Введение

Язычество — это совокупность различных религий и культов, включающих различных богов, сверхъестественных существ, природных духов, души предков и т. д., которые в основном практиковали древние германцы, славяне, кельты, римляне и другие народы и культуры европейского культурного круга. . Под язычеством мы понимаем собирательное название определенной группы политеистических или пантеистических религиозных течений преимущественно индоевропейского и особенно европейского происхождения.


Круг бытия, кельтский символ цикла времени, до сих пор можно встретить на старейших церквях Британских островов (заяц как символ плодородия). Этот символ относится к лунному циклу.

Таким образом, это самобытная духовность, которая присуща нам, европейцам, исторически, культурно и этнически, и которую мы пытаемся найти, восстановить и в дальнейшем развивать. Это органичная духовная система, целью которой является не столько реконструкция прошлого, сколько развитие духовного наследия древних язычников в современном времени и контексте. В то же время это открытая система с несколько размытыми границами и стихийным развитием.

Не обязательно принадлежать к какой-то определенной традиции и устоявшейся системе, многие язычники идут своим путем. Но к его выбору следует отнестись внимательно. Никто не подойдет к вам с предложениями принадлежности к их религии. Обращение в веру в язычестве происходит нечасто. Всегда так бывает, что нам самим приходится пробовать, искать, слушать свое сердце, создавать свой путь и чутко узнавать, куда он нас ведет. При этом около половины язычников не принадлежат ни к какой традиции. Они следуют своим собственным уникальным путем, сформированным их жизнью и непосредственным вдохновением.

Из чего черпают язычники – три основных источника

Академические исследования историков и антропологов обычно являются основным источником возникновения любой обновленной традиции. Уровень знаний меняется, поэтому возрожденные позднее традиции имеют тенденцию быть более исторически точными. И наоборот, более старые реконструкции могут опираться на позже опровергнутые теории (например, работы Маргарет Мюррей в отношении традиции Викки , которая, зародившись в 1930-х и 1940-х годах, является одной из первых устоявшихся традиций современного язычества).

Кроме того, в сказках и фольклоре имеются языческие следы современной европейской мистики. Язычество никогда фактически не исчезало из Европы. Ее элементы остались в нашей культуре, мы часто просто не знаем, какие именно. Однако с большой уверенностью мы можем назвать языческими практически все предметы нашего и церковного календаря от Рождества до Дня поминовения усопших или Пасхи. За сказками даже далеко ходить не надо. Подумайте только о дедушке Всеведе, который каждое утро становится мальчиком, а каждую ночь становится стариком, а его мать заботится о нем. Это миф о солнечном цикле, общий для многих языческих религий.

И в-третьих, это опыт. Большинство традиций начинаются очень просто и опираются главным образом на то, что сохранилось. С течением времени духовность естественным образом развивается, каждое поколение меняется или прибавляет понемногу, и языческая вера продолжает естественно жить, как и когда-то. Это особенно очевидно в ранее возрожденных традициях, которые были введены еще в 1950-х годах и находились под влиянием более поздних культурных событий в нашем западном цивилизационном круге (особенно 1960-х годов).

Основы языческого мировоззрения

Языческое мировоззрение характеризуется отсутствием четко определенных категорий, известных в наше время. Духовность и мирская жизнь не совсем разделены. В языческой вере мало что конкретно определено. Языческому взгляду на мир ближе его восприятие как континуума, в котором есть одновременно материя и душа, пространство и время, священное и мирское, обычное и необыкновенное, прошлое и будущее, живое и неживое. Отождествление материи с душой или божеством — древняя анимистическая основа, из которой возникает язычество.

Именно поэтому можно встретить язычников с верой в то, что колодцы, деревья и холмы имеют душу, населены духами или даже местными богами. Многие даже общаются с ними или приносят им жертвы.

Поэтому языческие религии знают человека не как отделенного от природы, сообщества и земли, а как часть природы, сообщества и земли. Осознавать эту связь и испытывать ее – одна из целей современных ритуалов и многих других вещей, которые мы делаем.

