рисунок из статьи Б.А. Рыбакова «Космогония и мифология земледельцев энеолита», показывающий, как одни и те же орнаменты сохраняются на протяжении тысячелетий.

Рыбаков пишет: «Земля, почва, вспаханное поле были уподоблены женщине; засеянная нива, земля с зерном – женщине, «понесшей во чреве своем». Рождение из зерна новых колосьев уподоблено рождению ребенка. Женщина и земля сопоставлены и уравнены на основе древней идеи плодовитости, плодородия».

Эта подтверждается тем, что в глину, из которой лепили трипольские статуэтки, добавляли зерно и муку, как бы «сливая воедино аграрное и женское начала!», далее Рыбаков говорит об универсальности ромбического узора, и о том, что этот узор по праву можно считать одним из самых архаичных, пришедших из палеолита.

Дополним сказанное еще несколькими изображениями на статуэтках из Триполья.

Все говорит о том, что мы имеем дела с предметами искусства, принадлежавшими к одной культуре. Это легко прослеживается, если рассматривать изображения в одном ряду.


Слева направо: Богини-Матери из Леспюг, Виллендорфа(Австрия), Гагарино (верхний Дон, Воронежская обл.), Костёнок.


А это палеолитические фигурки славянской богини Макошь, слева направо:
1 – Макошь из Костёнок, Россия, 42-е тыс. до н.э.;
2 – Макошь из Елесеевичей, Россия, 35 – 25-е тыс. до н.э.;
3 – Макошь из Долни Вестонице, Чехия, 27 – 20-е тыс. до н.э.;
4 – Макошь из «Греции», Греция,
6 – 4,5-е тыс. до н.э.;
5 – Макошь из Самарры, Шумер (Ирак), 5 – 4,5-е тыс. до н.э.

Тут, как видим, прослеживается преемственность не только на большом временном отрезке, но и на разных территориях: Россия – Чехия – Древняя Греция – Шумер.


А здесь – Великие Матери из Авдеево (Курская област), Шумера и Туркмении. Обратите внимание на лицо Авдеевской Макошь, сходство есть и с шумерским барельефом, и с французской скульптурой (Брассемпуи).

Но откуда такая преемственность, такая повторяемость, образно говоря, генетическая связь?

В уже упомянутой книге А.А Тюняева «Древнейшая Русь. Сварог и сварожьи внуки» говорится о том, что согласно современным данным антропологов, археологов и генетиков, действительно, более 52 тысяч лет назад на территории Русской равнины жили люди современного типа (неоантропы). Мало того, это были прямые предшественники славян и русов, поскольку именно они являлись носителями гаплогруппы, из которой затем выделилась типичная для большинства населения современной России гаплогруппа R1a1.

Это косвенно подтверждается данными климатологов, которые считают, что в Брянское межледниковье (52 – 35 тысячелетий назад) на Русской равнине установился теплый климат (о чем свидетельствует теплолюбивая флора), так что условия для жизни тут были вполне пригодные. В это же время тут зарождаются развитые формы искусства. Но вот что интересно: даже когда климат стал холодным и континентальным, люди не покинули эти места, а к совершенствованию владения различными техниками работы с материалами добавляются еще и древнейшие солнечно-лунные календари и системы счета.

Добавим только, что подобная древняя культура обнаружена и на территории Сибири. Но ведь именно об этом можно прочесть во многих ведических источниках. И есть все основания считать, что именно с территории России человек разумный начал расселяться по всей Евразии.

Таким образом, проследив путь распространения культа древней Богини Макошь, мы приходим к выводу, что история нашего народа насчитывает не менее 50 тысяч лет (а по Ведам – гораздо больше). Мы унаследовали культуру, которая берет истоки из глубины в десятки тысяч лет. Именно там берут начало наши древние мифы, наша духовность, наши традиции.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие