Книга « История языческой Европы» , которую мы готовим, представляет собой чрезвычайно читабельный обзор языческих религий всех частей Европы, отличающийся научно-историческим подходом и проработкой. По мнению авторов, язычество не ограничивается классической религией античности, антихристианской или гуманистической концепцией человеческого мира. Они определяют его прежде всего как политеизм, который видит в Природе теофанию, проявление божественности, основным компонентом которой также является Богиня, женское начало. Это также объясняет растущую популярность язычества, которое теперь черпает импульсы из заботы об окружающей среде и из усилий феминизма по эмансипации женщин в духовной сфере, которая осталась в основном в сфере мужчин.

Авторы основывают свое исследование на древнейших письменных источниках минойской культуры на Крите и микенской культуры в Греции. Несмотря на классическую Грецию, загадочную культуру этрусков и Рима, религии которых относительно известны, затем продолжают описание менее известных божеств и ритуалов кельтов и германцев, причем большое место здесь отведено также малоизвестные или совершенно забытые и малодокументированные племенные системы пиктов, финнов и других племен северных окраин континента и славян, в том числе русских. Книга, таким образом, становится всесторонним и взвешенным описанием исконных европейских священных традиций, о существовании которых мы уже забыли и которыми часто пренебрегают даже духовно ориентированные люди, ищущие вдохновения, например, в восточных религиях. Хотя все утверждения подкреплены научными фактами, авторы не уклоняются от более смелых размышлений о трансформированных реликвиях языческих ритуалов в христианстве и массовой культуре. Последняя часть книги посвящена неоязычеству и его специфическим направлениям внутри него, таким как неодруидизм, Викка или Асатру.

Здесь языческое возрождение предстает как часть общего процесса, в котором человечество, долгое время рассматриваемое как монотеистической религией, так и секулярным материализмом как абстрагированное от своего окружения, возвращается в свой более широкий контекст, и этот контекст, в значительной степени состоящий из материального мира, принимает в священной форме.

В этой книге мы описываем скрытую историю Европы, появление ее первоначальной религии в различных формах с древнейших времен до наших дней. Большинство людей сегодня больше знакомы с традициями коренных народов за пределами Европы, чем со своим собственным духовным наследием. Традиции американских индейцев, племенные религии Африки, сложные верования и практики индуизма, а также относительно недавно возродившаяся традиция японского синтоизма широко признаны подлинными традициями коренных народов соответствующих регионов. Напротив, оригинальные европейские традиции, от могущественных цивилизаций Греции и Рима до едва документированных племенных систем пиктов, финнов и других племен на северных окраинах континента, рассматривались как нечто полностью стертое. Считалось, что сначала их полностью заменили христианство и ислам, а в последнее время — постхристианский гуманизм. В этой книге мы, напротив, утверждаем, что они никогда не переставали существовать и даже продолжали более или менее открыто развиваться до сегодняшнего дня, когда переживают новый расцвет и обновление.

Но сначала давайте определимся с терминами. Слово «язычник» (с маленькой «р») часто используется в уничижительном смысле по отношению к человеку, который просто «нецивилизован» или даже «нехристианину» (эти две характеристики обычно считаются идентичными). кстати, слово "язычник". Его буквальное значение — «сельский», «пришедший из сельской местности» ( pagus ). Как религиозный термин, он был впервые использован ранними христианами в Римской империи для описания последователей других (нееврейских) религий, а не потому, что, как когда-то считалось, они были преимущественно сельскими упаковщиками, а не культурными, свободолюбивыми городскими людьми. которые придерживались старых традиций, а потому, что римские солдаты в то время использовали слово «язычник» в уничижительном смысле по отношению к гражданским лицам и мирным жителям. Ранние христиане считали себя «воинами Христа» и смотрели свысока на тех, кто не следовал их религии, как на язычников- домоседов . Такое использование этого слова, похоже, не сохранялось долгое время за пределами христианской общины. В четвертом веке слово «язычник» вернулось ближе к своему основному значению и использовалось неполемически для обозначения любого, кто поклонялся духу места, пагу . 1

Это название сохранялось еще долгое время после того, как его первоначальное значение было забыто, и появились новые слои его использования в связи с великими классическими цивилизациями Греции, Рима, Персии, Карфагена и т. д. Писатели раннего христианства сочиняли выпады «против язычников», под которыми они подразумевали таких философов и богословов, как Платон, Порфирий, Плутарх, Цельс и других предшественников и современников. Намного позже, когда классическая литература вновь появилась в эпоху европейского Возрождения, литераторы того времени писали эссе по языческой философии, и к девятнадцатому веку использование слова «языческий» стало настолько устоявшимся, что оно стало почти синонимом слова «классический». . В начале двадцатого века Д.Х. Лоуренс основал литературную группу «Язычники», черпавшую вдохновение из Греции и того, что он позже охарактеризовал как «великое, старое языческое видение», до того как идея и концепция личности сделали все незначительным и незначительным. узок, как и сегодня». 2

Терминология Лоуренса уже имеет подтекст нынешнего использования этого термина, в котором слово «язычество» возвращается к своему первоначальному значению и характеризует религию поклонения Природе, которая стремится вести человеческую жизнь в гармонии с великими циклами, воплощенными в ритме времен года. В дальнейшем мы придерживаемся этой условности и, употребляя слово «язычество» (с большой буквы «П»), обычно имеем в виду первоначальные духовные традиции, поклоняющиеся Природе, и особенно те европейские, которые были их современными последователями именно под этим именем возродился вновь. Языческие религии в этом смысле имеют следующие общие характеристики:

  • Они политеистичны, признавая множество божественных существ, которые могут быть или не быть аватарами или другими аспектами основного единства/двойственности/троицы и т. д.
  • Они воспринимают Природу как теофанию, как проявление божественного, а не как его «падшее» творение.
  • Помимо мужского божественного принципа, Бога, или вместо этого они признают женский божественный принцип, называемый Богиней (пишется с заглавной буквы «Б», чтобы отличить ее от многих конкретных богинь). (На протяжении всей этой книги мы используем слово «бог» исключительно для обозначения мужских божеств, а не божественного источника или самой божественности.)

В этом смысле все первоначальные анимистические религии мира являются языческими, поскольку они соответствуют всем трем характеристикам. Например, индуизм является языческим, но иудаизм, ислам и христианство, конечно, не являются языческими, поскольку все они отрицают существование Богини и не соответствуют одной или двум другим характеристикам. Буддизм, развившийся из первоначальной индуистской традиции, представляет собой весьма абстрактную систему верований, которая занимается тем, что существует вне времени и мира явлений, а не вмешательством божеств в наш мир. В чистом виде оно сохранило мало общего со своим языческим родителем. Однако все три характеристики, упомянутые выше, являются общими для современного язычества в его различных формах, как мы покажем в этой книге, с древними религиями народов Европы.

В последние годы многие люди европейского происхождения рассматривают оригинальные древние традиции как основу новой религии XXI века. Эта новая религия, названная неоязычеством или просто язычеством, представляет собой в самом широком смысле форму природного мистицизма. Это вера, согласно которой земля и все материальные вещи рассматриваются как теофания, излияние божественного присутствия, которое обычно персонифицируется в фигуре Великой Богини и ее супруга, Бога или мужского принципа Природы. Эти два принципа вместе содержат все существование и обеспечивают развитие. В каком-то смысле это новая религия Нового Века. Эти два основополагающих божества, чье влияние является скорее взаимодополняющим, чем иерархическим или антагонистическим, являются отражением современной мысли. Сегодня язычники обычно рассматривают всех богов и богинь как олицетворения этих двух принципов, что несколько контрастирует с древними временами, когда многие боги и богини считались действительно независимыми сущностями. В своей наиболее часто публикуемой форме новое язычество представляет собой теологию полярностей, а не политеизм древней европейской культуры.

Но современное язычество является также наследником старых европейских традиций. Оно присвоило себе их священные места, праздники и божеств, которые оно извлекло из забвения и переосмыслило таким образом, чтобы гарантировать живое продолжение их первоначальной функции. Приверженцы определенных школ внутри нее, таких как неодруидизм, викка или Асатру, хотят жить в современной форме этих старых религий, которые описаны или намекают на них в древних писаниях, как в Исландии, где Асатру является юридически признанной религией. которая черпает свои правила непосредственно у древних скандинавских мудрецов и формулирует их точку зрения в форме, которая имеет преемственность с прошлым, но пригодна для двадцатого века. На противоположном конце находятся многие неоязычники, особенно в англосаксонских странах, которые не следуют никакому структурированному направлению, но обычно поклоняются Природе и придерживаются политеистических взглядов, сосредоточенных на Богине, что соответствует обычным религиозным взглядам, описанным здесь.

Почему язычество вновь появилось в современной Европе и Америке? Мы имеем здесь дело с историческим процессом, который проходит свою последнюю главу, но основной импульс, по-видимому, заключался в том, чтобы сначала найти религию, которая поклонялась Богине и, таким образом, предоставляла как женщинам, так и мужчинам достоинство существ, обладающих «черты божественности». Это считали необходимым женщины, политическая эмансипация которых не сопровождалась аналогичным развитием их религиозного статуса. (Даже в сегодняшнем языческом политеистическом индуизме одной из наиболее быстро растущих народных религий является культ богини Кали, Великой Матери. 3 ) Во-вторых, большее уважение к Земле приобрело значение в Европе и Америке. Экологическое «зеленое» движение шло рука об руку с желанием обратить внимание на внутренний порядок физического мира, его ритм и «дух места». Это привело к новому признанию ценности понимания традиционных навыков, а также верований и философии, лежащих в их основе. Она вообще была язычницей. Наконец, влияние языческой философии Востока, сопровождавшее это развитие, предоставило изощренные оправдания практикам, которые в прежние времена считались необоснованными суевериями. Таким образом, языческое возрождение представляется частью общего процесса, в котором человечество, долгое время рассматриваемое как монотеистической религией, так и секулярным материализмом в абстракции от окружающей среды, возвращается в свой более общий контекст. Этот контекст является как физическим, образованным материальным миром, понимаемым как важнейшая часть жизни, так и хронологическим, что проявляется в поисках преемственности между современным мировоззрением и древними философиями. Древние религии часто малоизвестны за пределами этой академической специальности, и свидетельства их существования часто неправильно понимаются или неверно интерпретируются как «совпадение» или «суеверие». Именно это свидетельство такой преемственности и является предметом нашего исследования в этой книге.

Область наших исследований охватывает всю Европу, начиная с Греции и Восточного Средиземноморья, где находятся самые ранние письменные упоминания; продолжается на запад через Рим и его империю; затем он переходит к так называемой «кельтской окраине» Франции, Британии и некоторых частей Нидерландов; и, наконец, к Восточной и Центральной Европе, Прибалтике и России, которые (за исключением России и южнославянских государств) появились в исторических записях лишь совсем недавно. Европа в этом смысле представляет собой географическое образование, грубо разделенное на север и юг Альпами и на восток и запад пражским меридианом. После того как Священная Римская империя на Западе и Византийская империя на Востоке совместно определили христианский мир, Европа стала культурным единством, и ее первоначальные религиозные традиции исчезли от одного региона к другому в относительном забвении. Именно об этих жизненно важных, хотя и полускрытых, традициях мы хотим рассказать здесь.

Столетия, охватывающие промежуток времени от начала письменной истории до наших дней, представляют собой разные временные масштабы в разных регионах. Процесс интерпретации каменного века до сих пор настолько обширен и в то же время настолько противоречив, что его невозможно рассмотреть в контексте этой книги. Достаточно будет описать, во что верили и поступали люди в разные времена и в разных местах. Это увлекательная история, и мы начнем рассказывать ее с самых ранних записей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие