Аннотация: Актуальность предпринятого исследования заключается в осмыслении когнитивных признаков макроконцептов Род и Макошь / Мокошь в аспекте символов русской лингвокультуры. Научная новизна состоит в первом опыте анализа изучаемых макроконцептов в аспекте понятийных признаков. Цель — описать понятийную часть структур макроконцептов Род и Макошь в русской лингвокультуре. Задачи: 1) проанализировать лексемы Род и Макошь / Мокошь (основные репрезентанты исследуемых макроконцептов) в Национальном корпусе русского языка; 2) сопоставить выявленные когнитивные признаки макроконцептов.
В статье используется набор методов лингвистического анализа: дескриптивный, интерпретативный, концептуальный. В результате анализа материалов из Национального корпуса русского языка было найдено 33 когнитивных признака макроконцепта Макошь в русской лингвокультуре, которые можно распределить на 11 блоков: 1. (Божественное) материнство (4 признака): богиня, Богородица / Дева Мария, маковка, макушка. 2. Природные объекты и явления (4 признака): дождь, звезда, земля, рога / рог изобилия. 3. Плодородие (2 признака): изобилие, урожай. 4. Духи природы (1 признак): русалки / вилы. 5. Родство (6 признаков): жена, мать, прародитель, родство, семья, старшая сестра. 6. Функции (4 признака): громовержец, пряха, творец, хозяйка. 7. Взаимоотношения (1 признак): забота. 8. Оценка (1 признак): благо. 9. Человек (2 признака): девушка, женщина. 10. Судьба (4 признака): доля, жребий, судьба, удача. 11. Культ (4 признака): идол, Параскева Пятница, Рожаница, треба / жертвоприношение. В структуре макроконцепта Род было определено 35 когнитивных признаков, которые можно распределить на 13 блоков: 1. (Божественное) отцовство (2 признака): бог, Бог-отец. 2. Природные объекты и явления (3 признака): звезда, молния, небо. 3. Плодородие (1 признак): урожай. 4. Родство (4 признака): отец, прародитель, родство, семья. 5. Функции (5 признаков): земледелие, повелитель, правосудие, созидание, творец. 6. Взаимоотношения (2 признака): забота, охрана. 7. Оценка (3 признака): благо, лукавство, прелюбодеяние. 8. Судьба (2 признака): доля, судьба. 9. Культ (5 признаков): идол, пиршество, Стрибог, треба / жертвоприношение, Ярило. 10. Успех (4 признака): макушка, прибыль, процветание, успех. 11. Место рождения (1 признак): Родина. 12. Свойство (1 признак): сила. 13. Люди (2 признака): цивилизация, человечество. Эти признаки отображают особенности русской ментальности, сохранившей в разные периоды истории языка память о культе Рода и Богини-матери — Макоши, который последовательно воспроизводился в почитании матери — земли и отца и матери людей — Рода и Макоши. Христианские аспекты проявляются в структурах изучаемых макроконцептов в виде образа Богоматери — Девы Марии и Бога-отца, прообразом которого можно назвать Рода. В структурах макроконцептов Род и Макошь совпадают следующие когнитивные признаки: благо, божественность (бог, богиня), доля, забота, звезда, идол, прародитель, родство, семья, судьба, творец, треба / жертвоприношение, урожай. В структуре макроконцепта Род отсутствуют признаки природных духов и человека (многие ученые подчеркивали неперсонифицированность Рода в славянском пантеоне). В связи с заимствованиями слов в русский язык понятие рода расширяется до человечества и цивилизации в целом. Появление негативной оценки в структуре макроконцепта Род обусловлено сменой религии. Большое количество выделенных признаков указывает на древнюю природу сравниваемых макроконцептов. На это же указывает синкретизм найденных признаков.
Ключевые слова: символический макроконцепт, когнитивные признаки, структура макроконцепта, языковая картина мира, русская лингвокультура
Введение
Исследование макроконцептов Род и Макошь / Мокошь проведено с конкретной целью — определить когнитивные признаки, формирующие фундамент их структур в русской лингвокультуре: «Богиня-мать, главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землёй и — более широко — с женским творческим началом в природе»«Бог Род в славянской мифологии -воплощение рода, единства потомков одного предка»2. Миф сохраняется в языке в виде разных форм, чаще всего в виде устойчивых сочетаний: «Миф транслирует вечное,
вневременное, то, что присуще всем людям во все времена: нравственные ценности, модели поведения, мотивационные установки, которые были свойственны человеку тысячи лет» [1, с. 238]. Миф — одно из самых консервативных явлений культуры, медленно меняющих свою структуру.
У каждого народа своя мифология, свой путь в познании мира, т. е. своя культура. Эти знания оставляют глубокий след в языковой картине мира: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» [2, с. 193-194].
Язык аккумулирует все знания, накопленные народом: «Язык в гумбольдтианской традиции понимается как зеркало культуры, в котором отображаются все имевшие место представления (мифологические, религиозные) народа о мире, в котором он живёт. При помощи языка формируется миропредставление человека, закладываются основы его культуры» [3, с. 34]. Осваивая язык, его носитель впитывает в свое сознание мифы, скрытые в языке: «языковая деятельность в свою очередь включена в структуру мифа. И миф использует язык для своего предметного оформления» [4, с. 253-254]. Обращаясь к языку, исследователь рассматривает растворенные в языковых знаках когнитивные признаки сохранившихся мифологем.
Для определения когнитивных признаков, формирующих структуры макроконцептов Род и Макошь / Мокошь, используется комплекс методов: концептуальный, интер-претативный, дескриптивный. Источником языкового материала послужили работы предшествующих исследователей и Национальный корпус русского языка (НКРЯ)3.
В научной литературе отмечены работы, в которых рассматриваются некоторые аспекты символических макроконцептов в разных лингвокультурах. Особое внимание было обращено на макроконцепт Великая Богиня-мать [5]. Макроконцепту Род был посвящен ряд работ М. В. Пименовой 2021-2022 гг. [6-8]. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении основных способов реализации макроконцептов Род и Макошь / Мокошь в аспекте теоморфных признаков.
Результаты
В исследованиях славянского фольклора отмечается факт неопределенности имен богов, их функций, ареала их почитания и т. д. В. В. Иванов и В. Н. Топоров пишут, что к Х в. «помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома)» [9, с. 932]. Почитание Рода обусловлено представлениями о единстве мира, преемственности поколений, объединении человека и окружающей природы: «Для славян характерно представление о трех матерях человека — родной матери, Богородице и матери-сырой земле, отраженное как в устной традиции, так и в письменной («Повесть св. отец о пользе душевней всем православным Христианом», приписываемая Иоанну Златоусту)»4. Мифологическое сознание славянских народов сохраняет ассоциативную связь между словами мать и род. Мать — это женщина, которая продолжила свой род в детях.
На предшествующем этапе исследования в результате изучения 15 этимологических и историко-этимологических словарей в структуре макроконцепта мать М. В. Пименовой были выявлены символические признаки божественного материнства среди мотивирующих: творец, образователь, Богородица, земля [6]. Эти признаки «отображают специфику русской ментальности, сохранившей в концептуальной системе в разные периоды истории языка память о культе Великой Богини-матери — основательнице мира, который последовательно воспроизводился в традициях почитания матери сырой земли и Богородицы — Девы Марии» [5, с. 787]. В славянской мифологии прообразом Великой Богини-матери была Макошь (Мокошь). Это женское божество встречается в двух основных вариантах написания. На Русском Севере в XIX в. были отмечены дополнительные варианты имени: Макешь, Мокуша, Макуша. Исследователи пишут об этом феномене как об одном из этапов трансформации «женского образа основного мифа: от Мокоши до Марины в былине о Добрыне», упоминая другие имена богини: Мара, Марена, Морена [10, с. 179]. Языковой материал из НКРЯ показывает наличие других имен этого божества: По его мнению, после принятия христианства русские много веков оставались двоеверами, почитая Макошь под именем Девы Марии (она же Маришка и Маркуша) (Эрлихман В. Микроскопом по истории). Макошь — богиня, в функции которой находилась вся женская сфера жизнедеятельности человека, в том числе родовая. В современных исследованиях богиня Мокошь сопоставляется с германо-скандинавскими богинями Фригг и Фрейи [11], анализируется единство женских образов языческой и христианской культур [12], интерпретируется миф об именинах земли [13], раскрываются функции оберега богини Мокошь [14, с. 33], изучаются особенности отражения мифологемы Мокошь [15].
Существует несколько мнений по поводу прообраза христианской божественной иерархии, которая описывалась терминами родства. В соответствии с первым под именем Богородицы скрывалась Макошь: Пантеон содержал, как средство противопоставления христианству, три божественных образа, сопоставимых с христианскими: бог-отец — Стрибог, бог-сын — Дажьбог и Макошь — женское божество, аналогичное христианской Богородице (Еремеева С. А. Лекции по русскому искусству). Согласно второму мнению, как и Богородица, Макошь не входила в дохристианскую Троицу: Богородица не входила в Троицу, а одна из главных богинь — Макошь — требовала внимания к себе (Еремеева С. А. Лекции по русскому искусству). Как видим, оба мнения не противоречат друг другу, а дополняют.
В период двоеверия, когда имя Макоши было под запретом, его заменило имя Параскевы-Пятницы: Праобразом христианской Параскевы-Пятницы была древнеславян-ская богиня Мокошь (Макошь, Мокша) (Шотландия О., Клейн А. Ноябрь). С принятием христианства оно было преобразовано в Богородицу — Деву Марию: По его мнению, после принятия христианства русские много веков оставались двоеверами, почитая Макошь под именем Девы Марии (она жеМаришка и Маркуша) (Эрлихман В. Микроскопом по истории).
В письменных памятниках имя Макошь упоминается в начале XII в. в «Повести временных лет». Это божество известно многим славянским народам. Макошь прямо называется богиней-матерью: Согласно ей главным и самым древним славянским божеством была богиня-мать Макошь (она же Мокошь) (Эрлихман В. Микроскопом по истории). Н. М. Гальковский отмечал, что «чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношения и во время большой засухи» [16, с. 33]. Влага — необходимое условие плодородия земли.
Б. А. Рыбаков высказал мнение, что «русская Макошь отражала в какой-то мере и среднюю фазу гекатовского культа, являясь благожелательной богиней, связанной с аграрно-магическим комплексом представлений», т. к. русалки и Симаргл, ассоциируемые с нею, «содействовали получению урожая» [17, с. 383]. Макошь связана с русалками, которых называли вилами в славянских культурах: Макошь — почти всегда упоминается в источниках рядом с вилами-русалками (Еремеева С. А. Лекции по русскому искусству). Древнее земледельческое божество Макошь считалось матерью урожая, богиней жизненных благ и изобилия [18, с. 101]. Эпитеты Макоши — мать урожая, хозяйка: И на главной лицевой грани — Макошь, «мать урожая», хозяйка символического рога изобилия (Еремеева С. А. Лекции по русскому искусству).
Среди людей Макошь появлялась в виде юной девушки: Скитаясь по земле в образе девушки, Макошь внимательно наблюдала, кто как трудится и исполняет свои обязанности (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). Идолы богини были украшены рогами: Несмотря на то, что Макошь всё же была женщиной, её идолы из осины украшались рогами (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). На самом деле ассоциативная связь Макоши с рогом обусловлена идеей изобилия — в руках у Макоши был этот рог.
Дохристианский пантеон включал разных богов — Рода и Рожаниц: У Рода были помощницы — Рожаницы, которые впоследствии обрели собственные имена и образы -Дидилия, Зизя, Макошь и др. (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). Макошь находится среди них: «Упоминается Мокошь в одних и тех же источниках, обычно вместе с Рожаницами — богинями... На полотенцах для весенних обрядов Мокошь изображалась с воздетыми к небу руками, как бы молящая верховное небесное божество оросить дождем вспаханные и засеянные поля» [18, с. 101].
В. В. Иванов и В. Н. Топоров указывают на то, что «культ Рода длительное время сохранялся и в мужской среде (в том числе в княжеской), тогда как рожаницы стали относиться к многочисленным существам, упоминающимся обычно в форме множественного (собирательного) числа женского рода (ср. берегини, лихорадки и т. п.) и связанным с женской средой (в "поучениях" — "бабы богомерзкие", среди которых сохранялись некоторые языческие культы). Для этого позднего периода "двоеверия" можно предполагать и непосредственную связь культа рожаниц с идеей продолжения рода и судьбой новорожденного, которому роженицы (хорв. роженицы, словен. го^ешсе) определяют долю (ср. также образы Суда и судениц)» [19, с. 871].
До нас дошли имена некоторых Рожаниц: У Рода были помощницы — Рожаницы, которые впоследствии обрели собственные имена и образы — Дидилия, Зизя, Макошь и др. (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). Поднятые руки к небу — жест обращения и мольбы: Женщина с руками большими, вверх поднятыми, не барыня, а богиня Макошь (Колпакова О. В. Большое сочинение про бабушку).
Указывая на несомненную близость слов, обозначающих жребий (кошь, къшь) и имя Макошь, Б. А. Рыбаков делает вывод, что «учитывая глубокую древность слова Ма (мать), можно представить себе "Ма-кошь" как наименование "Матери счастливого жребия", богини удачи, судьбы» [17, с. 384]. По одной версии Макошь — супруга Перуна-громовержца, по другой -Велеса: Была у Велеса и жена — верная Макошь, богиня судьбы (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). В. В. Иванов и В. Н. Топоров высказывают предположение, что Макошь только по одной версии была женой громовержца, а по другой — она есть женское его соответствие [19].
Макошь — богиня-пряха, в ее руках — судьбы людей. «Типологически Макошь близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира — пряхам, иран. Ардвисуре Анахите и т. п.» [20, с. 684]. О. Н. Трубачев, ссылаясь на А. Брюкнера, отмечал, что «родъ, родити означало сначала "успех", "процветание", "урожай", "прибыль", "забота"» [21, с. 153]. Род и Рожаницы, включая Макошь, заботились о своих потомках. В этом проявляется культ предков, судя по всему, бытовавший у славян. Макошь сохраняет устойчивую языковую связь со словом макушка. Если у дерева была пышная крона, макушка, то это указывало на плодородие земли, на хороший урожай: Развернулся дубовый лист, стало быть, земля вошла в полную силу и принялась за род: «Коли на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой» (Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила). Традиционно макушкой называли купол церкви, о ее верхушку: В щелях бойниц пылила сухая улица, торчала т макушка церкви, клочком неба за крышами и деревьями н голубела Волга (Дедков И. А. Дневник). Макушкой лета я всегда обозначается июль: Вокруг сплошное зелёное море. Н Июль — макушка лета (Бирюлин В. Лирические этюды). и Человек, рожденный с двумя макушками на голове, считался И счастливым человеком, потому что его оберегали силы природы, ангелы-хранители: Однако недаром у него на голове была не одна макушка, как у большинства мальчиков, а две, что, как известно, является вернейшим признаком счастливчика (Катаев В. П. Белеет парус одинокий).
В словаре И. И. Срезневского дается толкование слову маковица: «купол, верхъ Быстъ туча велика съ встока, и удари громъ вельми сильно в маковицю святаго Феодора церковь и зажже, згоре до вечерни. Лавр. Л. 6813 г.»5. Маковкой называли купол церкви, символ верха, божественного, связи с высшими силами: Только вспыхивавшая, подобно искре, золотая церковная маковка давала знать, что это было людное, большое селенье (Гоголь Н. В. Мертвые души). Маковка обозначает то же, что и макушка. В словаре Н. В. Горяева приводятся родственные слова: мак, макуха, маковица, маковник, макытра, макогон6. Все эти слова восходят к древнему корню и связаны с когнитивными признаками Макоши. В словаре Г. П. Цыганенко дается этимология слова макитра / макотра: «из корня мак-, соединительного гласн. -о- и второго корня тру-, тереть создано сложное слово "макотра" — первонач. "горшок, в котором трут мак", "широкий глиняный горшок"»7. В Словаре русских народных говоров макотра / макотёр имеет обозначение 'широкий сужающийся к низу глиняный горшок, в котором топили и хранили молоко, масло, ставили опару, пекли хлеб'8: А потому въ крестьянскихъ хозяйствахъ дрожжи делаются редко, а вместо настоя-щихъ дрожжей употребляется тесто, оставшееся после печешя хлеба на стенкахъ дижки (кадушки) или макитры. Впрочем, я рпдко встречалъ макитры въ крестьянскомъ хозяйстве (Гольцев В. А. Внутреннее обозрение. Русская мысль, 1880).
С макитрой связан свадебный обычай «идут с пирогами», когда гости отправлялись в дом невесты. Макитру, наполненную пирогами, украшенную цветками и разноцветными лентами, ставили на видном месте, чтобы гости могли подойти к невесте, а она их угостить. Прослеживается очевидная языковая параллель Макоши и слова макотра, которое обозначает мак и тереть. В народном сознании слово макитра получило и отрицательную оценочность. У белорусов, украинцев макотра (макитра) использовалась для приготовления теста, овощей и творога. Позднее макитрой стали называть глупую женщину, у которой вместо головы — пустой горшок. Явная ирония фиксирует смещение ценностной позиции объекта иронии, представление ее в ином свете.
Родовыми эпитетами Макоши стали термины родства: мать, матушка: И пошел он к Макоши-матушке, и спросил ее о своей судьбе. И сказала ему Макошь-матушка: — Ты ступай, светлый Хорс, к бережочку, укради у Зари ее крылышки (Песни птицы Гамаюн. Наука и религия, 1992); старшая сестра: Тем, кто стойко переносил все невзгоды, Макошь посылала свою младшую сестру Сречу, приносившую удачу и счастье (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). С именем Макоши тесно связана идея родства и родственных взаимоотношений с людьми и главой клана — Родом.
Обратимся к макроконцепту Род. В его структуре М. В. Пименова на основе изучения 15 этимологических и историко-этимологических словарей выявила три символических признака среди мотивирующих: название божества древних славян, судьба, родина [6, с. 41].
О месте Рода в иерархии богов было несколько версий. Согласно одной версии Род был богом богов: Если у восточных славян богом богов был Род, то у западных им являлся Свентовит (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). По другой версии могущественный славянский бог Род был третьим по значимости славянским богом: Они (славины и анты) считают, что один только бог творец молний является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают... Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания9. Б. А. Рыбаков считал бога Рода предшественником Перуна: «Под "творцом молний" можно подразумевать и древнего Рода ("родия" — молния), и пришедшего ему на смену Перуна...»; по мнению ученого, «так могло произойти отщепление образа бога грозы как символа войны и сопровождающих ее пожаров от давнего земледельческого божества Рода, повелителя мира, вдувающего дух жизни во все живое. Однако это отщепление не было повсеместным» [22, с. 34]. Как отмечает М. В. Пименова, символический признак 'название божества древних славян' может выражаться косвенным образом в пословицах: Бог не родит, не возьмешь ни семенем, ни племенем [7, с. 42]. Б. А. Рыбаков, сопоставляя понятия род -родиа (молния) -небо — свет — святость — световид (горизонт) — Святовит, установил, что бог Род может быть равен польскому богу Святовиту. Святовит представляют четыре бога, которые стоят спинами друг к другу (север — Макошь, восток — Велес, юг — Род, запад — Перун). Изображение одного бога Святовита приравнивалось к пониманию бога Рода. Для почитания бога Рода возводили храмы Рода, представляющие собой часть славянского святилища: внутри — храм Макоши, снаружи — храм Рода, под землей -храм Мары. Надписи храма (дома) Рода можно встретить в православных церквях [22, с. 34].
В народных преданиях существует миф о происхождении бога Рода: в тишине разбилось яйцо, а из золотой скорлупы появился Род, который дал жизнь всему живому. Тело Рода впоследствии стало Вселенной, а мысль — жизнью. Утка и щука были символическими образами Рода, поэтому в сказках именно они были всемогущими волшебниками, к которым можно было обратиться за помощью.
Бог как творец всего сущего, созидающая сила в единстве с природой заботится о роде человеческом, что вербализуется в когнитивном признаке творец макроконцепта Род: Второе, как человеку одному никак благополучну быть и род свой продолжить невозможно, то ему бог сотворил помощницу, сие есть жену, и первым законом утвердил, еже с нею умножить род свой; и дабы любовь междо мужем и женою наикрепчайше связана была, имяновал супружество единою плотию (Ефесеям, гл. В. Н. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах). В когнитивном признаке бог вербализуется значение божьего суда, обусловленного представлением, что бога нельзя ослушаться, разгневать: Сие примечания достойно, какое великое божеское правосудие и по делам в род и род воздаяние на сих детях Ярославлих изъявлено (Татищев В. Н. История российская в семи томах).
У бога Рода несколько ипостасей, одна из которых — Стрибог: Другой славянский бог, Стрибог, возможно, является одной из более поздних ипостасей Рода (Епифанцев В. По следам поверженных идолов), другая -Ярило: Ярила был богом весеннего солнца, плотской любви, мужской силы и продолжения рода (Епифанцев В. По следам поверженных идолов). Род выражает мужскую компоненту родства.
Родовой эпитет бога Рода — отец: Всеволод, меньший сын Ярославль, как более для его почтения и покорности отцем любим был, более всех завет отцов сохранил, справедливость, любовь к братии и кротость изъявил, так его бог пред всею братиею благословил, что его род, на престоле утвердяся, более 500 лет Россиею владел, и еще остав-шие от того рода днесь скромно и кротко в посредстве содержатся и нигде в замешаниях и злых предприятиях не показалися, разве за государей и отечество с честию пострадали (Татищев В. Н. История российская в семи томах). В христианстве правопреемником Рода стал Бог-Отец — глава Святой Троицы: Сын Божий «ходатай пред Отцем» (1 Ин. 2: 1) за весь человеческий род (Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис). Патерналистский характер христианства выражается в разных формах имен: Бог-отец, в Молитве «Отче наш» и под.
Символический признак судьба выражает прямое предназначение бога: повелевать судьбами людей, участвовать в их судьбе, направлять, предупреждать. В этом контексте реализуется когнитивный признак идол, потому что люди в трудную минуту поклоняются богам, приносят жертвоприношение: Древнее писание предупреждало: «если вы промолчите, то дом ваш разрушится и род ваш погибнет! (Галактионова В. Г. 5/4 накануне тишины).
В НКРЯ встречаются контексты, где Род оценивается негативно: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы-пророка! (Шляпентох Д. Конец Истории: благословенный Иов). В других контекстах слово род расширяет свое значение до 'все человечество, цивилизация': это характерно для переводных текстов, выражающих иную ментальность: В случае падения они готовы увлечь за собой свою семью, целый род, всю цивилизацию (Эстергрен К. Гангстеры).
А. Н. Веселовский, размышляя о вере русского человека в предопределенность, судьбу, пришел к выводу, что это психологическое настроение русского народа, его внутреннее убеждение [23]. Культ предков возникает из веры человека в то, что наследственные черты отца и матери перейдут потомкам, и род определяет их дальнейшую судьбу, долю: И две родственные мне, но не родственные друг другу силы, род матери и род отца, непримиримо сошлись между собой: каким мне быть, в кого пойти, и каждая готова была и ценою смерти не допустить, чтобы верх взяла другая (Лебедев С. Предел забвения). Важным жизненным постулатом в любой семье становится продолжение рода: Ванёк подрастет, пусть и продолжит род (Фролова М. Мяч в поднебесье). Доля зависит от самого рождения, от рода, прославленного благими делами предков: Для него ужасно важно, чтобы наш род пробился как можно выше (Каллас Т. Традиционный сбор). Вербализация когнитивного признака доля в значении 'несчастная доля', 'незавидная участь', 'предопределенность' происходит посредством слова отродье и через выражение что на роду написано: Хвались и болгар отродие. Исмаилов род (Татищев В. Н. История российская в семи томах). Символический признак судьба выражает суть Рода — Род и есть судьба: Думаю, взираю на свод лазоревый, возношусь духом выше, выше — и взор мой проясняется, отираю слёзы — и мирюсь с судьбою, мирюсь с человеческим родом (Карамзин Н. М. Филалет к Мелодору). Род описывается соматической метафорой колен — поколений: Измаилов же род колен 12, от которых сии четыре рода (316), а осмь колен заклепаны Александром Великим в горах, которые имеют изыти в кончине мира (Татищев В. Н. История российская в семи томах). Род вершит судьбы, решая, как жить целым поколениям.
Память о предках — нравственная первооснова традиций рода: каждый должен знать происхождение рода, свои корни: Вы знаете, с кого начинается ваш род? (Янькова Т. Социальная сеть вашей семьи «Родня»: сохраняем историю для грядущих поколений). Выражение из рода в род означает 'из поколения в поколение', 'из уст о в уста': И дотоле его не умрет похвальная память, дон- т деже не оскудеют истории, последним веком тебе глася- н щыя, сиесть со псаломником глаголя: «<Память его пре- я бывает в род и род» (архиепископ Феофан Прокопович. Н Слово похвальное о преславной над войсками свейскими и победе, пресветлейшему государю царю и великому И князю Петру Алексиевичу). Предки — защитники людей, А их берегини и охранители: В старинных русских памятниках средоточием этого культа является со значением охранителя родичей род со своими рожаницами... (Ключевский В. О. Русская история). Память о предках -важная составляющая культуры народа.
Богу Роду поклонялись, приносили подношения, совершали ритуалы и обряды во славу предков: Возьми ты, имярек, от меня, имярек, два лебедя белых гостинцы, святи [й] Бог тебе на послуги, возми проч[ь] отца и матерь, и род, и племя, и всех родителей, доспей его по старому здрава, а меня, имярек, прости (Обряды против недруга. 1625-1650). В. В. Иванов и В. Н. Топоров подчеркивают, что Роду и Рожаницам «совершали особые жертвоприношения едой (в том числе кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами) и питьём (мёдом)» [19, с. 871].
Род и Рожаницы считались прародителями — предками: Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род (Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории). В описании ритуала почитания Рода и Рожаниц актуализируются когнитивные признаки идол, бог, благо, пиршество: Трапеза Роду и рожаницам была частью обычного обеда и либо просто оставлялась на столе, либо вносилась в баню (Грузнова Е. Место, где все равны). В честь Бога Рода и Рожаниц пели песни, устраивали трапезы: Возрадуются (верные) в веселии сердца, вы же, покорившиеся бесам, молящиеся идолам и устраивающие пиршества в честь Рода и рожаниц, вы закричите в сердечной муке, будете рыдать в судорогах сердец своих! (Еремеева С. А. Лекции по русскому искусству). Ритуальную часть составляли требы: Начата требы класти, роду и рожаницам, прежде Перуна бога их, а переже того клали требу упирем и берегиням (Буслаев Ф. И. Эпическая поэзия). Треба — это жертва Богам — Роду и Рожаницам: Макошь / Мокошь относится к Рожаницам.
Мнение о том, что Род и Рожаницы суть светила, звезды, планеты, представлено в работе А. Н. Афанасьева. Автор приводит строки из раскольничьей «Истории о отцех и стра-дальцех Соловецких»: видеша неции от житель столп огнен от земли до небеси сияющ, и видевшеразумена, яко пустынник ко Господу отьиде [24]. В народных поверьях бытовало представление в душе как о звезде (падающая звезда, гаснущая звезда). М. В. Пименова пишет: «По народным представлениям душа после смерти в виде звезды появлялась на небе. Душа — это звезда (душа на небе / небесах; яркая душа). Падающая с неба звезда символизирует рождение человека: Гляди — звезда упала! Это чья-нибудь душенька чистая встосковалась, мать-землю вспомнила! (М. Горький. д Детство). Души-звёзды — это божества» [25, с. 259]. Следы и культа предков можно отыскать в сказках: «Самые древние § представления о божествах русского народа отражены в сказках. В сказках в роли божеств — охранителей, дарителей благ, помощников и советчиков — выступают предки о (зачин практически любой сказки — жили-были дед и баба; О ср.: в белорусском: дзяды и бабы). Млечный путь, звёздный путь — это путь к предкам» [25, с. 260].
Полученные результаты анализа статей из словарей и языкового материала с основными вербализаторами изучаемых макроконцептов приводятся в таблице. Большое количество выделенных признаков указывает на древнюю природу сравниваемых макроконцептов. На это же указывает синкретизм найденных признаков.
Заключение
Выделенные 33 когнитивные признака символического макроконцепта Макошь можно объединить в виде 11 блоков:
1. (Божественное) материнство (4 признака): богиня, Богородица / Дева Мария, маковка, макушка.
2. Природные объекты и явления (4 признака): дождь, звезда, земля, рога / рог изобилия.
3. Плодородие (2 признака): изобилие, урожай.
4. Духи природы (1 признак): русалки / вилы.
5. Родство (6 признаков): жена, мать, прародитель, родство, семья, старшая сестра.
6. Функции (4 признака): громовержец, пряха, творец, хозяйка.
7. Взаимоотношения (1 признак): забота.
8. Оценка (1 признак): благо.
9. Человек (2 признака): девушка, женщина.
10. Судьба (4 признака): доля, жребий, судьба, удача.
11. Культ (4 признака): идол, Параскева Пятница, Рожаница, треба / жертвоприношение.
Найденные 35 когнитивных признака символического макроконцепта Род можно объединить в виде 13 блоков:
1. (Божественное) отцовство (2 признака): бог, Бог-отец.
2. Природные объекты и явления (3 признака): звезда, молния, небо.
3. Плодородие (1 признак): урожай.
4. Родство (4 признака): отец, прародитель, родство, семья.
5. Функции (5 признаков): земледелие, повелитель, правосудие, созидание, творец.
6. Взаимоотношения (2 признака): забота, охрана.
7. Оценка (3 признака): благо, лукавство, прелюбодеяние.
8. Судьба (2 признака): доля, судьба.
9. Культ (5 признаков): идол, пиршество, Стрибог, треба / жертвоприношение, Ярило.
10. Успех (4 признака): макушка, прибыль, процветание, успех.
11. Место рождения (1 признак): Родина.
12. Свойство (1 признак): сила.
13. Люди (2 признака): цивилизация, человечество.
В структуре макроконцепта Род отсутствуют признаки природных духов и человека (многие ученые подчеркивали неперсонифицированность Рода в славянском пантеоне). В связи с заимствованиями слов в русский язык понятие рода расширяется до человечества и цивилизации в целом.
В структурах макроконцептов Род и Макошь совпадают следующие когнитивные признаки: благо, божественность (бог, богиня), доля, забота, звезда, идол, прародитель, родство, семья, судьба, творец, треба / жертвоприношение, урожай. Появление негативной оценки в структуре макроконцепта Род обусловлено сменой религии. Общее количество выделенных когнитивных признаков в изучаемых структурах примерно одинаково: 33 признака в структуре символического макроконцепта Макошь и 35 признаков -в структуре макроконцепта Род.
Табл. Когнитивные теоморфные признаки в структурах макроконцептов Род и Макошь
№ Когнитивные признаки Род Макошь № Когнитивные признаки Род Макошь
1 благо + + 28 повелитель + -
2 бог, богиня + + 29 правосудие + -
3 Бог-отец + — 30 прародитель + +
4 Богородица / Дева Мария — + 31 прелюбодеяние + -
5 громовержец — + 32 прибыль + -
6 девушка — + 33 процветание + -
7 дождь — + 34 пряха — +
8 доля + + 35 рога / рог изобилия — +
9 жена — + 36 Родина + -
10 женщина — + 37 родство + +
11 жребий — + 38 Рожаница — +
12 забота + + 39 русалки / вилы — +
13 звезда + + 40 семья + +
14 земля — + 41 сила + -
15 земледелие + — 42 созидание + -
16 изобилие — + 43 старшая сестра — +
17 идол + + 44 Стрибог + -
18 лукавство + — 45 судьба + +
19 мать — + 46 творец + +
20 макушка + + 47 треба / жертвоприношение + +
21 маковка — + 48 удача — +
22 молния + — 49 урожай + +
23 небо + — 50 успех + -
24 отец + — 51 хозяйка — +
25 охрана + — 52 цивилизация + -
26 Параскева Пятница — + 53 человечество + -
27 пиршество + — 54 Ярило + -
Примечания
1 Богиня-мать. Мифы народов мира: энциклопедия, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 2008. С. 148.
2 Там же. С. 871.
3 НКРЯ. URL: www.ruscorpora.ru (дата обращения: 11.07.2022).
4 Кабакова Г. И. Мать. Славянские древности: этнолингвистический словарь, под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. Т. III. С. 207.
5 Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М.: Книга, 1989. С. 102.
6 Горяев Н. В. Сравнительный этимологический словарь русскаго языка. Тифлис: Типография канц. главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1896.
7 Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. К.: Рад. шк., 1989. С. 223.
8 Словарь русских народных говоров. Вып. 17. Леснокаменный-Масленичать. Л.: Наука, 1981. С. 314.
9 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М.: АН СССР, 1950. С. 297.
Литература
1. Ставицкий А. В. Миф в историческом поле культуры: психологический аспект. Миф в истории, политике, культуре: мат-лы II Междунар. науч. междисципл. конф. (Севастополь, 27-28 июня 2018 г.) Севастополь: Филиал МГУ о им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2018. С. 238-240. [Stavitskiy A. V. Myth in the historical field of culture:
a psychological aspect. Myth in history, politics, culture: Proc. II Intern. Sci. Interdisciplinary Conf., Sevastopol, 27-28 Jun | 2018. Sevastopol: Branch of MSU in Sevastopol, 2018, 238-240. (In Russ.)] EDN: OLKBRV Л
2. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с. [Sapir E. Selected works | on linguistics and cultural studies. Moscow: Progress, 1993, 656. (In Russ.)]
3. Пименова М. В., Капенова Ж. Ж. Концептуальные исследования в современной лингвистике: теория и практика (на примере ландшафтных концептов). СПб.: СПбГЭУ 2016. 152 с. [Pimenova M. V., Kapenova Zh. Zh. Conceptual research in modern linguistics: theory and practice (the case of landscape concepts). St. Petersburg: SPbSUE, 2016, 152. (In Russ.)]
4. Ставицкий А. В. Миф как язык: о некоторых подходах к изучению мифа лингвистами. Миф в истории, политике, культуре: мат-лы V Междунар. науч. междисципл. конф. (Севастополь, 22-25 июня 2021 г.) Севастополь: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2021. C. 253-257. [Stavitskiy A. V. Myth as a language: on some approaches to the study of myth by linguists. Myth in history, politics, culture: Proc. V Intern. Sci. Interdisciplinary Conf., Sevastopol, 22-25 Jun 2021. Sevastopol: Branch of MSU in Sevastopol, 2021, 253-257. (In Russ.)] https://doi.org/10.35103/SMSU.2021.11.31.035
5. Ибраимова Г. О. Структурные особенности символического макроконцепта мать: от первопризнака до символа. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 782-789. [Ibraimova G. O. Structural features of the symbolic macroconcept of mother: from the first sign to the symbol. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, 23(3): 782-789. (In Russ.)] https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-782-789
6. Пименова М. В. Особенности структуры символического макроконцепта РОД. Вестник Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова. Серия Филологическая. 2021. № 2. С. 37-44. [Pimenova M. V. Features of the structure of the symbolic macro concept GENUS. Bulletin of Sh. Ualikhanov Kokshetau University. Philological series, 2021, (2): 37-44. (In Russ.)] EDN: VSGPPQ
7. Пименова М. В. Символический макроконцепт «род» в русской лингвокультуре. Общество, язык и культура XXI века: XXXVIII Междунар. науч. онлайн-конф. (Санкт-Петербург-Бишкек, 29-30 апреля 2021 г.) СПб.: Ин-т иностранных языков; Бишкек: Манас, 2021. С. 37-46. [Pimenova M. V. Symbolic macroconcept of Род (genus) in Russian linguoculture. Society, language, and culture in the XXI century: Proc. XXXVIII Intern. Sci. Online Conf. St. Petersburg-Bishkek, 29-30 Apr 2021. St. Petersburg: Institute of Foreign Languages; Bishkek: Manas, 2021, 37-46. (In Russ.)] EDN: SPQNZT
8. Пименова М. В. Мифы России: пернатые образы богов и богинь (Перун-Род и Перыня-Макошь). Мифологос. 2022. № 3. С. 24-32. [Pimenova M. V. Myths of Russia: feathered images of gods and goddesses (Perun-Rod and Perynya-Makosh). Mythologos, 2022, (3): 24-32. (In Russ.)]
9. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология. Мифы народов мира, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 929-934. [Ivanov V. V., Toporov V. N. Slavic mythology. Myths of the peoples of the world, ed. Tokarev S. A. Moscow: Sov. entsiklopediia, 1980, 929-934. (In Russ.)]
10. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с. [Ivanov V. V., Toporov V. N. Research in the field of Slavic antiquities: Lexical and phraseological issues of text reconstruction. Moscow: Nauka, 1974, 342. (In Russ.)] EDN: UFTQFJ
11. Дедюшина Е. В. Архетип женщины в славянской и германо-скандинавской мифологии: общее и особенное. Этническая культура в современном мире: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 ноября 2019 г.) Чебоксары: ЧГИКИ, 2020. С. 37-40. [Dediushina E. V. Archetype woman in Slavic and German-Scandinavian mythology: general and special. Ethnic culture in the modern world: Proc. VI Intern. Sci.-Prac. Conf., Cheboksary, 8 Nov 2019. Cheboksary: ChSICA, 2020, 37-40. (In Russ.)] EDN: HRTAFX
12. Капля О. В. Единство женских образов языческой и христианской культур. Культура, искусство, образование на перекрёстке времен и цивилизаций: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 29-30 января 2019 г.) Волгоград: Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова; ИП Никулина М. Г., 2019. С. 41-49. [Kaplya O. V. Unity women's images of pagan and Christian cultures. Culture, art, and education at the crossroads of times and civilizations: Proc. All-Russian Sci.-Prac. Conf., Volgograd, 29-30 Jan 2019. Volgograd: Volgograd Conservatory (institute) named after P. A. Serebryakova; IP Nikulina M. G., 2019, 41-49 (In Russ.)] EDN: XYCUJA
13. Мошина Е. А., Умурзакова А. Ж. Миф об именинах земли в русской лингвокультуре. Миф в истории, политике, культуре: мат-лы IV Междунар. науч. междисципл. конф. (Севастополь, 26-27 июня 2020 г.) Севастополь: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2020. С. 141-145. [Moshina E. A., Umurzakova A. Zh. Myth about the name-days of the earth in Russian linguoculture. Myth in history, politics, culture: Proc. IV Intern. Sci. Interdisciplinary Conf., Sevastopol, 26-27 Jun 2020. Sevastopol: Branch of MSU in Sevastopol, 2020, 141-145. (In Russ.)] EDN: EFQQJW
14. Космачёва О. Ю. Репрезентация смыслового элемента 'род' в русской лингвокультуре. Гуманитарные исследования. g 2019. № 2. С. 31-37. [Kosmacheva O. Yu. The representation of the semantic element of 'kind' in Russian linguistic culture. g Humanitaria Studia, 2019, (2): 31-37. (In Russ.)] EDN: VTVDLI
15. Суровегина Е. С., Коробова Ю. С. Особенности отражения мифологемы «Мокошь» по данным отечественной исто-J риографии. Религия и общество — 14: XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Могилев, 6-11 апреля 2020 г.) Могилёв: МГУ р имени А. А. Кулешова, 2020. С. 214-216. [Surovegina E. S., Korobova Yu. S. Features of the reflection of the mythologeme
Mokosh in domestic historiography. Religion and Society 14: Proc. XIV Intern. Sci.-Prac. Conf., Mogilev, 6-11 Apr 2020. о Mogilev: MSU named after Kuleshov, 2020, 214-216. (In Russ.)] EDN: OOODME
16. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков: Епархиальная тип., 1916. Т. 1. 376 с. [Galkovskiy N. M. The struggle of Christianity with the remnants of paganism in Ancient Russia. Kharkov: Eparkhialnaia tip., 1916, vol. 1, 376. (In Russ.)]
17. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с. [Rybakov B. A. Paganism of the ancient Slavs. Moscow: Nauka, 1981, 608. (In Russ.)] EDN: RBNDBT
18. Белякова Г. С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. 239 с. [Belyakova G. S. Slavic mythology. Moscow: Prosveshchenie, 1995, 239. (In Russ.)]
19. Иванов В. В., Топоров В. Н. Род. Мифы народов мира, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 871. [Ivanov V. V., Toporov V. N. Genus. Myths of the peoples of the world, ed. Tokarev S. A. Moscow: Sov. entsiklopediia, 1980, 871. (In Russ.)]
20. Иванов В. В., Топоров В. Н. Мокошь. Мифы народов мира, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 683684. [Ivanov V. V., Toporov V. N. Mokosh. Myths of the peoples of the world, ed. Tokarev S. A. Moscow: Sov. entsiklopediia, 1980, 683-684. (In Russ.)]
21. Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.: АН СССР, 1959. 212 с. [Trubachev O. N. The history of Slavic terms of kinship and some ancient terms of the social system. Moscow: AS USSR, 1959, 212. (In Russ.)] EDN: UFLLDT
22. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. 782 с. [Rybakov B. A. Paganism of ancient Russia. Moscow: Nauka, 1987, 782. (In Russ.)] EDN: RBNDFP
23. Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. Вып. XIII. Судьба-доля в народных представлениях славян. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1890. Т. 46. С. 460. [Veselovsky A. N. Research in the field of spiritual verse. Iss. XIII. Fate and Destiny in the folk ideas of the Slavs. St. Petersburg: Tip. Imp. Akad. nauk, 1890, vol. 46, 460. (In Russ.)]
24. Афанасьев А. Н. О значении Рода и рожаниц. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России.М., 1855. Кн. 2. Ч. 1. С. 132-134. [Afanasiev A. N. The meaning of Rod and Rozhanitsa. Archive of historical and legal information relating to Russia. Moscow, 1855, book 2, pt. 1, 132-134. (In Russ.)]
25. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004. 386 с. [Pimenova M. V. Soul and spirit: features of conceptualization. Kemerovo: Grafika, 2004, 386. (In Russ.)]