В язычестве боги не отделены ни от этого мира, ни от людей. Они и есть этот мир. Они в нас, во вселенной, в природе, в каждом движении листа, в каждом рождении и в каждой смерти. Предки являются прямой связью между людьми и Богами. Во многих традициях боги рассматриваются как наследие родословной, носителями которой являются наши предки, у которых мы должны учиться и которым мы должны поклоняться так же, как богам. Наши предки — это то, что было создано из земли, воздуха, солнца и дождя и что случилось с землей, воздухом, солнцем и дождем после смерти. Таким образом, они представляют нашу кровную связь со всем, что превосходит нас.

Одним из последствий такого восприятия является отсутствие молитв Богам сделать для нас то или иное. Скорее, они приносятся им в жертву и просят их благословения на какую-то нашу деятельность, которую мы сами совершаем и за которую сами несем ответственность. В язычестве Боги не наказывают нас за наши действия, мы лишь пожинаем их последствия. Следствием этого является то, что язычник должен дважды обдумать свои действия и свои слова, потому что он не искупит их молитвой, но только и только тем, что пожнет плоды того, что он посеял. Звучит просто, но эта точка зрения предъявляет огромные требования к личной честности, пониманию собственных мотивов и предвидению возможных последствий. Язычник знает, что, когда что-то идет не так, во многом виноват он сам. Лишь на втором месте стоит возможная немилость Богов. Но и здесь обычно что-то зарабатываешь...

Языческая духовность прежде всего не знает линейного времени. Ход времени в язычестве идет не от А к Б, как мы привыкли. На самом деле календарь не имеет никакого значения в языческой духовности. Мы празднуем циклы природы. В 2015 году они так же хороши, как и за две тысячи лет до того, как появился наш календарь. Поэтому в язычестве все происходит по кругу, не имеющему ни начала, ни конца. Жизнь, смерть, возрождение. Весна лето осень зима. День Ночь. По этой причине языческие праздники связаны с изменениями в природе и сменой времен года. Это праздники, которые мы отмечаем до сих пор и которые известны даже в наше время.

Необходимые и непременные элементы язычества

Можно выделить несколько существенных элементов языческой веры и большое количество часто встречающихся, хотя и необязательных элементов. К необходимым внешним элементам того, как выглядят языческие верования и практики, относятся: поклонение богам, пейзажи (духи, лесные храмы, холмы, природа и т. д.), поклонение предкам, жертвоприношения (возлияния). Эти четыре вещи взаимосвязаны и обязательно связаны. Их связью является циклическое восприятие времени и связанный с ним вегетационный цикл (см. схему солнца ниже) .

Другими часто встречающимися, но необходимыми элементами являются, например: путь инициации, вера в реинкарнацию, идеал воина, женская тайна, магия, гадание, патриотизм, поэзия, охрана природы, фольклорные традиции, интерес к археологии, истории и археологии, народное целительство, этика. , эзотерика, музыка, художественное творчество и многое другое.


Схема необходимых и расходных элементов

Есть также определенные необходимые внутренние элементы, определяющие динамику нашего путешествия. Это: вера, практика и опыт. Наша вера вдохновляет нас на ритуалы и другие практики. Наша практика дает нам некоторый опыт. А опыт меняет и подтверждает нашу веру. Эти три элемента подобны двигателю, который гонит нас вперед. Для работы необходимы все три. В противном случае цикл останавливается.


Схема внутренних, динамических элементов языческого пути

Внешние и внутренние элементы на схемах могут быть и самими путями к язычеству, т. е. тем, что привело нас к язычеству. Важно не застрять в них. Например, не придерживаться только веры (теория и книги) или только практики без духовности (живая история) или только опыта (спиритизм, поиск мистических видений). Наш путь к язычеству — это не само язычество, это всего лишь врата, за которыми лежит гораздо больший мир. Ошибочно закрывать эти ворота в самом начале, отождествляя наши прежние взгляды и практики со всем язычеством, приобретая таким образом ощущение, что «вот оно» . Напротив, мы должны продолжать, а не останавливаться и оставаться открытыми к возможности того, что многие вещи отличаются от того, чем кажутся изначально.

Боги и ритуалы

Поклонение богам является основой язычества. Его центральный мотив — союз с богами и утверждение нашего отношения к ним. Существует множество групп, которые могут использовать языческие символы, старинную одежду и тому подобное, однако языческие религии характеризуются тем или иным поклонением богам и стремлением установить с ними связь. Это должны быть Боги, о которых мы знаем хоть немного знаний. Нам не нужно читать десятки книг. Все, что вам нужно, это базовый фундамент и здравый смысл. Например, когда мы хотим принести жертву весной одному из Богов для усиления Солнца и роста силы в природе, то это будет Яровит, а не Велес (славянский пантеон).

Большинству язычников обычно со временем нравятся несколько богов, важных для их жизни, и они потом сопровождают их по жизни. То же самое касается групп. Одним из следствий целостного видения мира является необходимость сопровождать свои слова и веру соответствующими действиями. Ритуал — это выражение нашего отношения к богам. Он укрепляет отношения с Богами, с жизнью, с природой, с миром. Это подтверждение того, что мы, наши предки и наши Боги — одна семья.

Поэтому язычники обычно регулярно занимаются духовностью, чтобы Боги в их жизни получали то внимание, которого они заслуживают. Переживать связь с Богами и с природой в наши дни сложно, поэтому ее необходимо культивировать сознательно. Ибо то, на что мы обращаем внимание, создаёт нашу реальность. Чем меньше поп-культуры, рекламы и других атрибутов этого особенного времени и чем больше Богов и природы, тем более глубоко вдохновляющей будет наша реальность. И наоборот, тем меньше это вызывает стремление к ерунде.

Ритуалы совсем не обязательно должны быть сложными. У них есть определенные общие знаменатели, которые пересекают традиции. Обычно это очищение (дымом, водой и т. д.), обустройство священного места (например, круга, каменного круга, священной рощи и т. д.), соединение с Богами (призыв), празднование (еда и питье и их благословение). , возлияние (подношения) и благодарение. Ритуал, лежащий в основе язычества, настолько прост, что каждый может выполнить его в частной практике. Не существует языческого колледжа, в котором нужно сначала получить «языческую» степень. И есть еще много всего, что вообще не нужно.

Что всем не нужно. Совсем

Подтверждение внешних полномочий. Одним из атрибутов язычества является то, что вам не нужно подтверждение того, что вы язычник. Нет никакой власти говорить об интимной связи с вашими Богами. Все, что вам нужно делать, это верить в них, поклоняться им и приносить им жертвы. Каждый должен понять, почему он делает это и почему он делает это именно так. Это означает, что активные отношения с Богами необходимы. Все остальное — уже вопрос этих отношений, которые принадлежат только вам. Это имеет несколько последствий.

Появление. Нет никакой необходимости носить символы, одеваться каким-то особым образом и т. д. Это приятно, здорово в групповой практике, но, конечно, не обязательно. Для некоторых групповых церемоний лучше иметь ритуальную одежду, маску или рисунок, но для каждого ритуала и каждой традиции это индивидуально. Причина – атмосфера, настраивающаяся на общую ноту, уходящая от обыденной реальности. Для великих сезонных праздников, безусловно, желательно одеться с некоторой осторожностью, поскольку вы вступаете в общество богов. Соответствующая одежда также может быть знаком уважения. Однако для повседневной практики и отношений с Богами внешний вид не имеет значения.


Славянский символ Дажьбога – Солнце.

Чтение. Хорошо читать и узнавать о язычестве, потому что это приводит к более глубокому пониманию того, что мы делаем, позволяет нам углубить нашу ритуальную практику и искать скрытые смыслы и связи. Однако в этом нет необходимости. Мы можем поклоняться богам прямо сейчас. Не существует такого понятия, как обязательное чтение. Богов не волнует наша читательская аудитория.

Люди. Каждый может тренироваться в одиночку. Нам не нужны группы. Сообщество может быть как благом, так и проклятием. Однако в некоторых традициях община является очень важным элементом, поскольку ритуалы также являются социальным событием. Однако, чтобы начать, нам никто не нужен. Кроме Богов.

Учителя. В язычестве вообще никто не является гуру. Каждый несет ответственность за уровень своих знаний о Богах и за свои отношения с ними.

Мнения и политика. Наши убеждения и текущие дела бесполезны под верхушками деревьев, где обитают Боги. Они не квалифицируют и не дисквалифицируют нас для язычества. Заходя в храм, мы всегда откладываем в сторону повседневный хлам, заботы, мнения и прочий балласт. Вера, практика и опыт важны. Для этой цели используется ритуальное очищение, а также очертание священного пространства. В групповой практике лучше сосредоточиться на том, что нас объединяет, чем на том, что нас разделяет.

Важно последовательно ставить связь с Богами превыше всего этого и просто начать.

Связь с пейзажем

Обычно рекомендуется проводить церемонии на улице, потому что там мы ближе к той среде, где Боги дома, мы ближе к природе, к природе и к тому, ради чего мы совершаем ритуалы. Боги олицетворяют то, из чего произошли наши предки и наша жизнь. И это дикий пейзаж.

Поэтому язычники часто создают уличные храмы, каменные круги и иным образом благоустраивают различные места поклонения. Эти места обычно не известны широкой публике, но если вы будете искать и знакомиться с людьми, то постепенно о них узнаете. Те, кто много гуляет на природе, со временем могут прийти к выводу, что в этой стране действительно происходят какие-то перемены. То тут, то там капли воска на одиноком камне, то там каменный круг или символ на скале со следами ритуала. Идеально создавать такие места и заботиться о них. Именно это часто делают язычники. Духовность большинства язычников так или иначе символически связана с этими местами, с ландшафтом, его прошлым и его историями.

Церемонии и праздники


Колесо года из традиции Викка

В общем, мы делим практику на ежедневную духовность и большие групповые празднования. Таким образом, ритуальная практика состоит из очень простых жертвоприношений, совершаемых довольно часто, обычно в одиночку или с семьей, а затем сезонных фестивалей (таких как Белтайн , 30 апреля), которые обычно более масштабны, сложны и посещаются большим количеством людей. Однако их можно отметить и в частном порядке.

Однако каждая традиция имеет свою систему праздников, имеющую много общего. Их темами обычно являются солнцестояния и равноденствия, а также период плодородия (май, Первомай и т. д.), период первого урожая (август), период последнего урожая и время предков (Все День души) и период первого пробуждения природы (февраль, Хромницы, Морана)

В большинстве традиций существуют ритуалы, связанные с жизненными этапами, то есть своеобразное приветствие в жизни, а также ритуалы совершеннолетия (например, стрижки у славян), свадьбы, похороны или другие формы церемониального прощания перед путешествие в другой мир. Оба праздника отмечают важные моменты в жизненном цикле творения. Наш жизненный цикл аналогичен солнечному циклу, поэтому отмечаются переходные моменты и в том, и в другом. Эти циклы и их фазы также составляют основу языческой символики, где часто встречаются колеса с разным количеством спиц и разной формой.

Во многих традициях также организуются ритуалы, отмечающие переходы между отдельными этапами духовного пути, обычно это некая форма ритуала посвящения, целью которого является обещание Богам следовать определенным путем и соблюдать определенные принципы. формы церемоний инициации. Подобные церемонии представляют собой вехи на духовном пути и часто включают в себя священные клятвы.

Однако во всех языческих обычаях есть элемент благословения или благословения. Обычно мы просим Богов наполнить нашу еду или питье своей силой, благодаря чему их благословения войдут в нашу жизнь, когда мы будем пить напиток и есть пищу. Любое такое благословение также должно сопровождаться возлиянием. Во-первых, это прилично. Кроме того, необходимо поддерживать справедливые отношения, и когда мы чего-то хотим, мы должны также что-то предлагать. Ведь никто не хочет злить Богов. И, наконец, совместная еда делает нас, предков и союзников Бога, одной семьей.

Возлияния и подношения также являются частью повседневной практики. Обычно это какой-нибудь небольшой подарок. Это может быть немного вина, медовухи или пива. Это может быть несколько орехов, цветков, семян или различных фруктов. Небольшой кусочек печенья или рисунок, ароматическая палочка, кусочки корицы или других специй или благовоний. Это также могут быть стихи, картины, венки из цветов, вырезанные на дереве руны, ленты, фигурки... Способов много. Их почти столько же, сколько практикующих язычников.

Разные традиции


Древнейший славянский символ Солнца и его цикла – прялка.

Языческие религии также образуют континуум, категории которого очень сложно определить. Это практически невозможно. Однако можно наблюдать определенные тенденции и выявить устоявшиеся традиции и устоявшиеся религии.

Те религии, возрождение которых началось особенно в Англии и во многом черпают из кельтской, англосаксонской и отчасти эллинской традиции и которые начали формироваться на рубеже 1930-х — 1940-х годов, — это, главным образом, друидство , эклектическая викка, колдовство и так называемая инициативная Викка . Они в некоторой степени полагаются на академические исследования, опирающиеся на более поздние (в основном литературные) источники, например, записи о процессах над ведьмами (особенно о суде над Изобель Гауди ), мифическую литературу, кельтские сказки и мифы, народную магию (Мерзебургское заклинание) и т. д. в значительной степени из западной оккультной традиции, которая также имеет свои корни в Древней Греции.

Религии, которые были реконструированы позже и основаны на более легко интерпретируемых знаниях, археологии и фольклоре, обычно представляют собой Асатру, Родновери, греческое, римское и другое язычество.

Основное различие между ними состоит в том, что в первом случае (Викка, Друидизм) многое из недостающего заменено элементами западной эзотерической традиции (истоки которой восходят к Древней Греции и неоплатонизму) и гнозисом их основателей. , и существует весьма заметное межпоколенческое развитие, продолжающееся около восьмидесяти лет, которое они за это время прошли.

Во втором случае, т.е. у Асатру, Родновери и других, реконструкции ближе к современным археологическим и антропологическим знаниям, поэтому мы находим меньше элементов из западной эзотерической традиции и личного гнозиса композиторов, однако это деление не может быть применимо абсолютно. в любом случае. В обоих случаях очевидна попытка восстановить и дополнить древние традиции современным контекстом, и в обоих случаях недостающие материалы дополняются на основе сравнительной мифологии, опыта, западного оккультизма и т. д. В случае второго часто больше известно об оригинальных материалах и больше извлекается из материальной культуры (археологические находки).

Благодаря разным историям также можно наблюдать определенные тенденции. В первом случае можно заметить акцент на личностном развитии, духовности как таковой, что подразумевает такие вещи, как медитация, а также отношение к окружающей среде и охране природы и т. д. Эта группа отмечена обменом между поколениями и культурная революция нашей цивилизации в 60-х годах 20-го века, приведшая к значительному развитию и огромному разнообразию взглядов и ценностей и смешению с современными влияниями.

Во втором случае большую роль играет также культурное и этническое наследие этой традиции, здесь в большей степени применяются понятия идентичности и пола. Отдельные традиции более однородны, и больший упор делается на реконструкцию и сохранение источников информации. Благодаря этим традициям основатели обычно еще живы и создается прочный, единый фундамент для будущих поколений. Однако это лишь тенденции и широкие обобщения. Лучший способ принять решение — прочитать что-нибудь еще и попробовать попрактиковаться. Многие язычники начинали, например, с эклектичной Викки, а позже стали посвящать себя другим традициям. Обратное также верно.

Благодаря поклонению Богам и практике наше понимание растет, и, таким образом, на нашем пути могут происходить постепенные изменения. Поиск никогда не заканчивается. Даже если мы станем частью какой-то устоявшейся языческой религии, наша повседневная духовность никогда не будет прежней.


Солнечный крест, один из старейших религиозных символов, использовавшийся как кельтами, так и немцами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие